учебно методическое пособие по русскому языку.
методическая разработка по теме

Цын Елена Валерьевна

Учебно - методическое пособие.

Тема урока: Предложение (общее представление)

 

Тип урока: урок изучение нового материала с использованием ИКТ.

 

Цель урока: дать общее представление о предложении, как группе слов, выражающих законченную мысль;

Учить различать предложение и слово; учить выделять предложение из текста и произносить их с правильной интонацией; писать слова в предложении раздельно

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predlozhenie.doc93 КБ
Office presentation icon predlozhenie.ppt105 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно - методическое пособие.

Тема урока: Предложение (общее представление)

Тип урока: урок изучение нового материала с использованием ИКТ.

Цель урока: дать общее представление о предложении, как группе слов, выражающих законченную мысль;

Учить различать предложение и слово; учить выделять предложение из текста и произносить их с правильной интонацией; писать слова в предложении раздельно. 

Задачи:

Образовательные: выделять предложение из речи; соблюдать в устной речи интонацию конца предложения; выбирать знак препинания в конце предложения;  моделировать состав предложения.

Коррекционно-развивающие:  развивать психические процессы 

Воспитательные: прививать любовь к русскому языку.

Ход урока:

                1. Организационный момент.

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, чётко говорим
И тихохонько сидим.

 

                  2. Проверка домашнего задания.

                  3. Актуализация знаний.

  (слайд1)

            Отгадай, где растет.

Учитель бросает мяч и называет овощ, фрукт, дерево, куст, ягоду.

Ученик, поймав мяч, составляет предложение о том, где растет это растение, и возвращает мяч учителю. Например: ( помидор, малина, береза, абрикос, смородиновый, репа, ежевичный, груша, дуб, арбуз) - (огород, сад, лес, парк, бульвар, сквер, клумба).

               

Заслушиваются ответы.

                    4. Целеполагание.

(слайд 2)       

                Что такое предложение.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем учиться выделять предложение из текста. Учиться составлять предложения, меняя форму слова, Правильно оформлять предложения на письме.

                      5. Работа по теме урока.

1. Восприятие и осмысление новой информации, то есть усвоение исходных знаний.

(слайд 2)

  - Прочитайте слова.

          девочка, читать, книжка

          груша, бабушка, внучка, давать

          доктор, лечить, детей

          рисовать, карандаш, девочка

          в сад, расти, вишня

          сидеть, синичка, на, ветка

         Петя, купить, шар, красный, мам

- Подумайте, почему слова эти не составляют предложение? Заслушиваются ответы (слова не связаны между собой).

- Попробуйте составить из этих слов предложение. Обратите внимание на интонацию. Объясните, почему предложения были прочитаны с разной интонацией?

 Заслушиваются ответы (В конце предложений стоят разные знаки: точка, вопросительный знак, восклицательный знак).

- Каждое предложение выражает определенную мысль. Расскажите о чем говориться в каждом предложении.

Какой можно сделать вывод? (Слова в предложении всегда связаны по смыслу и выражают законченную мысль.)

2. Первичная проверка понимания.

(слайд 3)

- Прочитайте предложение и поставьте правильный знак  «.», «?», «!»

      Мы идем на экскурсию (. ! ?)

      Скоро каникулы (. ! ?)

      Мне письмо от брата (. ! ?)

      Журавли прилетели  (. ! ?)

       Сегодня наш класс участвует в спортивных соревнованиях (. ! ?)

- Чем похожи и чем различаются предложения?

3. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении.

- Как оформляются предложения в письменной речи? Заслушиваются ответ.

(слайд 4)

    Запомните! В письменной речи первое слово в предложении записываются с заглавной буквы.

В конце  каждого предложения ставят точку либо вопросительный знак, либо восклицательный.

Спешите предложения. И поставьте определенные знаки препинания (слайд 3).

4. Творческое применение знаний.

- Послушайте вопрос и дайте полный на него ответ.

(слайд 5)

   Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон).

    Какой месяц короче? (февраль, май).

    На какое дерево садиться ворона  после дождя?  (на мокрое).

    Как называется дерево с белым стволом? (береза).

    Из какого крана нельзя напиться? ( из подъемного).

    - Запишите 1-2 предложения в тетрадь.

5. Физкультминутка

                                   Упражнения для тела:

  • наклониться вправо, сесть на корточки, встать, хлопнуть в ладоши;
  • помахать руками над головой, руки убрать за спину, прыгнуть на месте;
  • топнуть ногой, руки к плечам, вниз, поднять голову, опустить.

6. Обобщение изучаемого на уроке.

- Прочитайте,  пожалуйста,   предложения.

(слайд 6)

1.  Зима холодная настала.
2.  Морозом речку заковало.
3.  Печальносмотриттёмныйлес.
4.  Пушистыйснеглетитснебес
.

-Почему третье и четвёртое предложения трудно читать?

   Предложения состоят из слов.  
   Каждое слово в предложении пишется отдельно.

Сосчитайте, сколько слов в первом  предложении. Сколько во втором?
- Сколько слов в третьем предложении? Прочтите их. 
- Сколько слов в четвёртом предложении? Прочтите их.

 Спишите предложение. Проверти себя сами.

-Послушайте и отгадайте загадку.

(слайд 7)

Я весь день ловлю жуков,                                  

Ем букашек, червячков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю  

           Картинки

ВОРОБЕЙ – маленькая птичка с коричневато-серым оперением, живущая обычно близ строений.

    Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, было образовано немало слов – названий птиц. Так, воробей назван по своему чириканью, от звукоподражательного вор. Та же основа и в несохранившемся ворк, на базе которого образовалось ворковать, т.е. «издавать переливчатые звуки».     Воробей – вор, ворк = «воркует, издаёт переливчатые звуки».

Прилетела на базар,                                            

Громко всем сказала: "Кар!      Загадки про ворону                       

Пусть я в школе не учёна,

Но умна, ведь я –  

  ВОРОНА – птица с чёрно-серым оперением, родственная ворону (у вороны голова, крылья и хвост чёрные, а все тело серое). 
Названия птиц родственны слову вороной – «чёрный». Ворону и ворона назвали так за чёрное оперение. 
Ворон, ворона – вороной = «чёрный». 

- Запишите слова ворона и воробей в тетрадь. Подчеркните буквосочетание оро.

7. Самостоятельная работа.

(слайд 8)

 - Составьте  по картинке предложение и запишите 1-2 предложения

Кто нарисован на первой картинке? Что он делает?         
Кто нарисован на второй картинке? Что девочка делает?
Кто нарисован на третьей картинке? Что делает кузнец? 
Кто нарисован на четвёртой картинке? Что он делает?    

8. Подведение итогов урока.

-Из чего состоит предложение?  (из слов).

- Чем похожи и чем различаются предложения? (интонацией различаются).

- Как оформляются предложения в письменной речи? (предложение начинается с заглавной буквы и заканчивается . ! ?)

.

   

                       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составьте по картинке предложение и запишите 1-2 предложения Кто нарисован на первой картинке? Что он делает? Кто нарисован на второй картинке? Что девочка делает? Кто нарисован на третьей картинке? Что делает кузнец? Кто нарисован на четвёртой картинке? Что он делает?

Слайд 2

Отгадайте загадку . Я весь день ловлю жуков, Ем букашек, червячков. Зимовать не улетаю, Под карнизом обитаю Прилетела на базар, Громко всем сказала: "Кар! Пусть я в школе не учёна, Но умна, ведь я –

Слайд 3

Прочитайте, пожалуйста, предложения. 1. Зима холодная настала. 2. Морозом речку заковало. 3. Печальносмотриттёмныйлес. 4. Пушистыйснеглетитснебес

Слайд 4

Послушайте вопрос и дайте полный на него ответ. Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон). Какой месяц короче? (февраль, май). На какое дерево садиться ворона после дождя? (на мокрое). Как называется дерево с белым стволом? (береза). Из какого крана нельзя напиться? ( из подъемного). - Запишите 1-2 предложения в тетрадь

Слайд 5

Запомните! В письменной речи первое слово в предложении записываются с заглавной буквы. В конце каждого предложения ставят точку либо вопросительный знак, либо восклицательный.

Слайд 6

Прочитайте предложение и поставьте правильный знак «.», «?», «!» Мы идем на экскурсию (. ! ?) Скоро каникулы (. ! ?) Мне письмо от брата (. ! ?) Журавли прилетели (. ! ?) Сегодня наш класс участвует в спортивных соревнованиях (. ! ?)

Слайд 7

Прочитайте слова. девочка, читать, книжка груша, бабушка, внучка, давать доктор, лечить, детей рисовать, карандаш, девочка в сад, расти, вишня сидеть, синичка, на, ветка Петя, купить, шар, красный, мам

Слайд 8

Предложение — это наименьшая единица общения. Оно характеризуется интонацией завершённости, которая на письме передаётся точкой, вопросительным или восклицательным знаком. Слова в предложении связанны грамматически, т. е. с помощью окончаний и предлогов, а также по смыслу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по русскому языку для учащихся 9 классов "Синтаксис сложного предложения. Тесты"

Данное учебно-методическое пособие предназначено  для повторения, закрепления и проверки знаний по русскому языку обучающихся 9 классов в форме тестов. Составляя пособие, автор исходил прежде все...

Учебно-методическое пособие по русскому языку

Картины природы русских художников с материалами для сочинений...

учебно-методическое пособие по русскому языку для 5 класса

Данный материал можно использовать при проведении итоговой аттестации по русскому языку в 5 классе....

учебно-методическое пособие по русскому языку для 8класса

Данное учебно-методическое пособие содержит три теста по темам: "Повторение изученного в 7 классе", "Главные члены предложения", "Односоставные и неполные предложения". Тесты можно использовать на обо...

Учебно- методическое пособие по русскому языку для студентов.

Учебно-методическое пособие по русскому языку предназначено для студентов 1 и 2 курса. Цель пособия- помочь в освоении теоретического и практического курса по русскому языку сфокусировать внимание на ...

Учебно-методическое пособие по русскому языку. Программа кружка по русскому языку "Юный оратор"

Учебно-методическое пособие представляет собой Программу кружка по русскому языку «Юный оратор», в составе которой теоретический и практический материал, касающийся работы над голосом, ора...

Учебно-методическое пособие по русскому языку

Учебно-методическое пособие по выполнению упражнений и тестовых заданий по русскому языку и кульутре речи по разделу "Морфология. Орфография"...