Мониторинг нравственного развития школьника в условиях внеурочной деятельности (на примере культурно-образовательного сообщества «Метафора»)
статья

Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мониторинг нравственного

развития школьника в условиях внеурочной деятельности

(на примере культурно-образовательного сообщества «Метафора»)

учащийся

В современной школе в век информационного натиска детский пресс-центр является не только важным источником информации, но и мощным фактором воспитания. Гуманистическая позиция, ставшая основой новых стандартов, требует признания ребёнка главной ценностью в педагогическом процессе, признания его права на саморазвитие, самоопределение. Поэтому организация деятельности таких детских сообществ, как культурно-образовательного сообщества «Метафора» в первую очередь предполагает развитие и мониторинг социально-ценностной направленности личности.

Духовные ценности были и остаются основой в образовании школьника, ведь важно, чтобы развивался не только интеллект ребёнка, но и его эмоциональная сфера, душа. Нужно, чтобы он не потерялся в сложности и неоднозначности современного мира, чтоб умел выразить свою точку зрения, сформулировать своё отношение к миру, умел выслушать чужое мнение, умел сопереживать и т.д. КОС «Метафора» же обладает универсальностью ценностной направленности, потому что его деятельность ориентирована на формирование и духовно-нравственных, и социально -гражданских, и эстетических ценностей. Работа в нём развивает творческое мышление, воображение детей, важными для педагогов являются совершенствование психоэмоциональной сферы школьников, формирование позитивной Я-концепции, ведь именно в годы ценностно – смысловой и культурно – насыщенной школьной жизни у детей более интенсивно закладываются нравственные ориентиры, навыки социальной адаптации не по модели отчуждения от мира взрослых, а по модели межпоколенческого диалога, когда равный обучает равного, воспитывая его. В конечном счёте это существенно содействует решению вопросов формирования мировоззрения и социализации детей.

Культурно-образовательное сообщество «Метафора в МАОУ «СОШ №49» г.Улан-Удэ создано в 2011-2012 учебном году. Современное социокультурное пространство отличается установкой на сотрудничество и толерантность.  С этих позиций рассматривают образовательные системы. Так, современное образование конструируется с помощью ряда метафор: образовательный процесс - посредством метафоры "организм", требующей согласованную работу всех его составляющих; сущность и содержание образования определяется метафорой "образование через всю жизнь"; цель образовательного процесса - метафорой "человек культуры". В свою очередь современная модель "человека культуры" определяется метафорами "глобальное мышление", "Гражданин планеты". Это значит, что интеграция образовательных систем в единое образовательное пространство предполагает подготовку специалистов, способных проявить инициативу и ответственность в осуществлении преобразований. Этот факт актуализирует задачу воспитания толерантной, созидающей, адаптивной личности. Способность адаптироваться становится необходимостью. Человеку приходится находить и выстраивать отношения с множеством людей, а значит приспосабливаться к их способу мышления, общения, поведения, т.е. менять самого себя, свой внутренний образ, находиться постоянно в образовательном процессе, в процессе осознания себя. Этот процесс рассматривается как непрерывный, как "образование через всю жизнь". Это и есть метафора.

Поэтому мы можем сказать, что само наше сообщество должно быть носителем системы нравственных, духовно-гражданских, эстетических ценностей, что позволяет педагогу, руководителю сообщества, вести экспериментальную работу по исследованию эффективности деятельности пресс-центра по формированию личностных результатов воспитания школьников.

Реализация задач экспериментальной деятельности педагога осуществляется благодаря созданию активной среды практической деятельности школьников, которая моделирует многие элементы социума с высокой степенью приближения, ведь школьная журналистика обладает важным достоинством – все, кто является объектом её внимания, становятся соучастниками творческого процесса.

«Нравственное сознание – активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, в том числе через модели, созданные в художественных произведениях, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов.

Результатом деятельности должна стать нравственная воспитанность, эстетическая развитость личности. Она проявляется в общественно ценных свойствах и качествах личности, в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.

Уровень нравственной воспитанности – это мера соответствия развитых социально-ценностных отношений ребёнка и его разносторонних функций, обеспечивающих полноту человеческой жизни, тому уровню культуры, которого достигло человеческое общество на данный момент своего исторического развития.

Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.

Особенность духовно-нравственного воспитания в том, что его «результат», как таковой, очень сложно зафиксировать. В самом деле, не существует таких методик, с помощью которых объективно и со стопроцентной точностью можно было бы определить уровень духовно-нравственного развития учащегося. Представление о духовном уровне человека может сформироваться путем живого общения с ним, причем продолжительного, охватывающего разные этапы его жизни и развития, а также с помощью комплексного применения самых различных методов изучения, проективных и диагностических методик.

Еще одна проблема – то, что духовно-нравственное воспитание – процесс динамический, непрерывный, не прекращающийся на протяжении всей жизни человека. Соответственно, оконечном его результате судить практически невозможно, так же, как и зафиксировать таковой.

Однако существует несколько методик, применяемых в современной психолого-педагогической диагностике для фиксирования некоторых отдельных качеств личности, систем ценностей учащихся, которые, вкупе с различными психологическими методами (наблюдения, изучения продуктов деятельности и т.п.) позволяют получить примерное представление о стадии духовно-нравственного развития учащегося на данный момент. Это необходимо педагогам для отслеживания эффективности принятых методов духовно-нравственного воспитания и, в случае необходимости, последующей их корректировки.

Ниже приведены несколько методик, которые в практике психолого-педагогической диагностики принято применять комплексно, т. к. одна методика дополняет другую. Подобные методики базируются на различных критериях оценки уровня нравственности, которые в большинстве своем перекликаются и, в свою очередь, основаны на одних и тех же категориях.

У Платона, Сократа, Аристотеля находим такие категории, как добро, зло, мудрость, мужество, умеренность, справедливость, счастье, дружба. В Средневековье появляется понятие «милосердие», в более позднюю историческую эпоху – «долг» (И. Кант), «вина» (Гегель). Таким образом, выделяется 11 основных базовых категорий нравственного сознания. Очень тесно связана с ними методика изучения уровня сформированности нравственных понятий у учащихся.

Анкета «Нравственные понятия»

Как ты понимаешь следующие слова?

  • Мудрость
  • Добро
  • Зло
  • Совесть
  • Душа
  • Любовь
  • Гордыня
  • Счастье
  • Свобода
  • Дружба
  • Милосердие
  • Долг
  • Вина

Интерпретация полученных данных производится педагогом-психологом, ответы детей оцениваются и классифицируются по следующим уровням:

1) понятие не сформировано, ребенок не понимает, о чем идет речь

2) смутные представления о понятии, противоречивые, запутанные

3) четкие представления о понятии, достаточно глубокое (на доступном для возраста, анкетируемого уровне) понимание значения предложенного слова.

Ноябрь 2015

hello_html_26c017d0.png

Март 2016

hello_html_m19d009ef.png

Следующая методика предназначена для выявления уровня нравственной самооценки учащихся.

Методика №1: диагностика нравственной самооценки

Инструкция: 4 балла – если вы полностью согласны с высказыванием,

3 балла – если, вы больше согласны, чем не согласны

2 балла – если вы немножко согласны

1 балла – если вы совсем не согласны

Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное высказывание.

Текст вопросов:

  1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
  2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
  3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
  4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
  5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
  6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
  7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
  8. Мне приятно делать людям радость.
  9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
  10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Обработка результатов: Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла – 2 единицы, в 2 балла – 3 единицы, в 1 балл – 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с балом. Например, 4 бала – это 4 единицы, 3 бала – 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов: От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц – нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.

Результаты диагностики нравственной самооценки.

Низкого уровня нравственной самооценки нет. Под низким в таблице имеется в виду уровень «ниже среднего».

hello_html_mec4555a.gif

Для диагностики толерантного поведения учащихся применяется методика «Незаконченные предложения».

Методика №2: Диагностика этики поведения

«Незаконченные предложения»

Инструкция: Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".

Текст:

1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…

2. Если кто-то надо мной смеется, то я…

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…

4. Когда меня постоянно перебивают, то я…

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…

Интерпретация:

Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям

Инструкция: "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять". Список заранее записывается на доску.

Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:

Номера отрицательных ответов: №№2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов – высокий уровень.

4-е, 3-и – средний уровень.

2-а – ниже среднего уровня.

  1. – низкий уровень.

Результаты диагностики толерантности

Низкого уровня нравственной самооценки нет. Под низким в таблице имеется в виду уровень «ниже среднего».

hello_html_5a44ff05.gif

Завершает данный комплекс методика изучения нравственной мотивации учащихся.

Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.

Инструкция: "Я прочитаю вам четыре вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"

Вопросы:

1. Если кто-то плачет, то я.

А) Пытаюсь ему помочь.

Б) Думаю о том, что могло произойти.

В) Не обращаю внимания.

2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.

А) Я скажу ему, чтобы он не приставал.

Б) Отвечу, что не могу ему помочь.

В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

Г) Пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

А) Я не обращу внимания.

Б) Скажу, что он размазня.

В) Объясню, что нет ничего страшного.

Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

А) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

Б) Обижусь в ответ.

В) Докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов:

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее подсчитать сумму положительных ответов, данных учеником.

4 бала – высокий уровень 2, 3 бала – средний уровень 0, 1 бал – низкий уровень

Результаты диагностики. Низкого уровня нравственной мотивации нет.

hello_html_m20f31042.gif

Заключение

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие, и на воспитание эстетических чувств и интересов.

Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно.

Для изучения уровня сформированности духовно-нравственных качеств личности, учащихся в современной психолого-педагогической диагностике применяются различные методики, которые в сочетании с психологическими средствами изучения личности образуют комплексы, позволяющие получить целостное представление о воспитанности учащегося на данный момент. В работе пресс-центр «Планета 49» используется один такой комплекс, широко используемый современными педагогами и психологами.

Периодическая диагностика и оценка качества духовно-нравственного воспитания учащихся позволяет повысить его эффективность, вовремя исправить допущенные ошибки, скорректировать недочеты. Это очень важно для каждого педагога, который реально заботится о том, какую личность он воспитает для общества, какие ценности будут отстаивать его воспитанники, став взрослыми людьми.

Литература:

  1. Акутина С.П. Формирование у старшеклассников семейных духовно–нравственных ценностей в условиях взаимодействиях семьи и школы: авторферерат дисс. на соискание ученой степени д. п. н. Специальность: 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования. – Нижний Новгород,  2010
  2. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. В. Байбородова. – М. : Просвещение, 2013. – 177 с.
  3. Никитина, Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей в условиях введения ФГОС в школе [Электронный ресурс] / Е. В. Никитина. – http://festival.1september.ru/, 28.08.2014.
  4. Орлов, А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики / А. Б. Орлов. – М. : Логос, 1995.

План работы КОС «Метафора» на 2015 -2016 уч. год

месяц

Название мероприятия

сентябрь

Планирование работы. Осмысление и принятие идеи и цели  работы лаборатории и КОС на новый период. Организационные сборы.

октябрь

Мониторинг.  «Мир есенинских стихов». Мероприятия, посвященные  юбилею С. А. Есенина.  

(см. Приложение к плану)

октябрь

Посещение театра. Спектакль «Про Настю и Сеню» (младшая группа ). Экскурсия в музей театра.

ноябрь

Практическое занятие.  «Как составить коллаж и открытку». Конкурс коллажей «Мой Есенин».

ноябрь

Открытие «Школы искусств» для родителей класса. Бессмертные рубаи Омара Хайяма.

ноябрь

Совместное мероприятие с «Литературным лабиринтом». Бессмертный Том Сойер.

декабрь

Выпуск альманаха «Слово на ладошке». Мероприятие

с сообществом КИТ.

январь

Организационное заседание. Итоги работы за

1 полугодие. День былинного богатыря Ильи Муромца.

февраль

 «Приходи на масленицу!» «Народные праздники. Сагаалган.

март

Всемирный день поэзии. Всемирный день театра.

Выход в театр.

апрель

Экскурсия по городу. Знакомство с архитектурными и скульптурными памятниками Улан-Удэ.

май

Виртуальная экскурсия.160 лет Государственной Третьяковской Галерее (1856).

май

Мониторинг сформированности метапредметных знаний. Интеграция искусств. Итоговое занятие.

Выпуск газеты «Слово на ладошке».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности реализации процесса духовно-нравственного развития и воспитания во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления

Внеурочная деятельность является благотворительной почвой формирования духовно-нравственных качеств личности школьника......

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Разработка и апробация модели деятельности школы как центра патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников в условиях ФГОС и расширения внеурочного пространства МОБУ «Еленовская СОШ»

Патриотическое, духовно - нравственное воспитание в условиях современного российского общества приобрело особое значение. Это связано с его глубинными изменениями, необходимостью коренного пересмотра ...

Особенности реализации процесса духовно - нравственного развития и воспитания во внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления

В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Внеурочная деятельность является одной из почв формирования духовно -  нравств...

Развитие творческих способностей и духовно-нравственное воспитание школьников средствами курса внеурочной деятельности "Батик. Свободная роспись."

Развитие творческих способностей и духовно-нравственное воспитание школьников средствами курса внеурочной деятельности "Батик. Свободная роспись."...

Статья Духовно -нравственное развитие школьников в урочной и внеурочной деятельности

В статье  "Духовно - нравственное развитие школьников в урочной и внеурочной деятельности" сообщается о том, что учитель - это наставник, он обращается к эмоциональному миру ребенка, фо...