СИТУАЦИЯ УСПЕХА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
методическая разработка

Валентина Павловна Новикова

СИТУАЦИЯ УСПЕХА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл printsipy_ped_podderzhki.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

СИТУАЦИЯ УСПЕХА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

Вовремя полученная поддержка освобождает ребёнка от множества нерешённых проблем, которые постоянно накапливаются и не позволяют ему быть самим собой, а значит – полноценно жить.

О.С. Газман в работе «Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема» вычленяет в педагогическом процессе три области: обучение, воспитание (сфера социализации) и педагогическая поддержка (сфера индивидуализации).

Педагогическая поддержка – помощь в развитии и содействии саморазвитию ребёнка, которая направлена на решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, коммуникацией и жизненным самоопределением.

Ситуация поддержки – это ситуация, когда начинают работать вместе СО и САМО процессы взрослого и ребёнка, действующих на равных.

Для любого человека характерно ожидание поддержки и готовность её проявить (будет ли она нравственной, психологической, педагогической или же материальной). Поддержка особенно необходима в ситуациях поиска и выбора (самоопределения), а в таких ситуациях ребёнок оказывается постоянно, поскольку многое из того, что он делает, он делает впервые при минимуме опыта. Но всегда ли он может её получить?

Успешность педагогической поддержки зависит от соблюдения следующих принципов.

1. Согласие ребенка на помощь и поддержку. Ребёнок либо сам запрашивает помощь, либо не отвергает, когда ее предлагают. Безусловная поддержка (вмешательство) осуществляется в случае опасности для жизни и здоровья ребенка, а также в ситуациях асоциального поведения.

2. Опора на личные силы и возможности личности.

3. Вера в возможности ученика.

4. Ориентация на способность ребёнка самостоятельно преодолевать препятствия. Педагог лишь создает для этого условия, помогая осознать суть проблемы, и предлагает свою помощь в поисках ее решения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия ученика.

5. Совместность, сотрудничество, содействие. Этот принцип отражает как содержательную, так и технологическую суть педагогической поддержки, предлагая процесс совместного движения к преодолению препятствия, помощь в конструктивном разрешении проблем.

6. Соблюдение принципа конфиденциальности. Это крайне важно для доверительного общения с детьми, особенно при проведении диагностических методик, интимно-личных бесед и консультаций. Только при полном доверии к взрослому помощь будет принята ребенком и, возможно, станет импульсом к активной внутренней работе.

7. Доброжелательность и безоценочность. Наличие эмоциональной тональности во взаимодействии с учеником может являться залогом как успеха, так и неуспеха в осуществлении поддержки. Когда педагог идет «от ребенка», он не сравнивает его действия с действиями других, а пытается понять и услышать голос этого ученика, причины его трудностей и проблем. Оценка же учителем того или иного шага или поступка учащегося может восприниматься им как неприятие, критика и привести к закрытости.

8. Безопасность. Защита здоровья, прав, человеческого достоинства. Защита прав и интересов ребенка на всем пространстве его жизни. Педагог-воспитатель, как адвокат, в любых обстоятельствах держит сторону ребенка. Даже когда тот нарушает общепринятые нормы, воспитатель ищет возможности «смягчить наказание», имея в виду, что ребенок более чем взрослый, имеет право на ошибку. Педагог, осуществляющий поддержку, - это защитник интересов учащихся.

9. Принцип «Не навреди».

10. Рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания. Радость или, точнее, её ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка. Для школьника ожидание радости – источник его движения вперёд. Радость сама по себе не возникает. Её горючее – успех. Обязательный и непременный успех, который окрыляет человека. А ребёнка тем более.

Можно смело утверждать, что в тот день, когда ребёнок впервые скажет себе пушкинское: «Ай да я, молодец!» – свершится самый нужный педагогический акт, в котором творец-ребёнок, вдохновитель и организатор – Учитель.

Главный смысл деятельности Учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха.

Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех результат подобной ситуации.

Ситуация успеха – это переживание субъектом своих личностных достижений.

Создание ситуаций успеха является созидающим приёмом педагогического воздействия, т.к. практическая организация этих ситуаций оказывает положительное влияние на развитие ребёнка. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребёнка, резко изменить стиль и ритм его деятельности, взаимоотношений с окружающими.

Ситуация успеха может стать спусковым механизмом дальнейшего движения личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ» (социально – педагогическая поддержка и защита прав обучающихся, оказание помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации)

Цель и задачи программы.Цель: профилактика асоциальных явлений среди несовершеннолетних.Задачи: - развитие социальной ответственности подростков.- оказание комплексной социальной психологической и пед...

Банк вопросов и реальных ситуаций к технологии педагогической поддержки О.С. Газмана

Материал содержит описание технологии, а также раельные ситуации и перечень вопросов....

Социально-педагогическая поддержка учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В статье описан опыт социально-педагогической поддержки учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации....

Круглый стол Тема: "Взаимодействие педагога с детьми: педагогическая оценка, педагогическое требование и создание ситуации успеха"

Цель: обеспечить молодого специалиста знаниями, умениями, навыками, необходимыми для выстраивания конструктивного взаимодействия с ребенком при создании ситуации успеха, при предъявлении педагогическо...

Социально-педагогическая поддержка детей, попавших в трудную жизненную ситуацию

В данной статье раскрыто понятие трудной жизненной ситуации, актуальность проблемы в наши дни, принципы и направления работы социального педагога, а также описан алгоритм работы специалиста с несоверш...

«Средства социально-педагогической поддержки детей и подростков в трудной жизненной ситуации»

Социально-педагогическая поддержка детей и подростков представляет особый вид социально-педагогической деятельности, которая направлена на выявление, определение и разрешение проблем ребенка с целью о...