Детско-взрослая общность в дополнительном образовании как условие самореализации и личностного роста всех его субъектов
статья на тему

Задружная (Ковальчук) Наталия Ильдусовна

"Детско-взрослая общность в дополнительном образовании как  условие самореализации и личностного роста всех его субъектов" Выступление на педагогическом совете

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Детско-взрослая общность в дополнительном образовании как  условие      самореализации и личностного роста всех его субъектов».

В продолжении сегодняшней темы «Школа будущего», хочется сказать несколько слов по теме «Детско-взрослая общность в дополнительном образовании как условие самореализации и личностного роста всех его субъектов», потому как понятие детско-взрослой общности в образовании неразрывно связано с понятием «образовательная среда». Что есть среда? В естественных науках понятие «среда» интерпретируется как «субстанция, которая влияет на перенос взаимодействия между объектами».

Дополнительное образование, в частности театр-студия, которым я руковожу, дает возможность наглядно убедиться в существовании такой прочной общности, основанной на партнерстве и совместных интересах и ценностях.

Динамика социально-экономических изменений, развитие процессов демократизации общественного сознания порождают потребность в личности, способной к адекватной культурной самоидентификации, к свободному выбору собственной позиции, к активной самореализации. Именно в школе происходит становление личностного самосознания, формируется культура чувств, способность к общению, овладение собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитывается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности. Театрально-эстетическая деятельность, включенная в образовательный процесс, — универсальное средство развития личностных способностей человека.

А.Блок когда-то назвал театр «нежным чудовищем». Зачем школе «нежное чудовище», что таит оно в себе? В чем его притягательная сила? Почему так действует его магия? Театр — вечно юный и добрый, загадочный и неповторимый. Театр в состоянии выявить и подчеркнуть индивидуальность, неповторимость, единственность человеческой личности, независимо от того, где эта личность находится — на сцене или в зале. Режиссер, ребята-актеры говорят зрителю со сцены: «Вот как мы это ощущаем, как чувствуем, как мыслим. Объединись с нами, воспринимай, думай, сопереживай — и ты поймешь, что такое на самом деле жизнь, которая окружает тебя, что ты есть на самом деле и каким ты можешь и должен стать».

Школьный театр может и должен имитировать взрослый театр в его лучших аспектах. Например, принцип коллективности, как ответственность за то дело, которое выполняешь лично ты. И тогда становится не столь важным - выходишь ли ты на сцену, как главный герой, сидишь ли за пультом звукооператора, выполняешь ли функции суфлера, отвечаешь на реквизит или распечатываешь программки. Приходится соотносить себя и свои действия с другими людьми. Но не просто терпеть их рядом с собой. А творчески взаимодействовать с ними. Все ощущают себя единой командой. Даже не командой, а организмом. Организмом, в котором  все очень серьезно взаимосвязано, одно не может существовать без другого. И только четкая коллективная работа, которая включает в себя взаимовыручку и колоссальную ответственность за то, что ты делаешь   может привести к поставленной цели.

Наш театр - репетиционный. Нам нравится долгий процесс подготовки к спектаклю. Несколько месяцев жизни мы прожили, общаясь с великим Шекспиром, с классиком современности Филатовым, попытались прочувствовать ужас войны. Ведь театр - это ещё и место нашего общения. Пока мы всё придумываем, создаём ту или иную мизансцену, спектакль потихонечку созревает, как бы сам собой. Важный момент всего этого – ребенок, с одной стороны, все еще ученик, а с другой – уже начинающий коллега. А еще он – наставник для вновь пришедших ребят. Именно этот переход на личностный и коллегиальный уровень взаимодействия стимулирует процессы самоизменения у ребят. Кстати, всем известная коммуна под руководством Макаренко  имела обширную театральную программу.

Проживая то или иное сценическое действие, маленький актер (зритель) получает возможность прямого проживания тех проблем, о которых он еще не имеет представления и может узнать только из наставлений взрослых. Он получает инструмент самостоятельного отношения к происходящему вокруг. Это можно сравнить с прививкой против инфекции: иммунная система организма получает информацию о возбудителе заболевания и навсегда запоминает его.

Наша студия адресует свои работы людям, которые нам близки - друзьям, учителям, одноклассникам, всем ребятам нашей школы, нашим родителям. Они - наши зрители, они - наши судьи. И, кстати, довольно строгие судьи. Мы очень хорошо знаем, как трудно удержать внимание большого зала, наполненного детьми, как трудно заставить их переживать вместе с героями наших пьес. И если нам это удаётся - это для нас высшая награда и главное удовольствие.

И вот настает главный день. Результат общих усилий – готовый спектакль или постановка, который концентрируют в себе все удачи, неудачи, старания, открытия, слезы, смех, ночные бдения над декорациями, костюмами, программками и афишами. И потому время спектакля - это время "сгущения мира", его уплотнения до размеров прожитой жизни. Время, когда замирает  дыхание, самая высокая точка переживания за себя и самое главное - за других. За коллег актеров, за технику, которая, не дай Бог, подведет, за девчонку или мальчишку, сидящих в зале, и "которые наконец-то узнают, какой я на самом деле". За всех знакомых и незнакомых, пришедших увидеть меня в свете софитов, или меня - сшившего вот этот костюм, или меня - деловито устанавливающего аппаратуру (без которой, конечно же, ничего не будет!) или меня, стоящего при входе в зал, вежливо предлагающего публике программки. Ведь вы пришли в театр...

И этот театр создали ОНИ, ребята. ОНИ, чьи имена  можно прочесть в предлагаемой программке. И, конечно же, в самом конце спектакля, будут поименно представлены все участники. И всем ИМ будут адресованы аплодисменты зала, и каждому - лично. И это очень важно. Важно тем, кто работал над постановкой, и важно тем, кто пришел сегодня смотреть, а завтра выйдет на эту сцену, чтобы после с замиранием сердца услышать: "Сегодняшний спектакль нашего театра для вас подготовили и сыграли..."

В нашу студию часто приходят шёпотом говорящие, робкие, стеснительные и ранимые, неуверенные в себе дети. И театр творит чудеса. Дети становятся смелыми и уверенными в себе, выпрямляются и идут красивой походкой, могут петь и танцевать, становятся подвижнее и активнее. Этот момент преодоления себя, своего комплекса, очень важен. Считаю очень значимыми следующие высказывания моих коллег после очередной постановки:

- И это Наташа ??? Ведь она на уроках как мышка. (после исполнения роли няньки в постановке «Федота-Стрельца»)

- Я и не знала, что Дашка Ножкина такой комик!!!

- Я до сих пор не верю, что это был Мишка Егошин!!!Я была уверена, что это девочка, которую я не узнала…(в роли Дездемоны, шутливый диалог на День Учителя)

-Димка Мозалевский! Какой стервец! Я даже  прощаю ему его курение в туалете!! и т.д.

А вспомните вашу реакцию, когда в роли молодцов в спектакле О Федоте-Стрельце, вы узнали Игорька Кречмана и Понамаренко?!

И еще один момент, многие коллеги удивляются, как ребятам удается заучивать огромные сложные тексты. Я скажу больше: они знают практически наизусть слова и других ребят-актеров. Доказано, что наш мозг так устроен, что новая информация усваивается намного быстрее и фиксируется в памяти на более продолжительный срок, если эта информация несет в себе эмоциональный заряд. Вы можете запомнить только треть того, что прочитали, половину того, что услышали, но 100% того, что вы прочувствовали. Так вот, один из элементов моей работы–использование эмоциональных механизмов в обучении.

А в продолжении этого хочу привести цитату Станиславского К.С.: "Стать другим , оставаясь самим собой, - вот формула, которая выражает диалектику творческого перевоплощения актера»

На вопрос "Почему ты играешь в школьном театре?», ответ был «Хочется побыть самим собой».

Школьный театр. Как ни крути, а это сочетание двух, отчасти пересекающихся, но всё-таки очень разнородных, культурных сфер - педагогики и искусства. И возникает вопрос, что здесь главное, искусство или педагогика? Почему-то весь процесса обучения и воспитания делится на два вида образования - основное и дополнительное. Почему-то умение общаться, понимать, слушать и выбирать относится к дополнительному образованию, а заучивание математических и грамматических формул  - к основному.

Главное - у детей есть потребность в театре, как в средстве реализации своих творческих возможностей. Тяга к игре, лицедейству - свойство человеческой натуры. Не даром когда-то очень давно сказал гениальный Шекспир-«Весь мир-театр, а люди в нем актеры».

И премьерой спектакль не кончается. Мы его показываем ещё несколько раз, у нас остаются видеокассеты с его записью, фотографии. Но самое главное - мы сами становимся немного другими, этот наш опыт никогда уже нас не покинет. И значит, школьный театр для его артистов является не "дополнительным образованием", а самым что ни на есть главным - образованием человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарный план педагогического совета "Учебное занятие в дополнительном образовании с точки зрения личностно-ориентированного обучения",презентация к работе

В работе дан полный материал для проведения педсовета. Цель: познакомить педагогов дополнительного образования с теоретическими основами  личностно-ориентированного образования, созданием организ...

«Исполнительская деятельность как процесс личностно-творческой самореализации обучающихся в учреждении дополнительного образования детей» (методическая работа)

В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству. Музыка, являясь формой духовного освоен...

Тренинг личностного роста для педагогов дополнительного образования

 Профессия педагога дополнительного образования  относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и саморегуляции.Психологическим условием эффективности профилактики...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Летний палаточный лагерь как условие формирования детско-взрослой событийной общности

Цель проекта Разработка, апробация и анализ эффективности модели ценностно-смысловой среды, способствующей  формированию детско-взрослой событийной общности в условиях лагеря.Задачи проекта 1. Оп...

ОБЩЕСТВЕННО АКТИВНАЯ ШКОЛА КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЙ ОБЩНОСТИ

Проблема формирования и развития детско-взрослой общности представляется актуальной для современной школы. Именно в совместной деятельности ребенка и взрослого формируются все необходимые личностные и...

Учреждения дополнительного образования-"среда успеха"для личностного и интеллектуального развития

Главная цель дополнительного образования-создание условий для полноценного развития личности. как можно более полной реализации всех её способностей. А также для реабилитации, социальной адаптации и и...