Внедрение информационно-коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания
статья

Цыдыпова Марина Николаевна

Внедрение информационно-коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_stati_tsydypova_m.n._tsigh.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

   

Внедрение информационно-коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания

Цыдыпова Марина Николаевна,

Техникум строительства и городского хозяйства, Улан-Удэ

 В Республике Бурятия  в течение последних лет проводится комплекс мероприятий по модернизации системы начального и профессионального образования, что непосредственно коснулось учебного заведения, в котором я работаю. Сегодня «Техникум строительства и городского хозяйства»- реорганизованное учреждение,   имеет статус автономного учреждения и представляет собой двухуровневый образовательный комплекс.

Новые времена поставили новые вопросы. В условиях модернизации начального и среднего профессионального образования и российского образования в целом изменяются цели и задачи перед техникумом. Программа развития  образовательного учреждения предусматривает создание условий для активизации личностного потенциала обучающихся, введение их в сферу новых компетентных возможностей, формирование и развитие компетентностей, дающих возможность созидательного преобразования действительности и способствующих жизненному самоопределению. С 2011 г. техникум работает по единой методической  теме: «Внедрение современных практико-ориентированных интерактивных методов и форм обучения в образовательный процесс на основе ФГОС». 

 Исходя из программы развития техникума  и методической темы цель моей педагогической деятельности - формирование свободной социально-компетентной личности обучающегося, способной к саморазвитию и самореализации.

Данная цель предусматривает следующие задачи:

-формирование учебной мотивации к изучению истории и обществознания, привитие интереса к дисциплинам и учебному процессу;

-формирование ключевых компетенций;

-развитие творческих способностей, самостоятельности, навыков исследовательской деятельности;

-получение стабильных качественных результатов.

 Достижение поставленной цели вижу в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения современных образовательных технологий. Считаю, что активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества среднего профессионального образования. Как преподаватель истории и обществознания, использую на протяжении последних лет методики и технологии, которые соответствуют специфике работы в техникуме.

  Рассмотрим эффективность информационно-коммуникативных технологий в практическом учебном процессе.

ИКТ-ресурсы могут быть использованы в процессе преподавания истории и обществознания в следующих формах:

Во-первых, применение компьютерной презентации Power Point в качестве сопровождения рассказа преподавателя, который может включать в себя иллюстративный материал, даты, имена и т.д.

Во-вторых, использование технологий ИКТ как средства контроля знаний студентов. Тест, запущенный через локальную компьютерную сеть, поможет сэкономить время урока и исключить субъективность в оценке знаний студентов.

В-третьих, использование ИКТ-технологий как средства развития навыков самостоятельного поиска и обработки исторических и обществоведческих учебных материалов.

Использование ИКТ-технологий открывает новые возможности в преподавании истории и обществознания. Но следует помнить, что данные науки являются гуманитарными и требуют развития навыков устной речи, формирования своего собственного отношения к описываемым событиям и приобщения к книжной культуре. Поэтому в процессе обучения ИКТ-технологии должны разумно чередоваться с другими методами работы.

На решение этой же цели направлена моя работа по самообразованию: «Использование НИТИ-методики в преподавании истории и обществознания». (Аббревиатура НИТИ означает «новые информационные технологии и Интернет.) НИТИ-методики – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему. Итак, информационно-коммуникационные технологии. Приведу в качестве примера виды деятельности на различных этапах обучения, используемые мной на практике. Этап усвоения новых знаний. Довольно часто объяснение нового материала провожу с использованием компьютерной презентации как источника учебной информации и наглядного пособия. В настоящее время существует много электронных изданий, которые можно использовать для закрепления и повторения изученного материала, но мне больше нравится составлять тренировочные задания самой с учетом уровня развития учащихся. Этап закрепления знаний.   В тесты включаю задания, которые позволяют выявить навыки практического использования исторических и обществоведческих знаний, владения основными понятиями курса истории и обществознания. Интерактивные тесты, созданные в программе Power Point, направлены на отработку учебного материала. Работа с тестом строится в режиме тренажера: даются несколько вопросов с вариантами ответов. Если учащийся выбирает неправильный вариант, то программа выдает слайд со словами «Неправильно! Попробуй еще раз!» и возвращает его обратно на слайд с вопросом. Если же ответ верный, то ученик переходит к слайду со следующим вопросом. Таким образом, учащийся не может выйти из программы, не выполнив все задания. Во второй части таких тестов учащимся предлагаю ответить в тетради   самостоятельно на задания со слайдов, показываемых в автоматическом режиме. Использование в учебном процессе компьютерных тестирующих программ позволяет повысить накопляемость оценок, оживить уроки, способствуют активизации познавательного интереса к обучению. Преимущества использования автоматизированных систем тестирования заключаются в оперативности получения сведений о знаниях учащихся, объективности полученных результатов, возможности определения тем и вопросов, слабо освоенных обучающимися. Улучшилась психологическая атмосфера в группах учащихся, учитель перестал быть источником отрицательных эмоций, связанных с оцениванием знаний. Логичным завершением работы по теме самообразования явилась разработка тестов   средствами офисных программ MS Word, MS Power Point и использование на уроках интерактивных тестов в сети Интернет. Разработана рабочая программа элективного курса «Тестовый практикум. Обществознание» для студентов первого курса СПО. Программа рассмотрена и одобрена на  заседании  ПЦК ООД, 2010 г. Создан и апробирован банк тестов и контрольных работ для организации текущего, промежуточного и итогового контроля успеваемости студентов  по  дисциплинам «История» и «Обществознание». Тесты рассмотрены и утверждены на заседаниях ПЦК ООД , 2007-2012гг. Комплекты контрольных работ прошли процедуру внутреннего и внешнего рецензирования. Рецензируемые комплекты рекомендованы к использованию в образовательном процессе и к публикации.

Разработки проведенных уроков  размещены в Интернете на сайте http://www.proshkolu.ru/, их можно найти по ссылке http://www.proshkolu.ru/user/mara3662/; на сайте http://www.openclass.ru/, ссылка http://www.openclass.ru/my_page

Хочу отметить, что у учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы. При создании учащимися компьютерных презентаций формируются важнейшие в современных условиях компетенции:

  • критическое осмысление информации,
  • выделение главного в информационном сообщении,
  • систематизирование и обобщение материала,
  • грамотное представление имеющейся информации.

И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества  знания учащихся.  

  Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к занятиям. За последние годы значительно увеличилось число информационных ресурсов по всем общеобразовательным предметам, в том числе и по истории и обществознанию. Являюсь активным участником педагогических интернет – сообществ и имею свои личные странички и мини-сайты: 

www.proshkolu.ru; http://www.zavuch.info/;

http://www.it-n.ru/; http://nsportal.ru/user/78863;    

 http://www.zavuch.info/accounts/profile/;

http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=69441

Поддерживаю тесную связь с коллегами России, обмениваюсь с ними методическими находками. На сегодняшний день по статистке зафиксировано 2314 просмотров и  998 посетителей личной страницы.     

Данные качественной успеваемости учащихся по предмету, результаты итоговой аттестации, показатели результативности участия учащихся в интеллектуальных конкурсах, анализ исследовательских работ учащихся подтверждают правильность выбранного подхода. Опыт работы по    внедрению информационно-коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания обобщен и рекомендован к распространению в педагогическом коллективе.

Список литературы:

  1. Богин, В.Г. Новые технологии: возможности и результаты /В.Г.Богин – М.//Педагогика. 2002.
  2. Буланова – Топоркова М.В. “Педагогические технологии”, М-Р-н-Д, 2004 г.
  3. Полат Е.С. Новые педагогические технологии / Пособие для учителей - М., 1997.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории, обществознания и права через использование технологии критического мышления.

Если мы хотим способствовать развитию личности ученика, то мы должны относиться к нему как к личности, уважать его способность мыслить, а мыслить - значит сомневаться. Критичность мышления является од...

Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).

В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...

Объяснительно - иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознания как педагогическая проблема повышения эффективности урока

Место ИКТ в объяснительно-иллюстративном методе обучения на уроках вижу в следующем:• возможность представлять в мультимедийной форме информационные материалы (фотографии, картины, рукописи, видеофраг...

«Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознании как педагогическая проблема повышения эффективности урока»

Цель: Создание условий для развития и реализации творческих способностей учащихся;Последовательно и продуманно вести работу по составлению тематического планирования с учетом психовозрастных особ...