Проектная деятельность как условие повышения мотивации обучения студентов
статья на тему

Аверкина Наталья Александровна

Представлен материал  по методу проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как условие повышения мотивации обучения студентов

В основе метода проекта лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

  • Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат).
  • Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./Под ред.Е.С.Полат.-М.:Академия,2001.С.66.

Типы проектов

  • - исследовательские
  • - поисковые;        
  • - творческие;
  • - ролевые;
  • - прикладные( практико – ориентированные);
  • - ознакомительно – ориентировочные.

        Суть метода остаётся неизменной - самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или индивидуальная.  

        

Результаты выполнения проектов должны быть материальны.

Проекты студентов

  • . Согласно предметно – содержательной области выделяют проекты:
  • монопредметные- выполняется на материале конкретного предмета  
  • межпредметные - интегрируется смежная тематика нескольких предметов,
  • надпредметные - выполняется этот проект в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских

.В соответствии с характером координации проекта различают:

  • - непосредственный (жесткий, гибкий);
  • - скрытый (неявный, имитирующий участника проекта);
  • 4. По характеру контактов (среди участников одного колледжа, группы, города, страны, разных стран) проекты бывают:
  • - внутренние или региональные
  • -международные
  • 5. По количество участников проекты различают на:
  • - личностные
  • - парные
  • - групповые
  • 6. По продолжительность выполнения проекты бывают:
  • - краткосрочными
  • -средней продолжительности
  • - долгосрочными

При применении метода проектов для решения разнообразных задач с использованием компьютера можно выделить 6 основных этапов, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Деятельность субъектов при работе над образовательным проектом

Этапы

Задачи

Деятельность студентов

Деятельность педагога

. Начинание

Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы

1.Уточняют информацию

2.Обсуждают задание

1. Мотивирует учащихся

2. Объясняет цели проекта

3. Наблюдает

Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор приоритетов оценки результатов. Ролевое распределение в команде

1.Формируют задачи

2.Уточняют информацию (источники)

3.Выбирают и обосновывают свои критерии успеха

1. Помогает в анализе и

синтезе (по необходимости)

 2. Наблюдает

.Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив (мозговой штурм). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности

1.Работают с информацией

2.Проводят синтез и анализ идей

3.Выполняют исследование

1. Наблюдает

2. Консультирует

Выполнение

Выполнение проекта

1.Выполняет исследование и работают над проектом

Оформляют проект

1. Наблюдает

2. Советует (по просьбе)

Оценка результатов

Анализ выполнения достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке результатов своего продвижения

1. Наблюдает

2. Направляет процесс

анализа (если необходимо)

Защита проекта

Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка

1. Защищают проект

2.Участвуют в коллективной оценке результатов проекта

Организует

процесс  коллективной

оценки результатов

Любой проект следует оценить, и этому умению необходимо учить учащихся. В помощь студентам можно разработать таблицу оценки проекта и его защиты в группе по двум методикам:

- Дембо-Рубинштейна(используются оценочные шкалы на которых отражается восприятие проекта).

- З.И.Чечель[1] (используется процентное отношение уровня восприятия проекта по определенным параметрам).Этот метод представлен в виде таблицы 4.

Таблица 2.

Оценка проекта и его защита.

Оценка работы

Фамилия, имя студента

Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы.

Объем разработок и количество предлагаемых решений

Уровень самостоятельности

Качество оформляемых плакатов и др.

Оценка защиты

Качество доклада

Проявление глубины знаний по предлагаемой теме

Проявление глубины знания данного предмета

Ответы на вопросы преподавателя

Ответы на вопросы студентов

Оценка творческих способностей докладчика

Субъект, оценка деловых качеств

Итоговая оценка (балл)

Результаты работы

Итогом работы над данной темой является:

  • создание  и использование банка учебных проектов в процессе обучения;
  • повышение интереса обучающихся к предмету Математика;
  • положительная динамика качества усвоения программного материала студентами 1 курса.
  • Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод об эффективности обучения, по методу учебных проектов для активизации познавательной деятельности студентов на уроках и во внеурочное время.

Результатом проектной деятельности является то, что учащимся интересны уроки, они с желанием выполняют различные виды деятельности:  пишут творческие работы, рассуждают на философские темы, создают плакаты и рисунки, рассказывают о выдающихся ученых, открытиях, пишут стихи о математике и, пробуют создавать рекламные проспекты применения математических законов.  

«Подводные камни» проектного метода

1) Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс.

2) Главная опасность при выполнении исследовательского проекта — его превращение в реферат.

3) При организации системы проектов в колледже не всегда удается обеспечить содержательное единство тем.

В результате многолетнего педагогического проектирования доказано, что проектное обучение даёт преподавателю возможность поиска, воспитания и обучения талантливых, одарённых и творчески - развитых студентов, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными».

Способствует системному мышлению, дает толчок к самостоятельным действиям в условиях неопределенности, воспитывает готовность проявлять ответственность за выполненную работу, развивает способность самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности, учит позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами.

Список литературы и электронных носителей информации:

Полат Е.С. Метод проектов. http://center/fio.ru/do/news.asp

Бахтиярова Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении //Школьные технологии, 2011, №2.

World Book‘s CD–ROM encyclopaedia, Topics Entertainment. – 2013.


[1]Чечель З.И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. 1998. №4. С.10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как метод повышения мотивации к обучению.

Данная работа содержит теоретический материал, полезный для тех, кто начинает знакомство с методом проектной деятельности на уроках, примеры творческих работ учащихся....

"Проектная деятельность-эффективное средство повышения мотивации учащихся на урока немецкого языка"

Данная работа содержит тнебольшой теоретический материал по применению проектной технологии на уроках немецкого языка на разных ступенях обучения. В этой работе я рассказываю о том,как я работаю над п...

Исследование на тему "Проектная деятельность, как средство повышения мотивации к изучению английского языка в младших классах."

исследование, как работать по методу "проектов" на уроках английского языка  в младших классах....

Метод проектов и исследовательской деятельности как условие повышение мотивации обучения учащихся

В нашей гимназии  активно  внедряются методы учебных проектов практически по всем предметам. К 8 классу обучающиеся владеют ИКТ умениями и навыками, приобретенными на уроках информатики ИКТ....

Применение метода проектной деятельности как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка на уроке во внеурочной деятельности

В представленном материале описан опыт применения метода проектной деятельности на уроках французской литературы в 8 классе школы с углубленным изучением французского языка по теме " Великие люди (поэ...

Презентация "Организация проектной деятельности как средства повышения мотивации учащихся в изучении географии"

Презентация "Организация проектной деятельности как средства повышения мотивации учащихся в изучении географии"...

Проектная деятельность как средство повышения мотивации к обучению

Статья рассматривает вопрос о том, как сделать работу учащихся активной и самостоятельной. Рассматривается применение проектной технологии  как развитие познавательных УУД на уроках русского язык...