Обобщение педагогического опыта «Применение методов технологии критического мышления для формирования мыслительной деятельности на уроках биологии».
статья на тему

Шевлякова Татьяна Ивановна

Технология развития критического мышления – один из способов превращения учения в личностно - ориентированное. Технология предполагает равные партнерские отношения  как в плане общения, так и в плане  конструирования знания. Работая в режиме ТКМ, учитель перестает быть главным источником информации, а создает условия для реализации заложенных в ученике задатков. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее ценности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_shevlyakova.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Применение методов технологии критического мышления для формирования мыслительной деятельности на уроках биологии».

Обобщение педагогического опыта                            учителя биологии МБОУ «СОШ № 13»                                           Шевляковой Татьяны Ивановны                                          учителя высшей квалификационной категории

                                          Содержание:

1. Введение                                                                                        3

2.Методическая проблема                                                                4

3.Применение методов технологии критического                               мышления                         для формирования мыслительной деятельности на уроках биологии                                                             5

4. Заключение.                                                                               12

5. Литература.                                                                                13

                                         

                                                 Введение

Изменения, произошедшие за последние 15-20 лет, серьёзно отразились на мироощущении школьников. Скачок в развитии информационных технологий обрушил на ребёнка лавину фактов, мало доступных для осмысления. Важнейшей задачей образования является формирование целостной научной картины мира. Перед школой стоит задача сформировать такие способности, которые позволят адаптироваться к динамично меняющемуся миру. В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно - деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты. Системно - деятельностный подход обеспечивает:                                                                                                                    - формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;            - проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;                                                                                - активную учебно – познавательную деятельность обучающихся;                               - построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей                               обучающихся.      

                                   

                                Методическая проблема

Технология развития критического мышления – один из способов превращения учения в личностно - ориентированное. Технология предполагает равные партнерские отношения  как в плане общения, так и в плане  конструирования знания. Работая в режиме ТКМ, учитель перестает быть главным источником информации, а создает условия для реализации заложенных в ученике задатков. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее ценности. Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, а способность пользоваться приобретенным, не объем информации, а умение получать ее и моделировать, не потребительство, а созидание и сотрудничество. Технология развития критического мышления ставит целью воспитание свободной, критически мыслящей личности, дает возможность личностного роста, развитию индивидуальности. Используемые сегодня на уроке педагогические технологии, методические приёмы должны обеспечивать формирование умения поиска и выделения необходимой информации. Это активная деятельность учащихся, взаимодействие их друг с другом в учебной работе, участие в проведении экспериментов, постановке опытов, проектной и исследовательской деятельности.  Целями  данной технологии является  1. Мотивация к учению. 2. Расширение знаний и развитие интеллектуальных умений 3. Развитие рефлексивного умения. 4. Формирование обобщений.     

Применение методов технологии критического                                                  мышления  для формирования мыслительной деятельности на уроках биологии.

                                                                                                                        Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что достичь хороших результатов можно только через активную самостоятельную деятельность ученика. Много различных подходов и технологий перепробовала в своей многолетней практике, и остановила свой выбор на одном из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности школьников - на технологии развития критического мышления. Она как никакая другая подходит к нашей классно-урочной системе, не требует глобальной перестройки урока.    Её применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Человеческое восприятие устроено таким образом, что ему сначала надо настроиться, вспомнить, что известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, подумать, для чего ему понадобятся полученные знания, и как их можно применить. А технология РКМ, в полной мере отвечает этим этапам. Эта технология хороша ещё и тем, что на уроке создается психологически комфортная среда. Здесь можно ошибаться, заблуждаться, потому что есть возможность исправить свои ошибки. В основе технологии лежит деятельностный подход, что позволяет изменить характер взаимодействия между учителем и учениками, создает в классе обстановку культуры общения, доверия и доброжелательности и конечно успешность в освоении предмета.                                                                                                Что же такое «Технология развития критического мышления»?                       Программу изначально  разработали педагоги из США Джинни Стил и Курт Мередит для реформы образования в Словакии, а затем они модифицировали её для стран Восточной и Центральной Европы. Они сумели обобщить и систематизировать богатейший теоретический и практический опыт, собрать воедино разнообразные успешно применяющиеся в разных странах мира модели, которые сами являются образовательными технологиями. Особенно важно, что базовая модель технологии стала практическим отражением закономерностей познавательной деятельности, которые были исследованы в работах Ж. Пиаже, Л. Выготского, Д. Дьюи. Технология представляет собой совокупность приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии.

Она решает задачи:

1.Образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала.

2.Культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров.

3.Информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности.

4.Социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

 Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Структура урока
«развития критического мышления».

Стадии

Характеристика

Вызов

(ликвидация чистого листа)

актуализация имеющихся знаний

пробуждение интереса к получению новой информации

постановка учеником собственных целей обучения

               Осмысление

(реализация осмысления)

получение новой информации

осмысление новой информации

корректировка учеником поставленных целей обучения

Рефлексия

(размышление)

размышление, целостное осмысление, выработка собственного отношения к изучаемому материалу

рождение нового знания

выявление непознанного, постановка учеником новых целей обучения (новый «вызов»)

   В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления? Во-первых, учебный процесс  строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что учитель может быть максимально гибким в каждой учебной ситуации. В-третьих, технология позволяет все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности. Это не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения.  На каждом из этапов использую свои методические приёмы, которых в технологии достаточно много: «Корзина идей, понятий, имён...», «Составление кластера»,  «Чтение с остановками», «Совместный поиск»,  «Написание синквейна», широко использую электронный образовательный ресурс и учебное оборудование. Некоторым учащимся нравится преподносить информацию творчески, по-новому. Поэтому приходится осуществлять дифференцированный подход и индивидуализацию. На уроках приходится дозировать «порции материала», так как не все в классе могут работать в одном и том же темпе. Некоторые приёмы технологии приходится адаптировать под свой контингент учащихся.                                                                     На стадии вызова важно  свободное высказывание своей точки зрения; фиксация всех высказываний. Ученик вспоминает всё, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. Эта стадия похожа на  актуализацию знаний в традиционном уроке, но  приёмы  и методы организации деятельности другие. Приёмы  стадии «ВЫЗОВ» «Ассоциации», «Покопаемся в памяти», «Кластеры», таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнаю» (З – Х – У),  «Логические цепочки», «Верные и неверные утверждения»,  « Подсказка», «Мозговой штурм» «Лови ошибку» «Согласен - Не согласен», «Наводящие вопросы»,  «Проанализируйте факты», «Проблемные ситуации»  позволяют  каждому активно включиться в работу.

Например, при изучении в 5 классе темы «Бактерии» использую прием «Кластер». Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы.  В центре располагается звезда – это наша тема «Бактерии». Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы 1.Строение бактерий. 2.Размножение бактерий. 3.Форма бактерий. 4.Значение спор. 5. Положительная роль бактерий. 6.Отрицательная роль бактерий. 7. Меры профилактики. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Прием «Кластеры» использую на стадии вызова, осмысления, когда  после работы с текстом, кластер наполняется содержанием. Этот прием способствует развитию мыслительной деятельности. 

 Интересный приём - таблица «ЗХУ». Например, при изучении темы «Корень, его строение и значение» в 6 классе,  для начала спрашиваю, что дети знают по теме урока. Когда дети начнут предлагать свои идеи, выписываю их на доску в первую колонку таблицы.  В колонку «Хочу узнать» предлагаю внести свои  мысли и вопросы, возникшие в ходе обсуждения темы урока. Затем обучающиеся читают новый текст, пытаясь найти ответы на поставленные ими вопросы. После чтения текста предлагаю заполнить колонку «Узнал». Далее обучающимся предлагаю сравнить, что они знали раньше, с информацией, полученной из текста. При этом желательно излагать  сведения  только своими словами.

Часто применяю приём «Проблемные ситуации». Например, при изучении темы «Грибы»  (5 класс), формулирую проблемный вопрос: «Грибы – это растения или животные?»

При успешной реализации стадии вызова у учащихся должен возникнуть стимул для работы на этапе получения новой информации.

На стадии осмысления учащийся вступает в контакт с новой информацией, самостоятельно и активно участвует в работе. Здесь актуальны такие приёмы, как: чтение текста с маркировкой по типу Инсерт,  ведение записей двойных дневников и бортовых  журналов, составление таблиц «ЗХУ», работа с кластером, приём «Карусель». Эти приёмы можно использовать при любом способе подачи нового материала: чтении текста,  просмотре  видеофильма, объяснении  учителя, сообщение обучающегося с демонстрацией презентации, выполнение лабораторного опыта и т.д. Работа ведётся индивидуально - в парах - в группах.  Основным приемом ТРКМ является маркировка текста по типу Инсерт. Например, при изучении внутреннего строения животных в 7 классе, ученики  используют прием «маркировка». Они читают текст параграфа и делают в нем соответствующие пометки:            

«V» -   отмечают  то, что известно;

 «+» -   то, что не знал, но узнал из текста;

«-» -   то, чего не знал;

«?» -  то, чего  не понял.

Время на работу отводится в соответствии с объемом текста. Затем материал обсуждается, и информация заносится в кластер.

Для организации групповой работы использую приём «Разработка мини - проектов» иди «Учебник на доске». Суть приёма такова: в результате групповой работы у каждой группы появляется свой «продукт» деятельности, который она представляет во второй половине урока.

- У каждой группы  своё задание, которое нужно выполнить, а по возвращении - отчитаться. Записи делайте в своих бортовых журналах.                                                                                                                - Выберите спикера группы, который будет выступать с результатами работы.

1 группа

-Прочитайте текст   параграфа 11 с 60-61, начиная со слов «Бактерии очень просто устроены… заканчивая словами  так и образовывались группы.»

-Подготовьте рассказ о строении бактерий.                                                                    -Пользуясь описанием строения бактерий, предложите схему строения клетки. Можно нарисовать.

 2 группа

-Прочитайте текст   параграфа 11 с 61(2 и 3 абзацы) .

-Охарактеризуйте различные формы строения бактериальных клеток, изображенные на рисунках с 61, используя только прилагательные.                   -Можно нарисовать формы для отчёта.

  1. группа

-Прочитайте текст   параграфа 11 с61 (5 и 6 абзацы) .

-Изобразите в виде схемы процесс размножения бактерий. Можно использовать рис. с62

-Какие условия являются благоприятными для размножения бактерий?  

  1. группа  

-Прочитайте текст   параграфа 11 с 62 (1 абзац) .

-Сформулируйте и запишите определение «Спора –это…».

-Какие условия являются неблагоприятными для бактерий?

 5 группа                                                                                                                       -Прочитайте текст   параграфа 11 с 62 (2 и 3 абзацы) .

-Подготовьте рассказ о положительной роли бактерий в природе и жизни человека. Изобразите в виде схемы или рисунка.

  6 группа                                                                                                                                                   -Прочитайте текст   параграфа 11 с 62 (4 абзац 1 и 2 предложения) .

 -Подготовьте рассказ об отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека. Изобразите в виде схемы или рисунка.                                                                                     7 группа                                                                                                                        -Прочитайте текст   параграфа 11 с 62 (4 абзац  начиная со слов Чтобы предотвратить заболевание…  и до конца .

-Составьте правила профилактики заболеваний. Изобразите в виде схемы или рисунка. - Пора возвращаться из путешествия и отчитаться о проделанной работе.

-  Выполняя своё задание, вы могли встретить разных животных, мы сейчас отдохнём и повторим их движения. (Под музыку делают движения.) 

Спикер каждой команды отчитывается, все слушают и делают записи в свои бортовые журналы, то есть в тетради.

Приём педагогической техники «Учебник на доске»

Каждая группа отчитывается по заданиям.

      В процессе работы учащиеся производят отбор наиболее значимой информации, выражают ее своими словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи.

       На стадии рефлексии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Обучающиеся анализируют  и систематизируют учебный материал в виде синквейна.

Обучающиеся  в группах или парах в течение  3-5 минут составляют синквейн по определенным правилам. Затем по желанию учащихся прослушиваем их результат творчества. Например, на уроке «Бактерии» в 5 классе учащийся составил  синквейн: Бактерии. Маленькие, незаметные. Делятся, растут, питаются. Соблюдайте правила гигиены.

Обучающиеся анализируют  свою работу на уроке. Сегодня урок:                                 - Трудный - лёгкий

- интересный – не интересный

- полезный – ненужный

 

Я на уроке: - старался – ленился

- был внимателен на уроке – был невнимателен

- урок усвоил – не усвоил

- узнал новое – все знал (ничего не узнал нового)

- моя поставленная цель достигнута – не достигнута

- трудности были – не были

                                        Заключение

        

Хочу отметить, что благодаря технологии  «Развитие критического мышления»:

- появилась возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения: «Учитель-ученик», «Ученик-группа», и «Ученик- ученик»;

- повышается ответственность учащихся за качество собственного образования;

- формируются навыки работы с информационными источниками разных типов;

-раскрывается творческий потенциал школьников;

-развивается мыслительная деятельность обучающихся;

        - повышается интерес к изучаемому материалу;

      - в классе создаётся атмосфера открытости и ответственного сотрудничества.

       Применение приемов и методов технологии развития критического мышления  на уроках биологии дают результаты. Учащиеся активно участвуют в самостоятельном добывании знаний, формулируют цели, высказывают свои мысли, логически строят ответы на вопросы. Рассмотренные приёмы развития критического мышления на уроках биологии   позволяют мне сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой.

                                               Литература:

1.Асмолов А.Г., Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.: ил.

2.Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика.        

3.Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., Учим детей мыслить критически.- С-Пб: “Альянс “Дельта” совм. С издательством “Речь”, 2003.     

4.Загашев И.О., Заир – Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство “Альянс “Дельта”, 2003.               

5.Муштавинская И.В., Трофимчук Г.А. Технология развития критического мышления: Методическое пособие.– СПб: ИРО “Смена”, 2004.                                                         

6.Фишбоун. Технология развития критического мышления. // Новое образование. – 2006. № 4, с.19

7. Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена»  http://ct-net.net/ru/ct_tcp_ 

8. http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm Приемы технологии РКМ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания, поэтому я решила найти такие методы и ...

Работа по обобщению педагогического опыта по теме: Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии как средство успешной самореализации личности

Тема моего педагогического опыта: Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии как средство успешной самореализации личности. В работе представлены основные методические приёмы тех...

Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

  На протяжении длительного периода обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков; носило репродуктивный, информационный характер. Современный эта...

Аттестационная работа по теме"Использование технологии развития критического мышления для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках истории"

в работе содержится теоретический и практический материал по технологии развития критического мышления...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Никитина Светлана Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 75 (филиал)

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но...

Роль технологии критического мышления в формировании мировоззрения школьников на уроках русского языка и литературы

Что же такое технология критического мышления, и как с ней работать? Попрробую ответить на эти и другие вопросы в данной статье....

Инновационный проект «Использование технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории»

«Использование технологии развития критического мышлениядля формирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории»...