Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания
проект по истории на тему

Горина Наталья Константиновна

Практико-ориентированный проект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrolnaya_rabota.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

.

СИПКРО

ИТОГОВАЯ РАБОТА

по курсам повышения квалификации ИОЧ

по программе инвариантного блока:

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

I сессия: 04.03.2013 – 09.03.2013

II сессия: 15.04.2013 – 19.04.2013

Практико-ориентированный проект на тему:

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания

Выполнил

учитель истории и обществознания

высшей категории

Горина Наталья Константиновна

ГБОУ ООШ с. Старый Буян

муниципального района Красноярский

САМАРА

2013 год

Пояснительная записка

             В современном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования. Каждому человеку необходимо постоянно повышать уровень своего образования для обеспечения успешности. Повышение эффективности, адаптивности и содержательности учебного процесса достигается путем комплексного использования различных программных и технических средств, а также применения приемов и методов активного обучения. Сейчас успех учащихся напрямую зависит от качества работы учителя, от того, насколько он способен уловить дух и потребности времени.     Несомненно, применение компьютерных технологий напрямую отвечает требованиям модернизации образования. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Электронные учебники,  виртуальные экскурсии, программы-репетиторы, справочники, энциклопедии, уроки в электронном виде и методические разработки к ним.  Сейчас существует довольно широкий интерактивный мир возможностей для успешного учебного процесса. 

Проблема. Актуальность проекта: 

             Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому. Современные информационно-коммуникативные технологии, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания, как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе. Активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям информационного общества и процессу

реформирования традиционной системы образования в свете требований современного общества.

Цель проекта: повышение познавательной активности учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий.

Задачи проекта: 

  • изучить методику использования  информационно-коммуникационных технологий в системе современного российского образования;
  • выявить возможности  использования  информационно-коммуникационных технологий в целях активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания;
  • экспериментально проверить эффективность методики использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения истории и обществознания как средства повышения мотивации в учебно-познавательной деятельности;
  • провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в  ходе реализации проекта.

Ожидаемый результат: 

             Введение информационных технологий при изучении истории и обществознания позволит:

  • расширить образовательный и воспитательный потенциал изучения истории и обществознания;
  • сделать историческую информацию более открытой и привлекательной для широкого сообщества;
  • вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности, применение приобретенных знаний на практике и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;
  • повысить профессионализм педагога, стимулировать желание совершенствовать работу;
  • создать сайт на портале «Социальная сеть работников
    образования» -  nsportal.ru.

Этапы работы:

Первый этап (2010 – 2011 учебный год) – теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, уточнение и наполнение содержанием, разработка и определение задач исследования.

Второй этап (2011 – 2012, 2012 – 2013 учебные года) –  практическая организация работы по анализу мотивации к обучению учащихся. Реализация методики развития мотивации к обучению учащихся истории и обществознания через использование ИКТ.

Третий этап (2013 – 2014 учебный год) – уточнение и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы. Интеграция в процесс использования информационно-коммуникативных технологий кейс-технологий.

             На первом этапе работы над проектом (январь  2011 года) в школе было проведено исследование, направленное на изучение уровней познавательной активности учащихся, в котором участвовали 13 учащихся 7 – 9 классов (13 – 15 лет).

             При проведении исследования был использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению, основанный на опроснике Ч. Д. Спилберга (модификация А. Д. Андреевой 1987г.).

             Анализ полученных данных позволил разделить учащихся на 5 групп, каждая из которых соответствовала определенному уровню.

1 уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивацией учения и положительным эмоциональным отношением к нему.

2 уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению.

3 уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией.

4 уровень – сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению.

5 уровень – резко отрицательное отношение к учению.

             Мы решили обратиться к качественному показателю, в котором одним из нормативных значений была познавательная активность.

             Путем сравнительного анализа было получено следующее.

Уровень мотивации учения

Высокая познавательная активность

Средняя познавательная активность

Низкая познавательная активность

1 уровень 8 %

8%

2 уровень 23 %

8%

15%

3 уровень 38 %

15%

15%

8%

4 уровень 23 %

15%

8 %

5 уровень 8 %

8%

             Таким образом, мы получили следующий показатель познавательной активности по исследуемой группе учащихся:

  • высокая познавательная активность у 23 %;
  • средняя познавательная активность у 53 %;
  • низкая познавательная активность у 24 %.

            Результаты мониторинга показали, что познавательная активность у школьников развита недостаточно.

             Таким образом, возникли противоречия между требованиями ФГОС к результатам освоения основной общеобразовательной программы и уровнем познавательной активности учащихся.

             Причины данного противоречия, на мой взгляд, - это недостаточность наглядного материала, отсутствие современного оборудования в достаточном объеме, сложность самого предмета. Возникшее противоречие связано и с бурно и непрерывно растущим объемом человеческих знаний. В условиях, когда каждые несколько лет объем информации удваивается, классический учебник и преподаватель неизбежно становятся поставщиками устаревших знаний.  Но также я отметила и то, что число детей, умеющих пользоваться компьютером, стремительно растет, и эта тенденция будет ускоряться независимо от парадигмы школьного образования.  В связи с этим у  каждого учителя были и есть проблемы в плане преподавательской деятельности, и каждый их решает, изыскивая новые возможности и методы обучения.

             Я обратилась к педагогической науке и изучила многочисленную современную литературу, в которой освещается проблема активизации познавательной деятельности.

             Т. И. Шамова в книге «Активизация учения школьников» пишет, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе. Активность школьников в учении обеспечивает развитие их творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной деятельности.

             Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения обеспечивается с помощью средств активизации, в качестве которых выступают содержание образования, методы и формы обучения.

             Система средств активизации учения школьников будет обеспечивать организацию учения как мотивированного, целенаправленного, самоуправляемого процесса, если она будет отвечать следующим требованиям:

  • возбуждать и развивать внутренние мотивы учения школьников на всех его этапах;
  • стимулировать механизм ориентировки учащихся, обеспечивающей целеполагание и планирование предстоящей деятельности;
  • обеспечивать формирование учебных и интеллектуальных умений школьников по переработке учебной информации;
  • стимулировать их физические и нравственно-волевые силы по достижению учебно-познавательных целей;
  • обеспечивать самооценку учебно-познавательной деятельности в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.

             Конкретные средства активизации учения школьников отбираются учителем в соответствии с указанными требованиями, и в этом плане предоставляется широкая возможность для варьирования, позволяющего учесть возрастные особенности и реальные учебные возможности учащихся данного класса.

           По моему мнению, информационно-коммуникативные технологии отвечают всем выше перечисленным требованиям.

             Работу по внедрению ИКТ в процесс преподавания сначала обществознания, а затем и истории я начала с 2009. На начальном этапе все выглядело довольно примитивно. В настоящее время намного больше возможностей.

             В 2011 году наша школа получила первый мобильный класс портативных компьютеров (7 ноутбуков и моноблок). В школе есть проектор и экран.  Это открыло возможность интенсивного использования компьютера в роли инструмента учебной деятельности практически на каждом уроке истории и обществознания.  У меня к тому времени скопилось большое количество материала и наработок: видеоролики, тексты заданий для учащихся, рисунки, краткие конспекты теории. Весь этот материал я сделала доступным для поддержки самостоятельной работы учащихся.

             Современную жизнь мы уже не представляем без ИКТ. И если цель нашей педагогической деятельности формирование личности, способной адаптироваться в современном мире, то без использования ИКТ в образовательном процессе нам не обойтись.

             Компьютер позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности.

             Если раньше стояла проблема обеспечения учебного процесса историческими картами, то с использованием интерактивных ресурсов стало возможным карту, по мере необходимости, вывести на экран и использовать в учебном процессе. Собирая нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, я использую их для составления компьютерных сценариев уроков, для контроля знаний учащихся, выполненных в программе для создания презентаций Power Point. Презентации с помощью данной программы, при необходимости можно изменять и дополнять.

             Таким образом, информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.

           Такое богатство возможностей информационно-коммуникативных технологий и компьютера в частности позволяет внимательнее отнестись к изучению его в роли нового дидактического средства.

          В процессе преподавания истории и обществознания я использую следующую модель применения ИКТ-ресурсов.  

             Во-первых, применение компьютерной презентации в качестве сопровождения рассказа учителя.

             Для человека,  живущего в рамках современной цивилизации характерно стремление к визуальному восприятию информации. Данное культурное явление приводит к тому, что в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Предметы история и обществознание не являются исключением. Применение в процессе обучения мультимедийных технологий, способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействуют на память и воображение,  облегчают процесс запоминания,  позволяют сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействуют становлению объемных и ярких представлений о прошлом.

             Так же этот метод позволяет решить проблему наглядности приводимого материала, так как  многие кабинеты истории не имеют богатой коллекции карт, репродукций, обучающих схем и т.д.

              Во-вторых, использование технологий ИКТ  как средства контроля  знаний учащихся. В учебном процессе тестирование в той или иной форме используется давно. В традиционной форме тестирование это чрезвычайно трудоемкий процесс, который требует больших временных вложений. Использование компьютеров делает процесс тестирования настолько технологичным, что в ближайшем будущем он станет основным элементом контроля уровня знаний учащихся.

             Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения исторической информации. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке.

             Тест, запущенный через локальную компьютерную сеть, поможет сэкономить время урока и исключить субъективность в оценке знаний учащихся.

             Мною ведется активная работа по отбору и разработке средств для осуществления тестирования учащихся с учетом того, что тестирование является важным элементом не только контроля знаний, но и обучения.

             В-третьих, использование ИКТ-технологий как средства развития навыков самостоятельного поиска и обработки исторических и обществоведческих учебных материалов.

             Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании истории и обществознания предполагает использование широкой базы исторических источников, которая не всегда имеется в школьных библиотеках. Возможности ИКТ (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание.

             Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде  творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории и обществознания. В данном случае ИКТ, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций, web – страниц и т.п.)  и обладающие огромным творческим потенциалом, также могли бы стать эффективным инструментом в руках учащихся.

             Данным средством может быть мультимедийный диск, информация с которого установлена на рабочих местах в классе информатики, или использование ресурсов Internet. Роль учителя сводиться к объяснению задания и определению направления поиска информации. В данном случае ученики самостоятельно работают с компьютером. На мой взгляд, при такой форме обучения формируется самостоятельность учащихся в получении необходимых знаний.

             Интернет можно рассматривать как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Учитель истории может использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др.  В Интернете можно найти сайты различных образовательных учреждений и органов управления образованием. Телекоммуникационные возможности Интернета можно использовать для организации дистанционного обучения и для организации общения с помощью форумов, чатов и видеоконференций. Образовательные ресурсы Интернета могут успешно использоваться учителем на уроках истории в режимах on-line.

             Электронные библиотеки представляют собой сложные информационные системы. Все чаще на сайтах этих библиотек размещаются отсканированные книжные тексты. Значительную информацию можно получить на сайте Государственной публичной исторической библиотеки http://www.shpl.ru.

             Огромный каталог информационных ресурсов по истории расположен на сайте Исторического факультета МГУ http://www.hist.msu.ru/.

             Это библиотека  электронных ресурсов http://www.hist.msu.ru/ER/index.html, содержащая электронные тексты исторических источников на русском языке, базу статистических данных по экономической истории России конца XIX – начала XX  вв., аннотации книг Исторического факультета МГУ. Кроме того, на этом сайте можно найти коллекцию ссылок на исторические ресурсы, возможно, самую большую в русскоязычной части Интернета.

             Профессионалы и любители создают в Интернете сайты посвященные отдельным историческим периодам и разделам исторической науки. Большую библиотеку античной литературы можно найти по адресу http://cyrill.newmail.ru/index2.html.

             В глобальной сети созданы уникальные ресурсы по истории древних цивилизаций:

             На этих сайтах можно найти не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в педагогическом процессе.

             Другим важным образовательным ресурсом являются методические сайты:

  • сайт издательства «1 сентября» http://www.1september.ru/ru/ -  и его раздел «история», который содержит электронную версию газеты «История» http://his.1september.ru/index.php;
  • сайт «Я иду на урок истории» http://his.1september.ru/urok/ . На этих сайтах содержится большое количество сценариев уроков, олимпиад, исторических вечеров, разработок тестов и контрольных работ и др.

             Так же  при подготовке к урокам я  использую ресурсы следующих сайтов:

1.  Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru;

2.  Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru;

3. Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://ege.edu.ru;

4. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru;

5. Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru.

6. Единое окно доступа к образовательным ресурсам         http://window.edu.ru/

7. Образовательный портал РТ  http://www.edurt.ru/ege/

8. Единая коллекция ЦОР  http://school-collection.edu.ru/collection/

9. Методические рекомендации к урокам по истории Древнего мира. http://sc.tverobr.ru/dlrstore/4b661375-8da4-4326-9a8a-b8a9e8d7904b/method.html

             Таким образом, использование Интернета на уроках истории значительно увеличивает объем информации, задействованной в историческом образовании, позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии, в том числе проектные и модульные.

             В результате всех изменений  сделало возможным совершенно новое построение уроков истории и обществознания.

             Использование инновационных технологий, в частности информационно-коммуникативных,  позволило мне  повысить мотивацию детей к изучению истории и обществознания, усилить наглядность преподавания и активизировать деятельность детей на уроках.   

             В марте 2013 года была проведена повторная диагностика, которая дала следующие результаты.

Уровень мотивации учения

Высокая познавательная активность

Средняя познавательная активность

Низкая познавательная активность

1 уровень 15%

7,5%

7,5%

2 уровень 31%

15,5%

15,5%

3 уровень 39%

7,5%

24%

7,5%

4 уровень 15%

7,5%

7,5%

5 уровень 0%

             Таким образом, мы получили следующий показатель познавательной активности:

  • высокая познавательная активность у 30,5%
  • средняя познавательная активность у 54,5%
  • низкая познавательная активность у 15%.

             Среди учащихся 5-9 классов (40 человек)  в марте 2013 года мною было проведено анкетирование, в процессе которого детям были заданы два вопроса: «Какие формы уроков вам нравятся?», «Какая деятельность на уроке вам нравится?»  Были получены следующие данные:

Содержание вопроса

Количество   учащихся(%)

Какие формы уроков вам нравятся?

Урок-лекция

37,5

Урок защиты проектов

32,5

Деловая игра

27,5

Мультимедийный урок

85

Какая деятельность на уроке вам нравится?

Работа с учебником

30

Работа с историческим источником

75

Работа с картой (в т.ч. контурной)

65

Защита устных заданий, выполненных в группе

67,5

Выполнение письменных самостоятельных  заданий

50

Защита письменных работ, выполненных индивидуально

47,5

Участие в компьютерном тестировании

77,5

Взаимопроверка

57,5

Работа над проектом

52,5

Работа в роли консультанта

60

Творческая работа (исследовательская работа, реферат, сочинение, эссе, доклад, составление тестов и кроссвордов, рисование,  изготовление наглядного пособия  и т.д.)

80

             

             С той же целью я проводила блиц-опрос старшеклассников. На вопрос: «Как вы можете оценить использование  учителем истории и обществознания   на уроках новых форм и методов работы, в том числе и компьютерных технологий?».  95%  учеников ответили: «положительно». На вопрос: «Какие изменения это влечет за собой?». 84% учащихся сказали, что  это воспитывает молодежь, позволяет ей нестандартно мыслить, вносить новое содержание в социальную жизнь.

             Использование информационно-компьютерных технологий открывает для меня новые возможности в преподавании моего предмета, т.к. используя ИКТ на уроках истории и обществознания, я сталкиваюсь с новыми формами и методами преподавания, ищу новые подходы и стили к процессу обучения.

            Но следует помнить, что данные науки являются гуманитарными и требуют развития навыков устной речи, формирования своего собственного отношения к описываемым событиям и приобщения к книжной культуре. Поэтому в процессе обучения они должны разумно чередоваться с другими методами работы. Согласно моему мнению, даже самый лучший компьютер не сможет заменить живого учителя. Самое главное, чтобы современный педагог смог рационально использовать нововведения, входящие в школьную жизнь.

             

Список литературы:

  1. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. //Школьные технологии. 2001. №3.
  2. Башмаков М. И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Процесс обучения в   информационной среде. //Школьные технологии. 2000. №6,3.
  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена Президентом РФ Д.А. Медведевым от  4 февраля 2010 г.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897
  5. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова - М. «Просвещение», 2009г
  6. http://news.1september.ru   
  7. http://do.gendocs.ru/docs/index-300705.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории, обществознания и права через использование технологии критического мышления.

Если мы хотим способствовать развитию личности ученика, то мы должны относиться к нему как к личности, уважать его способность мыслить, а мыслить - значит сомневаться. Критичность мышления является од...

Творческий отчет "Применение ИКТ как один из путей формирования творческих способностей и использования здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания"

В докладе сделан акцент на применение ИКТ - технологий при разработке проектной деятельности на уроке истории и обществознанию....

"Применение инновационных технологий на уроках истории и обществознания"

Инновационная деятельность – целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно – технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных ...

Применение современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС

Представлены особенности преподавания истории и обществознания в контексте  реализации ФГОС ООО. Определены принципы, используемые технологии, позволяющие сформировать универсальные учебные дейст...

Применение современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания в целях реализации ФГОС.

Анализ современных педагогических  технологий, используемых на уроках истории и обществознания в свете реализации ФГОС и системно-детельностного подхода в образовании....

Внедрение информационно-коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания

Внедрение информационно-коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания...