Создание проблемных ситуаций при изучении новых тем в рамках изучения русского языка и литературы в старших классах
статья (9 класс)

Татьяна Геннадьевна Шавитова

Выступление на межмуниципальном семинаре в рамках регионального проекта «Поезд мастеров»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_poezd_masterov.docx21.6 КБ
Office presentation icon vystuplenie_na_seminare_poezd_masterov.ppt2.84 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление на межмуниципальном семинаре в рамках регионального проекта «Поезд мастеров»

(учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №2 г. Нерехта Шавитова Т.Г.)

Создание проблемных ситуаций при изучении новых тем в рамках изучения русского языка и литературы

в старших классах

  Не секрет, что современных школьников очень трудно заинтересовать, пробудить желание учиться, открывать новые знания, особенно у старшеклассников. Чтобы тебя слушали на уроке, работали с тобой, надо быть с учениками  на одной волне. Признаемся честно, мы не любим уроки, на которых задаем вопросы  и сами же на них отвечаем.

«Пойми меня! – говорят глаза сидящего за партой школьника. – И тогда я, может быть, начну читать Маяковского, задумаюсь над судьбой Ахматовой, заплачу с Татьяной… А потом, возможно, именно они, книги, помогут мне не отчаяться, найти себя, сделать правильный выбор на перепутье жизненных дорог».

   Безусловно, каждый учитель литературы мечтает о том, чтобы его ученики ценили книгу, читали русскую классику, извлекая из неё нравственные уроки. В то же время не секрет, что литература как собрание биографий писателей, направлений, стихотворных размеров мало интересует школьников. Ученики зачастую не мотивированы на изучение литературы.

   Образовательные стандарты второго поколения направлены на формирование функциональной грамотности, способствуют развитию коммуникативной компетентности, самостоятельному решению проблем. А в итоге нацелены на повышение качества образования. Поэтому перед учителем стоит следующая задача: предоставить возможность самореализоваться каждому ученику, сформировать в нем креативность мышления, создать ситуацию успешности.

   Учитывая психологические особенности старшеклассников, я пришла к выводу, что наиболее эффективной на уроках литературы является технология проблемного обучения (огромное спасибо хочется сказать Мельниковой Е.Л., одному из авторов создания проблемно-диалогической технологии  в ОО «Школа 2100», у которой мне довелось учиться и в Москве, и в своем городе  на открытых семинарах). Именно технология проблемного обучения  способствует развитию познавательной , практической, творческой деятельности обучающихся (напомню, что в основе создания проблемной ситуации лежит противоречие, которое необходимо разрешить с помощью различных форм и приемов; проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний). Я люблю в своей работе использовать проблемные ситуации с удивлением и в качестве мотивирующего приёма, чтобы заинтриговать  учеников и захватить внимание,  использую яркое пятно.

Приведу несколько примеров начала уроков.

1. 9 класс М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

- Кто такой герой? Дайте определение этому слову.

- Какой он? Какими качествами должен обладать?

- Что такое пороки человека? (недостатки, отрицательные моральные качества человека)

- Почему же тогда М.Ю.Лермонтов в «Предисловии» к роману написал, что в Печорине «собраны все пороки людей тех лет»?

- Как же так? Пороки и герой? Соединение отрицательных и положительных моральных качеств? (противоречие)

- Почему М.Ю.Лермонтов назвал Печорина героем своего времени? (проблемный вопрос: столкновение двух противоположных понятий)

2. 11 класс. Изучение творчества А.А.Фета

(урок проводится в кабинете информатики, где есть возможность работать с компьютером, что позволяет решать задачи урока: поиск информации, умение искать и критически отбирать материал, умение находить полезные ресурсы)

- На доске две фамилии: Фет Шеншин

- Что связывает  эти две фамилии?

( в результате непродолжительного поиска ученики сообщают, что это фамилия одного и того же человека)

- В судьбе этого человека сплелось столько невероятного и трагического, что, пожалуй, хватило бы на жизнь  не одного человека.

Вот один из фактов биографии:

Свой последний сборник 70-летний поэт выпустил  в количестве  600 экземпляров – тираж для известного поэта мизерный. Но это было лишь одно звено в цепи многочисленных неудач и невзгод, преследовавших его с первых лет жизни.

- Как складывалась жизнь Фета?

- Что это за борьба, которая длилась в течение сорока лет?

(вновь работаем с различной информацией, анализируем стихи поэта)

(Не скрою, к таким урокам дольше готовиться. Но это «живые» уроки. Нет банального пересказа биографии по учебнику, в котором иногда нет связи материала со стихотворениями, нужными для анализа по программе. Как можно анализировать стихи поэта о любви, не зная, кто такая Мария Лазич, в чём трагичность её судьбы. Это и многое другое  ученики как раз и узнают в процессе работы с различными источниками).

3. Изучение творчества В.В.Маяковского

Правда или вымысел?

В.В.Маяковский умер в 1930 году. А цветы от его имени продолжали приносить вплоть до семидесятого года прошлого века.

- Кто эта загадочная женщина, покорившая сердце поэта?

- В течение нескольких лет из года в год, невзирая на погоду, в дверь Татьяны Яковлевой стучались посыльные с букетами фантастической красоты и единственной фразой «От Маяковского…»

- Правда это или вымысел?

- Почему не сохранились письма Т.Яковлевой и В.Маяковского?

(Зная факты биографии, легче анализировать стихотворения, постигая их смысл).

4. Изучение творчества М.И.Цветаевой

   Чтобы пробудить интерес к  личности  М.Цветаевой, её творчеству, достаточно в начале урока  дать старшеклассникам послушать песни популярных исполнителей  и клипы на стихи поэтессы (И.Аллегрова «Я тебя отвоюю», Т. Гвердцители «Молитва»,  А.Пугачева  «Памяти Цветаевой»).

Мотивирующий приём «яркое пятно»

После просмотра клипов несколько минут в классе стоит тишина. Ученики недоумевают, что творчество поэта так популярно в современной жизни.

- Марина Ивановна Цветаева. Что это за человек, который мог так проникновенно писать? ( учеников надо заинтересовать, «зацепить» их чем-то интересным в биографии поэта, и они на следующий урок обязательно придут готовыми к разговору: перечитают много разной литературы, поработают с различными источниками информации; с ними можно будет вести диалог, которого так не хватает на уроке).

- Не понимали её поэзию, не принимали. Умерла на Родине нечитаемая, почти неизвестная. Родина, которую она так любила, отвергла её, отвернулась.  Ощущение полнейшего одиночества и заброшенности, ощущение собственной ненужности,  роковое убеждение, что она ничего не умеет. Цветаева ушла из жизни, когда в ней погасли остатки последней энергии. Жизнь задувала огонь со всех сторон.

- Почему? На этот вопрос нам и предстоит ответить на уроке.

Выводы

Технология проблемного обучения способствует развитию познавательной, практической, творческой деятельности обучающихся. Создание проблемных ситуаций с удивлением влекут за собой эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза, открывают рты и …в результате ставят перед собой ещё не изученную проблему и открывают новое знание.

Учеников надо заинтересовать, задеть за живое  чем-то интересным в содержании урока, и они на следующий урок обязательно придут готовыми к разговору: перечитают много разной литературы, поработают с различными источниками информации; с ними можно будет вести диалог, которого так не хватает сегодня  на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создание проблемной ситуации на уроках литературы в старших классах Автор: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №2 г.Нерехта Шавитова Т.Г. г. Нерехта, 2020 1

Слайд 2

Елена Леонидовна Мельникова (автор технологии проблемного обучения). Лауреат премии Правительства РФ в области образования, кандидат психологических наук, доцент кафедры начального и дошкольного. образования Академии ПКиППРО (г. Москва). 2

Слайд 3

Приемы создания проблемных ситуаций ОС «Школа 2100» 3

Слайд 4

Структура проблемного урока ОС «Школа 2100» 4

Слайд 5

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», 1838-1840 гг. 5

Слайд 6

Печорин Герой Пороки 6

Слайд 7

7

Слайд 8

В его судьбе сплелось столько невероятного и трагического, что, пожалуй, хватило бы не на одного человека. 8 А.А.Фет

Слайд 9

Свой последний сборник 70-летний поэт выпустил в 600 экземплярах – тираж для известного поэта крайне мизерный. Но это было лишь одно звено в цепи многочисленных неудач и невзгод, преследовавших его с первых лет жизни. Как складывалась жизнь А. Фета? Что это за борьба, которая длилась в течение 40 лет? 9

Слайд 10

В. Маяковский и Т. Яковлева Правда или вымысел? 10

Слайд 11

Марина Ивановна Цветаева (1892 –1941) 11 Ощущение полнейшего одиночества и заброшенности, ощущение собственной ненужности, роковое убеждение, что она ничего не умеет.

Слайд 12

Название Композитор Исполнитель Стихотворение Комментарий Ave Maria Гвердцители Тамара Михайловна Гвердцители Тамара Михайловна «Молитва» Альбом «Посвящение женщине» (2004) Я тебя отвоюю Крутой Игорь Яковлевич Аллегрова Ирина Александровна «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес» Альбом «Угонщица» (1994). Видеоклип на песню (реж. Т. Кеосаян) Мне нравится, что вы больны не мной Таривердиев Микаэл Леонович Пугачёва, Алла Борисовна Сурганова и Оркестр «Мне нравится, что вы больны не мной» Телевизионный художественный фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» 12

Слайд 13

Не понимали её поэзию, не принимали. Умерла на Родине нечитаемая, почти неизвестная. Родина, которую она так любила, отвергла её, отвернулась. 13

Слайд 14

В чем трагичность судьбы Цветаевой? 14

Слайд 15

15 Технология проблемного обучения способствует развитию познавательной, практической, творческой деятельности обучающихся. Создание проблемных ситуаций с удивлением влекут за собой эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза, открывают рты и …в результате ставят перед собой ещё не изученную проблему и открывают новое знание. Учеников надо заинтересовать, задеть за живое их чем-то интересным в содержании урока, и они на следующее занятие обязательно придут готовыми к разговору: перечитают много разной литературы, поработают с различными источниками информации. С ними можно будет вести диалог, которого так не хватает на уроке. Ведь каждому учителю хочется, чтобы проходило «учение с увлечением»! Выводы

Слайд 16

Спасибо за внимание! 16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные формы организации обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах

Интерактивные формы организации обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах...

Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах вечерней школы

Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах вечерней школы. Презентация на тему....

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в старших классах

Данная статья посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в старших классах и целесообразности методов и приемов преподавания русс...

"Создание образовательной среды на уроках русского языка и литературы в старших классах как средство повышения качества образования"

Из опыта работы. Об уроках словесности и разнообразных формах организации учебной деятельности....

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы в старших классах

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы в старших классах.Новое время требует новых подходов в образовании, новых технологий, в том числе и компьют...

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в старших классах.

Развитие критического мышления учащихся. Методические приёмы, помогающие формировать критическое мышление школьников....

Статья "Новый подход к обучению русскому языку и литературе в старших классах"

Этот материал может пригодиться в работе учителю-словеснику  для формирования универсальных учебных действий...