Модульная анкета педагога
материал по теме

Обозная Алла Викторовна

Обобщение педагогического опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модульная анкета обобщения  передового опыта.

  1. Адрес передового опыта: МКОУ «Петуховская средняя      общеобразовательная школа №1».

1.2.Сведения об авторе (авторах) передового опыта:

Ф.И.О.

должность

образование

стаж

категория

Награды, звания, ученые степени

Обозная Алла

Викторовна

Преподаватель – организатор ОБЖ

4 года

базовая

«Теоретическая интерпретация опыта».

2.1. Наименование темы опыта: «Деятельность классного руководителя по профессиональной ориентации школьников»

2.2. Объект передового опыта:  обучающиеся 7 В класса

2.3. Актуальность проблемы опыта:

    Социально-экономические условия жизни общества диктуют свои требования к профессиональной подготовке молодых людей. Мир стал более подвижным, а значит, более неустойчивым. Человек должен обладать гибкостью, выносливостью, чтобы не только выжить, но и достойно жить, принося при этом пользу обществу. Молодому человеку легко потеряться в мире существующих профессий, возможностей, ценностей. Юношам и девушкам нужна помощь для того, чтобы найти свой путь, сведя при этом количество ошибок к минимуму. Ошибка человека при выборе профессии – это ошибка в выборе стиля жизни, последствиями которой могут стать нарушенное физическое и психическое здоровье, общая неудовлетворенность, снижение энергетического тонуса. Для государства – это дополнительные материальные затраты на обучение, переобучение, лечение, ущерб от ошибок и снижение производительности и эффективности труда. С другой стороны, человек, совершивший ошибку в выборе профессии первоначально, может исправить ее в любой период своей жизни. Для этого он должен быть готов к постоянному образованию, саморазвитию и самореализации.

Современная школа и родители должны взять на себя ответственность за предоставление ребенку широких возможностей в поиске себя, изучении и развитии своих способностей, склонностей, формировании адекватной самооценки и уровня притязаний, в развитии способности делать осознанный выбор и добиваться цели.

Актуальность проблемы состоит в том, что в настоящее время большинство выпускников основной  школы оказываются неготовыми к осуществлению осознанного выбора дальнейшего маршрута обучения или профессии.  Поэтому перед  школой стоит задача проведения профориентационной работы  не только со старшеклассниками, но и с учащимися среднего звена. Необходимо формировать у них информационные основы выбора профессии, установки на самопознание и самооценку своих возможностей, первичных представлений  о самом себе, о своих знаниях, умениях, физических и психологических качествах и свойствах, воспитывать готовность к трудовой деятельности. Особое место в решении этой задачи отводится классному руководителю.

2.4. Условия функционирования опыта:   включение профориентации учащихся в план воспитательной работы классного руководителя.

3. «Практико-прикладная интерпретация опыта».

3.1. Описание сущности опыта

«Желание рождает мечту. Мы - будим желание. Бетховен был глухим, Мильтон  слепым, но их имена и творения стали бессмертными, потому что они умели не только  мечтать, но претворять свои мечты в жизнь. Все и всегда начинается с «хочу», потому, что желание рождает мечту. Я этого хочу – значит, это будет - вот установка, которой  следуют люди,  добивающиеся успеха в своей профессии».  Эти слова,  в полной мере отражают роль и значение профориентационной работы в школе.

      В нашей школе разработано и внедрено в практику Положение и программа по профориентации учащихся. Система профориентационной работы включает взаимосвязанную деятельность классного руководителя, педагога психолога, учителей предметников, семьи, педагога- организатора  -  всех кто участвует в процессе профессионального самоопределения.

Начиная с 10 класса обучение в нашей школе профильное. Готовность школьников к профильному и профессиональному самоопределению формируется постепенно, поэтому поддержка классного руководителя является непрерывным процессом.  Мной выделены основные направления работа по которым   рассчитана на период с 5 по 9 класс. Технология работы по данным направлениям   обозначена тремя стадиями,  которые формируют готовность подростков к выбору профессионального пути:

- стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий;

- стадия профессионального самопознания;

- стадия профессионального самоопределения.

Первая стадия рассчитана на 5 - 6 класс. В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Начинаю  свою работу с детьми с бесед о красоте, богатстве, истории нашей Родины. Подвожу учащихся к пониманию того, что материальные и духовные ценности, величие и мощь нашей страны создаются творениями рук людей, раскрываю перед школьниками многообразие их трудовой деятельности, говорю о том, что любая профессия в нашей стране почетна. И особенно почетны рабочие профессии, которые кормят и обеспечивают нормальную жизнедеятельность  всем людям.

Именно поэтому в этот период я постаралась  создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, учащиеся  могли  анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Одно из направлений моей работы, на данном этапе, - развитие    общих способностей. Именно в этом возрасте необходимо ориентировать учеников не на то, что когда-нибудь они будут учиться профильно, а на то, как им сейчас надо учиться.

Мероприятия,  проводимые за период 5- 6 класса:

  1. Тематические беседы, лекции, викторины,  конкурсы, вечера.
  2. Встречи с представителями различных профессий.
  3. Экскурсии на предприятия города.
  4. Выпуск стенгазет к профессиональным праздникам.

Вторая стадия ориентирована на 7-8 класс. На этом этапе планирую  занятия, направленные   на выявление собственных качеств, имеющих отношение к той или иной профессии, прояснение их содержания, оценке их уровня развития.

Направления работы:

  1. Изучение профессиональных и учебных интересов.
  2. Изучение профессиональных склонностей.
  3. Профессиональная диагностика способностей и личных особенностей школьников.

Применяемые методы-  диагностика, анкетирование, тестирование, дискуссии.

Основное внимание хочу уделить  не большому количеству психодиагностических методик, а применению специальных проблемно игровых и учебно-профессиональных ситуаций.

На первых двух этапах предусматривается включение учащихся в развивающую деятельность, ориентированную на приобретение первоначального опыта в различных сферах социально- профессиональной практики.

Направления работы:

  1. Организация самоуправления в классе.
  2. Участие в проектной и исследовательской деятельности.
  3. Участие в предметных неделях,  конкурсных и праздничных программах.
  4. Привлечение учащихся к получению дополнительного образования.
  5. Участие в системе школьного самоуправления.

На стадии профессионального самоопределения  завершается процесс становления профессионального самосознания. И важно отметить, что эта стадия у большинства школьников находит свое развитие и после школы!  Данная стадия характеризуется наличием сформированного маршрута в овладении профессией,  устойчивых интересов в связи с профессией и осознанием определенных личностных изменений, обусловленных требованиями профессии.

 Направления работы:                                    

  1. Информирование учащихся о типах профессий, объединенных по объекту труда, и о возможностях получения профессионального образования.
  2. Информирование учащихся о противопоказаниях к профессиям.
  3. Профессиональная консультация школьников. Главная цель профессиональной консультации — на основе определенного уровня профессионального самоопределения создание индивидуальной программы для школьника по дальнейшей подготовке его к выбору жизненного пути.
  4. Работа с родителями (анкетирование, профессиональное просвещение родителей)
  5. Участие в ярмарке вакансий учебных мест.

Применяемые формы и методы проведения занятий: тренинги, ролевые игры, диагностики, анкетирование.

Ведущей формой воспитания в моём классе является  систематическая и целенаправленная индивидуальная  работа на основе изучения динамики формирования профессионально важных качеств и индивидуально- личностных особенностей каждого ученика. Все 22 человека   в 6 классе занимались в секциях и кружках дополнительного образования: детская школа искусств – 6 человека; ДДТ « Вязание»- 1 человек;  ДЮСШ «Настольный теннис» - 1 человек, борьбы-самбо- 3 человека, футбольная секция – 4 человека; ЮДП – 5,  «Мир Лего»-2 человека.

Результаты исследований фиксируются в индивидуальной карте учащихся.

Результаты достижений учащиеся оформляют в «Портфолио». Одним из разделов структуры портфолио является «Кружки по интересам», проекты, творческие работы, социальная практика». Он включает в себя три информационных блока деятельности учащегося, материалы которых оцениваются только качественными показателями (полнота, ориентация на выбираемый профиль и т. д.)

  1. Информация о посещении кружков и секций.
  2. Перечень представленных проектов и творческих работ.
  3. Перечень самоотчетов о социальной практике.  

Данная  технология профессиональной ориентации,  способна перевести решение учебно-воспитательных задач на качественно новый уровень. Вся  работа с  учащимися, организуемая  на разных ступенях обучения,  призвана  не только оказать информационную помощь в области познания своих склонностей и интересов,  но в итоге сформировать на основе знаний  о профессиях мотивированный интерес учащихся к конкретному профилю профессиональной подготовки и развить навыки самостоятельного преодоления трудностей, связанных с профессиональным выбором.  

3.2. Результативность опыта (цифры, %). Адреса внедрения опыта:

Для того чтобы определить динамические показатели мною проведен социологический опрос учащихся в пятом  классе перед началом работы и в седьмом классе. Ребятам было предложено оценить по десяти бальной шкале свои знания о мире профессий.

Задавались вопросы:

На сколько балов ты  оцениваешь свои знания о мире профессий?  

Можешь ли ты сейчас рассказать все о профессии своих родителей?

 На сколько ты хорошо знаешь себя?

Из приведенной ниже диаграммы видно, что проведенная мной работа имеет положительную динамику. В результате работы по данной теме мы с обучающимися расширили представление о мире профессий, познакомились с  профессиями и местом работы  своих родителей.

Помимо представлений о мире профессий мы с ребятами изучили сформированность интересов с помощью теста «карта интересов».

Методика «Профиль» (методика карты интересов А. Голомштока)

Ф.И. обучающегося

Физика

Матем.

Химия биология

Радиот-ка

Элект-ка

Мех-ка конст-ие

география

Исскуство лит-ра

История политика

Педагогика медицина

Предп-ство

Военное дело спорт

Андреев Дима

5

4

5

5

3

5

3

3

5

5

Гейль Саша

5

3

5

5

4

2

1

4

5

5

Исаков Андрей

4

5

5

5

4

3

1

4

5

5

Кобзев Саша

2

1

4

4

2

3

3

2

3

4

Кондратова Настя

5

5

0

3

4

5

4

5

5

5

Кривоногова Ксюша

4

5

1

3

4

5

2

5

4

3

Лошкарев Саша

2

3

5

4

0

1

0

1

2

5

Лошкарев Никита

1

1

5

3

1

1

0

0

3

3

Лужинская Вика

3

5

0

0

3

4

1

4

5

2

Нагнибеда Андрей

5

3

5

4

1

3

3

3

4

5

Проскурякова Катя

3

3

1

0

2

0

2

2

2

1

Распопова Алена

3

2

0

0

3

1

0

3

4

5

Салимгиреева Роза

2

5

0

0

1

4

1

5

4

3

Сниткин Алеша

4

5

5

5

3

0

2

4

4

4

Соболева Алена

2

1

3

2

2

1

1

4

3

2

Степанов Слава

2

1

4

4

1

1

4

1

4

5

Телегина Алина

3

0

0

0

1

4

2

1

5

4

Телегина Саша

2

0

0

0

1

2

1

1

5

1

Тютина Алена

2

5

1

1

4

4

0

4

4

3

Фарафонова Полина

1

3

0

1

5

3

3

4

4

1

Чунарев Дима

5

5

5

4

2

1

3

3

4

5

Шерстюк Женя

1

5

1

3

4

4

1

2

3

3

Юдакова Настя

5

4

1

3

4

5

5

5

5

3

По результатам диагностики можно сделать вывод, что у большинства ребят интересы ярко выражены.

При изучении профессиональной направленности (дифферинциально – диагностический опросник Е. Климова (тип профессии))  личности обучающихся  было выявлено, что  43% обучающихся относятся к типу человек –художественный образ, 22% школьников относится к типу человек – техника, 17% ребят относятся к типу человек - знаковая система, 17% к типу человек – человек, 22% обучающихся относятся к типу человек – природа. Даные диагностика подтверждает правильность выбора ребятами кружков по интересам.

Обобщая теоретические знания совместно с обучающими была проведена исследовательские работы «Современный рынок труда», «Профессии наших родителей»,  а так же был создан проект «Новое время – новые профессии» и составлен краткий толковый словарь о современных профессиях.

Данный опыт был обобщен на методическом объединении классных руководителей в ноябре 2011года.

Я уверена, что моя система работы по профессиональному самоопределению школьников поможет многим детям стать более уверенными в себе,  найти свое место в жизни.

Дата заполнения анкеты:    

Автор анкеты: ___________     (А.В. Обозная)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная анкета педагога

Модульная анкета поможет педагогам обобщать опыт работы по изученным вопросам....

Модульная анкета

В модульной анкете раскрыты актуальность темы опыта, условия функционирования, сущность и результативность....

Модульная анкета 1

Формирование ключевых компетенций на уроках иностранного языка...

Анкета оценки ИКТ- компетентности педагога. Анкета «ИКТ-активность педагога»

данные анкеты позволяют определить уровень ИКТ - активности и компетентности любого педагога школы...

Анкета для педагогов дошкольного учреждения и учителей начальных классов в рамках преемственности между ДОУ и школой «Что знает современный педагог об оптико-пространственных представлениях у детей?» (авторская) учитель-логопед И.Н.Думитраш

Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно - образовательной работы, методов её осуществления. Н.К. Крупская, отмечая орг...

Анкета педагога

Информационная культура педагога. Анкета....