Педагогический проект «Формирование творческих способностей обучающихся через технологию проектного обучения».
учебно-методический материал

Токарская Валентина Александровна

 Образование молодого поколения включает в себя не только освоения ЗУН, но и развитие творческих способностей, личностных качеств. В данной  работе  представлена апробация и внедрение проектной технологии, целью которой  является формирование творческих способностей обучающихся. В процессе реализации  педагогического проекта возникает  взаимодействие ученик – учитель. В педагогическом проекте показана система работы, стержнем которой является ученик как деятель, а учитель как консультант и координатор. В новых условиях, в которые попадает обучающийся, он и ведёт себя по-новому: ему становится важен конечный продукт своей деятельности (положительная мотивация). Результатом  такой деятельности становится исследовательский или творческий проект в рамках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tokarskaya_v.a._pedproekt.doc585 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 им. А.И.Исаевой»

3

Проект «Формирование творческих способностей обучающихся через технологию проектного

обучения».

Автор работы: Токарская В.А.

 

Нефтеюганск 2019

II. Краткая аннотация проекта.

Образование молодого поколения включает в себя не только освоения ЗУН, но и развитие творческих способностей, личностных качеств. В данной  работе  представлена апробация и внедрение проектной технологии, целью которой  является формирование творческих способностей обучающихся. В процессе реализации  педагогического проекта возникает  взаимодействие ученик – учитель. В педагогическом проекте показана система работы, стержнем которой является ученик как деятель, а учитель как консультант и координатор. В новых условиях, в которые попадает обучающийся, он и ведёт себя по-новому: ему становится важен конечный продукт своей деятельности (положительная мотивация). Результатом  такой деятельности становится исследовательский или творческий проект в рамках русского языка и литературы.

      III. Обоснование необходимости проекта.

«Даже гений рождается с 1% таланта, определённых способностей, заложенных природой, остальные 99% нужно развивать», - так когда-то сказал великий Аристотель.

На дворе век компьютерных информационных технологий. Всё больше на первый план выходят различные хитроумные машины, которые могут многому научить: считать, решать, логически мыслить. Но, оказывается, они не могут научить самому главному: любить, чувствовать чужую боль как свою, сопереживать. Поэтому, как бы наша жизнь не изменялась и какие бы новые галактики не открывали, на первом месте есть и будет живое слово и живое общение ученик-учитель. При этом, конечно, мы не должны исключать новые компьютерные технологии, а умело использовать их как средство обучения.

               Во все времена трудностью литературного образования в школе являлись задания творческого характера, связанные с развитием речи обучающихся: написание сочинений, изложений, отзывов, рецензий, эссе, создание поэтических миниатюр. Самая сложная часть единого государственного экзамена по  русскому языку и литературе  – это та часть,  которая  предусматривает создание сочинения - рассуждения.

          В примерной программе основного общего образования по русскому языку в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом совершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию;  проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и другие);
  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Можно, в целом, говорить о том, что в обществе назрела потребность в новом качестве общего образования и формирования опережающей модели его развития. В этой связи особенно важно формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности, ориентированных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. ("Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения"). Проблема, над которой необходимо работать, - это культивировать другой тип сознания и учащегося, и учителя через усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках одного предмета, и трансляция его в различные жизненные ситуации;

  • навыки самостоятельной поисковой работы в сети Интернет, участие в On-line конференциях и т.д.;
  • повышение коммуникативных способностей, умений дискутировать, выделять главное, отстаивать свою точку зрения;

умение использовать различные источники информации, анализировать и структурировать полученную информацию; широко и разнообразно преподносить и интерпретировать полученные данные исследований, поисковой работы, решать проблемные ситуации. Отсюда следует, что ни ученику, ни учителю по-старому работать нельзя. Во-первых, требуется деятельность, которая предусматривала бы большую долю самостоятельной работы обучающихся. Во-вторых, учитель должен выступать в роли консультанта и координатора деятельности учеников. В-третьих, эта деятельность должна быть направлена на развитие личности обучающегося и его творческих способностей. Обозначенная проблема,  недостаточное теоретическое обоснование и методическое оснащение процесса  формирования творческих умений  обучающихся на уроках русского языка и литературы, определила решение, на которое направлен данный проект. Инструментарием решения данной проблемы избрана технология проектного обучения.

Технология метода проектов широко внедряется в современной школе во внеурочной и урочной деятельности. Но большая часть образовательных задач должна решаться непосредственно на уроке. Урок – это та часть учебного процесса, где реализуются все основные проблемы обучения, воспитания и развития личности. Современный урок и сейчас рассматривается не как статическая, а как вариативная и постоянно изменяющаяся форма организации учебной деятельности школьников. Чтобы урок стал результатом совместного творчества учителя и обучающихся, необходимо  использовать технологию проектов.

IV. Цели и задачи проекта.

Цель: создание  условий для развития творческих способностей обучающихся посредством технологии проектного обучения.

Задачи:

- научить школьников видеть проблему и преобразовывать её в цель собственной деятельности;

 - научить ставить тактические и стратегические цели;

- формировать у обучающихся положительную мотивацию к реализации творческого потенциала;

- формировать и развивать у обучающихся систему интеллектуальных знаний, умений и навыков, которые способствуют  развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности; желание самостоятельно и охотно приобретать  недостающие знания из разных источников;

-  развивать у обучающихся  исследовательские умения (сбор информации, её ранжирование по степени значимости, наблюдение, проведение эксперимента, анализ, построение гипотез, обобщение материала); системное мышление.

V. Основное содержание проекта (описание путей и методов достижения поставленных целей).  

              Деятельность – единственный путь к знанию.

Д. Б. Шоу

Ученые по-разному определяют технологию проектного обучения. Под проектной технологией подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий на основе субъективного целеполагания, завершающийся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации (Селевко Г.К.). Структура проектной деятельности чаще всего является линейной: потребность – проблема исследования – первоначальные идеи – оценка идей – разработка лучшей идеи – планирование – изготовление – апробирование – оценка (М.Б. Павлова, Дж. Питт). В учебном пособии  Бондарев П.Б., Курочкина В.Е. содержится теоретико-методологические основы проектной деятельности учителя, изложение технологии разработки и экспертизы педагогического проекта. Проектная деятельность учителя рассматривается в гуманистически ориентированной парадигме.

В.А. Мигунов приводит характеристики основных этапов проектирования, которые могут быть учтены при организации  проектной деятельности: поисковый, конструкторский, технологический, заключительный.  Опираясь на литературу и имеющийся опыт, И.С. Павлова предлагает следующие этапы работы учащихся над проектом: вводный этап,  консультации по выбору темы, отбор идей, выбор путей для решения проблемы, промежуточные результаты. Существует различные точки зрения по структуре проекта.  Роль проектной  деятельности, структуру рассматривают в своих работах С.И. Козленко, Е.И. Саплина.

В рамках  предмета за основу реализации педагогического проекта мною взята классификация Аскеровой Л.В. Она предлагает следующую классификацию проектов по русскому языку и литературе:

Различают следующие виды проектов:

- по ведущему методу или виду деятельности обучающихся;

- по предметно - содержательной деятельности;

- по характеру координации проекта;

- по количеству участников проекта.

1. По ведущему методу или виду деятельности обучающихся.

Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть небольшого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

 Структура исследовательских проектов:

•   аргументация актуальности принятой для исследования темы,

•   определение проблемы исследования, его предмета и объекта,

•   обозначение задач исследования в последовательности принятой логики,

•   определение методов исследования, источников информации,

•   выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения,

•   обсуждение полученных результатов, постановка выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.

Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении,  ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

2. Виды проектов по предметно - содержательной деятельности:

1) культурологические (реферативные работы);

2) лингвистические (сочинения разных жанров, таблицы, пособия);

3. Виды проектов по характеру координации проекта и по количеству участников проекта:

1) личностный, парный, групповой.

Чтобы выработать у обучающихся навыки сотрудничества, вовлечь в активный процесс получения и переработки информации,  организуется такое взаимодействие, которое включает в себя связки "ученик - ученик", "ученик - учитель", "учитель - ученик", "ученик - класс", при помощи методов, фиксирующих внимание на большой группе: опрос, дискуссия, диспут, обзор информации, инсценировки, обсуждения.

 Ценность проектной технологии состоит, прежде всего, в том, что эта работа подразумевает создание таких ситуаций, когда учащиеся становятся самостоятельными исследователями. Польза от такой работы неоспорима: ребята, находясь в поиске по решению поставленной перед ними задачи, самостоятельно и охотно приобретают знания, используя разные источники информации. Школьники учатся пользоваться знаниями для решения познавательных и практических задач; работая в творческих группах и индивидуально, приобретают коммуникативные умения; став исследователями, учатся выявлять проблемы, вести сбор необходимой информации, наблюдать, анализировать, строить гипотезы, делать выводы-обобщения. За подобными инновациями будущее, так как они пробуждают мысль, "заставляют" исследовать, искать различные пути решения проблем, отстаивать своё мнение, исследовать, творчески работать.

Содержательной формой представления опыта является педагогический проект. Исходя из целей и задач проекта,  был задуман комплекс мероприятий, направленных на решение проблемы формирования творческих умений обучающихся посредством проектной технологии. Современные реалии выдвигают особые требования к подготовке школьников к жизни. На первое место выходит требование вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими, т. е. научить обучающихся учиться. 

Основными принципами по организации проектной деятельности являются:

1. Условия достижения высокого качества образования;

2. Включение ребенка в проектную деятельность связано с результатом своеобразных способов действия каждого конкретного ребенка, что создает условия для его личностного роста;

3. Использование и обобщение способов деятельности и создание обучающимися собственных продуктов в освоении знаний.

Начальным этапом работы становится постановка проблемы, планирование действий, направленных на ее решение,  и поиск информации. Источником информации для обучающихся могут быть справочники, энциклопедии, художественные произведения, монографии, словари, анкетирование и  Интернет – ресурсы.

Важно на этом этапе научить ребят «отфильтровывать» информацию, изменять её, представлять в виде грамматических схем, алгоритмов, буклетов, рефератов, презентаций.  Далее следует непосредственное проведение исследования, анализ  полученных результатов, представление их и выводы, которые содержат научные и практические результаты проделанной работы. Очень важно при выполнении проекта решить, в каком виде будет представлен проект, например, буклет, сборник стихотворений и прозаических произведений, произведения различных жанров, исследовательская работа.

 Завершающим этапом является защита проекта. Она должна быть публичной: в классе, на заседании научного общества обучающихся, конференции. В ходе защиты ученик учится излагать свои мысли,  отстаивать свою точку зрения, отвечать на вопросы. Важно отметить практическую значимость работы над проектом, возможность применить полученные умения и навыки в других областях деятельности.  Особое внимание следует обратить на рефлексию: как работал ученик, какие навыки и опыт он получил в ходе выполнения проекта.

Этапы работы над проектом:

1.Поисковый.

2.Аналитический.

3.Практический.

4.Презентационный.

     Ученики могут участвовать в любом проекте по выбору, но могут не участвовать, проигрывать разные роли, в любой момент начать новый проект, намечать ведущие и текущие цели.

  1. Поисковый этап.

Задачи:

1.Провести анкетирование.

2.Выявить и проанализировать проблему.      

3.Определить тему проекта.

По поводу выявления уровня творческих способностей учащихся была проведена анкета. По её результатам 62% учащихся “могут”, но не хотят заниматься творчеством (налицо низкая мотивация); 38% учащихся не готовы к созданию поэтических или прозаических произведений, так как испытывают трудность в области стихосложения и недостаток знаний теории литературы. Таким образом, было определено противоречие: у диагностируемых высокий творческий потенциал (“могут”), но не хотят этим заниматься в силу каких – либо причин (нежелание, низкая мотивация). Данная проблема легла в основу темы проекта «Формирование творческих способностей учащихся через технологию проектного обучения».  ( Приложение №1).

2.Этап аналитический

Задачи:

1. Анализ имеющейся информации.

2.Поиск информации.

3.Сбор и изучение информации.

4.Построение алгоритма деятельности; поиск оптимального способа достижения цели.

   Чтобы успешно решить эти задачи, нужна подготовительная деятельность. Так как обучающиеся не обладали навыками проектной деятельности, на первых этапах  мы поставили задачу: сформировать у обучающихся представление о проекте, о логике его разработки и реализации, о конечном результате. Решено было начать с мини-проектов на уроках русского языка и литературы.  На этапе ознакомления с данным видом деятельности первые проекты носили коллективный характер выполнения.

3. Этап практический.

Задачи:

1.Составление плана реализации проекта.

2.Выполнение запланированных операций.

3.Текущий контроль качества.

4.Внесение изменений в конструкцию проектов.

     Современный школьник, работая с учебной информацией, отдаёт предпочтение легко обозримым схемам, таблицам, графикам, т.е. таким средствам, которые облегчают восприятие, активизируют память, делают доступной информацию любой сложности. Использование схем – опор помогает учащимся легче и прочнее усвоить в каждой теме тот громоздкий материал, который приводится в нескольких параграфах учебника. Тем самым создаётся резерв времени для тренировочных упражнений, что и способствует выработке грамотного письма. Опоры не исключают из работы теоретический материал учебника, они только помогают сжать его до предела. В 5 – 6 классах такие записи придумываем вместе, опорный конспект не даётся детям в готовом виде, а «вырастает» на доске и в тетрадях в ходе активной познавательной деятельности под руководством учителя, дальше дети самостоятельно составляют схемы, учитель  выступает в роли корректора. С приходом в нашу жизнь новых информационных технологий  опорные сигналы оформляем в виде буклетов, где информация сгруппирована тематически и по классам. Так, например, тема «Не с различными частями речи» расположилась на одной странице, разделённой на три колонки. (Тогда как в рукописном варианте эта же информация располагалась на трёх отдельных листах, что затрудняло аналитическую деятельность по сравнению и обобщению материала по данной теме). Первая колонка посвящена  теме «Не с существительными» (5 класс), вторая – «Не с прилагательными» (6 класс), третья – «Не с различными частями речи»

(7 класс).  (Приложение №2). Все шаги в опорах иллюстрируются ассоциативными образами. По литературе, например, составлен буклет «Изобразительно – выразительные средства языка», «Стихотворные размеры», что помогает восполнить недостаток теоретических знаний. Подготовительным этапом реализации проекта следует считать работу с таким видом поэзии как синквейн и диаманта, хокку (хайку), танка, литературная игра «Буриме» (где учащиеся продолжают заданные рифмы в соответствии со смыслом).

Слово “синквейн” французское, обозначающее “пять строк”, причем при его написании существуют определенные правила. Вот они:

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема, ключевое слово (существительное).
  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
  • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Универсальность этого приема поражает. Он нравится всем учащимся. Синквейн и диаманта могут использоваться  на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии. Мы пишем синквейны и диаманты, когда изучаем образы героев, теорию литературы, говорим о нравственности, о долге, чести… Это дает учащимся возможность сказать творчески то, о чём они думают, а мне понять, насколько глубоко ребенок видит и понимает проблему, о которой мы говорим.

Я предлагаю примеры синквейнов, написанных учащимися моих классов в парах и группах:

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»)

  • Печорин
  • Благородный, смелый
  • Боролся, влюблялся, страдал
  • Вся жизнь его – это борьба
  • Противоречивый

(группа учащихся 9 В класса)

  • Печорин (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»)
  • Противоречивый, холодный
  • Пришёл, увидел, победил
  • Богат изначально внутренними возможностями души
  • Никого не щадит, даже себя…

(Мастранская В., Васильева Н. 9 класс)

  • Ася (И.С. Тургенева “Ася”)
  • Скромная, беззащитная
  • Любила, страдала, сбежала
  • Готова пойти на все ради любимого человека.
  • Загадочная.

(Вожик К. 8 класс)

Учащиеся могут работать в команде, выстраивая толерантные отношения, работа с учащимися организуется в парах, группах, индивидуально и коллективно. Группы формируются самостоятельно, с учётом личных симпатий и определённых склонностей. Например, работая со словарными словами, одна группа учащихся творит в жанре фэнтези, другая составляет диалог, третья  - стихотворение, используя словарные слова. В результате деятельности складывается система творческих жанров, выполняемых обучающимися на уроке. Приведем примеры.

Стихотворение

Осень, рыжая подружка,

Пробежалась по опушкам.

Лишь крылом своим махнула,

В золото всё окунула.

(Абрамова Л. 6 класс).

Список литературы:

  1. Аскарова Л.В. Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы [Текст] /Л. В. Аскарова. – Москва, 2001. – 80 с.
  2. Бедерханова В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности [Текст]: Учебное пособие / В.П. Бедерханова Б.П. Бондарев. – Краснодар, 2000. – 54 с.
  3. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно – ориентированного образования [Текст] / Е. В. Бондаревская.– Ростов – на – Дону, 2000. – 352 с.
  4. Комашинский А.И. Использование проектного метода в образовательном процессе [Текст] / А. И. Комашинский  // Практика административной работы в школе. – 2006. -  № 6. – С. 32–33.
  5. Крылова  Н. Проектная деятельность школьников как принцип организации и реорганизации образования [Текст] / Н. Крылова // Народное образование. – 2005. -  № 2. – С. 25-27.
  6. Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 5 [Текст]: Научно – практическое пособие  / Т. П. Лакоценина Е. Е. Алимова, Л. М. Оганезова. - Москва: Учитель, 2007 – 86 с.
  7. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта [Текст]: Пособие для учителей  / Н. Ю. Пахомова. -  Москва: АРКТИ, 2005. – 127 с.
  8. Примерные программы основного общего образования. Русский язык. – Москва: Просвещение, 2009. – 112 с.
  9. Примерные программы основного общего образования. Литература. – Москва: Просвещение, 2010. – 176 с.
  10. Росхлов В.С. Организация проектной деятельности в школе [Текст] / В. С. Росхлов // Биология. -  2005. - № 14. -  С. 16-18.
  11. Савенков А.И. Творческий проект [Текст] / А. И. Савенков // Педагогика. – 2006. - № 6 . – С.24-26.
  12. Селевко Г.К.  Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП [Текст]/ Г. К. Селевко. –  Москва: НИИ школьных технологий, 2005. – 146 с.
  13. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Н. А. Семенова // Педагогика. – 2000. - №2. – С.17-18.
  14. Симоненко В.Д.  Методика обучения старшеклассников творческой деятельности [Текст] / В. Д. Симоненко, Г. И. Кругликов. -  Курск: Фаир-Пресс,2000. – 96 с.
  15. Учебный проект как средство самореализации творческой личности в условиях профильного обучения [Текст] / Коллектив гимназии № 2 «Квантор», г. Коломна //  Исследовательская работа школьников. -  2004. - №3. – С. 84-87.
  16. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении [Текст] / С. Г. Щербакова. – Волгоград: Корифей, 2007. – 201 с.
  17. Якиманская И.С. Технология личностно – ориентированного образования [Текст] / И. Якиманская  // Директор школы. – 2000. - № 7. – С.145-146 .

Приложение №1

Анкета “Уровень творческой активности учащихся”.

1.Если бы у вас был выбор, то что бы вы выбрали?

а) читать книгу

б) сочинять книгу

в) пересказывать содержание книги друзьям

2.а) смотреть интересный фильм дома

б) читать книгу

в) проводить время в компании друзей

3.а) размышлять, как улучшить мир

б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир

в) смотреть спектакль о красивой жизни

4.а) выступать в роли актёра

б) выступать в роли зрителя

в) выступать в роли критика

5.Могу создавать фантастические проекты.

6.Могу представить себе то, чего не бывает на свете.

7.Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.

8.У меня часто рождаются интересные идеи.

9.Мне интереснее работать творчески, чем как-то иначе.

10.Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.

11.Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.

Ответы на вопросы оцениваются так:

Да - 2 балла.    Трудно сказать- 1 балл.     Нет - 0 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие творческих способностей обучающихся с помощью исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время"

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности обучающихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенство...

«Формирование творческих способностей обучающихся через разнообразие форм и методов практической деятельности в ИЗО в соответствии с требованиями ФГОС»

За время работы в школе я сформулировала тему своей методической работы: «Формирование  творческих способностей обучающихся через разнообразие форм и методов практической деятельности на уроках и...

Педагогический проект "Развитие творческих способностей обучающихся посредством организации внеурочной деятельности" (интегрированные проекты по литературе и искусству)

Педагогический проект направлен на развитие творческих способностей обучающихся. Предполагается вовлечение учащихся в исследовательские и творческие проекты, олимпиады, конкурсы. Условиями для реализа...

Статья на тему: "Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время".

Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время...

Обобщение педагогического опыта «Формирование творческих способностей обучающихся на уроках истории на основе проблемного подхода в обучении»

В связи с бурными темпами социального развития общества человечество сегодня претерпевает глубинные изменения, связанные с переходом от индустриального общества к информационному, в котором процессы с...

Формирование творческих способностей обучающихся через нетрадиционные техники рисования

Изобразительная деятельность в нетрадиционных (необычных) техниках  рисования приносит детям много положительных эмоций, одновременно развивая творческие способности, воображение, образное и прос...

Формирование творческих способностей обучающихся через разнообразие форм, методов и приёмов художественного творчества на уроках изобразительного искусства в соответствии с требованиями ФГОС

Стратегия модернизации образования предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы – формирование творческой и активной личности ученика. Сегодня объективная зак...