Методические рекомендации "Рабочая программа"
методическая разработка на тему

Валентина Павловна Новикова

Методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_rabochaya_programma.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Центр детского творчества»

г. Ярцево, Смоленской области

Методические рекомендации

по разработке и оформлению

рабочей программы

Автор-составитель:

Новикова Валентина Павловна,

методист, педагог дополнительного образования МБУДО ЦДТ


Рабочая программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности.

Рабочая программа – это учебная программа, разработанная на основе дополнительной общеразвивающей программы для определенного детского объединения, определяющая содержание, последовательность изучения тем и количество часов на их усвоение, использование организационных форм обучения и т.п.

Рабочая программа включает следующие структурные элементы:

- Титульный лист;

- Пояснительная записка;

- Учебно-тематический план;

- Календарно-тематический план;

- План внеурочной, досуговой деятельности;

- Работа с родителями;

- Обобщение и распространение опыта работы

  1. Титульный лист содержит:

- полное наименование образовательного учреждения;

- гриф утверждения программы (с указанием даты и номера протокола утверждения, приказа директора МБУДО ЦДТ);

- название Рабочей программы, учебный год;

- Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего Рабочую программу;

- количество групп (по годам обучения);

- количество часов;

- возраст учащихся.

Образец титульного листа представлен в Приложении 1.

  1. Пояснительная записка. В тексте пояснительной записки к Рабочей программе указывается:

 название, вид, уровень и направленность образовательной программы, автор и год утверждения (издания) конкретной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;

цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений на текущий учебный год;

 изменения, внесенные в примерную или авторскую программу и их обоснование;

 количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения практических работ, экскурсий, проектов, исследований;

 особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание (пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм учебных занятий), а также режим учебных занятий;

Элемент структуры Рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся» представляет собой описание требований к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе занятий по программе; качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий данным видом деятельности; систему отслеживания и оценивания результатов: формы учета знаний, умений; возможные способы оценки результативности образовательной деятельности обучающихся. Основанием для выделения требований к уровню подготовки обучающихся выступает образовательная программа, на базе которой разрабатывается Рабочая программа.

  1. Учебно-тематический план соответствует учебно-тематическому плану, содержащемуся в дополнительной общеразвивающей программе (Приложение 2).
  2. Календарно-тематический план самый объемный раздел, отражает реализацию дополнительной общеразвивающей программы в течение учебного года.

Для написания календарно-тематического плана Рабочей программы потребуется использовать «Учебно-тематический план» и «Содержание программы» дополнительной общеразвивающей программы. Составляется календарно-тематический план на текущий срок обучения, т.е. на один учебный год.

Этот структурный элемент Рабочей программы оформляется в виде таблицы (Приложение 3).

Графы «Теоретические занятия» и «Практические занятия» составляются на основании дополнительной общеразвивающей программы, на базе которой разрабатывается Рабочая программа, и отражают ход ее изучения в течение данного учебного года.

В календарном плане педагог указывает по месяцам название темы, ее теоретические вопросы (в графе «Теоретическая часть занятия») и практические задания обучающимся (в графе «Практическая часть занятия»). В практической части календарного плана целесообразно указать конкретные названия практической работы (упражнений, изделий, танцев, пьес и т. п.), тематика которых по возможности должна отражать особенности работы данного учебного года. В календарный план можно включить и другие необходимые для работы вопросы. Главное, что такой план должен отражать организацию работы на занятии и дать возможность педагогу разнообразить методы обучения, избежать шаблона в построении занятий, продумать способы деятельности обучающихся на занятии.

Формы организации деятельности (теоретическая часть занятия):

рассказ, беседа, лекция, объяснение, демонстрация, дискуссия, работа с учебным материалом, показ презентации, мозговой штурм, круглый стол и т.д.

Формы организации деятельности (практическая часть занятия):

практикум, семинар-практикум, творческая мастерская, занятие-исследование, тренинговые занятие, выставка, конкурсы, самостоятельная работа, опрос, зачет, концерты, соревнования и т.д.

В графе «Средства обучения» отображаются все средства обучения, применяемых на конкретном занятии по конкретной теме.

Графа «Воспитательная работа» отражает работу по воспитанию различных качеств личности на конкретном занятии.

  1. План внеурочной, досуговой деятельности

Внеурочная деятельность – образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от основных форм, представленных в дополнительной общеразвивающей программе и направленная на достижение планируемых результатов освоения данной программы.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности. Система внеурочной работы имеет следующие направления:

  • Спортивно-оздоровительное - всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья обучающихся;
  • Духовно-нравственное - формирование способности к духовно-нравственному развитию, личностному совершенствованию, пониманию значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • Научно-познавательное, проектная деятельность - обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, формирование мировоззрения, функциональной грамотности. Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность;
  • Художественно-эстетическое -  развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенции;
  • Патриотическое – привитие любви к Родине, гражданской     ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества;
  • Общественно-полезная деятельность - воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности.

План внеурочной деятельности оформляется в виде таблицы:

Направление внеурочной деятельности

Наименование мероприятия, форма организации

Объем внеурочной деятельности, часов в год

Спортивно-оздоровительное

Духовно-нравственное

Научно-познавательное, проектная деятельность

Художественно-эстетическое

Патриотическое

Досуговая деятельность -  организационно-массовая деятельность, реализуемая через организацию и проведение культурно-массовых мероприятий (концерты, выставки, игровые программы, конкурсы и т.д.), участие в данных мероприятиях.

План досуговой деятельности оформляется в виде таблицы:

п/п

Наименование мероприятия, форма организации

Сроки

  1. Работа с родителями представлена в виде таблицы:

п/п

Наименование мероприятия,

форма проведения

Время проведения

Главными функциями взаимодействия МБОУДОД ЦДТ с родителями являются:

- информационная;

- воспитательно-развивающая;

- формирующая;

- охранно-оздоровительная;

- контролирующая.

Формы взаимодействия педагогического коллектива с родителями:

  • Дни открытых дверей;
  • Семейные клубные дни;
  • Родительские собрание;
  • Индивидуальные консультации;
  • Анкетирование родителей;
  • Выставки творческих работ;
  • Открытые занятия;
  • Родительский лекторий;
  • Творческие мастерские;
  • Семейные праздники, праздничные программы, вечера отдыха, конкурсы;
  • Мастер-классы;
  • Час общения;
  • Тренинговые занятия для родителей, круглый стол;
  • Краеведческие акции, спортивно-игровые программы, экскурсии, фестивали, концерты;
  • Бюллетени «Для вас, родители»;
  • Отчетный концерт МБОУДОД ЦДТ.

  1. Обобщение и распространение опыта работы (в том числе экспериментальной, инновационной) (в форме открытых занятий, уроков, мастер-классов, на семинарах, научно-практических конференциях и т.д.).

п/п

Наименование мероприятия, форма проведения

Способ и форма участия

Дата проведения

Формы проведения мероприятий по обобщению и распространению опыта работы:

открытые занятия, мастер-классы, семинары, лектории, научно-практические конференции, методические разработки, отчет по теме самообразования, выступления на педагогических и методических советах, вебинары, онлайн-конференции, практикумы и т.д..

Способы участия: слушатель, активный участник.

Форма участия: очно, заочно, дистанционно.

ПРИЛОЖЕНИЯ


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

г. Ярцево, Смоленской области

Программа утверждена

на педагогическом совете

 протокол № 1

от «___» августа 20___года

Утверждена приказом № ___ от ___ августа 20__г.

по МБУДО  ЦДТ

Директор ___________Е. А. Корчагина

«Название программы»

(год обучения)

на 20__-20__ учебный год

педагога дополнительного образования

ФИО полностью

Количество групп –

Количество часов –

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

 год обучения

Содержание программы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение в образовательную программу. Вводный инструктаж. Инструктаж по охране труда.

2

1

1

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Итоговое занятие. Подведение итогов работы.

2

1

1

ИТОГО:


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Содержание Рабочей программы:

Календарно-тематический план

год обучения

№ учебного занятия

Дата учебного занятия

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Средства обучения

Воспитательная работа

Теоретическая часть занятия/ форма организации деятельности

часы

Практическая часть занятия/ форма организации деятельности

часы

Итого:

-

-

-

-

-

План составил педагог дополнительного образования                _________________________                     ____________________________

                                                                                                                                       (подпись)                                                                                (ФИО)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Программа "Аудирование в 5 классе. Французский язык"

Предлагаемая образовательная программа «Аудирование на французском языке» основывается на работе с аутентичными текстами песен, что способствует совершенствованию навыков понимания  разговорной р...

Методическая разработка. Программа «Аудирование на французским языке».

Предлагаемая образовательная программа «Аудирование на французском языке» основывается на работе с аутентичными док...

Методическая разработка. Программа "Аудирование в 7 классе. Французский язык"

   Для  занятий по данной программе в 7-х классах предлагается использование пособия « 100 текстов с заданиями для аудирования на французском языке». -СПб.: КАРО, 2006. Авто...

Методическая разработка. Программа "Аудирование в 8 классе. Французский язык"

Аутентичные аудиоматериалы и видеоматериалы давно занимают прочное место в практике преподавания  иностранного языка в виде профессиональных записей диалогов, стихов, текстов и заданий дл...

Методическая разработка. Программа "Аудирование в 9 классе. Французский язык"

               Предлагаемая образовательная программа «Аудирование на французском языке» основывается на работе с аутентич...

Методическая разработка программы элективных курсов по английскому языку для учащихся 9-ых классов "Улучши свой английский".

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная программа адресована учащимся 9 класса, которые интересуются лингвистикой изучаемого языка. Она особенно будет интересна тем, кто планирует углубить свои знан...