Опыт работы музыкального руководителя по теме "Восприятие музыки - ведущий вид развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"
опыты и эксперименты на тему

Зуева Татьяна Васильевна

Опыт работы музыкального руководителя на тему "Восприятие музыки - ведущий вид развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_muzykalnogo_rukovoditelya.doc104.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Центр развития ребенка «Кристаллик» - детский сад №30»

Тема: «Восприятие музыки

ведущий вид развития

музыкальных способностей

детей дошкольного возраста».

Опыт работы

музыкального руководителя Зуевой Татьяны Васильевны

г.Железногорск, 2014г.

ПЛАН:

  1. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ - ОКНО В МИР ИСКУССТВА.
  2. ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ В ГАРМОНИЧНОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ.
  3. МУЗЫКАЛЬНОЕ   ВОСПРИЯТИЕ   -   ВЕДУЩИЙ   ВИД   РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ:

  1. Что такое музыкальное восприятие? Задачи.
  2. Возрастные особенности детей.
  3. Этапы развития восприятия по системе Д. Кабалевского.
  4. Методы и приемы (программа О.Радыновой).
  5. Отражение музыкального образа в детских рисунках.
  6. Роль воспитателя в формировании интереса детей к музыкальной деятельности.
  7. Формы работы с родителями.
  8. Создание среды, способствующей самовыражению детей.
  9. Праздники и развлечения.

4.       РОЛЬ       МУЗЫКАЛЬНОГО      РУКОВОДИТЕЛЯ      В       РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ (РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ).

Музыка является могучим и ничем не заменимым средством в формировании духовного мира ребенка.

                                                                              Д.Кабалевский

«Музыка для ребенка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, прежде всего — музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции», — эти слова Н.А.Ветлугиной я всегда беру за основу в своей работе, так как музыкальное воспитание является одним из многих видов деятельности ребенка в детском саду. А главное, это самая приятная и доступная форма общения взрослого и ребенка. Нам, музыкальным руководителям, дана возможность соприкасаться с миром детства, мечтать и фантазировать вместе с детьми, уноситься с ними в мир сказок и музыки. И дети, ощущая близость и расположение взрослого друга, всегда доверят ему свои мысли, чувства и эмоции. Как это прекрасно — знакомить ребят с музыкой!

Я начинаю работать с детьми в возрасте от двух лет и провожаю их в школу на выпускном вечере. На этом пути продолжительностью в пять лет ребята систематически и последовательно, от простого к более сложному, знакомятся с той музыкой, которую можно назвать искусством. Важно уже в раннем дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить сопереживать музыке.

Дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства (пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах), творчества.

Восприятие музыки является ведущим видом деятельности. Исполнительство и творчество детей базируются на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке также даются в опоре на «живое» ее звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей. Но и все виды музыкальной деятельности могут служить средствами его развития.

Понимая проблему развития музыкального восприятия в таком широком плане, педагог должен на протяжении всего занятия побуждать детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности., Приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. Это будет способствовать и решению главной задачи музыкального воспитания детей - развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, привитию интереса и любви к ней.

Я выбрала данную тему, потому что считаю ее актуальной. При восприятии музыки у ребенка возникают музыкальные представления, активизируется воображение. Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Только развивая эмоции, интересы, музыкальное мышление ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития ребенка, его общего духовного становления. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о существующих в реальной жизни чувствах человека. Музыка, передающая всю гамму чувств, может расширить эти представления. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует ребенка в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений. Музыка развивает ребенка и умственно. Формирование музыкального мышления способствует интеллектуальному развитию. Помимо разнообразных сведений о музыке, словарь детей обогащается новыми выражениями.

Наконец, именно музыкальное восприятие развивает эмоциональность -одну из важнейших музыкальных способностей ребенка. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Что же такое музыкальное восприятие? Это очень сложный чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими жизненными переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них.

Дети неоднократно слушают песню, разучивают ее. Необходимость правильно исполнить мелодию заставляет их внимательно вслушиваться в интонации, общее звучание. Различая разнообразный характер и форму произведения (вступление, части, фразы), средства музыкальной выразительности (динамические и темповые оттенки, регистровые изменения, метроритмические особенности), ребята двигаются, одновременно воспринимая музыку и ее своеобразный «язык».

Слушая с детьми музыку, важно не оставлять их пассивными. В своей работе я стараюсь задействовать разные виды исполнительства, включая творческие задания. Это и музыкально-ритмические движения, и подпевание ярких мелодий, а так^же игра на музыкальных инструментах, рисование и т.д. Объединение различных видов музыкальной и художественной деятельности способствует развитию воображение и фантазии у детей.

Любому виду музыкальной деятельности предшествует восприятие музыки — слушание и осознание ее эмоционального содержания. Дети находят общие и различные черты в характере частей, фраз, даже отдельных интонаций произведения. При этом работают и развиваются такие механизмы мышления как сравнение, анализ, синтез; развивается образная речь детей, с помощью которой они выражают свои впечатления, это их «словарь эмоций». При восприятии музыки дети различают ее настроения, их

смену, элементы изобразительности, наиболее яркие средства музыкальной выразительности, жанровые особенности произведения. Восприятие музыки — это активный процесс, требующий от ребенка внимания. Если дети слышат высокохудожественную музыку, они накапливают опыт, переживания и осознание ценных интонаций музыки разных эпох и столетий, у них формируются основы музыкального вкуса.

В своей работе с детьми для лучшего усвоения ими того или иного произведения я ставлю следующие задачи:

а   знакомить детей с доступными их восприятию образцами классической, народной, современной музыки; а  развивать     музыкальную      восприимчивость      детей,      способность

эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке; а   давать первоначальные сведения о музыке,   подводить к различению

содержания,   характера,   средств  выразительности   (формировать  у детей оценочное отношение).

В дошкольном возрасте, закладывая элементарные основы музыкальной культуры, необходимо учитывать крайне % ограниченные возрастные возможности детей.

На втором году жизни малыши различают общее настроение, следовательно, воспринимают эмоциональное содержание музыки. Здесь роль педагога наиболее активна. В младших группах детского сада, в силу неустойчивости внимания, дети лучше воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения, особенно песни. Выразительные интонации певческого голоса, мимики поющего особенно их захватывают. Так же для этого возраста характерны внешние проявления эмоций — жесты удивления, восхищения, выражающиеся в хлопках, притопах, прыжках. Однако чувства, вызванные музыкой, быстро возникают и быстро исчезают.

Дошкольники среднего возраста имеют некоторую эмоциональную устойчивость: очень живо, иногда бурно и весело откликаются на плясовую мелодию. Произведения легкого, подвижного характера вызывают у них более спокойное состояние. Появляется заинтересованность содержанием произведений, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка. Вырисовываются отдельные проявления музыкальной памяти, желание рассказать о впечатлениях после прослушанной песни или пьесы.

Дети более старшего возраста (5-7 лет) имеют достаточно развитое произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать музыку более детально. Их музыкальная любознательность, интерес осознаны и проявляются в потребности многократного общения с любимыми произведениями. Отмечается также известная наблюдательность. Ребята способны почувствовать общее настроение музыки, проследить за развитием художественного образа. Они отмечают наиболее выразительные музыкальные средства и находят своеобразные определения типа: «Какая музыка медленная, тяжелая...» (о пьесе В.Ребикова «Медведь»). Дети в состоянии сопоставить отдельные явления действительности и впечатления

от восприятия музыки. Например, прослушав «Кавалерийскую» Д.Кабалевского, мальчик заметил: «Я видел кавалеристов. Они быстро едут, такие смелые, храбрые! Музыка правильно о них рассказывает. Я тоже буду смелым!».

Так как по мере взросления активность и самостоятельность детей возрастает, следует обязательно учитывать их возрастные особенности.

Еще мне хотелось бы остановиться на программе по слушанию музыки Д.Кабалевского, которую я использую в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста. В ее основе лежат три основные темы:

  1. «Какие чувства передает музыка?» - дети знакомятся с жанрами, различным   характером   произведений,   расширяют   словарный   запас(праздничная, торжественная, нежная, грустная, ласковая, веселая) — данная тема направляет внимание детей на эмоциональное содержание музыки;
  2. «О чем рассказывает музыка?» — дети знакомятся с программностью и выразительностью музыки: она может рассказывать о характере героя, его настроении, о природных явлениях, жизненных событиях и т.д.;
  3. «Как   рассказывает   музыка?»   —   дети   знакомятся    с развитием художественных  образов  и  средствами  выразительности  - музыка имеет свой язык, свою речь (мелодию, ритм,  динамику, регистровые нюансы, темповые изменения).

Так дети постепенно приобщаются к музыкальной речи. Конечно, деление на темы очень условно: привлекая -внимание детей к одной из них, приходится затрагивать и другие. В целом, я считаю, что эти темы хорошо организуют процесс музыкального воспитания детей, а их последовательность вводит ребенка в мир музыки, обогащает его внутренний мир, и, кроме того, ребенок начинает понимать, что музыкальные произведения основаны на жизненных явлениях, которые, в свою очередь, могут быть нарисованы музыкой.

К концу пребывания в детском саду ребенок способен узнавать произведение в целом, отдельные его части, припев, заключение. Имея запас навыков в распознавании музыкальных произведений, он может различать и их виды, а так же характерные особенности (марш, пляска, колыбельная). У него формируется первоначальное представление о содержании песен, пьес, об их форме (вступление, заключение, припев, запев, часть), наиболее ярких средствах выразительности.

Думаю, что последовательное выполнение требований программы Д.Кабалевского по восприятию музыки ведет к гармоничному музыкальному развитию дошкольника.

Каковы же методы и приемы, которыми я располагаю для того, чтобы воплотить в жизнь важнейшие задачи музыкального воспитания детей? Здесь я полностью придерживаюсь программы О.П.Радыновой. У меня имеются два учебных пособия, в которых обобщаются последние достижения теории и практики в области музыкального развития детей. Радынова предлагает большое количество конспектов музыкальных занятий и бесед о музыке на различные темы, которыми я пользуюсь в своей практике.

Хочу остановиться на трех основных методах обучения: наглядный, словесный и практический.

В музыкальном воспитании наглядный метод имеет две разновидности: наглядно-слуховой (исполнение музыки) и наглядно-зрительный (показ иллюстраций, картинок).

Наглядно-слуховой — важнейший метод музыкального воспитания. Музыка на занятии может звучать как в «живом» исполнении, так и в грамзаписи, которая значительно обогащает восприятие музыки. На мой взгляд, «живое» исполнение более действенно. Я стараюсь исполнять произведение так, чтобы оно было понятно ребенку, дошло до его сердца, было бы осмыслено, прочувствовано им.

Применение зрительной наглядности имеет вспомогательное значение. Его я использую, чтобы усилить впечатления детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы, близкие музыке или проиллюстрировать незнакомые явления.

Значение словесного метода в музыкальном воспитании так же очень велико. Он помогает углубить восприятие музыку детьми. С помощью умело проведенной беседы педагог может привить интерес и любовь к музыке, обогатить чувства и внутренний мир ребенка. Беседа включает в себя сведеденъя о музыке, как виде искусства, о композиторе, о жанровой принадлежности исполняемого произведения. Обычно в своей работе я применяю следующую схему: провожу беседу о каком-либо произведении на протяжении нескольких, занятий — от настроений, чувств, выраженных в музыке, к различению изобразительных моментов (если они имеются), далее — средств выразительности, с помощью которых создан данный музыкальный образ. Дети с достаточной легкостью различают отдельные выразительные средства музыки: определяют темп (музыка быстрая, медленная), динамику (тихая, громкая), регистр (высокий, средний, низкий). На мой взгляд, этого мало. Я стараюсь дать детям понять, что музыка имеет свой язык, свою музыкальную речь, которая рассказывает не словами, а звуками. Для этого нужно внимательно вслушиваться в ее звучание, все время меняющееся.

В предлагаемых О.Радыновой конспектах используется порядок усложнения беседы о музыкальном произведении от занятия к занятию. Эту последовательность я всегда применяю в своей работе.

Например, при первоначальном знакомстве с музыкальным произведением (1-ое занятие) я предлагаю различить настроения, чувства, выраженные в музыке; сообщаю название пьесы, говорю, кто автор; предлагаю детям определить ее характер, исполнив произведение целиком. На 2-ом занятии я исполняю фрагмент этого произведения, дети же вспоминают его название и автора; затем дается повторная установка на определение характера произведения в целом, а так же отдельных частей; изобразительные моменты (при их наличии) связываются с характером и настроением музыки; ответы детей после повторного прослушивания уточняются, дополняются. На 3-ем занятии я предлагаю различить средства музыкальной выразительности, жанр произведения, определить их роль в создании музыкального образа; произведение исполняется во фрагментах и целиком, характеристика эмоционально-образного содержания уточняется, дополняется (словарь детей при этом существенно обогащается).

Ну и, наконец, практический метод, который очень важен в развитии музыкального восприятия. Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, необходимо сочетать восприятие музыки с практическими действиями, помогающими ему как бы «пропустить» музыку «через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания. Это пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, инсценировка.

Хорошо разнообразит структуру музыкального занятия прием оркестровки, который объединяет слушание музыки и игру на детских музыкальных инструментах. Оркестровка побуждает детей внимательно вслушиваться в музыку, повышает интерес к ней, развивает творческую активность. Например, для передачи бодрого, торжественного характера музыки мы используем тембр барабана или бубна; для нежного, мягкого характера — тембр колокольчика и треугольниками т.д. При этом я всегда учу детей играть ритмично, согласно характеру музыки, не заглушая общего звучания. Предварительно мы всегда прохлопываем ритмический рисунок и отмечаем места вступления разных инструментов.

Еще одними эффективным способом развития музыкального восприятия детей является передача характера музыки в движении. Ребенок имеет возможность передать в движении темп музыки, ее ритм, динамику, даже паузы и др. Я работаю с детьми над умением точно передавать смену характера музыки, найти правильные исполнительские «краски» и выразительные интонации, которые сделают образ доступным восприятию. Дети очень любят, когда используется игровая форма работы. Они более активно выражают свои впечатления от музыкального произведения, и восприятие в этом случае углубляется.

В нашей работе известен так же прием сравнения 2-х разных по характеру музыкальных произведений, которые хорошо обостряют слуховое внимание детей. Обычно для сравнения я использую контрастные произведения одного жанра (например: 2-а марша), пьесы с одинаковым названием и разным характером (например: 2-а разных «Дождика») или произведения, различные по характеру, но близкие по тематике (например: пьесы «Шарманка» Д.Шостаковича и «Шарманщик поет» П.Чайковского). Сравнение других произведений одного жанра (танцев, песен) так же целесообразно. Оно способствует выразительности их исполнения.

Методы и приемы развития музыкального восприятия необходимо варьировать, сочетать друг с другом. Так оркестровка может сочетаться с передачей характера музыки в движении, инсценировкой песен (дети делятся на подгруппы - одни оркеструют, другие инсценируют песню). Такие варианты, отход от стереотипной структуры, придают занятию живость, непосредственность, способствуют самостоятельности детей, развитию их творческой инициативы, проявлению выдумки, фантазии.

Конечно, музыкальный руководитель должен учитывать музыкальное развитие каждого ребенка, его интересы и склонности к разным видам музыкальной деятельности. Каждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей, личностных качеств. Важно заметить и развить все лучшее, заложенное от природы, используя приемы дифференцированного подхода, задания различной степени сложности.

Выбор методов зависит и от возраста детей. В младшем возрасте, когда дети не имеют еще жизненного и музыкального опыта, велика доля наглядных и практических методов. Роль педагога здесь особенно возрастает. А у детей старших групп мышление, речь более развиты, поэтому доступно применение словесного и зрительного методов.

Большое значение в музыкальном воспитании имеют: тон речи педагога, манера его общения с детьми. Эмоциональная окраска речи способна вызывать и поддерживать интерес ребят к музыке и музыкальной деятельности. Тон речи музыкального руководителя может усилить впечатление «необычности», сказочности ситуации, придать беседе поэтичность или праздничность. Меняя окраску речи, можно переключать внимание детей, регулировать их эмоциональные проявления.

В работе музыкального руководителя всегда желательно объединение различных видов искусства (музыки, поэзии, живописи). Чаще всего я использую чтение стихотворений, показ картин, иллюстраций, близких по настроению исполняемой музыке. Иногда детям предлагается выполнить рисунок, который отражает полученные впечатления от прослушивания того или иного произведения. Дети хорошо усвоили, что цвет в рисунке имеет большое выразительное значение: светлые тона часто соответствуют светлому, нежному, спокойному настроению музыки; темные — тревожному, таинственному; яркие, сочные краски — веселому, радостному характеру.

Однажды меня заинтересовало восприятие детьми образов инструментальной музыки и их влияние на детский рисунок. Я провела небольшое исследование с целью определения, какие выразительные средства музыки воспринимаются детьми, как ребенок передает настроение, вызванное слушанием инструментальной музыки. Я наметила ряд различных по характеру музыкальных произведений, которые доступны детскому восприятию, высокохудожественны, с достаточно конкретным содержанием и ярким музыкальным образом. Сюда вошли следующие произведения: отрывок из оперы: «Сказка о царе Салтане» — «Богатыри», муз. Н.Римского-Корсакова; «Клоуны», муз. Д.Кабалевского; «Баба-Яга», муз. П. Чайковского;

«Полька», муз. М.Глинки; «Вальс», муз. П.Чайковского. Первоначальный этап работы был связан с предварительным слушанием музыкального произведения, название которого они не знали. В целях эксперимента я решила выяснить, сумеют ли дети, не зная программы, воспринять музыкальный образ? какие ассоциации возникнут у них при этом? Прослушав произведение, дети словесно определили характер музыки, восприняли ее настроение. На мой вопрос о том, какая это музыка, дети отвечали: «Страшная, жуткая...» («Баба-Яга» П.Чайковского), «Подвижная, радостная, танцевальная...»

(«Полька М.Глинки). На поставленный перед детьми вопрос: «что вы услышали в этой музыке?» — дети отвечали: «Что-то грозное, громкое, как будто солдаты идут...» (отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане» «Богатыри» Н.Римского-Корсакова). Прослушав музыку Д.Кабалевского «Клоуны», ребята говорили: «Мне кажется, что девочки и&иот со скакалкой, музыка веселая, быстрая!» или «Мне показалось, что прыгают зайцы...». На музыку П.Чайковского «Вальс» у детей возникли соответствующие ассоциации: «Музыка красивая, нежная - это танец снежинок.».

Далее я сообщила детям точные названия произведений и еще раз предложила прослушать для определения выразительных средств музыки. Детские ответы были верны. Создание детьми музыкально образа позволило выдвинуть перед ними следующую задачу — отразить в рисунке замысел, возникший при слушании инструментальной музыки. Вот анализ рисунков, выполненных детьми по музыкальным пьесам.

  1. Н.А.Римский-корсаков, «Богатыри» (отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане»: композиция рисунков самая разнообразная — выход богатырей толпой, колонной, по горизонтали; море захватывает большую часть листа — у одних оно бушующее, темно-синее, с большими волнами, у других — спокойное, гладкое; фигуры богатырей, лишены деталей — есть только самое необходимое (меч); цветовая гамма выдержана в серо-голубых,  черно-синих тонах; многие рисунки как бы перекликаются с музыкой,    соответствуют    динамическим    оттенкам;    нарисованные
    крупные фигуры богатырей дети объясняют так: «Музыка громкая, поэтому богатыри большие...».
  2. П.И.Чайковский,       «Баба-Яга»:       сюжет       в       детских рисунках разворачивается вокруг Бабы-Яги - она сидит возле избушки, летит, бежит; дети не остаются равнодушными к тому, что изображают; свое отрицательное отношение к Бабе-Яге они подчеркивают не только сюжетом,   но   и   изображением   окружающей   обстановки,   которая созвучна ее действиям — лес темно-коричневый, без листьев, с черной травой; в образе Бабы-Яги чувствуется злость и непривлекательность, которые переданы большим ртом, кривыми зубами, лохматой головой, крючковатым носом;   однако,   есть работы,   где  детям  не удалось нарисовать  Бабу-Ягу  выразительно,   это можно  объяснить  слабым владением графическими навыками, но цвет во всех рисунках передает правильное    настроение    пьесы    -    страшная,     неласковая    музыка изображена в черно-коричневых и темно-синих тонах.

3. Анализ рисунков на тему «Полька» М.Глинки и «Вальс» П.Чайковского я проводила одновременно, так как основные положения у них одни и те же:  композиционное построение  в  детских работах небогато,   оно линейное или круговое; дети изображали танцующих парами, по одному, а так же поле их деятельности — луг, сцена; много места в рисунках отводится цвету - обилие красного,  желтого,  оранжевого,  светло-зеленого подчеркивает радостный, веселый характер польки; в рисунках на тему «Вальс» преобладают более нежные тона — сиреневый, розовый, голубой; фигурки танцующих нарисовали небольшими, «...потому что музыка нежная и негромкая», — говорят они, значит здесь, как и в предыдущих работах динамику дети отразили в величине предмета.

Итак, воспринимая музыкальный образ инструментального произведения, ребенок выделяет те выразительные средства, которые произвели на него наибольшее впечатление. Настроение, вызванное музыкой, позволяет изобразить графически, используя выразительные средства рисунка: характер произведения детьми передан в цвете (на мой взгляд, цветовая гамма была подобрана удачно); динамические оттенки — величине предмета (громкая музыка - большие фигуры, тихая — небольшие); быстрый темп - в динамичности движений. Считаю, что восприятие детьми инструментальной музыки послужило хорошей основой для создания в рисунке развернутого сюжета. В дальнейшей своей работе планирую проводить такие интегрированные занятия (музыка и живопись). Необходимо развивать представления ребят о выразительности цвета, обсуждать вместе с ними, какие рисунки наиболее соответствуют характеру музыки и почему, продолжать формировать мышление и воображение, совершенствовать творчество и фантазию.

Успехи в музыкальном развитии детей дошкольного возраста, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно он, понимающий задачи музыкального воспитания, обладающий определенной музыкальной культуры, является проводником музыки в повседневную жизнь ребенка. Деловые, плодотворные взаимоотношения музыкального руководителя с воспитателем благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружескую атмосферу. Чтобы участие педагогов в деле музыкального воспитания было продуктивным, необходима соответствующая подготовка.

Каково же содержание работы музыкального руководителя с воспитателями? Один раз в неделю, обычно по пятницам, я занимаюсь с воспитателями каждой возрастной группы по разучиванию музыкального материала для предстоящих занятий. Совместно мы планируем проведение праздников, вечеров развлечений, распределяем и разучиваем роли в сюрпризных моментах, анализируем проведенные занятия. Не все воспитатели имеют музыкальную подготовку. Я стараюсь помочь " им в приобретение отсутствующих музыкальных навыков, чтобы, они, в свою очередь, сумели донести их до детей на занятии, а так же подбадриваю наиболее застенчивых, привлекая их на небольшие роли, наиболее артистичных приглашаю к участию в концертах, утренниках, кукольных спектаклях.

Немаловажна роль воспитателя на музыкальном занятии: он является моим непосредственным помощником в показе и разучивании песен, танцев. После занятий воспитатели закрепляют с детьми пройденный музыкальный материал, доучивают слова песен, работают над стихами и инсценировками к утренникам.

Именно в совместной работе воспитателя и музыкального руководителя — успехи детей. Если музыкальные руководители будут систематически.

заниматься с воспитателями, развивать их музыкальные умения, то каждый воспитатель станет активным участником музыкальной работы с детьми. Вся работа с воспитателями имеет одну цель: помочь им лучше овладеть практическими умениями в области музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

В работе музыкального руководителя нельзя забывать и про родителей, которые непосредственно влияют на формирование отношения к музыке у детей. Слушание музыки в семье имеет огромное значение, да и музыкальные пристрастия родителей передаются детям. В семье, где занимаются музыкальным воспитанием ребенка, он постоянно находится в музыкальной среде, с первых дней жизни получая те ценные впечатления, на основе которых формируется музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по своему выбору (грамзапись, передача, магнитофон). Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика, народная музыка, он, естественно, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности. С таким ребенком очень легко заниматься музыкой в детском саду.

Музыкальный руководитель должен убедить родителей в том, что успехов в музыкальном развитии детей можно добиться лишь заинтересованностью. Я считаю своим долгом помочь родителям в этом вопросе. Прежде всего, я знакомлю их с содержанием музыкальной деятельности в детском саду — приглашаю на развлечения, праздники, вечера досугов. Эти мероприятия дают возможность родителям увидеть ребенка в новой роли, посмотреть, как выливается его творчество в действие. Я стараюсь привлечь родителей к изготовлению костюмов и различных атрибутов для утренников, а в последние годы их участие в праздниках стало непосредственным: они готовят роли, разыгрывают отдельные сценки, проявляют творчество в играх, танцах. Такие праздники, на мой взгляд, способствуют укреплению дружбы между детьми и родителями.

Наряду с практической, у нас проводится и теоретическая работа с родителями: индивидуальные беседы и консультации, родительские собрания, дни открытых дверей. В каждой группе имеется уголок для родителей, в который помещается информация по музыкальному воспитанию. Мы делаем все для того, чтоб родители видели, чем занимается их ребенок, какие требования предъявляются к пению и танцу, насколько серьезная работа ведется по слушанию музыки, привитию вкуса, развитию музыкальных знаний.

Если между музыкальным руководителем и родителем установлен прочный контакт, то совместные усилия, несомненно, положительно отражаются на воспитании музыкальной культуры детей. Музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает воздействие на развитие его творческих способностей, формирует моральный облик. Формы организации музыкальной деятельности различны. Ведущей среди них является учебная деятельность на занятиях. Тот музыкальный опыт, который дети приобретают на занятиях, позволяет им успешно заниматься самостоятельной музыкальной деятельностью.

В «Программе воспитания в детском саду» в разделе «Самостоятельная художественная деятельность, упоминается о том, что дошкольники должны самостоятельно водить хороводы, слушать и петь песни, играть на детских музыкальных инструментах. Но чтобы у ребят появилось желание этим заниматься, надо в группах оборудовать музыкальные зоны.

В нашем саду в каждой группе есть музыкальный уголок. В младших группах туда помещены музыкальные игрушки с фиксированным звуком (дудочки, свистульки), барабан, бубен, погремушки. Дети любят играть на таких инструментах. В средней группе добавляется металлофон и плоскостную клавиатуру, так как дети с удовольствием имитируют игру на пианино. В старших и подготовительных группах дети знакомятся с треугольником, маракассом, аккордеоном; появляются пособия по музыкальной грамоте (фланелеграф с нотами, музыкальная лесенка), музыкально-дидактические игры — «Музыкальное лото», «Кто лучше слушает?», «Угадай инструмент», «Сочини попевку» и др.

Самостоятельная музыкальная деятельность возникает непосредственно по инициативе детей. Каждый ребенок старается по-своему выразить то, с чем познакомился на музыкальном занятии. Дети часто в самостоятельную деятельность включают музыкально-дидактические игры, которые развивают способность к восприятию музыки; применяют игру на детских музыкальных инструментах, иногда с элементами инсценировки. Например, дети могут охарактеризовать ^какой-либо персонаж: игры, при этом отличая: «Про лису надо играть мягко, про медведя — сильнее, он сердитый...». Иногда используют инструменты индивидуально, объединяясь по двое-трое, иногда, выбрав «дирижера», организуют «оркестр».

В самостоятельной практике детей может иметь место и слушание музыки. Тогда используется проигрыватель, и все вместе слушают вокальную, инструментальную музыку, в исполнении мастеров искусства.

Прекрасно обогащают самостоятельную деятельность детей праздники и развлечения (в них с удовольствием участвуют даже малоактивные ребята). После праздников остаются самые яркие впечатления, на основе которых дети могут проявить себя в разнообразных сюжетно-ролевых играх. Они любят играть в «концерт», «музыкальные занятия». Главное, нужно постоянно руководить и помогать детям в их творческой самостоятельной музыкальной деятельности, по собственной инициативе применять свой музыкальный опыт в самых разнообразных видах музыкальной практики.

Углублению восприятия музыки детьми, совершенствованию их музыкальных способностей, умений и навыков служат праздники и развлечения, организуемые в дошкольном учреждении. Праздники, посвященные всенародным датам, сезонным явлениям, быту детей и др., венчают разнообразную содержательную музыкально-педагогическую работу и являются важным звеном в цепи эстетического воспитания.

Мы стремимся различными средствами сделать детскую жизнь радостной, красивой, обогатить детей художественными впечатлениями. Ребенок дошкольного возраста очень восприимчив и отзывчив на все, что дается в яркой, увлекательной форме, а потому праздники оказывают на детей сильное эмоциональное воздействие. Любой утренник (Новый год, 8 Марта, Выпуск в школу) включает в себя целый комплекс различных видов искусства. Сюда входят песни, танцы, игры, театрализация, сюрпризы. Это результат всей нашей работы.

В процессе подготовки праздничных номеров дети стремятся, чтобы их выступление было красивым и выразительным. Отсюда у детей развивается чувство ответственности и артистичности. На протяжении всего праздника действия детей сопровождаются музыкой, вызывающей у детей эмоционально-творческий подъем в их исполнительской деятельности. Поэтому при составлении программы утренника важно производить тщательный отбор музыкальных произведений.

Хорошая, яркая музыка проникает в душу ребенка, затрагивает чуткие струны его сердца, оставляя в глубине его неизгладимый след, навсегда запечатляя радостные впечатления детства. Самыми незабываемыми праздниками для наших детей стали «Осенняя ярмарка», «День Матери», «Масленица», «Юморина» и др.

Не менее важными средствами являются развлечения, которые проводятся у нас систематически (концерт, драматизация, кукольный театр, вечера досуга) Насыщенные по своему содержанию, с занимательными моментами, они повышают заинтересованность, а, следовательно, и активность детей ко всему, что предлагается в ходе развлечения. Мы проводим два вида развлечений:

  1. дети выступают в роли слушателей или зрителей, готовят и проводят взрослые); цель - доставить детям радость и удовольствие;
  2. дети — активные участники и исполнители (взрослый лишь руководит их деятельностью),   репертуар   должен    быть   доступен    возрастным возможностям детей; цель - объединить творческие проявления ребят, выявить их инициативу.

Очень интересно и ярко прошло у нас развлечение «Угадай мелодию». Я показала его на городском методобъединении музыкальных руководителей, которое имело положительный отзыв. Для проведения мероприятия было сделано много атрибутов, эстетических пособий, костюмов; очень эффектно смотрелось техническое оформление. Коллеги отметили интересный, занимательный сценарий с большим количеством сюрпризных моментов, оригинальную подачу произведений для слушания. Развлечение проводилось в форме игры и оставило огромное впечатление у детей, они, в свою очередь, показали хорошие знания.

Развлечения по слушанию музыки стали у нас традицией.

Обобщая свой опыт работы с детьми, я вижу плодотворность в этом направлении.

Ребенок не рождается с чувством прекрасного, его надо развивать и воспитывать. В этом ему помогает музыка. Я стараюсь, чтобы встреча с музыкой волновала детей, дарила им радость, запоминалась надолго.

Главная задача моей работы — заинтересовать, увлечь детей музыкой, вызвать добрые чувства. Важно использовать для слушания не только произведения, рекомендованные программой. Опыт восприятия обогащает классическая музыка -ребенок чутко воспринимает прекрасное. У него еще не сложились принятые в обществе стереотипы мышления, поэтому так важно воспитывать ребенка на шедеврах мирового искусства, расширять представление о музыке разных эпох и стилей.

Я использую альбомы фортепианных пьес для детей П.Чайковского, Э.Грига, Р.Шумана, С.Прокофьева, Г.Свиридова и др. Иногда слушаем произведения И.Баха, В.Моцарта, М.Глинки, Шопена, Вивальди. Обязательно соблюдаю чувство меры, чтобы не наскучить детям, иду от их интересов, желаний. Конечно, рассказывать дошкольникам о классической музыке сложно. Нужно, прежде всего, самому знать литературу о композиторе, думать, как лучше преподнести произведение детям. В настоящее время программа расширилась, появилось много новой интересной литературы, кассет с классикой. Сама начинаю изучать программу «Гармония», где главной задачей является развитие у детей музыкальных способностей во всех доступных им видах музыкальной деятельности, ставя основной акцент на творчестве как детей, так и педагогов. Нахожу в ней перспективы для дальнейшей деятельности.

Самое важное — дать детям почувствовать настроения, переживания, выраженные в музыке, их смену, взаимозависимость, заострить внимание на наиболее ярких выразительных средствах, с помощью которых эти настроения переданы.

В результате работы я замечаю, что знания детей превышают возрастные программные требования. Формируется запас любимых музыкальных произведений, который я стараюсь расширить. Мне нравится, что дети приходят на музыкальные занятия с радостью, ждут их, делятся дома своими впечатлениями. Родители часто рассказывают, как в семье ребенок рассуждает о музыке, подражая музыкальному руководителю. Это мне очень приятно, значит моя работа не прошла даром, а обогатила ребенка и вызвала интерес к музыке.

Одно дело — слушать музыку в грамзаписи, совсем другое — познакомиться с ней «наяву». Желанными гостями для детей были участники хоровой школы «Дружба». Замечательные концерты давали дети из школы искусств, в «живом» исполнении звучала классическая музыка; ребята играли на скрипках и виолончели. Некоторые из них — выпускники нашего детского сада. Хочется надеяться, что любовь к музыке, которую мы привили маленьким «музыкантам» в детском саду, они сохранят на всю жизнь. Сегодняшние воспитанники так же посещают музыкальную школу, вокальные кружки, хоровые студии. Успехи каждого из них отмечаются и все время поддерживаются.

Именно от нас, музыкальных руководителей, зависит многое: какими будут наши дети? что они унесут из детства? Так пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством - музыкой.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. О.П.Радынова. «Музыкальное развитие детей» (в 2-х частях), - М.: 1997.
  2. О.П.Радынова. «Слушаем музыку», -М.: 1990.
  3. Н.А.Ветлугина,    А.В.Кенеман.    «Теория    и    методика    музыкального воспитания в детском саду», - М.: 1983.
  4. Н.А.Ветлугина. «Методика музыкального воспитания в детском саду», - М.: 1982.
  5. Н.А.Метлов. «Музыка —детям», -М.: 1985.
  6. Г.К.Новикова. «Музыкальное воспитание дошкольников», -М.: 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях

Презентация включает в себя этапы развития, условия возникновения и успешного развития творческих способностей детей дошкольного возраста....

Из опыта работы "Развитие певческих способностей детей дошкольного возраста в процессе кружковой работы"

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр....

« РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО – ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Опыт работы по развитию музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность в различных формах работы (инсценировки, театрализация, музыкальные спектакли, досуги и праздники). Оформлени...

План по самообразованию музыкального руководителя «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной д

Цель: углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку....

План работы по теме самообразования: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности»

Углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку....