МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ К МЕТАПРЕДМЕТНОМУ СОЧИНЕНИЮ
статья

Ралдугина Наталья Николаевна

Статья посвящена методическому анализу в рамках подготовки к метапредметному сочинению. Новое содержание эта работа приобретает в среднем школьном звене – с 5-го класса. Очевидно, что навыки смыслового чтения неразрывно связаны с умением обучающего создавать связные тексты, ориентируясь на вершинные образцы русской культуры. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 821.161.1

Н.Н. Ралдугина

(магистрант 2 курса, Новосибирский государственный педагогический университет, МБОУ «Колыванская средняя общеобразовательная школа № 1»,

учитель русского языка и литературы)

МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ К МЕТАПРЕДМЕТНОМУ СОЧИНЕНИЮ

Статья посвящена методическому анализу в рамках подготовки к метапредметному сочинению. Новое содержание эта работа приобретает в среднем школьном звене – с 5-го класса. Очевидно, что навыки смыслового чтения неразрывно связаны с умением обучающего создавать связные тексты, ориентируясь на вершинные образцы русской культуры. Основная проблема такой подготовки заключается в том, что она зачастую механизирует процесс чтения, подчиняя его утилитарным задачам. Если идейное содержание “Войны и мира” или “Евгения Онегина” можно изложить на двух страничках, то естественен вывод: следует читать не длинные произведения, а короткие учебники. В этом замечательном высказывании находит осмысление до сих пор не решенная проблема реализации филологических дисциплин в школе, особенно, когда речь идет об «утилилитарных» задачах методики. Разумеется, каждый педагог по-своему строит подготовку школьников к написанию сочинений на уроках русского языка и литературы, шире, на уроках изучения дисциплин гуманитарного цикла. Важно, чтобы творческие работы учеников были развивающими, носили исследовательский характер и ориентировались на отдалённую перспективу - на качественное выпускное сочинение.

Ключевые слова: компетентностный подход, “идейное содержание”, “художественные особенности”, концепт, национальная языковая картина мира, метапредметный результат обучения.

N.N. Raldugina

(2nd year undergraduate student, Novosibirsk State Pedagogical University,

MBOU "Kolyvan secondary school № 1",teacher of Russian language and literature)

METHODICAL ANALYSIS WITHIN THE FRAMEWORK OF PREPARATION FOR META-DIMENSIONAL COMPOSITION

The article is devoted to the methodical analysis in preparation for a metasubject essay. New content this work acquires in the middle school level - from the 5th grade. It is obvious that the skills of semantic reading are inextricably linked with the ability of the teacher to create connected texts, focusing on the summit samples of Russian culture. The main problem of such training is that it often mechanizes the process of reading, subordinating it to utilitarian tasks. If the ideological content of “War and Peace” or “Eugene Onegin” can be presented on two pages, then the conclusion is natural: one should read not long works, but short textbooks. In this remarkable statement, the still unresolved problem of the implementation of philological disciplines at school finds insight, especially when it comes to “utilitarian” tasks of the methodology. Of course, each teacher in his own way builds the preparation of schoolchildren for writing essays in the Russian language and literature classes, more broadly, in the lessons of studying the disciplines of the humanitarian cycle. It is important that the students' creative works are developing, have a research character and are oriented towards a distant perspective - towards a high-quality graduation composition.

Key words: competence approach, “ideological content”, “artistic features”, concept, national language picture of the world, metasubjective subject of learning.

В критериальном подходе в организации работы над итоговым сочинением, нужно обращать внимание не только на критерии оценивания, но и на требования, которые предъявляются к объему текста и его самостоятельности. И если с объемом работы вопросов практически не возникает, то с первых моментов написания любых сочинений следует говорить о самостоятельном выражения своих мыслей, а не присвоении (или списывании) чужих. Данное отношение к тексту как самостоятельно созданному произведению должно вырабатываться учителем-методистом.

Выпускникам, имеющим устоявшийся круг чтения, рекомендуется прочесть ключевые книги, активизировать свой культурный багаж и потренироваться с помощью учителя (или самому) в связном и развернутом письменном высказывании суждений по направлениям тем итогового метапредметного сочинения. Знания по литературоведению могут понадобиться при написании тем, связанных с анализом произведений из учебной программы по литературе. Мышление выпускника, уровень развития и качество его письменной речи – это самое главное в оценивании.

Как известно, изучение концептов было определяющим в отечественной научно-исследовательской методологии 1990 – 2000 – х годов. Сегодня, когда эта методология становится частью научно-практической деятельности учащихся школ, кажется особенно актуальным обращение к данному терминологическому аппарату. Основное определение концепта как иерархической системы дано с опорой на статьи Ю.С. Степанова, при этом подчеркивается иерархичность образующих концепт уровней: «Концепты соотносимы с архетипами – явлениями, принадлежащими культурному опыту человечества и находящими отражение в коллективном бессознательном человека».

В современной гуманитарной науке концепт предстает как микромодель национальной языковой картины мира. При этом продуктивно сопоставлять вербально выраженный концепт как микросистему с макросистемой «литература». Для обозначения внутренней формы слова вводится понятие «художественный концепт» или «литературный концепт»: «такой образ, символ или мотив, который имеет, цитируя В.Г. Зусман, «выход» на культурологические моменты, лежащие вне художественного произведения, открывающий одновременную возможность множества истолкований с разных точек зрения и выявляющий значимое расхождение между значением и смыслом выражающих его словесно-художественных элементов» В.Г.Зусман [3, с. 162]

Используя в основной школе элементы стратегий чтения, разработанных Н.Н.Сметанниковой [6. с.46], можно в процессе подготовки к итоговому сочинению предложить для анализа текста-образца задания, связанные с развитием умений смыслового чтения как метапредметного результата обучения:

1) определение целевой установки автора и адресата текста-образца;

2) выявление ключевых слов в заголовке текста-образца и в нём самом;

3) формулирование цели чтения текста-образца учеником в зависимости от коммуникативной задачи;

4) формулирование проблемы и главной мысли текста-образца;

5) анализ и оценка его логического и композиционного замысла;

6) выявление связей между его вступлением и заключением;

7) выявление и оценка его логико-смысловых фрагментов: тезис — аргумент — примеры — вывод;

8) актуализация в нём основной и второстепенной информации;

9) анализ отбора лексики, сочетаемости слов, риторических приёмов.

В качестве образцов для разбора можно использовать короткие публицистические или художественно-публицистические тексты, например, прозаические тексты малой формы (эссе, миниатюры, письма).

Таким образом, разносторонний анализ текста-образца позволяет сделать следующие выводы:

— во вступлении к рассуждению автором поставлены проблемы, которые будут раскрываться в его основной части;

— в основной части текста-образца сформулирована и доказана его главная мысль, для чего использованы смысловые фрагменты, отражающие разные аспекты доказательства;

— расположение этих смысловых фрагментов в основной части высказывания логично и последовательно, а рассуждения автора внутри смысловых фрагментов подчинены законам логики повествования: тезис, аргументы, вывод;

— объём основной части высказывания соразмерен вступлению и заключению, между которыми прослеживается смысловая связь, делающая композицию рассуждения чёткой и доказательной;

— заключение текста-образца содержит краткий и точный ответ на вопрос-проблему, сформулированную в заголовке высказывания, и содержит сжатый итог всего рассуждения.

Если использовать фрагмент из книги Д.С.Лихачёва для смыслового анализа при подготовке к итоговому сочинению, можно в качестве упражнения предложить школьникам подобрать литературные примеры из программных и прочитанных самостоятельно книг, где показано, как молодость человека формирует его жизненную позицию и ценностные ориентации, как влияет на всю его жизненную репутацию. В первую очередь, исходя из приведенного примера, имеет смысл обратиться к пословице-эпиграфу из повести «Капитанская дочка», и предложить ученикам вспомнить другие тексты, где вопросы о чести и человеческом достоинстве выходили бы на первый план.

В качестве домашней работы можно было бы предложить практикум по стилистике. Как известно, большинство эссе Лихачева перерабатывались им в «Письма о добром и прекрасном». Подобные стилевые изменения затронули и рассмотренный выше текст. Можно предложить учащимся сравнить два текста, выявить расхождения на стилевом, коммуникативном (эссе/письмо) и концептуальном уровне, чтобы прийти к выводу о значении в данном случае экономии языковых средств.

Таким образом, в основной школе необходима и возможна пропедевтическая подготовка к итоговому сочинению, включающая приёмы анализа публицистических текстов-образцов, что способствует успешной реализации метапредметных результатов ФГОС основного общего образования.

Список литературы

  1. Беляева Н. В. Пропедевтическая подготовка в основной школе к итоговому сочинению в контексте реализации метапредметных результатов ФГОС основного общего образования «Литература в школе» . – 2016 . - № 11 . – С. 22-26. 
  2. Зусман В.Г. Диалог и концепт в литературе. Нижний Новгород, 2001. – С. 162. 
  3. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста: монография / Ю. М Лотман. – М.: Искусство, 1970. – 384 с.
  4. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5—9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. — М.: Баласс, 2011.
  5. Степанов, Ю. С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, лингвистики: монография / Ю.С. Степанов. – М.: Наука, 1985. – 335 с.
  6. 8. Юнг, К. Г. Архетип и символ: монография / К. Г. Юнг. – М.: Ренессанс, 1991. – 304 с.

Научный руководитель –

канд. филол. наук, доц. А.Е. Козлов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе "Анализ текста при подготовке к написанию сочинения – рассуждения".

Конспект урока русского языка в 9 классепо теме «Анализ текста при подготовке к написанию сочинения – рассуждения».Цели урока:- формировать умения правильного чтения текста;- определять тему и проблем...

Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".

Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения -  рассуждения. Создание памятки написания сочинения  (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....

Проектная работа "Методическая разработка урока по направлению "Дом" в рамках подготовки к итоговому сочинению в 11 классе

Проект подготовки к итоговому сочинению содержит методическое обоснование подготовительной  работы с обучаниющимися, которые нацелены на качественное написание сочинения, учитывающее требования с...

Методические рекомендации по теме: «Подготовка к сочинению – рассуждению в формате ЕГЭ. Содержательный анализ текста Ф.Д.Кривина»

Методические рекомендации по теме: «Подготовка к сочинению – рассуждению в формате ЕГЭ. Содержательный анализ текста Ф.Д.Кривина»...

Разработка методического обеспечения, в рамках подготовки школьников для сдачи тестов ГТО на примере челночного бега

Вариант подготовки школьников к сдаче теста по челночному бегу посредством комплекса круговой тренировки. Средства для станции подобраны для тренировки учащихся применительно к челночному бегу....

МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ КОНЦЕПТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К МЕТАПРЕДМЕТНОМУ СОЧИНЕНИЮ (МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

C введением в отечественную науку термина «концепт» в аппарате современной лингвистики стали разрабатываться, апробироваться и совершенствоваться методики концептуального анализа. Как заме...