перечень педагогических технологий иистория развития метода проектов
статья на тему

Епифанова Татьяна Викторовна

 Справочный материал по классификации педагогических технологий . Дана краткая характеристика истории открытия метода проектов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tehnologii_i_metod_proektov.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Выделяют следующие педагогические технологии:

  • -проектные методы обучения;
  • -развивающее обучение;

  • -проблемное обучение;

  • -разноуровневое обучение;

  • -коллективная система обучения (КСО);

  • -технология решения изобретательских задач ( ТРИЗ);

  • -исследовательские методы обучения;

  • -технология « дебаты»;

  • -технологию модульного и блочно- модульного обучения;

  • -лекционно – семинарско - зачетная система обучения;

  • -технология развития «критического мышления»;

  • -технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

  • -обучение в сотрудничестве ( командная, групповая работа);

  • -информационно – коммуникационные технологии;

  • -здоровьесберегающие технологии;

  • - систему инновационной оценки « портфолио»;

  • - технологию дистанционного обучения

  • технология мастерских

  • групповое обучение

Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.

  • Метод проектов зародился в начале XX века в США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики философ – идеалист  Джона Дьюи (1859 - 1952)

                                 Джон ДЬЮИ  (1859-1952)

Американский философ, психолог и педагог. Профессор Мичиганского (1884—1894), Чикагского (1894-1904) и Колумбийского (1904-1930) университетов. Сторонник философии прагматизма (от греч. «прагма» — дело, действие), а в педагогике — «прагматической педагогики» (обучение посредством делания). Цель обучения и воспитания — формирование личности, умеющей «приспосабливаться к различным ситуациям» в условиях «свободного предпринимательства». Школьной системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, он противопоставил обучение «путем делания», т.е. такую систему обучения, при которой все знания извлекаются из практической самодеятельности и личного опыта ребенка. Дьюи придерживался так называемой педоцентрической теории и методики обучения. В 20-е годы Дж.Дьюи посещал с лекциями Советскую Россию. В 1897 г. в эссе «Мое педагогическое кредо» сформулировал целое направление — философия образования.

                    Уильям Херд КИЛПАТРИК   (1871-1965)

Американский педагог, ученик и последователь Дж.Дьюи. В 1890-х гг. работал в школах штата Джорджия; преподавал в Мерсеровском университете. В 1909—1938 гг. — преподаватель, профессор педагогического колледжа Колумбийского университета (Нью-Йорк). Сторонник прагматической педагогики. Разработал педагогическую систему «экспериментализма», опиравшуюся на философию прагматизма и психологию бихевиоризма. (Бихевиоризм — направление в американской психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятного как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.) Отвергая традиционную школу, предлагал строить учебный процесс как организацию деятельности ребенка в социальной среде, ориентированную на обогащение его индивидуального опыта. Развил метод проектов.

                     Виктор Николаевич Шульгин  (1894-1965)

Педагог, деятель образования. С 1918 г. в Наркомпросе РСФСР, в 1922—1931 гг. — директор методов школьной работы (в 1931 г. — Институт марксистко-ленинской педагогики). В 1921 — 1931 гг. — член научно-педагогической секции ГУСа. Разрабатывал (совместно с М.В.Крупениной) проблемы воспитания нового человека социалистического общества, а также взаимодействия школы и среды. Воспитание трактовал как сложную систему социальных связей и отношений, охватывающих все сферы жизни общества, а также процесс социализации личности.

Коллективом института под его руководством были разработаны методики изучения среды и ее педагогизации. Однако эти исследования не соответствовали официальной тенденции 30-х гг. к унификации средней школы. Большую полемику вызвала выдвинутая Шульгиным и Крупениной теория отмирания школы. Фактически Шульгин предпринял попытку соединить концепцию Дж.Дьюи с марксизмом и создать модель нового образовательного учреждения (школы-производства, школы-колхоза), противостоящую «школе-учебы». В теории Шульгина воспитание коммунистической морали преобладало над обучением, идеология — над образованием, социальное воспитание — над школьным, политехническое — над общим, что привело к недооценке образования в развитии личности. В качестве ведущей организационной формы предлагался метод проектов. В начале 30-х Шульгин и Крупенина отстранены от руководства институтом. Их взгляды резко раскритиковали. С 1932 г. Шульгин отошел от педагогической деятельности;  сотрудничал в ряде музеев.

                                 Станислав Теофилович Шацкий

 был убежден в том, что все идущие работать с детьми должны суметь и детей организовать, и самим организоваться. Таких умений недостает многим современным учителям, которых научили сообщать знания и не научили организовывать жизнь и деятельность детей.

   Педагог справедливо считал, что проблемы воспитания нельзя рассматривать и тем более правильно  решать в рамках только учебного заведения, так как на формирование личности ребенка оказывает сильное влияние окружающая среда: природа, хозяйство, семья, общественные организации. Поэтому система воспитания Шацкого включала элементы культуры материальной, духовной (в том числе эстетической), социальной.

   Говоря современным языком, опытная станция Шацкого представляла собой первое в стране и мире научно-производственное педагогическое объединение.

 Этот опыт нашел продолжение в деятельности генерального директора, члена-корреспондента АПН СССР Ш.А.Амонашвили.

   Без сомнения, при организации воспитательной работы работающим в новых условиях педагогам необходимо учитывать опыт соратников С.Т.Шацкого, рассматривавших три различных подхода к вопросу взаимоотношений школы и среды:

Принципом всей педагогической деятельности Станислава Теофиловича стало изучение условий жизни и личного опыта школьников разных возрастных групп, установление того, что должна сделать школа в данной области, чтобы жизнь ребенка была более здоровой, содержательной, интересной. Опыт работы школы в этом направлении Шацкий определил в афоризме "изучение жизни и участие в ней", ставшем "лозунгом" обновления педагогического процесса в школе 20-х годов. Конечное, как в любом новом деле, в реализации этой идеи было допущено немало ошибок, сам подход подвергался критике как ведущий к снижению уровня общего образования. В то же время в школьное обучение входила исследовательская деятельность, познавательно-практическая деятельность, общественно-полезный труд. Все это развивало творчество мышления ребенка, исследовательского и практического отношения к жизни.

Евгения Семеновна  Полат , доктор педагогических наук, профессор, ИОСО РАО.

«Метод проектов - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.…  дает такое определение методу проектов в современном понимании: «…метод», предполагающий «определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов».

Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.

Остановимся на основных требованиях к использованию метода  проектов:

Наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

Самостоятельная деятельность учащихся.

Структурирование содержательной части проекта.

Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

выдвижение гипотез их решения;

обсуждение методов исследования;

обсуждение способов оформление конечных результатов;

сбор, систематизация и анализ полученных данных;

подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Для определения типа проекта используются следующие признаки:

Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная и прочие;

Предметно-содержательная область: моно проект; межпредметный проект;

Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

Количество участников проекта.

Продолжительность проекта.

Критериями оценки результатов работы учеников будут владение способами познавательной деятельности: умением использовать различные источники информации, методы исследования, умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям; умение ставить цель, составлять и реализовать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.

Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.

Системно деятельностный подход :

(Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, Л.М.Фридман, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме «Метод проектов в работе учителя-словесника как технология реализации идей личностно ориентированного обучения»

Метод проектов понимается нами как инновационная технология реализации принципов личностно ориентированного образования и воспитания языковой личности. Понятие «технология» рассматривается как «...

«Метод проектного обучения как педагогическая технология для развития творческого потенциала обучающихся»

Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства 5, 6 классы....

Современные образовательные технологии деятельностного типа. Метод проектов. Проект «Моя языковая биография».

I. Деятельностный подход к обучению. Современные образовательные технологии деятельностного типа.II. Современные методы обучения ИЯ.III. Метод проектов в школе.IV. Проект «Моя языковая биография...

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

В этой статье рассмотрены периоды становления, развития и распространения метода проектов. Выполнен анализ этапов становления проектной деятельности. Рассмотрены идеи гуманистического подхода к образо...

Обобщение педагогического опыта по теме исследования «Развитие творческих способностей обучающихся 8 классов на уроках технологии с применением метода проектов»

В данной работе представлено описание моего педагогического опыта о методе проектах на уроках технологии. В ней раскрыты аспекты применения метода проектов, их классификация. ....