"Как воспитать финансово-ответственного ребенка"
материал (5 класс)

Зайцева Наталия Николаевна

Материал для беседы с родителями на родительском собрании в 5 классе в рамках проведения Недели финансовой грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovoe_vospitanie_detey.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании в 5 классе

«Как воспитать финансово-ответственного ребенка»

в рамках проведения недели финансовой грамотности

Актуальность финансового воспитания состоит в том, что «правильно» сформированное отношение к деньгам у детей существенно влияет на процесс их экономической социализации и формирования фундамента «психического здоровья». Родители часто нивелируют проблему финансового воспитания ребенка. Этот вопрос чаще всего или замалчивается (поскольку ребенок еще слишком мал, чтобы распоряжаться деньгами), или же родители формируют неверное отношение ребенка к деньгам. Не следует также забывать, что родители являются основным эталоном, влияющим на ребенка в восприятии денег. Поэтому именно на последних возлагается ответственность за правильную и обоснованную подачу этой экономической категории своим воспитанникам. В общем, финансовое воспитание сводится не только к разговорам, но и к реальным действиям. Доверие ребенку денег в том возрасте, когда он уже умеет считать – это один из наилучших способов привить ему такое желание.

К сожалению, нередко родители уверены, что для семейного бюджета дети – только обуза: т.е. Дети – статья расходов.  Дети, которые с детства «впитали» такое отношения,  тоже будут не лучшими образцами родительского поведения и мышления. Ребенок – это инвестиция в вашу старость. Чем раньше родители начнут воспитывать в нем здравое отношение к деньгам, тем раньше родители освободятся от опеки над ребенком.

Многие родители считают неправильным обсуждать с детьми финансовые вопросы

Игнорирование. Глобальные финансовые вопросы легко решаются взрослым человеком, если он ребенком усвоил азы. Поэтому составляя и распределяя семейный бюджет, приглашайте детей к участию. Вместе считайте расходы на семью, выбирайте крупные покупки, по ходу объясняйте, советуйтесь в вопросах приоритетности. Расскажите о необходимости оплаты коммунальных услуг и объясните, что каждая семья должна иметь деньги на непредвиденные расходы. Это и будут самые важные жизненные уроки в сфере финансов.

Дети должны знать, каким образом и для чего деньги приходят в семью, как правильно тратить их и зачем нужно откладывать часть дохода на будущее. Рассказывайте ребенку, как и за что родители получают деньги – он должен знать, за что платят вам зарплату.

Дети часто становятся расточительными, поскольку не знают, откуда берутся в семье деньги, что родителям приходится работать, и часто эта работа бывает очень тяжелой.

Карманные деньги

Не давать ребенку карманные деньги – это ошибка финансового воспитания ребенка. Он будет чувствовать себя обделенным в сравнении с другими детьми, у него будет развиваться комплекс неполноценности.

Не забывайте при этом, что карманные деньги – это не поощрение ребенка за какие-то достижения, а часть его финансового воспитания. Недопустимо дать деньги, а после отобрать их, придумав благовидный предлог.

Выдаваемая сумма зависит от возраста ребенка и финансового положения семьи. Очень важно предварительно определить, какие именно покупки может делать ребенок. Не нужно говорить «покупай что хочешь». Он ведь может и сигареты купить. В некоторых семьях бывает мало свободных денег, поэтому карманные деньги для школьника кажутся родителям расточительством. Если это ваш случай, лучше давать ребенку символическую сумму, чем не давать ничего.

Помните ещё вот о чем: независимые доходы ребенка должны принадлежать ему лично и никак не сказываться на постоянных доходах ребенка (его карманных деньгах). Если это денежный подарок кого-нибудь из родных или стипендия, ребенок должен тратить их по своему усмотрению. Взрослым можно лишь предложить ребенку совершить ту или иную покупку, но ни в коем случае не давить на него.

На первый взгляд, было бы естественно прекращать выдачу карманных денег, если ребенок плохо себя ведет и должен быть наказан.

          Полностью лишать виновника денег, возможно, не лучшее решение:

  • есть вероятность того, что ребенок просто разозлится на вас                                                    

или

  • он может начать брать деньги в долг у одноклассников или попробует стащить  деньги из вашего кошелька.

Стоит  ли поощрять детей деньгами?

Многие родители платят детям за хорошие отметки или помощь по дому. Психологи категорически не рекомендуют это делать. Помощь по дому уставшей маме подменяется стремлением заработать. Для мотивации помощи по дому или хороших оценок используйте нематериальные стимулы. Ведь все члены семьи что-то делают по дому и заботятся друг о друге, и ребенок тоже должен это делать. Но трудоемкая деятельность (помощь папе на работе, мытье машины, другие дела, на которые у родителей не хватает времени) должны оплачиваться – зачем обрекать ребенка на рабочий альтруизм? Пусть он получит символическую оплату. Например, оставит себе сдачу после похода в магазин.

Плата за оценки в школе. Это толчок к финансовой пропасти, не говоря уже о том, что ребенок перестает правильно воспринимать процесс получения знаний. Когда ребенку платят за каждую хорошую оценку, то он, кроме всего прочего, еще и не учится стратегическому планированию, не видя дальше ближайших перспектив. Если вы хотите наградить за хорошую учебу, то гораздо важнее мотивировать ребенка честно заработанными материальными благами. Например, сделайте ему подарок, но за хорошие результаты полугодия.

Деньги для детей - хорошее учебное пособие перед взрослой жизнью (для подростков).

Умение обращаться с деньгами - это совершенно особый навык, который, к счастью, успешно поддается тренировке.

Карманные деньги - лучший тренажер финансовой самостоятельности  для ваших детей.

Ребенок 11-14 лет (при условии предварительного финансового воспитания) вполне может выдержать своеобразный финансовый экзамен. Рекомендуется эксперимент с оплатой семейного выходного дня. Выдайте ребенку определенную сумму, предварительно обсудив с ним основные траты. Это может быть поход в парк аттракционов, просмотр фильма в кинотеатре, обед в кафе, покупка мороженного. Все расчеты ребенок должен осуществить самостоятельно. Если деньги закончатся раньше, чем вечер, семья должна прервать отдых и вернуться домой. Похвалите ребенка, если денег хватит. А если не хватит, он сможет сам проанализировать свои ошибки.

Испытательный месяц

Можно также устроить подростку «испытательный срок». Суть испытательного месяца заключается в следующем. Ребенку выдается сумма, которая должна покрывать расходы на одежду, мелкие нужды, различные вкусности, оплату мобильного телефона, транспорт, развлечения. Предложите ребенку самостоятельно планировать свои покупки какое-то время. Обговорите все траты, заведите тетрадь для учета покупок. И отпустите ребенка на месяц в самостоятельное плавание по морю денег. Испытательный месяц – отличный метод финансового воспитания 12-14 летних детей.

Все можно купить. 

Убежденный в этом человек вырастает потребителем, у которого сформировалось пренебрежительное отношение к ключевым человеческим ценностям. А значит, под угрозой его экологичность мышления и гуманность методов обогащения.

Нематериальные активы (здоровье, здоровая психика, искренняя любовь и взаимоотношения) – невозможно купить. Объясняйте это детям, рассказывайте, в чем ценность нематериального богатства. Например, любящие друг друга родители – это поддержка, хороший друг – это и помощь, и радость от общения.

Заключение: Деньги для детей - хорошее учебное пособие перед взрослой жизнью. Но не стоит переоценивать влияние финансового благополучия на общую удовлетворенность жизнью ребенка.

Что же нужно детям для счастья? Банально и просто - любящая семья с братьями и сестрами.

А вот говорить детям: "Зачем давать тебе больше денег, если ты от этого не станешь счастливее?" не следует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как воспитать талантливого читателя? Презентация

В презентации представлены различные формы работы с учащимися по привлечению их к чтению....

Как воспитать грамотного читателя? Цикл бесед для родителей.

Цикл бесед для родителей о формировании навыков чтения. о том, что значит "грамотное" чтение, о пользе домашнего совместного чтения вслух....

Как воспитать лидера

Рекомендации по воспитанию лидера среди детей среднего школьного возраста...

Воспитать гражданина

Статья в газету по результатам Всероссийского конкурса на знание государственной символики...

Педагогическая мастерская "Как воспитать человека, любящего свою Родину?"

Родительское собрание по   гражданско-патриотическому воспитанию....

Публикация в газете "Приволжская новь" "Воспитать доброе отношение к животным -воспитать человека"

Беседа для родителей в рамках Недели "В защиту животных-2020",  газета "Приволжская новь" №39 от 24.09.2020...