Методика проведения мониторинга музыкального развития детей в ДОУ
материал на тему

Савельев Вячеслав Иванович

В данной разработке указаны основные виды мониторинговой деятельности для выявления музыкального развития ребенка в ДОУ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методика проведения мониторинга музыкального развития детей.

 Уровень музыкального развития дошкольников определяется в начале и в конце года в следующих видах деятельности:

1. Восприятие музыки

2. Пение

3. Музыкально – ритмические движения

4. Игра на детских музыкальных инструментах.

Уровень музыкального развития в каждом виде деятельности определяется 3 уровнями:

Уровень показателя

Параметры

Высокий

Задание дети выполнили правильно после оказания словесной помощи

Средний

Задание дети  выполнили после оказания словесной помощи в сочетании с действиями предметов

Низкий

Дети выполнили задание со значительными ошибками после оказания помощи

Критерии уровневой оценки по всем видам музыкальной деятельности в

младших группах

Виды деятельности

Уровень

Восприятие музыки

Высокий уровень. Дети имеют сформированный интерес к музыке, эмоционально откликаются на музыку, внимательно слушают до конца музыкальные произведения. Различают выразительные особенности музыки: настроение, характер (весело - грустно), темп (медленно – быстро), динамику (громко – тихо).

Средний уровень. У детей не всегда проявляется интерес к музыке. Они часто отвлекается, не дослушивает до конца музыкальные произведения, не очень точно определяют выразительные особенности музыки: настроение, характер (весело - грустно), темп (медленно – быстро), динамику (громко – тихо).

Низкий уровень. Дети  чаще всего не имеют интереса к музыке, не могут внимательно слушать музыкальные произведения, неуверенно различают или вообще не различает малые жанры музыки даже при помощи взрослого.

Пение

Высокий уровень. Дети проявляют устойчивый интерес к пению. Освоили певческие умения и навыки - пение напевным, протяжным звуком, чисто интонируют несложные мелодии, с сопровождением и без него

Средний уровень. Дети проявляют интерес к пению, но недостаточно выразительно передают характер песни. Певческие навыки и умения в основном освоены, но требуют помощи.

Низкий уровень. У детей отсутствует интерес к пению. Певческие навыки и умения не усвоены – неправильная интонация, невыразительное исполнение, не четкая дикция и т. д.

Музыкально ритмические движения

Высокий уровень. Дети проявляют устойчивый интерес к музыкально – ритмическим движениям, самостоятельно меняют движения в соответствии с изменениями в музыке. Могут ритмично ходить друг за другом, легко бегать под музыку, выполнять легкие прыжки на двух ногах, ходить простым хороводным шагом, выставлять правую ногу на пятку, выполнять притопы, «топотушки», кружение в лодочке.

Средний уровень. У детей сформирован интерес к музыкально – ритмической деятельности. Достаточно верно владеют музыкально – ритмическими умениями и навыками, но требуется помощь взрослого.

Низкий уровень. У детей отсутствует интерес к музыкально – ритмическим движениям. При оказании любой помощи не воспринимает различия в темпе, динамике, не различает многие танцевальные движения, нет согласованности в исполнении движений под музыку.

Игра на детских музыкальных инструментах

Высокий уровень. У детей сформирован устойчивый интерес к овладению игрой на музыкальных инструментах. Они самостоятельно различают звучание бубна, колокольчика, ложек, дудочки, металлофона.

Средний уровень. У детей сформирован устойчивый интерес к овладению игрой на музыкальных инструментах. Они различают звучание бубна, колокольчика, ложек, дудочки, металлофона при небольшой помощи взрослого.

Низкий уровень. У детей нет устойчивого интереса к музыкальным произведениям, исполненным на детских музыкальных инструментах. Они не различают звучания бубна, колокольчика, ложек, дудочки, металлофона.

Критерии уровневой оценки по всем видам музыкальной деятельности в старших группах

Виды деятельности

Уровень

Восприятие музыки

Высокий уровень. У детей устойчивый интерес к музыке, сформированы представления об образной основе музыки, имеющей не только один, но и два музыкальных образа. Хорошо развито представление о первичных жанрах музыки и их видах (песня, танец, марш). Самостоятельно различают и сравнивает музыкальные отношения звуков.

Средний уровень. Имеют интерес к музыке, желают слушать, проявляют заинтересованность, знают и различает жанры в музыке и некоторые их виды: песню (колыбельную, плясовую), марш, танец (хоровод, пляска) при словесной помощи взрослого. При небольшой словесной подсказке взрослого различают выразительные особенности музыки.

Низкий уровень. Отсутствует интерес к музыке. Даже после оказания помощи дети слабо проявляют музыкальное воображение, мышление, часто не слышат смены средств музыкальной выразительности.

Пение

Высокий уровень. Дети  всегда проявляют устойчивый интерес и потребность в освоении новых песен. Освоили певческие умения и навыки – чисто интонируют мелодию песен, правильно передают ритмический рисунок, дикция внятная, правильная. В пении используют мимику и жесты, умеют правильно передавать яркие интонации, связанные с развитием музыкального образа.

Средний уровень. У детей сформирован интерес к певческой деятельности, но они довольно сдержаны в эмоциях, недостаточно верно передают средства музыкальной выразительности – требуется словесная помощь взрослого. Затрудняются самостоятельно исполнять песни без музыкального сопровождения.

Низкий уровень. У детей отсутствует интерес к певческой деятельности, не проявляют интереса к освоению новой песни. Недостаточно хорошо овладели певческими умениями и навыками – не умеют правильно передать мелодию и ритм песни, отказываются петь индивидуально. Исполняют знакомые песни не эмоционально.

Музыкально ритмические движения

Высокий уровень. Дети проявляют устойчивый интерес к музыкально – ритмическим движениям, способны легко различать характер музыки и движений, хорошо владеют музыкально – ритмическими навыками и умениями, весь репертуар исполняют самостоятельно и выразительно.

Средний уровень. В целом у детей сформирован интерес к музыкально – ритмическим движениям, но они испытывают небольшие трудности при исполнении танца, что преодолевают при словесной помощи взрослого.

Низкий уровень. У детей отсутствует интерес к исполнению танца, движения выполняют не качественно и не выразительно даже при оказании помощи взрослого.

Игра на детских музыкальных инструментах

Высокий уровень. У детей сформирован устойчивый интерес к игре на металлофоне, маракасе, барабане, трещотках .Они самостоятельно играют простую попевку на двух пластинах металлофона, чётко простукивают ритм на ложках, правильно передают ритмический рисунок попевки.

Средний уровень. У детей  сформирован устойчивый интерес к игре на металлофоне, маракасе, барабане, трещотках Оин с небольшими погрешностями играют простую попевку на двух пластинах металлофона, но исправляют ошибки при небольшой помощи взрослого.

Низкий уровень. Дети не могут правильно исполнить простейшую попевку на двух пластинах металлофона , простукать на ложках и других инструментах ритмический рисунок, даже после оказания любой помощи.

Аналитическая справка по итогам мониторинга.

 Музыкальное воспитание в нашем детском саду подчинено общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строится с учетом своеобразия музыкального искусства и особенностей дошкольников. Главной целью и задачей своей деятельности вижу в раскрытии внутреннего духовного мира ребенка, его эмоций, формировании художественной культуры, выявлении индивидуальных творческих способностей, приобщение к музыкальной культуре. Именно в дошкольном возрасте важно формировать основы нравственной культуры, потребность в общении с миром прекрасного. Основная форма организации воспитания, обучения, развития детей, которая базируется на обязательных программных требования, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников – игра - занятие. Именно они включают чередование различных видов деятельности. Слушание - восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских инструментах), и обеспечивают тем самым разностороннее развитие музыкальных способностей детей. Занятия оказывают несомненное влияние на другие формы организации детей: самостоятельную музыкальную деятельность, интеграцию с другими областями и направлениями программы. Для анализа знаний и умений детей провожу регулярно провожу мониторинг музыкального развития детей знаний в начале и в конце года . Проводится она в виде: наблюдений, индивидуальных занятий, специальных игр-заданий. Используются игровые приемы и многочисленные предметные пособия, детские музыкальные инструменты. По итогам мониторинга ставлю новые цели и задачи в музыкальном воспитании детей.

Диагностическая карта

Группа

год

Восприятие музыки

Пение

Муз. -ритмические движения

Игра на дет. муз. инструментах

Музыкальное творчество

Нач.

года

Конец года

Нач.

года

Конец года

Нач.

года

Конец

года

Нач.

года

Конец

года

Нач.

года

Конец

года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка. Игровые задания для мониторинга музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Игровые задания для мониторинга музыкальных способностей детей дошкольного возраста....

Рабочая программа музыкального руководителя детского сада. Модуль «Музыкальное развитие детей 5–6 лет» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федер...

Методика музыкального развития детей на примере опыта работы в ансамбле русских народных инструментов МАУ ДО ДДТ г. о. Бронницы

В статье раскрываются основные моменты начального музыкального развития детей в ансамбле народных инструментов....

Методика проведения мониторинга и анализа психологической готовности к прохождению проверочной работы (ВПР) в 7 классе

Выявление обучающихся с низкой психологической готовностью может позволить своевременно принять меры для снижения дезорганизующей роли тревоги, вызванной недостаточной психологической готовностью.На о...

Методика проведения мониторинга сформированности УУД учащихся

Листы наблюдений данной методики дают возможность учителю оценить уровень сформированности познавательных, регулятивных, коммуникативных результатов обучающихся...

Методика проведения мониторинга сформированности УУД учащихся

Листы наблюдений данной методики дают возможность учителю оценить уровень сформированности познавательных, регулятивных, коммуникативных результатов обучающихся...