Современный урок: проблемы и перспективы
статья по русскому языку

Болотова Екатерина Викторовна

В данной статье говорится о проблемах , возникающих при подготовке и проведении современного урока, требованиях, предъявляемых к современному уроку, а также пути совершенствования современного урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Современный урок: проблемы и перспективы

  Урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени[1]. 

Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и обучающихся, в результате которого происходит усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя.

Усложнение задач в обучении выдвигает потребность в уточнении и конкретизации общих проблем урока.

Можно выделить следующие проблемы современного урока:

1. Не учитываются особенности класса при организации учебного процесса.

2.  Низкий научно-теоретический уровень преподавания, недостаточное владение методологией  преподаваемого предмета, методами научного познания.

3. Отсутствует мобилизующие начало урока, (необходима мотивация, сообщение целей, планируемых результатов, показ значимости урока, постановка проблемы) и т.д.

На сегодняшнем этапе вся система образования постепенно меняется, и к ней предъявляются следующие общие требования:

-  формирование у учащихся сознательных, глубоких и прочных знаний, умений и навыков, способствующих подготовке их к жизни;

- повышение воспитательного эффекта обучения на уроке, формирование  у учащихся черт личности;

-    осуществление  всестороннего  развитие учащихся;

- формирование  у учащихся самостоятельности, творческой активности, инициативы, как устойчивых качеств личности, умения творчески решать жизненные задачи;

- вырабатывать умение самостоятельно учиться, приобретать и углублять знания, работать с книгой и другими источниками информации, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;

- формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес и потребность в расширении и приобретении знаний.

Состав современного содержания образования определяет род требований к уроку:

1.Урок должен предусматривать задания, предполагающие применение новых знаний на практике в изменённой по сравнению с изученной ситуацией.

2. Часть знаний должна быть получена в процессе самостоятельного поиска путём решения поисковых задач.

3. Изложение материала на уроке должно быть вариативным по своей структуре.

4. Необходимо определить, с какими предстоящими проблемами и перспективами, связанными с данной темой, целесообразно ознакомить учащихся.

5. Урок должен быть логической единицей темы и иметь свою строгую единую внутреннюю логику.

6. Структура урока в соответствии с логикой должна быть чёткой, в соответствии с дидактической целью урока и закономерностями процесса обучения.

7. Урок должен служить не только обучению, но и воспитанию учащихся

8. Современный урок – одна из важнейших проблем не только педагогики, но и школьной гигиены.

 Современный урок отличается  от традиционного целями, содержанием, организационно-методической стороной, уровнем активизации деятельности учащихся, структурой и  темпом.

Важнейшей задачей учителя является организация  дифференцированной самостоятельной работы учащихся. На урок учитель подбирает несколько вариантов самостоятельной работы по данной теме, исходя из знания особенностей каждого учащегося и его подготовленности к работе. Результаты работы должны обязательно оцениваться учителем или осуществляться в виде взаимопроверки.

В настоящее время педагогическая наука и школьная практика направляют свои усилия на поиски путей совершенствования урока, основные направления которого следующие:

1. Усиление целенаправленности деятельности учителя и учащихся на уроке.

2. Осуществление организационной четкости каждого урока от первой до последней минуты.

3. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся..

4. Оптимизация учебно-воспитательного процесса

5. Интенсификация учебно-воспитательного процесса на уроке.

6. Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей  с целью достижения обобщения и систематизации широкого круга знаний.

На основании данных направлений совершенствования урока возможны следующие типы:

1. Урок изучения нового материала - традиционный (комбинированный): лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

2. Урок закрепления знаний - практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.

3. Урок комплексного применения знаний - практикум, лабораторная работа, семинар и т.д..

4. Урок обобщения и систематизации знаний - семинар, конференция, круглый стол и т.д.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний - контрольная работа, зачет,  смотр знаний и т.д.

6. Урок-лекция, киноурок, урок-объяснение

7. Проблемный урок, репродуктивный урок, урок творческой деятельности.

            Современный урок должен быть плотным, настрой детей на нём – деловой, содержательным и  продуманным, с чёткой постановкой проблемных вопросов или с созданием проблемных ситуаций,   в разрешении которых организовано сотрудничество «сильных» и «слабых» учащихся, детей и учителя. Педагог должен умело управлять этим процессом.    Перед объяснением нового материала необходимо активизировать знания, имеющиеся у детей,   подвести их к  раскрытию темы урока. На этапе объяснения нового материала  идти от мыслей детей, путем  проб и ошибок приходить к правильному решению, т. к. то,  что добыто путем поиска, усваивается прочнее.

         На каждом уроке должен осуществляться  индивидуальный подход.

Тон учителя должен быть доброжелательным, не повышенным. На уроке дети должны видеть чуткого и внимательного учителя, понимающего с полуслова,  с взгляда, учителя – помощника.

          Современный урок не может быть:

- без раздаточного материала;

- без современного технического обучения;

- без использования  ИКТ;

- без занимательности и игровых ситуаций;

- без средств обратной связи;

- без наглядности;

- без индивидуальной работы;

- без работы в парах и группах;

- без ситуации проблемы и поиска;

- без какой – либо исследовательской деятельности;

-  без опоры на личный опыт учащихся;

- без  осуществления межпредметных связей;

          - без эмоциональной окраски;

          - без самоконтроля своей деятельности;

- без самооценки  и  рефлексии.

На уроке должно быть  интересно, радостно и в меру трудно, а не страшно и скучно.


[1] Махмутов М.И. Современный урок: Монография. – М.: Педагогика. 1985. – с.44


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого урока "Проблемы и перспективы ТЭК России"

Урок обобщающего повторения в 9 классе по теме «Топливно-энергетический комплекс» проводится в форме круглого стола. Учащиеся заранее получили опережающие проблемные задания по основным темам круглого...

Современный урок. Проблемы и перспективы современного урока.

Урок как форма организации учебной деятельности существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается сам...

Современный урок, проблемы, опыт, перспективы(презентация)

Пути повышения мотивации у школьников с целью преодоления интеллектуальной пассивности в обучении и самовоспитании в процессе изучения "Технологии"...

Современный урок, проблемы, опыт,перспективы.

Пути повышения мотивации у школьников с целью преодоления интеллектуальной пассивности в обучении и самовоспитании в процессе изучения "Технологии"...

Статья "Современный урок-проблемы и перспективы""

В статье рассматриваются основные требования к современному уроку...

«Современное состояние, проблемы и перспективы преподавания предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных организациях в условиях перехода на ФГОС основного общего образования»

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня...

Мастер-класс «Духовная культура современного общества: проблемы и перспективы»

Мастер-класс для педагогов. Выступление на Гуманитарном форуме...