Статья "Современный урок-проблемы и перспективы""
статья на тему

В статье рассматриваются основные требования к современному уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sovremennyy_urok.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Статья  «Современный урок - проблемы и перспективы»

План:

1. Актуальность темы

2.Теоретическая часть

      2.1  Общие требования к современному уроку

      2.2  Критерии эффективности современного урока

3. Практическая часть

      3.1 Традиционный урок. Плюсы и минусы (игра «Нападаем-защищаемся)

      3.2 В чем отличие современного урока от традиционного урока ( практикум - работа в

           группах)

4. Заключение

 На современном этапе общественного развития предъявляются новые требования к школьному образованию. Изменяются приоритеты и акценты в образовании в связи с введением государственных образовательных стандартов. Образование в современной школе становится направленным на развитие личности, на формирование у обучающихся качеств самостоятельности, умений овладения новыми видами деятельности. Значит, урок должен быть построен по-новому.        

 Так, что же такое современный урок?  Ю.А. Конаржевский дает следующее определение современному уроку. По его мнению, современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Современный урок – это урок, соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного  выпускника.                   

Основными задачами современного образования является не просто вооружение выпускника фиксированным набором знаний, а формирование у него умения учиться; работать в команде; способности к самоизменению  и самореализации.

Современный урок определяет следующие образовательные идеи:

 1. Идея субъектности. На уроке происходит общение равноправных партнеров. Партнерство предполагает, прежде всего, наличие диалога. Поэтому главным компонентом современного урока становится диалоговое взаимодействие субъектов педагогического процесса, позволяющее организовать работу на уроке как сотрудничество. На уроке отдается приоритет парной и групповой работе.

2. Идея мотивации обучения.  Ученик должен быть заинтересован в поиске знаний. Например, при изучении геометрического материала обучающиеся находят реальные ситуации, примеры из своего непосредственного окружения, что побуждает их интерес.

3. Активизация обучения. Перевод ученика из позиции обучаемого в позицию обучающегося – самое сложное в деятельности педагога. Позиционирование ученика на уроке связано с инициативной  активностью. Такая активность возникает в условиях выбора. Необходимо увеличить ситуацию выбора на уроке, преднамеренно создавать условия для свободных, самостоятельных и инициативных действий. Какие же приёмы произвольной, внутренней активизации используются на современном уроке? (так называемые смыслообразующие стимулы): творческие задания; связь с личным опытом; индивидуальные задания, необходимость действовать самостоятельно; поиск, исследование; самоконтроль; самоанализ; рефлексивные вопросы; обращение к личности учащегося; проблемы, предложенные учащимися; задачи с недостаточной информацией и т.д

4.Системно-деятельностный подход, который предполагает:

1.формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

2.проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

3.активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

            4.построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных,                         психологических и физиологических особенностей обучающихся.

5. Индивидуально-личностный подход.

6. Рефлексивное осмысление результатов урока. 

  1. осознание способов деятельности;
  2. время размышлений, когда полученная информация анализируется,         интерпретируется, творчески перерабатывается как учителем, так и учеником.

  В свете новых стандартов выдвигаются определённые требования к современному уроку:

  1. Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока
  2. Учитель выступает в роли организатора, «дирижера»
  3. Обязательная рефлексия учащихся на уроке
  4. Высокая степень речевой активности учащихся
  5. Задания, предусматривающие новые знания
  6. Поисковые задачи
  7. Вариативное изложение
  8. Формирование научного мышления
  9. Индивидуализация
  10. Современные технические средства
  11. Воспитательный эффект
  12. Школьная гигиена

А также требования к заданиям на уроке: повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер. Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний из нескольких разделов предмета.

Стоит выделить критерии эффективности современного урока:

  • Самоопределение обучающегося к выполнению той или иной образовательной деятельности.
  • Наличие дискуссий, характеризующихся различными  точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
  • Развитие личности
  • Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
  • Демократичность, открытость
  • Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал  ученик при этом.
  • Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
  • Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию
  • Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или  -   выведенное самостоятельно понятие.
  • Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

                        Практическое задание: (практикум - работа в группах )

Сопоставление традиционного и современного урока (в контексте реализации ФГОС  второго поколения)

В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.  

Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока. И каково отличие современного урока от традиционного урока.

 

  1. Плюсы и минусы традиционного урока (игра «Нападаем-защищаемся» две команды)

 Нападающие – защитники

Плюсы

минусы

Выводы: Что нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения? В чем плюсы?

В чем отличие современного урока от традиционного урока(практикум - работа в парах)

Требования к уроку

Традиционный урок

 Урок современного типа

Объявление темы урока

Сообщение целей и задач

 Планирование

Практическая деятельность учащихся

Осуществление контроля

Осуществление коррекции

Оценивание учащихся

Итог урока

Домашнее задание

Выводы, обсуждение мнений

 

Своё выступление хотелось бы закончить китайской  пословицей:

Скажи мне, и я забуду,

покажи мне, и я запомню,

дай мне действовать самому, и я научусь.

Только в деятельности ребёнок может чему-то научиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого урока "Проблемы и перспективы ТЭК России"

Урок обобщающего повторения в 9 классе по теме «Топливно-энергетический комплекс» проводится в форме круглого стола. Учащиеся заранее получили опережающие проблемные задания по основным темам круглого...

выступление на педсовете: "Воспитывающий урок - проблемы, поиски, перспективы"

"Урок в гуманистической воспитательной системе - это урок здоровья, добра, красоты" В.А....

Современный урок. Проблемы и перспективы современного урока.

Урок как форма организации учебной деятельности существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается сам...

Современный урок: проблемы и перспективы

В данной статье говорится о проблемах , возникающих при подготовке и проведении современного урока, требованиях, предъявляемых к современному уроку, а также пути совершенствования современного урока...

Современный урок, проблемы, опыт, перспективы(презентация)

Пути повышения мотивации у школьников с целью преодоления интеллектуальной пассивности в обучении и самовоспитании в процессе изучения "Технологии"...

Современный урок, проблемы, опыт,перспективы.

Пути повышения мотивации у школьников с целью преодоления интеллектуальной пассивности в обучении и самовоспитании в процессе изучения "Технологии"...

Открытое мероприятие (круглый стол) «Российский парламентаризм: уроки, проблемы, перспективы»

На заседании круглого стола была представлена история российского парламентаризма и роль его в современном демократическом обществе. В отличие от многих европейских стран, где парламентские трад...