Ансамблевая игра в классе домры – важнейшее звено музыкального воспитания учащихся ДШИ
методическая разработка (5,6,7,8,9,10,11 класс) по теме

Филиппова Людмила Алексеевна

В статье рассматриваются особенности игры в ансамбле в класе домры. Ансамблевая игра – важнейшее звено музыкального воспитания учащихся ДШИ. Не стоит недооценивать данный вид работы. Он интересен как учителю , так и ученикам.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_v_ansamble_.doc36.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Зарайского муниципального района Московской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Детская школа искусств

Ансамблевая  игра в классе домры  –

 важнейшее звено музыкального воспитания

                                      учащихся ДШИ

Выполнила: преподаватель

по классу домры   Л.А.Филиппова

г.Зарайск 2012 г.

Ансамблевая игра – очень  интересный вид работы, который даёт полное представление о возможностях инструмента, осознанное желание музицировать вместе с другими учениками, со своим преподавателем. Ансамбль способен  заинтересовать ребёнка в скорейшем овладении инструментом, что, в свою очередь, помогает ускорить процесс знакомства юного музыканта с  миром  большой музыки.

Предлагаемая методика актуальна для домры, древнего русского народного инструмента, соединяющего в себе возможности сольного инструмента  с  богатым и разнообразным ансамблевым репертуаром. История  возникновения этого инструмента рассказывает о том, что ещё в древности  домра использовалась для совместной игры в ансамблях малых форм. Но вершина коллективного  музицирования на народных инструментах – это, конечно, оркестр! Именно в оркестре раскрываются   широчайшие возможности инструмента, его выразительные способности.  А начинать надо с игры в ансамбле. Ведь навыки ансамблевой игры – необходимые навыки будущего участника инструментального ансамбля или оркестранта, где  домра - важнейший голос.

На  первом этапе особенно важно уделять внимание участию ученика в элементарном ансамблевом музицировании - совместно с преподавателем, который исполняет более сложную партию, или совместно с другими учащимися - учениками старших классов. Начиная с первых уроков, творческая атмосфера в классе должна быть  наполнена настоящей, полноценно звучащей музыкой. Это создает у ученика  мотивацию к занятиям музыкой, ведь, чем  интереснее, разнообразнее будут первые уроки, тем больше ученик будет стремиться к занятиям на  инструменте. Опыт показывает, что очень важно активизировать трудный период  технического  овладения  инструментом. Для учащихся младших классов большую проблему представляет техническое  владение инструментом, детям трудно удерживать инструмент, зажимать лады. В таких случаях в ансамбле им можно поручить игру на открытых струнах.

Игра в ансамбле интересна и полезна для детей любого возраста. Огромное количество вариантов открывается перед преподавателем и учеником в этой области: дуэты, трио, квартеты и.т.д.; игра вместе  с преподавателем, с одноклассниками, с учащимися старших классов, с ребятами  других  специализаций. В каждом случае ученику предстоит решать  новые интересные задачи. Конечно, при подготовке к серьёзному выступлению педагог будет распределять голоса соответственно возможностям и способностям учеников. Тем не менее, хорошо, если менее сильному и способному когда-то будет дана возможность исполнять первый голос там, где это будет ему под силу. Тем, кто исполняет, как правило, ведущие голоса, желательно научиться справляться с задачами, которые ставят перед ними исполнение 2-ого, 3-его голосов, ведь здесь требуется особая  тонкость, чуткость, готовность слушать другие голоса и следовать за солистом, поддержать его. Необходимо объяснить учащимся особую роль и значение каждого голоса. Ведь вся полнота и гармония звучания будут достигнуты лишь при грамотном исполнении всех голосов.

Безусловно, очень интересным может стать для учащихся исполнение народной музыки. Здесь   возможно знакомство с другими видами инструментов - альтовые, басовые  домры,  использование учащимися  шумовых  и  ударных инструментов (Рус.нар. песня«Я на горку шла», укр. нар. песня «Весёлые гуси»)

В пьесах композиторов ХХ века и современных композиторов интересна аккордовая техника, синкопы, необычная гармония (Хейтц «Чарльстон», Бабаджанян «Ноктюрн»). Также важно, что исполнение современных пьес вызывает у  учащиеся  ощущение  движения  в ногу со временем.

 Начинать нужно  с более лёгкого, доступного и понятного. А дальше - усложнение ритмов, специальные приёмы, дисгармония, резкие контрасты. Таково влияние современного мира на культуру в целом и на музыкальную культуру в частности. Ученик должен услышать  и почувствовать это.

Важным принципом педагогической деятельности преподавателя ДШИ является органичное включение в учебный процесс концертных выступлений учащихся  в  ансамбле, начиная с самых первых шагов.

Выступление в ансамбле  способствует исчезновению страха перед сценой. Если  учащиеся  выходят вместе или с учителем, они поддерживают друг друга. Выход ансамбля на сцену - это всегда организованный выход, красивый дружный поклон, артистичное поведение. Воспитывается умение постоянно держать себя в концертной форме, повышается чувство ответственности за качество исполнения, как собственного, так и других участников маленького коллектива. Для выступлений желательно иметь постоянный концертный репертуар.

Игра в ансамбле –это важнейшее звено музыкального воспитания, развития слуховых, ритмических, психо - эмоциональных навыков, развития навыков коллективного музицирования.  Ансамблевая игра - это широчайшие возможности инструмента, разнообразный репертуар, знакомство со многими стилями, овладение дополнительными инструментами (альтовой, басовой домры), сотрудничество с учащимися и преподавателями других  специализаций школы, выступление совместно с педагогом, творческая атмосфера в классе.

Таково значение использования ансамблевой игры в  классе домры. Данный вид работы позволяет музыканту интенсивно развиваться, обрести необходимые навыки для игры на домре, познакомиться с богатыми возможностями своего инструмента, его репертуаром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра в ансамбле – важнейшее звено музыкального воспитания.

Данная статья рассказывает о методике, которая позволяет максимально интенсифицировать процесс вхождения юного музыканта в мир большой музыки, дать полноценное представление о возможностях инструмента...

"Ансамблевое музицирование в ДМШ, ДШИ и его значение в музыкальном воспитании учащихся"

С  чем  связана  популярность  ансамблевого  музицирования  среди  учащихся  и  преподавателей  детских  школ  искусств? Какие  в...

Развитие навыков ансамблевой игры в классе аккордеона

laquo;Зажечь», «заразить» ребёнка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога. В классе аккордеона применяются различные формы работы. ...

Развитие навыков ансамблевой игры в классе аккордеона

laquo;Зажечь», «заразить» ребёнка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога. В классе аккордеона применяются различные формы работы. ...

Развитие навыков ансамблевой игры в классе фортепиано

Игра в ансамбле всегда привлекает детей, дарит им удовольствие от совместного творчества. Именно ансамбли знакомят детей не только с фортепианной, но и симфонической, камерной, балетной, оперной музык...

Статья "Музыкально- дидактическая игра на уроке фортепиано, как средство музыкального развития учащихся младшего школьного возраста"

Данная статья рассказывает о важности применения игровых технологий на уроке фортепиано с младшими школьниками. В этом возрасте шаблонное изучение теоретических основ  музки и  небольших пье...