МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья

Ольга Михайловна Воронова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc315 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 00.00.00                                                                               Воронова О.М.
преподаватель ГБПОУВ

 «Воронежский государственный
промышленно – экономический колледж»
Россия, г. Воронеж

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация

Статья посвящена вопросам организации обучения общеобразовательным дисциплинам в рамках системы среднего профессионального образования.

В статье дается сопоставительный анализ требований ФГОС СПО и ФГОС  среднего общего образования применительно к обучению химии.

Ключевые слова:

Федеральный государственный образовательный стандарт, общие компетенции, предметные результаты, метапредметные результаты, личностные результаты.

Система среднего профессионального образования по сути своей является уникальной в части структуры освоения обучающимися содержания сразу двух образовательных стандартов: стандартов среднего общего образования (ФГОС СОО) и стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО). Единство образовательного пространства нашей страны должно было создавать равные условия для обеспечения преемственности вертикали образования: основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования.

Отдельно стоит сказать об актуальности, так как для освоения образовательных программ СПО с учетом требований ФГОС СОО и специфики получаемой профессии/специальности требуется:

  1. Создание программно-методического обеспечения реализации ФГОС СОО в ПОО, в том числе адаптированных программ для обучающихся с ОВЗ и инвалидов;
  2. Разработка методик оценки сформированности личностных, метапредметных результатов и универсальных учебных действий;
  3. Разработка рекомендаций по организации работы обучающихся над индивидуальным проектом;

4. Повышение квалификации педагогов ПОО по вопросам преподавания общеобразовательных дисциплин на основе системно-деятельностного и метапредметного подходов.

Таким образом, мы приходим к пониманию, о необходимости интеграции двух стандартов и подходов, а самое главное к пониманию того, что при реализации ФГОС СПО должен соблюдаться принцип преемственности  при оценке результата обучения.

В этой связи возникает ряд практических вопросов:

- как в преподавании общеобразовательных дисциплин в системе СПО ориентировать обучающихся на получение профессии;

- как  правильно подобрать педагогические технологии и дидактические приемы обучения;

В мировой практике существует два способа оценки результатов образования – критериальный (эталонный) и экспертный (рамочный) [3]. В первом случае обучающиеся должны соответствовать неким заданным параметрам, выраженность или не выраженность которых может определять степень успешности. Во втором случае речь идет о некой экспертной оценке качества, которая по определению носит субъективный характер и может быть использована только в условиях множественности экспертов.

Современная концепция стандартизации предполагает ориентированность на результат, который в двух стандартах несколько отличается. Федеральные государственные образовательные стандарты СПО построены по модели критериальной оценки результатов. Показателями этой оценки выступает сформированность общих и профессиональных компетенций. А федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования построены по эталонной модели. В их основе лежат показатели развития личности – предметные, метапредметные и личностные. Обе группы результатов – компетенции и показатели развития – не исключают, а скорее дополняют друг друга.

Оценка возможности преемственности и взаимодополнения требований к результатам ФГОС СОО и ФГОС СПО на прямую связана с достижением обучающимися личностных, метопредметных и предметных результатов в системе среднего профессионального образования.

С целью оценки сопоставимости двух групп результатов нами был проведен сравнительный анализ требований к результатам ФГОС СОО и ФГОС СПО (таблица 1). Взяв за основу общие компетенции ФГОС СПО [1], и согласованные с ними личностные и метапредметные результаты [2]. Предметные результаты и профессиональные компетенции в данном сопоставлении не рассматривались, поскольку они в большей мере являются узкоспециализированными и узкопредметным.

За основу анализа было взято соответствие личностных и метапредметных результатов общим компетенциям.

Сравнительный анализ ФГОС СОО и ФГОС СПО

ФГОС СПО

ФГОС СОО

ОК

Личностные (Л)

Метапредметные (Мп)

ОК 01

выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

Л -1.

сформированность российской гражданской

идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,        чувства ответственности         перед

Родиной, гордости за свой край, свою Родину

[…];

Л-2

[…] осознание своего места в поликультурном мире;

Л-5

осознанный выбор будущей профессии и возможностейреализации

собственных жизненных планов […];

Мп-6

владение навыками познавательной рефлексии как        осознания

совершаемых действий и

мыслительных процессов, их результатов  и незнания,

и оснований, границ своего знания

новых познавательных задач и средств их достижения

.

ОК 02

осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

Л-4

готовность и способность к образованию, в том

числе самообразованию, на протяжении всей

жизни;        сознательное        отношение к

непрерывному образованию        как условию успешной профессиональной

и общественной деятельности.

Мп-1

умение        самостоятельно определять цели деятель-ности и составлять планы деятельности; самостоя-тельно осуществлять, контролировать и коррек-тировать деятельность; использовать всевозможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

ОК 3.

планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

Л-2

[…] осознание своего места в поликультурном мире;

Л-5

осознанный выбор будущей профессии и возможностейреализации

собственных жизненных планов […];

Л-3

навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрос-лыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследователь-ской, проектной и других

видах деятельности;

Мп-2

владение навыками познавательной, учебно- исследовательской и проектной деятельности,

навыками разрешения проблем; способность и

готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

Мп-6

владение навыками позна-вательной рефлексии как осознания совершаемых

действий        и мыслительных процессов, их результатов и

оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

ОК 4.

работать в коллек-тиве и команде,эф-фективно взаимо-действовать с кол-легами, руководст-вом, клиентами

Л-4

готовность и способность к образованию, в том чис-ле самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образова-нию как условию успеш-ной профессиональной и общественной деятель-ности;

Мп-3

готовность и способность к самостоятельной информа-ционно – познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпрети-ровать информацию, получаемую из различных источников;

ОК 5.

осуществлять уст-ную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей со-циального и куль-турного контекста

Л-4

готовность и способность к образованию,в том числе самообразованию, на про- тяжении всей жизни; соз-нательное отношение к не-прерывному образованию как условию успешной профессиональной и обще-ственной деятельности;

Мп-4

умение        использовать средства информационных и коммуникационных тех-нологий        (далее – ИКТ)        в решении когнитивных, ком-муникативных, организаци-онных задач с соблюдением требований эргономики,тех-ники безопасности,гигиены, ресурсосбережения,право-вых и этических норм,норм информационной безопас-ности;

ОК 6.

проявлять граж-данско-патриоти-ческую позицию, демонстрировать осознанное пове-дение на основе традиционных общечеловеческих ценностей

Л -1.

сформированность российской гражданской

идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,        чувства ответственности         перед

Родиной, гордости за свой край, свою Родину

[…];

Мп-5

владение языковыми сред-ствами - умение ясно, логи-чно и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

ОК 7.

содействовать со-хранению окружа-ющей среды, ре-сурсосбережению, эффективно дей-ствовать в чрезвы-чайных ситуациях

Л-6

сформированность экологического мышления,

понимания влияния социально-экономических

процессов        на состояние природной        и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.

Мп-6

владение навыками позна-вательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

ОК 8.

самостоятельно определять задачи профессионально-го и личностного развития,занимать-ся самообразова-нием, осознанно планировать повышение квалификации

Л-4

готовность и способность к образованию, в том чис-ле самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образова-нию как условию успеш-ной профессиональной и общественной деятельнос-ти;

Мп-1

умение самостоятельно определять цели деятель-ности и составлять планы деятельности; самостоя-тельно осуществлять, конт-ролировать и корректиро-вать деятельность; исполь-зовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в

различных ситуациях;

ОК 9.

использовать ин-формационные технологии в профессиональной деятельности

Л-2

Сформированность миро-воззрения, соответствую-щего современному уров-ню развития науки и общественной практики,

основанного на диалоге культур, а также различ-ных форм общественного сознания, осознание свое-го места в поликультур-ном мире.

Мп-2

владение навыками позна-вательной,учебно-исследо-вательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практи-ческих задач, применению

различных методов позна-ния;

Анализ данных позволил сделать вывод о том, что, организация образовательной деятельности по освоению среднего общего образования предусматривает дифференциацию содержания с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей. Изучение учебных общеобразовательных предметов ориентировано преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету. Обе группы результатов ориентированы на определенные обобщенные навыки и умения, которые могут лечь в основу изучения различных тем курса химии.

Следующим шагом было распределение всех видов результатов (ОК, предметных, метапредметных и личностных) по темам и разделам программы дисциплины «Химия » (таблица 2).

Таблица 2 Матрица изучения дисциплины «Химия» с учетом реализации возможностей формирования общих компетенций

Название раздела, темы

Результаты

Основные формы работы обучающихся на занятии

П

Мп

Л

ОК

1

2

3

4

5

6

7

1.

Раздел 1. Органическая химия

1

Основные понятия и зако-ны химии

1

2

2

ОК-3 ОК-9

Нестандартные (проблемные) за-дания. Коллизий-ные задания

2

Основные понятия органи-ческой химии и теория строения органических соединений

5

3

4

ОК-4

Работа с различ-ными источника-ми информации

3

Углеводороды и их природные источники

6

6

2

ОК-1 ОК-3 ОК-7 ОК-9

Нестандартные (проблемные)задания. Работа с раз-личными источ-никами инфор-мации. Коллизий-ные задания

4

Кислород- и азотсодержащие органические соединения и их природные источники

8

4

3

ОК-5 ОК-6

Подготовка и за-щита презентаци-онных материалов

Парная/групповая работа

5

Искусственные и синтетические полимеры

1

2

2

ОК-3 ОК-9

Нестандартные (проблемные),коллизийные задания

2.

Раздел Общая и неорганическая химия

6

Строение вещества

6

6

2

ОК-1 ОК-3 ОК-7 ОК-9

Ориентированность содержания на профессию. Нес-тандартные (про-блемные) задания.

Групповая работа с самооценкой (ролевая игра).

Коллизийные задания

7

Химические реакции

6

5

2

ОК-2 ОК-6 ОК-9

Самостоятельная работа с самооце-нкой результатов

Парная/групповая работа. Коллизий-ные задания

8

Вещества и их свойства

3

2

6

ОК-3 ОК-9

Нестандартные (проблемные) за-дания. Коллизий-ные задания

Распределение шло от требований ФГОС СОО. Взяв за основу тематику курса, для каждой из 8 тем последовательно выделили предметные, затем – метапредметные и личностные результаты. Если в предыдущем сопоставлении предметные результаты нами не рассматривались, то в данном случае они стали основополагающими, поскольку напрямую связаны с содержанием тем курса. А уже после этого подбирались соответствующие тематике метапредметные (как обобщенные показатели деятельности) и личностные (как обобщенные показатели личностных качеств) результаты.

Далее, используя данные таблицы 1, для каждой темы были выделены компетенции, освоение которых может быть обеспечено в рамках ее изучения. Поскольку в таблице 1 не всегда метапредметные (Мп) и личностные (Л) результаты описывали одну и ту же общую компетенцию, то мы выбирали все ОК, в сопоставлении которых были соответствующие Мп и Л. В итоге на одну тему у нас приходится по одному предметному, метапредметному и личностному результату и по несколько общих компетенций.

Рассматривая компетенцию как готовность или способность к осуществлению деятельности, для каждой компетенции с учетом специфики дисциплины были выделили дидактические приемы работы с обучающимися на занятиях, в рамках которых компетенции могут формироваться и оцениваться. Принимая в качестве приоритета требования ФГОС СОО и понимая универсальность общих компетенций, мы несколько упростили условия формирования и оценки ОК.

Таким образом, была сформирована  своего рода матрица дисциплины «Химия», позволяющая включить в структуру обучения не только требования ФГОС СОО, но и компетенции. Анализ данных позволяет сделать вывод о том, что, на каждую ОК приходится несколько компилируемых с ней личностных и метапредметных результатов ФГОС СОО. Обе группы результатов ориентированы на определенные обобщенные навыки и умения, которые могут лечь в основу изучения различных тем курса«Химия».

Более того, выполнение требований графы 7 «Основные формы работы обучающихся на занятии», наглядно демонстрирует разнообразие возможностей для использования различных педагогических технологий или их элементов.

Для удобства представления технологических аспектов реализации матрицы была адаптирована технологическая карта урока (таблица 3), в которой нашли отражение все ее компоненты.

Таблица 3. Фрагмент технологической карты урока с учетом формирования компетенций

Тема

Алкены. Этилен.  Гомологический ряд, структурная изомерия, номенклатура алкенов.

Цель

Сформировать общее представление о гомологическом ряде, структурной изомерии, номенклатуре алкенов.

Задачи

Оценить уровень остаточных знаний из предшествующих курсов химии и заложить базовые понятия нового курса.

  1. Продолжить воспитание сознательного отношения к учебному труду.
  2. Продолжить формирование мировоззрения

Основное

содержание темы

Вводный экспресс-контроль остаточных знаний по химии и общей тематической осведомленности

  1. Структура, сущность и содержание органической химии
  2. Основные источники информации

Планируе- мый резуль-тат

Предметные

Метапредметные

Личностные

П-1.        Владение

представлениями о строении вещества.

Мп-2. Владение навыками познава-тельной рефлексии как осознания совершаемых дей-ствий и мысли-тельных процес-сов,их результатов и оснований, гра-ниц своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

Л-2.Сформиро-ванность мировоз-зрения, соответст-вующего современ-ному уровню раз-вития науки, обще-ственной практики, основанного на ди-алоге культур,так-же различныхформ общественного со-знания, осознание своего места в по-ликультурном мире

Основные формы работы на занятии

ОК-1 ОК-3 ОК-7 ОК-9

Ориентированность содержания на профессию

Нестандартные (проблемные) задания

Групповая работа с самооценкой (ролевая игра)

Коллизийные задания

Межпредмет-ные связи

Основной вид учебной деятельности

Ресурсы

Химия

Сформированность знаний о составе современного комплекса естественных наук, его специфике, месте в системе -общеобразовательных дисциплин, роли в решении современных научных, практических задач

Презентация, таблица, тестовые материалы, учебник

В результате сопоставительного анализа, сформировался своего рода паспорт компетенций для изучения дисциплины с обобщенными педагогическими приемами его формирования. Каждая компетенция формируется в ходе сразу нескольких тем, что в целом отвечает требованиям их формирования во ФГОС СПО (рисунок 1).

Рисунок 1. Доля тем в формировании ОК в ходе изучения химии

Таким образом, при организации обучения химии в рамках системы СПО следует ориентироваться на преемственность, которая предполагает принятие общих для всех уровней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативность. Основанием преемственности разных уровней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться.

Список используемых источников:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки России от 17.05.2012 г. №413, (ред. от 29.12.2014).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), укрупненной группы 38.00.00

«Экономика и управление», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 683 от 02.08.2013 г. и зарегистрированного Министерством юстиции России, регистрационный номер № 17241 от 17.05.2010.

  1. Олейникова, О.Н. Модернизация СПО: европейская версия / О.Н. Олейникова // Аккредитация в образовании. – 2011. - № 7. – 25 – 28.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

культурологическая составляющая в системе среднего профессионального образования

В данной работе рассматриваются важные, по мнению автора, аспекты при подготовке к проведению занятий по русскому языку и литературе в учреждениях СПО...

Философия образования как мировоззренческая основа педагогической деятельности преподавателя системы среднего профессионального образования

Рассматривается необходимость философии образования как мировоззренческой основы педагогической деятельности преподавателя...

Философия образования как мировоззренческая основа педагогической деятельности преподавателя системы среднего профессионального образования

Философия образования  рассматривается в качестве мировоззренческой основы для преподавателя...

Антропологический аспект гуманитарного образования в системе среднего профессионального образования в инновационном обществе

Антропологический аспект гуманитарного образования в системе среднего профессионального образования в инновационном обществе...

Компетентностный подход в преподавании гуманитарных дисциплин в системе среднего профессионального образования

В данной статье подчеркивается роль гуманитарных дисциплин  в системе среднего профессионального образования. Указываются компетенции, которые осваиваются студентами в процессе изучения истории и...

ОСОБЕННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Особенности самостоятельной работы студентов в среднем профессиональном образовании Активная самостоятельная работа студентов в среднем профессиональном образовании возможна только при наличии се...

Доклад на тему: "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Доклад на тему: "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"...