творческий отчёт по теме самообразования (форма 18)
материал

творческий отчёт по теме самообразования 2018-2019 учебный год  (форма 18)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorch_otchyot-2.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет  учителя  математики и физики Фроловой Н.И.

 по теме самообразования « Применение уровней дифференциации при организации контроля ЗУН учащихся». ( за 2018- 2019 учебный год ).

Перед учителями школы и, прежде всего, перед учителем математики стоит сверхзадача: обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Наряду с решением основной задачи изучение математики предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, подготовку к дальнейшему обучению.
Дать выпускнику школы математические знания и умения, которые соответствуют передовым достижениям науки, сформировать у учащихся представления о роли математики в современном мире, о способах применения математики как в технических, так и в гуманитарных сферах. Выпускник школы включается во взрослую трудовую жизнь. Задача учителя заключается в воспитании человека, способного жить в гармонии с природой, обществом и самим собой, умеющего ставить цели самосовершенствования.
Процессы развития общества неразрывно связаны с активацией человеческого фактора, развитием творческой и познавательной активности людей во всех сферах общественной и производственной деятельности. Проблема формирования математически-ориентированной познавательной активности учащихся обусловлена социальным заказом общества на воспитание личности, способной успешно выполнять социальные функции. Потребность общества в воспитании активной личности, которая может решать творческие задачи, проявлять ответственность, инициативу, связана с подготовкой учащихся к самостоятельному приобретению знаний в различных сферах деятельности и, в частности, с формированием личностной компетентности в области математики. Однако в реальной практике наблюдается недостаточная эффективность в решении задач формирования интереса учащихся на основе математического образования. Эта педагогическая проблема требует теоретического осмысления в целях поиска эффективных способов организации познавательной деятельности школьников, направленной на развитие познавательной активности как устойчивого качества личности.


Всего этого легче достичь, если  применять
 дифференциацию при организации контроля ЗУН учащихся, используя при этом различные технологии обучения.

 Например, “Использование игровых технологий” и “Использование тестовой проверки знаний”. Изучалась литература по теме исследования. Ребёнок с первых уроков, каждый день делает открытия, только с той разницей, что эти открытия не для человечества, а для данного  человека. Очень важно и дальше развивать эту познавательную активность. В  школе почти у всех детей есть мотив к обучению – любознательность, в средней школе этот мотив, к сожалению, у некоторых детей исчезает. Самым важным для учителя всегда считался вопрос как?
Как вызвать интерес к учёбе?

Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка при организации его учебной деятельности?
Как повысить мотивацию?
Как добиться активности на уроке и одновременно обеспечить усвоение материала?

Как обеспечить успешность каждого ученика в обучении?
Как эффективно использовать в работе новые методы и новые педагогические технологии, способствующие повышению качества образования?
Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?
То есть, учитель должен находиться в постоянном поиске путей совершенствования учебно-воспитательного процесса. Деятельность можно определить как целенаправленную активность, дающую личностно или общественно – значимый результат. В теории учебной деятельности в качестве одного из исходных составляющих рассматриваются учебные мотивы школьника. Для учителя математики показателями развития учебных мотивов являются такие характеристики поведения учащихся, как:
Познавательная активность на уроке;
Использование дополнительных сведений при подготовке к уроку;
Умение активно работать с учебным материалом;
Самостоятельность в решении математических задач;
Стремление к выполнению заданий повышенной трудности;
Активное участие в коллективной работе;
Интерес к профессиям типа “Человек Знак” (бухгалтер, банкир, инженер, экономист и др.)

Чтобы сформировать интерес учащихся при изучении математики, необходимо было определить мотивацию учебной деятельности школьников. Что же такое мотивация? Это активное состояние мозговых структур, побуждающих высших животных и человека совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей. Образовательная мотивация – как определяют её психологи – это система факторов, обусловливающих учебную деятельность и поведение школьников. К таким факторам относятся потребности, намерения, цели, интересы, стремления. В педагогике различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Для создания внешней мотивации учитель располагает целым рядом средств обучения, способствующих развитию интереса учащихся к предмету. Формирование же внутренней мотивации - проблема значительно более сложная, но именно этот процесс создаёт основу для успешного продвижения от незнания к знанию.

2 этап работы (организационно – исследовательский)
коммуникативная.
Развитие интереса   задача каждого урока. И эту задачу я стараюсь решать целенаправленно и систематически через активные формы и методы обучения, индивидуальные и групповые задания, лабораторные работы, заочные экскурсии, игры, которые никогда не оставляют детей равнодушными, они будят интерес к математике и физике.
Использование игровых технологий в совокупности с дифференциацией
 при организации контроля ЗУН учащихся, используя при этом различные технологии обучения,   позволяет получить хороший результат. Школьники не испытывают внутреннего напряжения, скованности, дискомфорта.
Используются и уроки творчества, на которых дети могут продемонстрировать результаты своей творческой деятельности: создание докладов по биографии учёных, оформленных как анализ его творческих качеств, подготовка рефератов, кроссвордов.
На уроках используется гибкая неформальная система контроля: использование тестовых заданий при изучении нового материала (тренировочные материалы), затем обучение самостоятельному созданию тестов и только затем итоговое тематическое тестирование, которое не означает конец работы над изучаемой темой Использование данных технологий проведения уроков в совокупности с  позволяет снять психологические барьеры, страх перед опросом на уроке, тревожность. У детей формируется положительная мотивация к изучению математики. Многие учащиеся любят уроки математики, они считают, что математические знания пригодятся им в будущем.

Это можно пронаблюдать и при анализе анкетирования учащихся. Анкета взята из журнала “Математика в школе».
Цель: проанализировать мотивацию (интерес) учащихся к изучению математики.
Учащимся предлагается следующая анкета.
Вопросы анкеты.
Нравится ли тебе предмет “Математика”?
Можешь ли ты объяснить почему?
Нужна ли тебе математика?

Если нужна, то попробуй объяснить, зачем, если нет – то почему.
Нужна ли тебе помощь при выполнении домашних заданий?
Как ты оцениваешь свои знания по математике?
Что является, на твой взгляд, причиной твоих неуспехов или неудач?
Хочешь ли ты улучшить свои результаты по математике?
Проанализировав анкеты можно сделать вывод: 95% учащихся нравится математика и 5% учащихся к ней равнодушны. Ребятам нравится изучать математику, потому что они узнают много нового. Предмет очень занимательный и увлекательный.
По мнению учащихся, в будущем им может пригодиться математика. Есть учащиеся, которые считают, что математика нужна, потому что есть желание знать всё. Часть учащихся решили, что знание математики нужно им для общего развития. Большинству учащихся помощь в подготовке домашнего задания не нужна. Многие учащиеся желают улучшить свои результаты по математике, хотят узнать больше.

3 этап работы (Этап внедрения)
Весь накопленный и изученный материал нашёл применение в моей дальнейшей деятельности. Игровые технологии находят применение на различных уроках.
На уроках у меня есть возможность использовать тесты. Тесты позволяют отслеживать успешность усвоения учащимися знаний, дать оценку их умениям и навыкам. Такой вид контроля ЗУН даёт мне возможность видеть результативность работы учащихся быстро, практически после каждой изученной устной темы. Тесты помогают выявить типичные ошибки, допускаемые учащимися при изучении различных тем по математике.

Результаты работы:

Дифференцированный подход я применяю как к отдельным ученикам, так и к группам учеников для развития способностей сильных учеников, а также для успешного поднятия успеваемости среди слабых учеников.


Накоплен опыт по использованию игровых технологий для формирования познавательной активности к урокам математики.
Прошли весь этап социализации:
Учились играть социальные роли;
Учились общению;
Учились работать с тестами;
Учились обрабатывать накопленный материал.

Участвовали в предметных олимпиадах.

 Выполняли творческие работы.

Вывод:

    Я считаю, что  при таком подходе во время работы над своей темой мне удастся согласовать педагогические интересы с интересами ребёнка.

           В целом же работа в такой системе ведет к положительному результату.

 Поэтому стараюсь  использовать элементы наиболее отработанные, от которых дети получают удовольствие.

 Я стараюсь работать на результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по теме самообразования "Активные формы работы на уроках английского языка и во внеурочное время в процессе обучения и развития творческого потенциала и самостоятельности учащихся"

По данной теме работаю уже третий год. Накоплено много интересных и занимательных находок. Работа опубликована в ежегодном школьном методическом сборнике за 2012 - 2013 учебный год....

Отчёт по теме самообразования: «Формы организации самостоятельной деятельности обучающихся»

Отчёт представлен на заседании цикловой комиссии гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, состоявшемся в рамках педагогических чтений 15.06.2015 года...

творческий отчёт по теме самообразования (форма 18)

творческий отчёт по теме самообразования (форма 18)...

творческий отчёт по теме самообразования (форма 18)

творческий отчёт по теме самообразования 2017-2018 учебный год  (форма 18)...

творческий отчёт по теме самообразования (форма 18)

творческий отчёт по теме самообразования 2016-2017 учебный год  (форма 18)...

творческий отчёт по теме самообразования (форма 18)

творческий отчёт по теме самообразования 2020-2021 учебный год  (форма 18)...