Современный урок, проблемы, опыт,перспективы.
методическая разработка по технологии на тему

Бокарева Лидия Ивановна
Пути повышения мотивации у школьников с целью преодоления интеллектуальной пассивности в обучении и самовоспитании в процессе изучения "Технологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennyy_urok_problemy_opytperspektivy.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на научно-практической конференции учителей ГБОУ СОШ №396 ЦОУО ДО г.Москвы 11мая 2012г «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК, ПРОБЛЕМЫ. ОПЫТ. ПЕРСПЕКТИВЫ.»

(Сл.1

 «Пути повышения мотивации у школьников с целью преодоления интеллектуальной пассивности в обучении и самовоспитании в процессе изучения технологии».)

В настоящее время школьники и взрослые сталкиваются большими массивами  информации. В этих условиях не только учащимся, но и учителю сложно, но необходимо ориентироваться в плотном информационном пространстве, владеть современными формами, методами и  инновационными технологиями.  Особенно актуальным в наши дни является внедрение современных технологий обучения, способствующих повышению мотивации, формированию функциональной грамотности учащихся.

В нашей школе эта проблема стоит очень остро. Сл2. Мы  работаем в средней общеобразовательной школе, дети у нас разные по уровню воспитанности, по интеллектуальным способностям, в школе обучаются дети разных национальностей, классы смешанные и работать в этих классах непросто. Заинтересовать детей, побудить их к действию, раскрыть творческие позиции личности, – одна из фундаментальных задач любого  педагогического коллектива на данном этапе развития общества. Сл 3

 В своей педагогической деятельности для повышения учебной мотивации и преодоления интеллектуальной пассивности  школьников при изучении предмета «Технология», я активно использую : Современные средства, проектную деятельность, этнокультурный компонент в урочной и внеурочной деятельности.

Без применение информационно-коммуникативных технологий! (фото-сессия, презентация, мультимедиа) невозможна сегодня деятельность учителя и я с удовольствием применяю их в своей работе.

Детям нравится позировать, но у них невсегда получается хорошо и красиво  Моя задача показать, раскрыть ребенка, найти ту изюминку, которая скрыта далеко внутри. Фотосессию  я провожу ежегодно, в конце учебного года, фотографируя детей в изделиях, которые они отшивают своими руками на уроках технологии.  В начале этого учебного года , я оформляла фотовыставку: «Изделия, отшитые своими руками»    Сл4

Современный образовательный процесс немыслим  без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать формированию ключевых компетенций учащихся, развитию творческих способностей, воспитанию и повышению заинтересованности учащихся. (триединая задача в образовании). Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе.   Метод проектов  в своей работе, я использую давно.Сл5

В начальной школе я веду  ИЗО и художественный труд в 3,4  и  практикую  на уроках  коллективную работу и защиту проекта. Мотивы сотрудничества и коллективной работы у современных детей присутствуют в самом общем проявлении и важно заложить их именно в начальной школе. Позиционные социальные мотивы  в этом возрасте представлены желанием получить одобрение учителя, взрослого  и  поэтому я приглашаю на защиту администрацию школы, учителей, родителей учащихся.

Анализируя свою деятельность,  я выявила следующий фактор, который влияет на позитивное отношение к моему предмету, учебному процессу, школе и мотивацию обучающихся- это наличие музейных экспонатов в моём классе и использование их в работе. Всё, что имеется в моём кабинете, используется в школьных мероприятиях, применяется мною на уроках ИЗО и технологии. Сл6.

 Музей декоративно-прикладного искусства сегодня пополняется новыми экспонатами : предметами быта русского народа, изделиями народных умельцев и детскими проектными работами. Последний экспонат для музея- это лоскутное одеяло, наиболее трудоёмкое по времени и технике исполнения- основная часть приданого невесты! Сл7  Сл8

В моём кабинете-музее нравится детям, учителям-коллегам, ветеранам ВОВ и просто гостям нашей школы, родителям, будущим первоклассникам.  Проводя мастер-класс на Дне открытых дверей, я задаю вопрос: Ребята, вам понравилось в нашей школе? И слышу ответ: Очень!!! Это тоже работа по формированию мотивации.

Предмет «Технология» в школе – предмет  интегративный, полифункциональный, выходящий далеко за рамки школьной программы. Использование этнокультурного компонента, метода проектов, создание  музея, позволило проводить школьные мероприятия, которые стали традициями в нашей школе (сл.9 Школьные, русские народные традиции) В  них задействована вся школа и родители.

Хорошо, когда есть коллеги единомышленники! Взаимопонимание, поддержка, помощь -  нам нужны всем, работать в команде легче, интереснее и результативнее. Спасибо, Вам, коллеги-единомышленники за совместную работу и поддержку.

На сегодняшний день глубочайший кризис духовного становления различных этносов, в том числе и русского народа. Последнее время, значительно возросли потребности и запросы общества в возрождении этнокультурных традиций, формировании национального самосознания подрастающего поколения. Необходимость развития личности ребенка, как субъекта этноса и как гражданина осознано в настоящее время как учеными, так и государственными деятелями. (сл.10)

Национально – ценностная ориентация личности, по мнению ряда исследователей, является элементом профессиональной культуры педагога.

( «Национальная доктрина образования в РФ» 1999)

Таким образом система работы со школьниками может способствовать повышению у них учебной мотивации и преодолению интеллектуальной пассивности, если в качестве средства использовать проектную деятельность, этнокультурное содержание при изучении технологии, проблемность в обучении предмету, опору на самовоспитание (способность формирования ценностного сознания).

Далее просмотр ролика с мероприятия «Святочный девичник».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи. Проблемы. Опыт. Перспективы ( из опыта работы).

В статье обобщен  опыт работы школы по патриотическому воспитанию молодежи. Новизна педагогического опыта, представленного на семинаре, заключается в усовершенствовании отдельных сторон пед...

Современный урок. Проблемы и перспективы современного урока.

Урок как форма организации учебной деятельности существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается сам...

Современный урок: проблемы и перспективы

В данной статье говорится о проблемах , возникающих при подготовке и проведении современного урока, требованиях, предъявляемых к современному уроку, а также пути совершенствования современного урока...

Современный урок, проблемы, опыт, перспективы(презентация)

Пути повышения мотивации у школьников с целью преодоления интеллектуальной пассивности в обучении и самовоспитании в процессе изучения "Технологии"...

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ. ПРОБЛЕМЫ, ОПЫТ, ПЕРСПЕКТИВЫ.

Выступление на группы учителей на математическом марафоне  в рамках повышения квалификации в Школе учителя математики по реализации личностно ориентированного обучения учащихся , организовнанной ...

Статья "Современный урок-проблемы и перспективы""

В статье рассматриваются основные требования к современному уроку...

Особенности построения современного урока: проблемы, подходы, решения. Педагогические чтения «Современный урок глазами молодого педагога»

Какие бы не происходили реформы, урок остается главной формой обучения. Каким же он должен быть, урок? И как должен выглядеть, чтобы соответствовать современным требованиям времени?...