Проект «Казачий компонент в дополнительном образовании как средство самореализации учащихся»
материал

Проект «Казачий компонент в дополнительном образовании как средство самореализации учащихся» (в рамках федерального проекта в области образования «Успех каждого ребенка»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

5.2.2. Проект «Казачий компонент в дополнительном образовании как средство самореализации учащихся» (в рамках федерального проекта в области образования «Успех каждого ребенка»)

Проектно-инициативная группа:

  1. Коровина А.С., заместитель директора
  2. Корнишин И.В., педагог дополнительного образования
  3. Фарафонова Г.М., педагог дополнительного образования
  4. Малюков А.С., учитель физической культуры и ОБЖ
  5. Степанов Я.А., учитель физической культуры  
  6. Гончаров А.В., учитель физической культуры
  7. Леухина Л.Е., педагог-организатор
  8. Куцуева И.К., учитель начальных классов
  9. Соломенникова М.А., учитель истории и обществознания

Данный проект разработан в рамках федерального проекта в области образования «Успех каждого ребенка», основополагающей задачей которого обозначено создание доступных условия для воспитания гармонично-развитой и социально-активной личности.

Патриотическое, духовно-нравственное воспитание в дополнительном образовании детей предполагает последовательную, непрерывную и согласованную с основным образованием организацию образовательного процесса с учетом специфики социальной среды, действия её факторов на развитие личности в формировании патриотического сознания, патриотического поведения, отношений, мотивов и смыслов деятельности.

Среда, если она насыщена культурно-историческими ценностями и смыслами патриотизма, способствует реализации потребностей в социально-значимой деятельности, познании истории и современности своей малой Родины, в самоутверждении и самоопределении ученика (как личностном, так и в профессиональном), что выступает важным фактором развития, воспитания и социализации школьника.

Преимущества дополнительного образования в реализации кадетского казачьего компонента проявляются:

  • в создании благоприятных возможностей для саморазвития, самосовершенствования и самореализации школьников, раскрытия их потенциальных возможностей и способностей,
  • в наличии условий для коллективного и индивидуального творчества;
  • в расширении поля коммуникативных форм общения, коллективных и индивидуальных, традиционных и нетрадиционных,
  • в преобладании межличностного общения над социально-ролевым.

В кадетских казачьих классах планируется продолжение реализации программ дополнительного образования, направленных на   расширение возможностей для практического освоения культурно-исторической среды российского казачества (культура, обычаи, традиции казачества), на развитие творческих способностей детей на богатом культурном материале казачества (хореография, хоровое пение, вокал, игра на народных инструментах, декоративно-прикладное творчество), на развитие физической выносливости (кружки по военно-прикладным видам спорта).

Задачи проекта «Казачий компонент в дополнительном образовании как средство самореализации учащихся»:

1. Разработка и реализация программ дополнительного образования, направленных на:

1.1. расширение возможностей для практического освоения культурно-исторической среды российского казачества (культура, обычаи, традиции казачества),

1.2. на развитие творческих способностей детей на богатом культурном материале казачества (хореография, хоровое пение, вокал, игра на народных инструментах, декоративно-прикладное творчество),

1.3. на развитие физической выносливости (кружки по военно-прикладным казачьим видам спорта в рамках программы «Казачий сполох»).

2. Разработка учебно-методических материалов и цифровых образовательных ресурсов по реализации казачьего кадетского для учителей и учащихся; их тиражирование.

Создание благоприятных возможностей для саморазвития, самосовершенствования и самореализации школьников, раскрытия их потенциальных возможностей и способностей.

3. Развитие системы внеучебных мероприятий событийного характера по развитию и сохранению самобытной культуры казачества и военно-патриотическому воспитанию молодежи с участием представителей казачьего общества, Прихода храма Святого Духа.

Учебный план дополнительного образования МБОУ «СОКШ №4»

План дополнительного образования школы определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности учащихся.

Дополнительное образование детей в МБОУ «СОКШ №4» представлено следующими направлениями:

Направление

Секция/ кружок, отражающие казачий (кадетский) компонент

Содержание

Военно-патриотическое

«Казачий сполох»

Навыки защиты и самообороны, кулачные казачьи бои.

Основы огневой подготовки.

 Метание саперной лопатки, ножей. Рубка лозы.

Развитие физической выносливости.

Подготовка к  конкурсам Казачий сполох», «Лучший кадетский казачий класс»

«Школа безопасности» (казачий поход)

Спортивное ориентирование и туризм. Основы казачьего похода (как подготовка к конкурсам Казачий сполох», «Лучший кадетский казачий класс»)

«История Вооруженных Сил России»

Составляющим разделом программы является «История казачьих дивизий в истории армии нашей Родины»

«Основы военной подготовки»

Казачьи шермиции.

Художественно-эстетическое

Хоровое пение (казачья патриотическая песня)

Формирование устойчивого интереса к хоровому пению на материалах сокровищницы отечественного вокально-песенного искусства

Духовно-нравственное  и творческое развитие учащихся, приобщение их к нравственным и духовным ценностям  музыкальной   культуры казачества. 

Ориентация на восстановление исторической и культурной преемственности.

Вокальный ансамбль «Казачок»

Развитие творческих способностей детей на богатом культурном материале казачества.

Походно-строевые, игровые, плясовые, лирические – протяжные, шуточно – плясовые казачьи песни.

«Танцевальная культура казаков Сибири»

Развитие творческого потенциала учащихся казачьих классов, формирование нравственно-эстетических идеалов личности в процессе обучения искусству хореографии  в рамках изучения танцевальной культуры казачества. 

Освоение хореографической лексики и манеры исполнения казачьих плясок. 

Формирование танцевальных знаний, умений, навыков, музыкально-танцевальных способностей; обучение пониманию образного языка танца с учетом культурно-исторического своеобразия традиционной культуры казачества. 

«Народная музыка» (ансамбль народных инструментов «Сибирь казачья»)

Основы исполнительства на народных инструментах.

Создание условий для формирования навыков коллективного музицирования и воспитания потребности в совместной творческой музыкальной деятельности.

Развитие творческих способностей детей на богатом культурном материале казачества.

«В мире музыки» (ансамбль юношей кадетских классов)

Развитие исполнительской вокальной культуры на героико-патриотическом репертуаре.

«Военная музыка» (вокально-инструментальный ансамбль)

Овладение основами игры на музыкальных инструментах, игры в ансамбле и оркестре; участие в фестивально-концертной деятельности; формирование художественно-эстетического вкуса; навыков индивидуального выполнения; повышение исполнительского мастерства

Социально-педагогическое

Кукольный театр казачьего фольклора «Казачок»

Расширение возможностей для практического освоения культурно-исторической среды российского казачества.

Постановка мини-спектаклей и сценок казачьей тематики.

Формирование навыков актерского мастерства, сценической речи, навыков управления куклами через инсценирование казачьих баек, сказок и пр.

«Основы православия» (5-9 класс)

Уважительное отношение к религии своего народа и народов, населяющих нашу страну, край. Изучение православных традиций в казачьих семьях. Православные храмы. Правила поведения в храме. Посещение храма.

«Мир музея»

Расширение возможностей для практического освоения культурно-исторической среды российского казачества (культура, обычаи, традиции казачества)

Реализация индивидуальных проектов патриотической и культурно-исторической направленности.

Изостудия «Моя Югра»

Изучение основ краеведческой культуры и этнографии родного края, этнографии сибирского казачества через художественное творчество

Мастерская «Казачий костюм»

Расширение возможностей для практического освоения культурно-исторической среды российского казачества (культура, обычаи, традиции казачества)

«Юный инспектор дорожного движения»

Создание безопасного пространства ребенка, которое подразумевает обучение детей и подростков безопасному поведению в повседневной жизни и рациональным действиям в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях. Проведение занятий с позиции «Равный – равному»

Физкультурно-спортивное

Спортивные секции и клубы

Общая физическая подготовка

Волейбол

Баскетбол

Футбол

«Шахматы»

Выявление, развитие и поддержка одаренных детей, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях

«Кадет»

Строевая подготовка знаменной группы

Научно-техническое

«Техническое моделирование» (оружие казаков)

Развитие у учащихся навыков технического моделирования и конструирования через создание моделей оружия казаков, моделей вооружения Российской армии.

«Образовательная робототехника»

Привлечение учащихся к современным технологиям конструирования, программирования и использования роботизированных устройств.

  • Создание условий для мотивации, подготовки и профессиональной ориентации школьников.

Учебный план дополнительного образования на прилагается.

Учебно-методические материалы для реализации кадетского казачьего компонента через дополнительное образование:

Для реализации кадетского казачьего компонента в дополнительном образовании разработаны рабочие программы, создан банк данных учебно-методических и контрольно-измерительных материалов, включающий конспекты занятий, мультимедийные презентации, задания для самостоятельной работы, творческой и проектной деятельности учащихся, сценарии организационно-деятельностных, сюжетно-ролевых, военно-спортивных игр.

Наполнение образовательной среды учебно-методическими пособиями (имеющимися на данный момент)

Наполнение образовательной среды учебно-методическими пособиями (разработка которых предполагается в 2019-2024 годах)

Учебно-методический комплект для преподавания курса «Танцевальная культура казаков Сибири»;

учебно-методический комплект «Казачий сполох» (комплексная подготовка учащихся к военно-спортивным конкурсам);

методические рекомендации для педагога дополнительного образования, реализующего программу «Моя Югра» (изучение основ краеведческой культуры и этнографии родного края, этнографии сибирского казачества через художественное творчество);

учебно-методические материалы для реализации курса дополнительного образования «Хоровое пение (казачья патриотическая песня)»

Цифровые учебно-методические материалы по организации дополнительного образования:

для организации занятий по хоровому пению и вокалу: «Антология казачьей песни», «Песенный фольклор казаков Сибири», «Казачьи военные песни», «Казачьи обрядовые песни».

для организации занятий в кружках военно-патриотического направления: самоучитель по рубке лозы, по боевым движениям казаков; видеопомощник «Казачьи шермиции», методическое пособие и видеопомощник «Ориентирование на местности. Технология проведения казачьего похода».

Методические рекомендации и сборники пьес для постановок казачьего кукольного театра «Казачок»

Участие учащихся в конкурсах, конференциях и соревнованиях – как возможность самореализации и успеха.

Подобное разнообразие направлений дополнительного образования позволяет успешно решать задачу по созданию благоприятных условий для саморазвития, самосовершенствования и самореализации школьников, раскрытия их потенциальных возможностей и способностей.

Данная задача является основополагающей перспективной задачей федерального проекта в области образования «Успех каждого ребенка».

Кроме того, что широкий спектр дополнительного образования в школе призван позволить каждому ученику кадетского казачьего класса реализовать себя, развивать свои способности и склонности. ВМБОУ «СОКШ №4» разработана система участия в олимпиадах, конкурсах и конференциях, которая даст возможность каждому почувствовать успешность.

При реализации данной задачи широко используются возможности ВДЦ «Смена», «Кванториум», регионального отделения «Фонда наследия Д.И. Менделеева», Малой академии наук «Интеллект будущего», ООО «Интеграция» и пр.

Уровень

Интеллектуальные конкурсы и конференции

Творческие конкурсы

Спортивно-патриотические конкурсы

Школьный уровень

«Я – юный исследователь»

«Шаг в будущее»

«Я – гражданин России»

«История моей семьи в истории страны»

Конференция краеведов

Фестиваль патриотической песни

Хореографический фестиваль «Югорский хоровод»

Конкурс художественной декламации

Конкурсы рисунков, декоративно-прикладного творчества

«Казачий сполох»

«Зарница»

Фестиваль допризывной молодежи

Муниципальный уровень

«Шаг в будущее»

«Я – гражданин России»

«Рождественские образовательные чтения»

«Кирилло-Мефодиевские чтения»

«Мое родословное дерево»

«Семь шагов к профессии»

Фестиваль детского творчества «Созвездие юных талантов»

Смотр-конкурс хоровых коллективов

Вокальный конкурс «Родные напевы»

Конкурс декламации «Живая классика»

Конкурсы декоративно-прикладного искусства «Рождественская звезда», «Пасха красная» и пр.

«Школа безопасности»

Фестиваль допризывной молодежи

Фестиваль ГТО

Спортивные соревнования по отдельным видам спорта

Региональный уровень

«Я – гражданин России»

«Шаг в будущее»

«Епархиальные рождественские чтения»

«Менделеевские чтения»

«Кирилло-Мефодиевские чтения»

«Образование и общество знания»

«Связь времен»

«Угорское наследие»

Кадетский бал

Вокальный конкурс «Я люблю тебя, Россия»

Вокальный конкурс «Песня, опаленная войной»

Конкурс народного творчества «Сибирь казачья»

Фестиваль «Димитриевская суббота»

Фестивали творчества «Рождественский вертеп», «Военный плакат»

Военно-спортивная игра «Казачий сполох»

Конкурс «Лучший кадетский казачий класс Уральского федерального округа»

«Орленок»

«Зарница»

Слет в рамках военно-патриотического летнего форум-центра

Всероссийский уровень

«Шаг в будущее»

«Обретенное поколение»

«Образование. Наука. Профессия»

«Первые шаги в науке»

«Старт в науке»

«Сириус»

«Менделеевские чтения»

«Леонардо»

«Интеграция»

«Созидание и творчество»

Фестиваль детского и юношеского творчества «Казачок»

Фестиваль вокального искусства «Роза ветров»

Конкурсы художественной декламации «Литобраз», «Огни России», «Золотое перо»

Военно-спортивная игра «Казачий сполох»

Конкурс «Лучший кадетский казачий класс Уральского федерального округа»

Слет «Казачья молодежь Сибири»

Школа – центр внеучебных мероприятий событийного характера, способствующих патриотическому воспитанию, самоопределению и социализации учащихся казачьих кадетских классов (с участием социальных партнеров – казачьего общества, Прихода храма Святого Духа, ветеранских организаций и пр.) -

        Реализация кадетского казачьего компонента через внеучебную деятельность решает несколько задач программы развития: способствует совершенствованию форм и механизмов социального партнерства с целью приобретения учащимися опыта социально-значимой деятельности, формирования активной гражданской позиции, популяризации идей патриотизма и консолидации усилий в области патриотического воспитания.

Мероприятие

Цель

Форма

проведения

Участники

1

«Бессмертный полк»

Сохранение преемственности поколений, формирование исторической идентичности, развитие уважения к прошлому, гордости за свою семью.  

Акция, включающая в себя поисковые подготовительные мероприятия, конференция «Мои родственники – защитники Родины», шествие с транспарантами «Спасибо деду за Победу» на акции «Рассвет Победы», парада Победы.

Учащиеся школы, родители учащихся, социальные партнеры (центр молодежных инициатив, ветеранские общественные организации города).

Освещение на всероссийском сайте «Бессмертный полк»

2

«Рассвет Победы»

Воспитание уважения к историческому прошлому Родины через общение с живыми свидетелями истории; воспитание заботливого, бережного отношения к старшему поколению.

Акция, включающая в себя шествие, митинг, ритуал почетного караула у вечного огня, ритуал возложения цветов, концерт.

Учащиеся школы, ветераны и труженики тыла, старожилы, представители администрации и думы города, родители учащихся, выпускники школы, социальные партнеры.

3

«День рождения кадетских классов. Посвящение в кадеты (казачата)»

Воспитание гражданственности и патриотизма учащихся на основе воинских ритуалов и государственных символов Российской Федерации, предоставление возможности самореализации в коллективном творческом деле каждому учащемуся.

Праздничное мероприятие, включающее в себя концерт и основные памятные ритуалы.

Учащиеся кадетских и кадетских казачьих классов, родители учащихся, представители администрации и думы города, социальные партнеры школы, представители ветеранских организаций, представители городского казачьего общества

4

Парад Победы

Формирование активной гражданской позиции и ответственности за общее дело.

Парад.

Участие в параде Победы – почетное право для лучших кадет, эффективное средство решения множества воспитательных задач.

5

Фольклорные праздники «Слава богу, мы – казаки!»

«Народов дружная семья»,

Спектакли казачьего кукольного театра «Казачок»

Сохранение духовных традиций российского казачества, семейных ценностей казачьего рода, культурно-исторической преемственности поколений.

Литературно-музыкальные композиции, театральные постановки и этнографические праздники.

Учащиеся кадетских казачьих классов, представители городского казачьего общества, участники творческих фольклорных коллективов города.

6

Читательские конференции (произведения патриотической и духовно-нравственной тематики).

Формирование уважения к историческому прошлому Родины; развитие читательской и коммуникативной компетентности учащихся.

Конференции. Читательские интерактивные форумы.

Театрализованные постановки.

Учащиеся кадетских казачьих классов, родители учащихся, социальные партнеры школы

7

«Колокол Чернобыля звучит в наших сердцах»

Использование опыта, нравственного и духовного потенциала ветеранских организаций   для укрепления и развития преемственности поколений.  

Митинги, посвященные памятным датам.

Встречи с ликвидаторами аварии «Есть место подвигу».

Совместные экскурсии, концерты.

Нефтеюганская городская общественная организация «Ветераны Чернобыля»

8

«Необъявленная война»

Использование опыта, нравственного и духовного потенциала ветеранских организаций   для укрепления и развития преемственности поколений.  

Концерт авторской песни «Дорога».

Митинги, посвященные памятным датам.

Экскурсии в школьном историко-краеведческом музее.

«Нефтеюганское городское отделение Российского Союза ветеранов Афганистана»

9

Смотр строя и песни

Формирование у учащихся позитивного отношения к военной службе, воспитание атмосферы взаимовыручки и товарищества, ответственности за общее дело, создание условий для самоопределения учащихся.

Строевой смотр кадетских классов.

Учащиеся кадетских и кадетских казачьих классов;

представители родительской общественности, представители городского казачьего общества, представители ветеранских организаций города, работники МЧС и ОМВД.

10

Военно-спортивные игры «Казачий сполох», «Орленок», «Школа безопасности», «Зарница»

Повышение интереса к военно-прикладным видам спорта, развитие волевых и физических качеств, готовности к защите Отечества; практическое обучение учащихся действиям в условиях чрезвычайных ситуаций (в казачьем походе, в экспедиции); воспитание у детей и подростков командного духа.

Командные игры-соревнования (после предварительной подготовки команд).

учащиеся кадетских казачьих классов; кураторы и наставники команд – педагоги школы, представители городского казачьего общества, работники МЧС, ОМВД, работники учреждений дополнительного образования города.

Следствием системной работы являются высокие результаты на всероссийских, региональных этапах конкурсов военно-спортивной направленности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-взрослая общность в дополнительном образовании как условие самореализации и личностного роста всех его субъектов

"Детско-взрослая общность в дополнительном образовании как  условие самореализации и личностного роста всех его субъектов" Выступление на педагогическом совете...

Внеурочная деятельность по литературе как средство самореализации учащихся

Материал отражает опыт организации  клубной работы во внеурочной работе по русскому языку и литературе...

Отчет по теме самообразования «Эвристический диалог на уроках литературы как средство самореализации учащихся»

"Эвристический диалог на уроках литературы как средство самореализации учащихся" актуальная тема для самообразования...

Программа «Кадетский компонент содержания образования как средство социализации учащихся МБОУ «СОКШ №4»

Данная программа является логическим продолжением программы школы «Патриотическое воспитание и гражданское становление школьников МБОУ «СОКШ №4». И представляет собой совокупность учебных программ, пр...

Проектная методика в обучении иностранному языку как оптимальное средство самореализации учащегося.

Статья посвящена описанию метода проектов при изучении иностранного языка, который заключается в переносе акцента с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую...