Совместная методическая разработка учителя-логопеда и воспитателя.
методическая разработка

Канева Ирина Сергеевна

Комплексы артикуляционной гимнастики для дошкольников 5-7 лет на учебный год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 133 г.Твери

Совместная методическая разработка

учителя-логопеда и воспитателя

КОМПЛЕКСЫ

АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

для совместной деятельности воспитателя

и дошкольников 5-7 лет

Сережкина Наталья Сергеевна, учитель-логопед

Канева Ирина Сергеевна, воспитатель

Сентябрь

Артикуляционная гимнастика

Комплекс № 1

1.Упражнение  «Окошечко»

Открывают широко рот, язык спокойно лежит в ротовой полости. Удерживают рот в таком положении 5 – 10 секунд. Упражнение учит детей спокойно открывать и закрывать рот, удерживать губы и язык в заданном положении.

2. Упражнение «Улыбочка».

Растягиваем губы в улыбочку, зубки не видны. Удерживаем улыбку в течение 5 секунд. Дети выполняя упражнение смотрят на себя в зеркало или друг на друга.

3. Упражнение «Заборчик».

Зубы плотно сжаты, губы в положении улыбки. Выполнять 10 - 15 секунд. Дети выполняют это упражнение после упр. "Улыбка".

4. Упражнение «Блинчик»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 – 10. Боковые края должны касаться углов рта, губы не растягивать сильно в улыбку, чтобы не было напряжения

5. Упражнение «Часики».

Рот приоткрыт. «Узкий» язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Выполняя упражнение язычок не расслабляем.

Октябрь

Артикуляционная гимнастика

Комплекс № 2

 1. Упражнение «Окошечко»

Открывают широко рот, язык спокойно лежит в ротовой полости. Удерживают рот в таком положении 5 – 10 секунд. Упражнение учит детей спокойно открывать и закрывать рот, удерживать губы и язык в заданном положении.

2. Упражнение «Блинчик»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 – 10. Боковые края должны касаться углов рта, губы не растягивать сильно в улыбку, чтобы не было напряжения

3. Упражнение «Трубочка».

Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10 - 15 секунд. многим это упражнение сложное, поэтому лучше его выполнять перед зеркалом.

4. Упражнение «Вкусное варенье».

Рот открываем, широким языком обхватываем верхнюю губу и «слизываем» воображаемое варенье вглубь рта. Производим движения язычком не из стороны в сторону, а вперед-назад. Детям это упражнение очень нравиться, особенно если первый раз выполняя его действительно намазать губы вареньем.

5. Упражнение «Киска сердится»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, при этом спинку языка поднимать, как кошка выгибает спинку, когда сердиться и опускать. Выполнить упражнение 3 – 5 раз.

6. Упражнение «Лошадка».

Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с изменением темпа (медленно - быстрее - очень быстро). Успешнее оно если одновременно выполняют несколько детей. Тогда темп задается детьми.

Ноябрь

Артикуляционная гимнастика

Комплекс № 3

1.Упражнение «Парус»

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка укрепить за верхние зубы. Удерживать позу под счет до 10 раз.

2. Упражнение «Маляр».

Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до ували (маленького язычка) и обратно. Выполнять в медленном темпе. Если быстро выполнять, то упражнение не эффективно.

3. Упражнение «Грибок»

улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присосав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку). Удерживать позу под счёт от одного до десяти.


4. Упражнение «Хоботок»

На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать «хоботок» под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.

5. Упражнение «Заборчик».- «Трубочка»

«Заборчик» .Зубы плотно сжаты, губы в положении улыбки. Выполнять 10 - 15 секунд. Дети выполняют это упражнение после упр. "Улыбка".

«Трубочка». Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10 - 15 секунд. многим это упражнение сложное, поэтому лучше его выполнять перед зеркалом.

6. Упражнение «Часики».

Рот приоткрыт. «Узкий» язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Выполняя упражнение язычок не расслабляем.

Декабрь

Артикуляционная гимнастика

Комплекс № 4

1. Упражнение «Замочек»

Обе губы плотно сомкнуть и спрятать под зубы. Проделать упражнение 10 раз. Повторить 5-7 раз.

2. Упражнение «Кролик»

Нижнюю губу напряженно стиснуть к центру и плотно прикрыть нижние зубы, а верхнюю губу слегка приподнять и приоткрыть два верхних резца. Выполнить упражнение 10 раз. Повторить 5-7 раз.

3. Упражнение «Иголочка»

Рот открываем, узкий напряженный язычок высовывается наружу. Удерживаем «иголочку» под счет до 5. Стараться иголочку сделать острую.

4. Упражнение «Чашечка»

Рот открываем широко. Передний и боковые края языка приподнимаем вверх. «Чашечка» не касается верхних зубов. Удерживаем «чашечку» под счет до 5. Упражнение выполняется перед зеркалом и поставить первый раз рядом чашечку, чтоб дети видели что должно получиться.

5. Упражнение «Чистим зубки » 

Открыть рот, губы в улыбке, чтобы были видны зубы. Скользить языком по внутренней поверхности зубов слева-направо. Выполнять упражнение под счет до 10. Повторить 5-7 раз.

6. Упражнение «Индюк»

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл-бл» (как индюк болбочет).

Январь

Артикуляционная гимнастика

Комплекс № 5

1. Упражнение «Наказать непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10.

2. Упражнение  «Пароход гудит»

Приоткрыть рот и с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы...»  – имитация гудка парохода. Обратить внимание ребёнка, что широкий кончик языка прижат к нёбу и не двигается.

3. Упражнение «Лошадка»

Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот и  присасывая язык к нёбу,  пощелкать "узким" кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

4. Упражнение «Фырканье лошадки»

Вибрируя губами, изобразить «Фырканье лошадки».Проделать под счет до 10. Повторить 3-5 раз.

5. Упражнение «Волчонок»

Выполнить упражнение «Заборчик» и приоткрыть рот на 2-3 см. При этом видны верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении до счета 10. Повторить 3 раза.

6. Упражнение «Воздушный поцелуй»

«Почмокать» чуть вытянутыми губами. Проделать упражнение под счет до 10. Повторить 3-5 раз.

Февраль

Артикуляционная гимнастика

Комплекс № 6

1.Упражнение «Обезьянка»

Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами.Удержать его в таком положении до 10 секунд. Повторить 5 раз.

2. Упражнение «Бульдог»

Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 10 секунд. Повторить 5 раз.

3. Упражнение «Хомяк».

Язычок поочередно уприрается то в правую, то в левую щеки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд. Повторить 5 раз.

4.Упражнение «Катушка»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончик языка опирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта. Выполнить не менее 10 движений в спокойном темпе. Повторить 5 раз.

6.Упражнения «Хоботок» - «Улыбка» – «Окошечко»

Чередуем. Педагог озвучивает движения губ: «У-И-А» в любом порядке, удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а дети повторяют. Повторить комплекс 3-х упражнений 10 раз.

Март

Артикуляционная гимнастика

Комплекс № 7

1.Упражнение «Пчелка»

Сделать «Хоботок», и таком положении двигать губами влево-вправо, как пчелка, собирающая нектар. Выполнять упражнение 10 раз. Повторить 3-5 раз.

2.Упражнение «Рыбки разговаривают»

Щеки сильно втяныть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиваться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался  характерный звук «поцелуя». Проделать 10 раз. Повторить 3-5 раз.

3.Упражнение «Уточка»

Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки. Проделать под счет до 10. Повторить 3-5 раз.

4.Упражнение «Барабанщики»

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д: «д-д-д». Сначала звук д произносить медленно, постепенно убыстряя темп. Упражнение выполнить в течение 10 – 15 сек. Повторить 3-5 раз.

5. Упражнение «Оближи губки»

Облизать губы широким языком, выполняя одно круговое движение. Проделать упражнение под счет до 10. Повторить 3-5 раз.

6. Упражнение «Змейка»

Широко открыть рот. Узкий язык сильно выдвинуть вперед, а затем убрать его вглубь рта. Проделать упражнение под счет до 10. Повторить 3-5 раз.

Апрель

Артикуляционная гимнастика

Комплекс № 8

1. Упражнение «Лодочка»

Высунуть широкий язык и загнуть вверх боковые края. Удержать его в таком положении не менее 10 секунд. Упражнение выполнять 5 раз. Это упражнение можно дополнить, предложив ребенку подуть в образовавшуюся трубочку.

2.Упражнение «Трусливый птенчик»

Широко открывать и закрывать рот так, чтобы тянулись уголки губ. Язычок «птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично, не менее 10 движений в спокойном темпе. Повторить 5 раз.

3.Упражнение «Лошадка идет по травке»

Рот открыть, улыбнуться. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и беззвучно отрывать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно темп убыстрять. Выполнить не менее 10 движений в спокойном темпе. Повторить 5 раз. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, кончик языка не подворачивался внутрь и не высовывался изо рта.

4.Упражнение «Бегемот»

Выполнять жевательные движения , не размыкая губ. Нижняя челюсть активно двигается. Выполнить не менее 10 движений в спокойном темпе. Повторить 5 раз.

5.Упражнение «Обезьянки»

То оттопыривать нижнюю губу, то двигать из стороны в сторону или шлепать нижней губой по верхней, доставая почти до носа. Выполнять не менее 10 секунд. Повторить 5 раз.

Май

Артикуляционная гимнастика

Комплекс № 9

1.Упражнение  «Прогони комарика»

Верхней и нижней губами прикоснуться к высунутому кончику языка. Направлять сильную воздушную струю на кончик языка, приводя его в движение. Язык должен дрожать. Проделать под счет до 10. Повторить 3-5 раз.

2.Упражнение «Раскатай тесто»

Губы удерживать  в положении улыбки, зубы плотно сжать, проталкивать кончик языка между сжатыми зубами. Выдвигать его вперед до предела. Проделать под счет до 10. Повторить 3-5 раз.

3.Упражнение «Прятки»

Широко раскрыть рот, зубы разомкнуть, кончик языка убрать за нижние зубы. Приподнять спинку языка, затем спинку языка опустить вниз, кончик языка при этом оставить на прежнем месте. Проделать под счет до 10. Повторить 3-5 раз.

4.Упражнение «Бублик»

Сомкнуть зубы, округлить губы и чуть вытянуть вперед(верхние и нижние резцы должны быть видны). Удерживать положение 10 секунд. Повторить 5 раз.

5.Упражнеиие «Улыбка» - «Хоботок»

Чередовать положение губ в медленном темпе. Проделать под счет до 10. Повторить 3-5 раз.

Тема

Варианты игр, игровых упражнений

Оборудование для речевого центра

День знаний

Дидактическая игра «Подбери признак»:

портфель (какой?) —

тетрадь (какая?) – …

пенал (какой?) – …

ручка (какая?) – … и т. д.

Дидактическая игра «Четвертый лишний» школьные принадлежности

Дидактическая игра «Кто быстрее соберется в школу?»

Дидактическая игра «Исправь ошибку в предложении» (употребление падежных окончаний имен существительных).

 У меня нет тетрадка. Я забыл дома линейкой. Я пишу ручки. Я рисую в альбом.

Дидактическая игра «Подскажи словечко».

Быть должны всегда в порядке твои школьные ... (тетрадки).

Чтобы было, где писать, в школе нам нужна... (тетрадь).

Дидактическая игра «Чего (кого) в школе много?» - образование родительного падежа множественного числа существительных

(класс, учитель, ученик, школьник, парта и т.д.)

Дидактическая игра «Он – она» - образование существительных женского рода (ученик – ученица, школьник – школьница, учитель – учительница)

Диалог

Цели: развивать общие речевые навыки (речевое дыхание, чёткость дикции, интонационную выразительность речи).

ЖАДИНА

— Гриша, Гриша, дай мне нож.

— Ты обратно не вернёшь.

— Дай-ка, Гриша, карандаш.

— Ты обратно не отдашь.

— Гриша, Гриша, дай резинку.

— Ты откусишь половинку.

— Гриша, Гриша, дай чернил.

— Ты бы сбегал и купил.              С. Маршак

 

Игра «Великаны — гномики»

Цели:  формировать   грамматический   строй   речи,   учить употреблению уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ход   игры.  Воспитатель   сообщает   детям,   что   все   ходят   в школу. Гномики и великаны тоже пошли в школу.

Например:

У великанов большие портфели, а у гномиков — маленькие портфельчики.

У   великанов   большие   книги,   а   у   гномиков  —  маленькие книжечки.

У великанов большие карандаши, а у гномиков — маленькие...и т.д.

Игра «Растеряшка»

Цели:  формировать   грамматический   строй   речи (образование родительного падежа существительных).

Ход игры.  Воспитатель знакомит детей с девочкой (куклой по имени Растеряшка.

 Растеряшка   всегда   всё   теряет   и   вечно   что-нибудь забывает.   Пришла   Растеряшка   в   школу.  Все   ребята достали  учебники,  а  у  неё нет   (чего?)....  Дети открывают тетради,  а у  Растеряшки нет   (чего?)  и т.д.

 

Игра «Как?»

Цели:  формировать   грамматический   строй   речи,   учить образовывать наречия от прилагательных

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   закончить предложения, ответив на вопрос «как?»

Мальчик  хороший   ученик,   он   учится   (как?)...

(хорошо).

Внимательная девочка всегда слушает (как?) ...  (внимательно).

 Игра «Скажи наоборот»

Цели:  обогащать   словарный   запас,   учить   подбирать антонимы.

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   продолжить предложения словами-наоборот.

Маша опрятная девочка, а Саша — ... (неряшливый).

Лида старательная ученица, а Катя — ... [ленивая).

Игра «Семейка»

Цели:  обогащать словарный запас, учить подбирать однокоренные слова к заданному.

Ход  игры.  Воспитатель  предлагает  детям 

 найти   заданным словам родственников.

Слова: школа, книга, учить.

 

 

Игра «Поймай звук»

Цели: развивать фонематическое восприятие.

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям  «поймать   звук»: дети должны хлопнуть в ладоши, если этот звук в слове есть, и

определить, где он находится (в начале, в середине или в конце слова).

Например:

Звук  [с]:  карандаш, ластик, ранец,  класс,  кисточка, школа, карандаш, одноклассник.

Звук [ч]:  учебник, школа,  ученик, ручка,  тетрадь,  кисточка, чтение, пенал, учитель.

 

 Дополнительно:

1. Рассказ воспитателя о празднике

2. Беседа о труде работников детского сада

Картинки, открытки «Дети идут в школу»,

 «1 сентября»

Предметные картинки «Школа. Школьные принадлежности»

Альбом «Все работы хороши»

 Атрибуты для СРИ «Детский сад», «Школа»

Фото альбом – работники детского сада

Осень

Дидактическая игра «Кто больше назовет?». Учить детей подбирать действия к предмету. Ветер осенью что делает? Солнце? Листья? Дождь? Птицы? Насекомые? Животные? Люди?

Д/и «Картинки осени». Расширение объема словаря.

Воспитатель показывает по одной предметной картинке и произносит начало предложения, ребенок заканчивает его, опираясь на картинку. (Осенью бывает…дождь.)

Д/и «С какой ветки детки?» Классификация предметного словаря. Работа с раздаточным материалом (листья и семена).

Упражнение «Все профессии нужны». Сельскохозяйственные профессии. Кто больше назовет?

Д/И «Кому что нужно для работы?». Классификация предметного словаря.

Дидактическая игра «Назови ласково» Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
Дождь — дождик, дождичек,    солнце — солнышко,
лужа — лужица и т.д.

 Упражнение «Скажи со словом "осенний"» Согласование существительного и прилагательного.
Небо (какое?) — осеннее,
ветер (какой?) — осенний,
аллея (какая?) — осенняя.
Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

Упражнение «Подбери предметы к признакам»: осенний-, осенняя-, осеннее-, осенние-.

Д/и «Из чего состоят овощи». Закрепить знания детей о строении растений, о функциях частей растений.

Правило: перед игроками лежат карточки с изображением частей растений. Ребенок выбирает карточку и рассказывает о том, что было бы, если бы не было этой части или она бы повредилась.

Упражнение «Назови, какая погода?» Образование качественных прилагательных
Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая, …дует ветер — ветреная;
если на улице холодно, какая погода? — холодная; если пасмурно — пасмурная, ..сыро — сырая,
... хмуро — хмурая, …солнечно — солнечная.

Д/и «Назови много». Учить детей словоизменению

Воспитатель показывает картинку, произносит предложение, ребенок договаривает последнее слово. (У меня лист, а на дереве… листья) и т.д.

Дидактическая игра «Скажи наоборот» .  Подбор антонимов.   
Осень ранняя — осень поздняя,
день веселый — день грустный,
день солнечный — день пасмурный,
облако белое — туча черная,
... холодная — жаркая,
... хорошая — плохая.

Упражнение  «Я начну, а ты закончи». Поиск соответствующего понятия
Люди осенью одеты, (во что?) — ... ;
школьники идут с портфелями (куда?) — ... ;
листья на деревьях стали (какими?) — ... ;
цветы на клумбах (что сделали?) — ... ;
птицы улетают (куда?) — ... ;
звери делают на зиму (что?) — ... ;
люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — ....

Упражнение «За грибами». Дифференциация съедобных и несъедобных грибов. Расширение словаря.

Д/И «Кто улетает на юг». Классификация предметного словаря.

Дополнительно:

1.Отгадывание и сочинение загадок

2.Составление рассказа «Осень» по опорным картинкам. Развитие связной речи.
3.Беседы по картинам с осенней тематикой: «За грибами», «Осень в лесу» и т.д.

Сюжетные картины «Осень» (ранняя, золотая, поздняя)

Картинки и их символы с изображением осенних примет и явлений (дождь, листопад, ветер, овощи, грибы, красные и желтые листья, тучи и пр.)

Картинки: деревья и их части (ветки, листья, плоды)

Картинки с изображением деятельности человека осенью.

 

Карточки с изображением сельскохозяйственных профессий и орудий сельскохозяйственного труда.

Репродукции:

И.И. Шишкин «Рожь»,

Т. Яблонская «Хлеб»

Серия сюжетных картин «Урожай»

Набор картинок «Сельскохозяйственная техника»

Муляжи (картинки) - овощи, фрукты, грибы, ягоды

Художественная литература, загадки, пословицы, приметы.

 Собранный гербарий листьев, семян.

Картинки «Дикие и домашние животные и их детеныши»

Картинки « Перелетные и зимующие птицы»

Опорные картинки для составления рассказов.

Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»

Упражнение «Средства гигиены». Расширить представления детей о предметах личной гигиены (разные сорта мыла, зубная паста, платочки). Учить выбирать предметы гигиены по предпочтению, пользе и учить пользоваться ими.

Д/И «Полезные и вредные продукты». Классификация предметного словаря

Упражнение «Какие бывают врачи?» -специальности (лор, окулист, хирург и др.)

Дополнительно:

1.Беседы «Таня простудилась», «Зеленая аптека», «Витамины укрепляют организм» «Зарядка-это полезно», 

«С утра до вечера» – о необходимости соблюдения режима дня.

2. Отгадывание загадок о частях тела человека, предметах личной гигиены.

3. Интервьюирование «Как я забочусь о своем теле» 

4. СРИ «Магазин полезных продуктов»

Цели. Продолжать развивать навыки здорового питания. Обогащать и активизировать словарь детей. Развивать познавательную активность. Расширять представления о продуктах правильного питания. Развивать игровую деятельность, навыки общения и партнерства.

СРИ «Больница»

Цели. Продолжать развивать навыки здорового образа жизни. Обогащать и активизировать словарь детей по теме. Расширять представления представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья; понимать значение профессии врача; Развивать игровую деятельность, навыки общения и партнерства.

Картинки «Предметы гигиены»

Диски с мультфильмами 

из серии здоровье «Уроки тетушки совы»

Подбор картинок «Полезные и вредные продукты»

Карточки с изображением профессии врача по специализации, инструменты врача

Альбом: Лекарственные растения

Карточки «Виды спорта»

Плакат «Режимные моменты»

Наша Родина - Россия

Упражнение «Кто где живет?». Словарь признаков: многоэтажный, деревянный, одноподъездный и т.д.

Д/игра «Знаешь ли ты родной город?». Назвать по фото наименование достопримечательности или памятного места

Речевая игра «Кто в какой стране живет?». Словарь наименований различных национальностей.

Упражнение «Иностранец». Развитие связной речи, словотворчество. Варианты: рассказать о России, о Ростове; разговор на «иностранном языке»

 Упражнение «Опиши (угадай по описанию) Российский флаг, герб»

Дополнительно:

1.Рассказывание из личного опыта «Любимое место нашего города»

2.Рассказывание на тему « Моя поездка в Москву»

3. Знакомство с пословицами и поговорками о Москве

4. Беседа об основании  столицы России - Москве, ее символике, гимне.

5.Знакомство с пословицами и поговорками о Родине, заучивание пословицы «Человек без Родины – что соловей без песни»

6. Рассказ – беседа о народах России, рассматривание национальных костюмов

7.  Чтение былин о русских богатырях

Чтение произведения С. Баруздина «Страна, где мы живем»

Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина»

8. Беседа «День народного единства»

Иллюстрации о России.

Изображения государственной символики – герб, флаг, фото президента

Альбом, подборка иллюстраций с изображением Ростова Великого, городов Ярославской области

Подборка иллюстраций с изображением представителей разных рас, национальностей, национальных костюмов

Альбом «Города России»

Альбом народных промыслов

Фотовыставки «Главный город», « Просторы России»

Умные вещи

Д/и «Угадай профессию». Продолжать знакомить детей с профессиями, углублять знания детей о знакомых профессиях, развивать творческое воображение.

Д/и «Робинзон Крузо». Формировать умение выделять ресурсы предмета, используя полученные знания, создавать фантастические ситуации.

Правило: воспитатель рассказывает о кораблекрушении и о том, что остался спасенный только один предмет. Дети придумывают, как его можно применить в различных ситуациях.

Д/и «Фантазеры». Формировать умение детей самостоятельно рассказывать о неиспользованных возможностях конкретного объекта (его ресурсах).           Правило: воспитатель показывает объект, детям дается задание: «Перечисли как можно больше способов использования предмета не по назначению».

Д/и «Сочини сказку». Развитие речи, пополнение словарного запаса.

Правило:  воспитатель или дети выбирают любой предмет и пытаются сочинить вместе сказку о приключениях данного предмета.

Д/и «Да – нет». Развивать логическое мышление. Активизировать навык анализа ситуаций через целенаправленное сужение поля поиска.

Правило: угадать предмет посредством вопросов, задаваемых в логической последовательности.

Д/и «Способы применения предмета (прибора)». Развитие способности концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности.

Д/и «Поиск общего». Формировать умение находить в разрозненном материале несколько общих моментов; дать представление о степени существенности признаков.

Правило: назвать как можно больше общих признаков двух предметов (например, утюг и велосипед).

Д/и «Поезд времени». Формировать умение выстраивать линию развития объекта от начальной точки возникновения до самого объекта.

Правило: дети получают карточки с изображением этапов развития. Задача: выстроить в нужной последовательности и объяснить, почему он так думает.

Д/и «Из прошлого в будущее». Формировать умение детей ориентироваться в эволюции современных предметов рукотворного мира.                                                              

Правило: детям предлагаются картинки с изображением начальных объектов природы, по подобию которых человек создал предметы рукотворного мира. Каждый ребенок дорисовывает предмет, показывая, как он совершенствовался.

Д/и «Кто больше...»Отработка навыков классификации, умение строить сериационный ряд по заданному признаку.

 Правило: играющие должны подобрать слова, относящиеся к характеристике одного предмета, например, муки.

Набор изображений людей различных профессий и специализаций. Инструментов (орудий) труда.

Карточки по категориям предметов различных назначений:

-орудия труда,

-электроприборы,

-техника (военная, космическая, сельскохозяйственная и пр.)

-механизмы,

- эстетические предметы,

- фантастические предметы,

-вещи из прошлого (прототипы современных предметов),

- новейшие изобретения и т.д.,

- карточки с изображением этапов развития различных предметов (лампочка и т.д.)

Карточки-символы по правилам безопасного обращения с электроприборами

Детские энциклопедии

Новый год стучится в двери

Игра-фантазирование «Ты попал в Царство Мороза». развивать воображение и творческое мышление. Формировать умение высказывать свои желания.

Упражнение «На что (на кого) похож?». Развитие вербально-логического мышления. - Белый снег похож на… . Синий лед похож на… . Фонарики на елке похожи на… . Борода Деда Мороза похожа на… . елка похожа на.. . (ответов может быть несколько).

Д/и «Разрезные картинки». Классификация предметного словаря

Дети собирают из частей картинки с новогодней тематикой.

Д/и «Скажи ласково». Словообразование.

Захотелось нам ласковых слов.

Кто из звуков помочь нам готов?

«Ч»- наш самый нежный звук!

Не откажемся от его услуг!

 - Елка – елочка, (санки, палки, время, утро, имя, сердце, кольцо, крыльцо, заяц, волк, белка.)

Д/и «Назови одним словом». Классификация предметного словаря.

- Декабрь, январь, февраль – зимние месяцы; зима, весна, лето, осень – времена года, Новый год, Рождество - …; шары, бусы, мишура - …, ель, сосна - …, санки, лыжи, коньки - …

Упражнение «Нелепицы». Развитие связной речи.

Исправь предложение и повтори правильно.

 - Новый год наступает потому, что нарядили елку.

- Замерзла вода в реке, поэтому ударили морозы.

- Люди одели теплую одежду, поэтому стало холодно. И т.д.

Д/и «Логическая цепочка». Развитие связной речи.

На доске изображение Новогодней елки. У детей картинки на новогоднюю тематику.

- На праздник мы поедем на чудесном поезде: все вагончики соединятся, если вы объясните, чем они похожи. Мой вагончик – елочная игрушка, потому, что ею можно украсить елку. (дети строят поезд, объясняя логическую связь картинок)

Дополнительно:

1. Отгадывание загадок на новогоднюю тематику.

Предметные картинки с изображением нарядной елки, Деда Мороза, Снегурочки и прочей праздничной атрибутики и персонажей.

 

Картинки, фото города Великий Устюг – родины Деда Мороза

Сюжетные картинки «Новый год в детском саду», «Новый год в лесу» и т.д.

Выставка новогодних открыток

 

Разрезные картинки с новогодней тематикой. Паззлы.

Раздаточный материал - картинки, из которых можно составить логическую цепочку.  

Зима

Д/и «Складочки – вычиталочки». Развивать логическое и творческое мышление, ассоциативный ряд. Обогащать словарный запас.

Правило: ведущий предлагает пары слов. Дети должны назвать ассоциации, которые вызывают эти слова. Например: небо +снежинка = снегопад

дерево – лист = зимнее дерево

заяц + зима = белая шубка

заяц – зима = серая шубка

Д/и «Цепочки ассоциаций».  Активизирует словарный запас из нескольких ассоциативных полей. Правило: ведущий предлагает детям ассоциацию из 2, 3-х прилагательных, а дети придумывают объект, к которому могли бы подходить данные свойства.

Белое, длинное, холодное (облако);

Белый и холодный (лед).

Д/ и «Подбери слово». Расширение объема словаря.

Снег какой? -…; лед - …; ночь зимой - …; день зимой - ….и т.д.

Упражнение «Какие слова зимние?». Классификация предметного словаря.

 - снег, почки, куст;

- цветы, снежинка, мороз;

 - дождь, капель, сосулька;

 - снегопад, дождь, листопад;

 - оттепель, ягоды, грибы, снеговик;

 - листья, цветы, метель.        

Упражнение «У кормушки». Употребление в речи предлогов. Изображение кормушки. Выполнять различные действия с контурным изображением птицы, комментировать: снегирь летит к кормушке, синица улетает от кормушки. Сидит над кормушкой и т.д.

Упражнение «Какое слово лишнее?». Закрепление знания названий месяцев

Ноябрь, декабрь, январь, февраль.

Д/и «Скажи ласково». Словоизменение.

Снег – снежок, ветер, мороз, сугроб, лед, холод, зима.

Упражнение «О чем можно сказать?»

 - морозный (день, воздух, вечер)

 - холодное (утро, небо)

 - снежная (улица, горка, баба)

 - ледяные (горки, реки, сосульки, дорожки)

Дид.игра «Узнай по силуэту». Активизация словаря.

 - Почему мы называем этих птиц зимующими?

Дид.игра «Угостим птиц». Расширение объема словаря.

 - Вспомните, чем мы угощали птиц, прилетающих к кормушке на участке. Протяните от каждой птицы шнурочек к угощению, предназначенному ей, расскажите кого и чем угостили.

Игровое упражнение «Один - много». Словоизменение.

Ворона – вороны, (воробей, голубь, синица, дятел, галка, клест)

Дополнительно:

1.Развитие связной речи. Составление предложений по сюжетным картинкам.

2. Загадки, пословицы, поговорки о зиме.

3. Беседа об особенностях зимы в различных широтах земли, в различных экосистемах.

Сюжетные картинки с зимними пейзажами.

Картинки – символы зимних явлений, признаков.

Картинки с изображением различных состояний воды (лед, пар, жидкость)

Набор карточек с зимними видами спорта.

Альбом мод: сезонная одежда.

Картинки с изображением деятельности людей зимой (в городе, в деревне).

Набор иллюстраций «Полярники-исследователи»

Изображения животных и птиц зимой.

Предметные картинки по теме «Зимующие птицы».

Контурные изображения животных и птиц.

Изображения различных типов кормушек.

Изображения различных экосистем (тундра, лес, степь и т.д.)

День защитника отечества

Фантазирование «Армия будущего». Развивать воображение и творческое мышление. Расширять представление об армии, о воинских званиях. Активизировать словарь детей.

Д/упражнение «Назови профессию». Закреплять знания детей военных профессий, активизировать словарь

Д/упражнение «Подбери слова» (к словам: солдат, герой, война, победа и др.)

Д. игра «Кому что нужно?». Расширять словарь.

На доске картинки с изображением представителей военных профессий. Дети называют профессию и говорят, что нужно военному этой профессии:

Летчику – самолет; танкисту – танк; ракетчику - ракета; пограничнику – собака; моряку – корабль.

Д/упр. «Скажи много». Словоизменение .

Смелый летчик – смелые летчики; железная каска - …, быстрая ракета - …, боевой корабль - …, военный самолет - …, храбрый танкист - …, пограничная полоса - …, умная собака - …, большой парашют - …, меткий стрелок - …, отважный солдат - …, боевой офицер - …

Д.игра «Скажи по другому» (с мячом). Подбор синонимов.

Храбрый – смелый, отважный, бесстрашный; солдат – боец, воин; большой – огромный; сильный – могучий; охранять – беречь, стеречь;

Д/упр. «Сосчитай». Согласование числительных с существительными. (дети передают мяч друг другу)

Одна  ракета, две ракеты, три… - пять  ракет; один танк…, один  корабль…, один вертолет.

Составление предложений по картинкам. Развитие связной речи.

 - Посмотрите на картинки и расскажите, что делают люди, изображенные на них.

 - Военный летчик стоит около самолета (сидит в кабине самолета).

 - Моряк стоит на палубе военного корабля.

 - Пограничник охраняет границу.

 - Танкист стоит около танка. И т.д.

Карточки с изображением солдат различных видов войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска, десант).

Набор иллюстраций – представители военных профессий.

Военная техника по видам войск.

Иллюстрации воинов, военной формы прошлых лет.

Сюжетные картинки на военную тематику

Семейные альбомы – фото из армии

Международный женский день

Д/игра «Кто где работает» (профессии мам). Расширение словаря

Речевое упражнение «Моя мама»(подбор прилагательных)

Составление рассказов на тему «Как я помогаю маме». Развитие связной речи. 

Разучивание пословиц и поговорок о маме

Рассказ-беседа « Женщины, прославившие Россию» (с просмотром фотоальбома)

Д/и «Подарок маме». Формировать умение улучшать свойства объекта путем добавления свойств другого объекта.                                                        

Правило: воспитатель предлагает придумать подарок для мамы и советует усовершенствовать обычный предмет (кастрюлю) так, чтобы он был необыкновенным, понравился маме и выполнял свою основную функцию.

Д/и «Разговор по телефону». Формировать умение моделировать социальные ситуации и способы поведения.

Правило: необходимо поздравить маму, бабушку и пр. по телефону

«Назови ласково». (игра с мячом)

Мама – мамочка, бабушка,папа, брат, сестра, дочь, сын, внук, внучка.

Д. игра «О ком говорим?» расширение словаря определений.

- Добрый, добрая, добрые;

- Заботливая, заботливый, заботливые;

- Веселый, веселая, веселые.

Д. игра «Кто что делает?» Классификация предметного словаря.

- Что может делать мама? (стирать, гладить, варить, читать, играть, гулять и т.п.);

- Бабушка? Дедушка? Сын? Дочь?

Д. игра «Кто какой?». Расширение объма словаря.

- Мама (какая?) - ласковая, добрая, красивая, трудолюбивая и т.п.;

- Папа – сильный, большой, заботливый, веселый;

- Дедушка – старенький, молодой, веселый, добрый;

- Бабушка – ласковая, седая.

Д. игра «Чье это?». Словоизменение.

Картинки: одежда и обувь для взрослых, детей, бусы, машина, очки.

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Рука сжата в кулак, пальцы поочередно отгибаются:

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья!

Развитие связной речи. Беседа по сюжетной картине Гербовой «Подарок маме»

Составить рассказ-описание «Моя мама» по плану:

- Имя, отчество

- Цвет волос и глаз,

- Любимая одежда,

- Кем работает,

- Что  делает дома?

Семейные альбомы – фото мам, бабушек, сестер и других членов семьи.

Портреты мам, нарисованные детьми

 

Набор карточек – женские профессии. + орудия труда

Фотоальбом «Женщины, прославившие Россию»

Картинки: одежда и обувь для взрослых, детей, бусы, машина, очки и т.д.

Сюжетные картины (Гербова «Подарок маме», «Семья» и др.)

Народная культура и традиции

Речевое упражнение «Подбери слова» ( подбор прилагательных к словам Масленица, снег, весна и т.д.)

Рассказ воспитателя о народной традиции – проводах зимы. Рассматривание фотоальбома « Как на Масленой неделе»

 Разучивание народных припевок про Масленицу

Знакомство с закличками о весне, заучивание их

Д/Игра» Чей подарок лучше?»

Цель: формировать ценностное отношение к культуре, традициям, обрядам, различным праздникам. Содержание: К девочке Кате пришли на Рождество друзья и подарили разные подарки. Как вы думаете, чей подарок понравился Кате?

«Для какой игры посылка?»

Цель: учить детей находить сходство народных игр, определять их особенности. Расширять объем словаря.

Содержание: детям приходят посылки, в которых находятся атрибуты для народных игр (бубен, платочек, мячик, фанты) только надписи на них перепутались. Детям необходимо рассмотреть содержание посылок и определить, кто прислал посылки.

«Народы — как одна семья, хотя язык их разный…»

Цель: воспитание у детей интереса и любви к культуре своего народа.

Задача: закрепить и обобщить представления детей о народных праздниках.

Игра предусматривает формирование и уточнение знаний детей по следующим разделам: «Название праздника», «Народная песня», «Музыкальные произведения», «Народный костюм», «Народная игра», «Народный инструмент», «Национальное имя», «Особенности сельского хозяйства», «Живая и неживая природа», «Литература».

Дополнительно:

- Составление описательных рассказов о национальном костюме;

- сбор пословиц и поговорок о семье, уважении взрослых, послушании;

- беседа про быт русского народа, праздники;

- составление рассказа о месяцах и времен года с использованием народных примет;

- дидактические игры на классификацию предметов (мебель, посуда, предметы быта, продукты питания, предметы одежды);

-  Беседа «Встречаем гостей» (по правилам этикета) - составление творческих рассказов «Что мы видели в музее», «Как я помогаю дома»;

-  составление загадок про времена года, праздники.

Дидактические игры с народными
игрушками.

 «Что изменилось», «Чего не стало» (развития внимания памяти). «Чем похожи, чем отличаются» (учить сравнивать по форме, размеру, цвету, способам действия).

«Найди такой же», «Угадай на ощупь» (упражнять различение предметов на ощупь).

«Подбери крышку» (различение цвета, размеры, формы).

«Угадай, что звучит», «Кто как кричит», «Угадай по звуку» (развивать слуховое внимание, различать неречевые звуки).

«Кто где живет» (классификация домашних и диких животных, птиц).

«Назови семью» (название взрослых животных и их детенышей).

«Назови времена года по порядку» (аналогично дни недели, месяцы. Игры с вкладными игрушками на ориентировку во времени).

«Кто больше назовет признаков своей игрушки» (упражнять в подборе прилагательных).

«Пришей пуговицу», «Зашнуруй башмак» (развитие моторики, глазомера).

«Возьми игрушку, в названии которой есть названный звук» (выделение определенного звука в слове).

«Назови игрушку, в названии, которого один, два, три слога», (определение количества слогов в слове).

«Придумай предложение из двух, трех, четырех слов, с заданной игрушкой или игрушками» (составление предложений).

«Назови ласково» (упражнение в словообразовании).

«Составь схему слова с помощью разноцветных тарелочек, пуговиц» (составление звуко-слоговой схемы слов).

Набор  открыток, иллюстраций: художественные промыслы

Сюжетные картины. Примерное содержание:

- Народные гуляния

- Масленица

- Обычаи и обряды и т.д.

Фотоальбом «Как на Масленой неделе»

Альбом «русские праздники»

Атрибуты для народных игр (бубен, платочек, мячик, фанты)

Иллюстрации – народные костюмы

Народные игрушки различных промыслов, иллюстрации

Весна.

Мир вокруг нас.

Диалог

Цель: развивать общие речевые навыки.

— Ну, весна, как дела? — У меня уборка.

— Для чего тебе метла? — Снег мести с пригорка.

— Для чего тебе ручьи? — Мусор смыть с дорожек!

— Для чего тебе лучи? — Для уборки тоже.

Всё помою, просушу, вас на праздник приглашу!

                                        О. Высотская

Игра «Найди ошибки»

Цели:  развивать слуховое внимание,  обогащать словарный запас по теме.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти ошибки в тексте 

Вот  и  наступила   весна.  Весело журчат  ручьи,   с   крыш капают  сосульки   —   начался  листопад   (капель).   День становится всё  короче  (длиннее),  а  ночи  длиннее  (короче). Возвращаются   зимующие  (перелётные)   птицы.   Люди   уже позаботились   о  грачах  (скворцах)  —  сколотили   скворечники. Просыпаются   от   зимнего  сна  насекомые:   мухи,  бабушки (бабочки),  пчёлы.  Вот-вот  зацветут  первые весенние цветы —

колокольчики (подснежники).

Повторение названий весенних месяцев

Цели:  закрепить   в   речи   названия   весенних  месяцев,   учить связному монологическому высказыванию.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям прослушать отрывок из   стихотворения   «Двенадцать месяцев».  Проводит   беседу   по

стихотворению, разучивает его с детьми.

 Весна торопится на старт,

В ручьях весенних месяц март.

Из старых листьев вылез шмель,

Цветёт подснежником апрель.

На луг Бурёнку выгоняй —

Пришёл с травой зелёной май.

 

Игра «Дополни предложения»

Цели:  формировать   грамматический   строй   речи,   учить употреблению глаголов будущего времени.

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   дополнить предложения, подобрав как можно больше слов.

Например:

Скоро наступит весна.

Солнце (что будет делать?) будет... (ярче светить, пригревать.

Снег (что будет делать?) будет... (чернеть, таять).

На земле проталины (что сделают?) ... (появятся).

Ручьи (что сделают?) ... (побегут, зажурчат).

 

 Игра «Хвастунишка»

Цели:  формировать   грамматический   строй   речи,   учить образованию сравнительных степеней прилагательных.

Ход   игры.  Воспитатель   знакомит   детей   с   мышкой-хвастунишкой   и   объясняет   на   примере:  

что   бы  мышонок   ни

услышал, он всегда хвастает: «У меня-то лучше!»

теплый — теплее

светлый — светлее

яркий — ... темный — ...

громкий — ... рыхлый — ...

высокий — ... свежий — ...

чистый — ... прозрачный — ...

сильный — ... быстрый — ...

радостный — ...

Игра «Назови звук»

Цели:  развивать   фонематический   слух,   

учить   определять последний звук в словах.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать последний звук в словах.

Слова:  весна,  подснежник,  сосулька,  ручеёк,  скворец,  муха, бабочка.

 

Игра «Почемучка»

Цели:  развивать   связную   речь,   учить   употреблению сложноподчинённых предложений с союзом «потому что».

Ход игры.  Педагог задает детям вопросы, требуя при ответе употребления союза «потому что».

Например:

Почему тает снег? — Снег тает, потому что пригревает солнце.И т. д.

 

Игра «Нарисуй-ка»

Цели:  актуализировать словарный запас по теме,  развивать связную   речь,   учить  планированию   рассказа  —  описания   по картинке.

Ход   игры.  Детям   предлагается   нарисовать   весеннюю картину.   Воспитатель   просит   кого-либо   из   детей   составить

рассказ   по   своей   картине.   

Упражнение "Подбирай, называй" на подбор определений и глаголов к существительным.

Весна (какая?) - ранняя, теплая, долгожданная и т.д.
Солнце (какое?) - ...
День (какой?) - ...
Снег весной (какой?) - ...
Сосулька (какая?) - ...
Солнце весной (что делает?) - греет, припекает, ласкает, согревает...
Снег весной (что делает?) - чернеет, тает...
Ручьи весной (что делают?) - ...
Сосульки весной (что делают?) - ...

Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.

Один ручей, 2 ручья, 3 ручья, 4 ручья, 5 ручьев.
Одна лужа, две лужи, 3 ..., 4 ..., 5...
Одна проталина, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5...
Одна сосулька, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5...

Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ручей - ручеек, проталина - проталинка, лужа - ..., солнце - ..., сосулька - ...

Упражнение "Один - много" на употребление родительного падежа существительных мн. числа.

Один ручей - много ручьев.
Одна лужа - много луж.
Одна проталина - много ...
Одна сосулька - много ...

Учимся образовывать признак по аналогии.

Март - мартовский.
Апрель - апрельский.
Солнце - ...
Весна - ...
Май - ...
Тепло - ...

Упражнение "Скажи наоборот" (продолжаем учиться подбирать антонимы).

Снег зимой чистый, а весной - ...
Зимой дни холодные, а весной - ...
Зимой солнце тусклое, весной - ...
Зимой погода пасмурная, а весной - ...

 Связная речь. Пересказ без опоры на вопросы.

Солнце пригревает сильнее. Тает снег, звенит капель, бегут ручьи. День становится длиннее, а ночь короче. На деревьях набухают почки. Появляются первые птицы. Из-под снега прорастают подснежники. Люди снимают шубы, надевают куртки, плащи. Наступила весна.

Для пересказа можно использовать книгу "Учусь пересказывать" (автор - Бардышева Т.Ю., ИД "Карапуз").

Картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники. 

Портреты героев-космонавтов

Набор иллюстраций «Космические профессии»

Новая лексика по теме Весна – картинный материал –предметные и сюжетные картины

Существительные:

сосулька, ручеёк, птицы, солнце, небо, ствол, весна, оттепель, проталина, март, апрель, май, месяц,

 журчание, звон, капель.

Глаголы:

греть,   мёрзнуть,   

висеть,   расти,  

щебетать,   чирикать,   

таять, чернеть,   вить,   

пригревать,  отогревать,   нагревать,   замерзать,

подмерзать, оттаять, наступать, отступать, звенеть, таять, греть, расцветать,  

 распускаться,  

 набухать,   пахнуть,   

просыпаться, наступать, трещать, ломаться, журчать, пробиваться.

Прилагательные:

весенний,   зимний,   

солнечный,   теплый,   прохладный,   яркий, 

рыхлый,   ранний,   

поздний,  звонкий,  

радостный,   

дождливый, шумный, погожий, светлый, красивый.

Наречия:

тепло, холодно, сыро, грязно, светло, ярко, звонко.

Малая Родина

 

Тема «Наш город. Моя улица. Мой дом»

Задание 1. - как называется город (поселок), где он  живет,  в  честь  кого  назван  город  (поселок),  чем  он знаменит;
 - обратить внимание на главную улицу города (поселка), какие на ней построены дома;

обратить внимание на различные строения, дома (одноэтажные, многоэтажные, каменные, деревянные), а также на памятники архитектуры;

 

Задание 2. Составить рассказ «Дом, в котором я живу» (произвольный рассказ ребенка).

 

Задание 3. Нарисовать картину «Дома на моей улице».

 

 Дидактическая игра «Один — много» 

(образование родительного падежа множественного числа имени существительного): один дом — много домов, одна улица.., (поселок, город…).

 

Упражнение в словообразовании с помощью суффиксов.
 Дом — домик, домишко, домище. Город — городок, городишко, городище.

 

Упражнение для пальчиков «Дом и ворота».

На поляне дом стоит,
 («Дом»   изобразить   двумя  руками, крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом)

Ну а к дому путь закрыт.
 (Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»)

Мы ворота открываем,
 (Ладони разворачиваются параллельно друг другу)

В этот домик приглашаем.

 Игра «Сосчитай-ка»

Цели:  формировать   грамматический   строй   речи,   учить согласовывать существительное с числительными в роде, числе и падеже.

Ход игры.  Игра проводится с мячом по кругу.  Воспитатель начинает счёт, дети продолжают (от 1 до 5-10).

Например:

один город, два города... пять городов.

Слова: дом, улица, фонарь, музей.

 Игра «Как назвать улицу?»

Цели:  развивать   грамматический   строй   речи   (образование относительных прилагательных), развивать слуховое внимание.

Ход игры

Вот   улица,   на   которой   расположена   больница.   Какая   это улица? — Больничная.

А на этой улице растут клёны. Какая это улица?

Эта улица полна цветов. Какая это улица? ....

А на этой — расположена школа. Какая это улица? ....

Здесь аптека. Какая это улица? ....

Рассказ-беседа о том, какой праздник отмечается в нашей стране 9 мая и почему он называется "День Победы". 

Рассказ-беседа о героях Великой Отечественной войны.

Упражнение "Скажи по-другому" (учимся подбирать синонимы). Смелый - храбрый, отважный, геройский...

 Упражнение "Скажи наоборот" (учимся подбирать антонимы). 
Смелый - трусливый.
Враг - ...
Мир - ... 

Учимся подбирать однокоренные слова. 
Герой - геройский, героический, героизм...
Защита - защитник, защищать, защищенный... 

Выучить рассказ и нарисовать.

Девятое мая – День Победы. Дети пришли к памятнику. Это памятник павшим героям. Дети возлагают живые цветы к памятнику. В этот день многие люди возлагают живые цветы к вечному огню. Вечером будет праздничный салют

Иллюстрации, фотографии и открытки с изображением Ростова Великого

Лексика (картинный материал)

Существительные:

город,   адрес,   улица,   

переулок,    набережная,  площадь,   мост,

река,  парк,   витрина, 

библиотека, памятник, киоск, газон, купол, подъезд, автостанция,

новостройка,   сад, 

 сквер,   стадион,    

 шоссе,      тротуар,  

 арка,

район, церковь, музей.

Глаголы:

жить,   строить,   перестраивать,   переезжать,  

 ездить, смотреть, расти, хорошеть, расширяться, благоустраивать.

Прилагательные:

городской,   сельский,    широкий, просторный,

  прямой,  узкий, многоэтажный, старый,  тихий, шумный, 

 зеленый,  каменный,   

 культурный, жилой.

 

Иллюстрации в книгах о героях Вов

Фото альбом «Наши герои»

Скоро лето!

Повторение названий летних месяцев

Цели:  закрепить   в   речи   названия   летних   месяцев,   учить связному монологическому высказыванию.

ХОД  игры.  Воспитатель   предлагает   детям   прослушать отрывок   из  стихотворения   «Двенадцать   месяцев».   Проводит

беседу по стихотворению, разучивает его с детьми.

 

Не спит всю ночь болотный лунь,

Светлей всех месяцев июнь.

Варенье варится буль-буль,

Из ягод, что собрал июль.

 Всем дарит яблоки на радость

Последний летний месяц август.

                              В. Степанов

Вопросы и задания:

Чем примечателен месяц июнь (июль, август)?

Назови первый (второй, третий) летний месяц.

Перечисли летние месяцы по порядку.

 

Игра «Четвёртый лишний»

Цели:  учить дифференцировать признаки лета от признаков других   времён   года,  развивать   связную   речь   (употребление

сложноподчинённых   предложений),   развивать   зрительное внимание.

 

Игра «Составь схему»

Цели:  совершенствовать навык анализа речевого потока на слова.

Ход игры.  Воспитатель предлагает детям начертить схемы предложений.

Например:

Лето — жаркое время года.

Летом дети любят купаться.

Лётом много цветов.

 

Игра «Хлопаем — топаем»

Цели:  совершенствовать навык анализа речевого потока на слова.

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   послушать предложения о лете.  Если они согласны с выражением,  пусть

хлопают в ладоши, если нет — топают ногами.

 Летом птицы улетают на юг.

Летом жарко.

Летом в лесу много ягод.

Летом звенит капель.

Летом после дождя на небе можно увидеть радугу.

Летом животные готовятся к зиме.

Январь — первый летний месяц.

Летом у школьников каникулы.

 

Игра «Отгадай загадки, нарисуй отгадки»

Цели:  развивать   слуховое   внимание,   мышление,   чувство рифмы;  совершенствовать   мелкую   моторику,   творческое

воображение.

 

Игра «Какое слово не подходит?»

Цели:  развивать   речевой   слух,   слуховую   память, грамматический   строй   речи  (умение   подбирать   однокоренные

слова).

ХОД игры. Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и повторить его по памяти. После этого дети должны назвать

лишнее слово и объяснить почему.

Например:

Лето, летний, лететь. Трава, травяной, трамвай, травушка.

Дождь, дождливый, ждать, дождить. Затем детям предлагается

самим подобрать однокоренные слова к заданным.

 

Игра «Исправь ошибки»

Цели: развивать слуховое внимание, грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными).

ХОД  игры.  Воспитатель   предлагает   детям   внимательно прослушать «словосочетания» и исправить в них ошибки.

Например:

(голубая) колокольчик — голубой колокольчик

(душистый) земляника — ...

(тёплый) солнышко — ...

(летнее) дождик — ...

 

Игра «Составь предложение из слов»

Цели:  развивать   слуховое   внимание;   формировать грамматический   строй   речи,  учить   из   данных   слов   строить

предложение;   Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и составить из них предложения.

Игра «Подбери рифму»

Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы.

Ход игры.

Воспитатель называет слово, дети подбирают рифмующиеся с ним слова.

 Например:

одуванчик — диванчик — стаканчик...

кочка — бочка — строчка...

 

Игра «Поймай и раздели»

Цели:  совершенствовать   навык   слогового   анализа   слов, закреплять в словаре детей слова — названия полевых цветов.

Ход   игры.  Дети   встают   круг.   Воспитатель   бросает   мяч одному из детей, произнося слово. Ребёнок ловит мяч и, бросая

его воспитателю, произносит это же слово по слогам и называет количество слогов в нём.

Игра «Поймай звук»

Цели: развивать фонематическое восприятие.

Ход игры.  Воспитатель предлагает детям «поймать звук», дети должны хлопнуть в ладоши, если этот звук в слове есть, и

определить,   где он находится  (в начале,  в середине или в конце слова).

Например:

Звук [г]:  радуга, грибы, река, август, лето, ягоды, погода, насекомые;

Звук [а]: комар, жара, жук, август, грибы, река.

 

Игра «Весёлые звуки»

Цели:  совершенствовать   навыки   фонематического анализа и синтеза.

Ход   игры.  Воспитатель   выставляет   перед   детьми картинки:   мак,   гром,   радуга.  Дети   должны   составить   из

цветных кружков звуковые схемы этих слов.

 

Игра «Найди все слова в цепочке»

Цели:  развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки   чтения   и  звуковогоанализа   слов,   профилактика дисграфии.

Ход игры.  Воспитатель предлагает детям найти слова в цепочке   и   раскрасить  буквы   в   соответствии   со   звуковым анализом  слова.

 

Игра «Нарисуй-ка»

Цели:  актуализировать словарный запас по теме, развивать связную речь,  учить планированию рассказа — описания по

картинке.

Ход   игры.  Детям   предлагается   нарисовать   летнюю картину.  Воспитатель просит  кого-либо из  детей составить

рассказ по своей   картине.   

 

Игра «Объясни пословицу»

Цели:  актуализировать словарный запас по теме, развивать связную речь.

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   послушать   и объяснить пословицы и поговорки.

 Что летом родится, зимой пригодится.

Клади по ягодке, наберёшь кузовок.

Одна пчела много мёду не наносит.

Готовь летом сани, зимой — телегу.

Новая лексика по теме Лето – картинный материал.

Существительные:

лето,   июнь,   июль,   август,   солнце,   жара,   роса, бадминтон,   теннис,   велосипед,  колокольчик,   ромашка,

василёк,  одуванчик,  незабудка,  панама,  шорты,  футболка,платье, туфли, сандалии, восход, закат.

Глаголы:

плавать,   нырять,   купаться,   отдыхать,   загорать, путешествовать,   расцветать,  цвести,   собирать,   поливать,

ухаживать, согревать, светить.

Прилагательные:

яркий,   солнечный,   жаркий,   ласковое,   безоблачное, тёплое, летний; белые (ночи), ясные (дни), лазурное (небо).

Наречия:

жарко, сухо, пасмурно, ясно, тепло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда и воспитателя с подгруппой детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие к Лунтику».

Направление: Коммуникация, Познание, Художественное творчество: лепка из пластилина.Форма организации: совместная деятельностьс подгруппой детей 5-6 лет, путешествие.Цель: Формирование  коммуника...

- ПЛАН РАБОТЫ ГОРОДСКОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ г. Армавира на 2017-2018 учебный год.

ИНформация для учителей-логопедов и учителей-дефектологов государственных, казенных и бюджетных образовательных учреждений....

Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми старшей группы с нарушением зрения и общим недоразвитием речи, III уровень речевого развития Тема: «Автоматизация и дифференциация звуков [Ш] - [Ж] в словах и словосочетаниях»

Тема урока, контингент: Коррекционно-развивающее занятие для детей дошкольного возраста с ОНР, III ур.р.р., амблиопией (старшая группа) «Автоматизация и дифференциация звуков [Ш] - [Ж] в словах ...

Методическая разработка учителя-логопеда по теме: « Формирование процесса чтения у обучающихся с речевыми нарушениями».

Чтение –сложный психофизиологический процесс, где участвуют различные анализаторы: зрительный, речевой, речеслуховой; в основе его лежат сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и времен...

План работы районного методического объединения учителей-логопедов и учителей-дефектологов муниципальных образовательных учреждений Белоярского района на 2021-2022 учебный год

Цель: Повышение профессиональной компетентности и активности участников РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов....

Методическая разработка учителя-логопеда Ивановой Т.А. на тему: «Методика обследования познавательного и речевого развития детей раннего возраста.»

Возраст с рождения до трех лет является наиболее важным периодом в развитии ребенка. Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сенситивный период формирования многих функций на этом возрастном этап...

Методические рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов

Методические рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов...