Выступление на педсовете. О состоянии воспитательной работы в школе по духовно – нравственному воспитанию
материал

Крутикова Татьяна Васильевна
Выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_pedagogicheskogo_saveta.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

О состоянии воспитательной работы  в школе по духовно – нравственному воспитанию

Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения ими системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей народа Российской Федерации

«Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся как основа воспитательной работы в школе»

Характер организации современного воспитательного процесса определен Законом «Об образовании». Ст. 9, п. 6, устанавливает, следующее: «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Таким образом, духовно-нравственное развитие учащихся является первостепенной задачей современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы.

Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения ими системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей народа Российской Федерации.

Задачи воспитания тесно связаны с процессом духовно-нравственного развития личности и осуществляются в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Уважение к прошлому ради будущего – выбор духовно-нравственного поколения.

В настоящее время самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над

духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания так актуальна на сегодня.

У современных детей стало теряться понятие нравственности, духовности, на второй план отходит воспитание собственного «я». Дети легко поддаются вредным привычкам, отношения друг с другом строятся очень тяжело. Они часто грубят взрослым, обзываются, между собой общаются жаргонами. Учащиеся практически не читают дополнительной литературы, если их к этому не подталкивать, а значит не пополняются их знания о духовности, красоте. Дети мало посещают дополнительные кружки, спортивные секции. Всё это говорит о том, что необходима определённая система занятий, которые помогут детям подняться нравственно и воспитать себя, как личность.

Воспитание – это передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и творческой работе; целенаправленное систематическое воздействие на развитие человека с тем, чтобы подготовить его к выполнению определенных ролей в системе общественных отношений.

Главной целью воспитательной деятельности учащихся является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек — это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением и т.д.

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль - это нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражаются отношения людей друг с другом, с коллективом, классом, народом, обществом в целом.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Лев Николаевич Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так: нравственное воспитание – это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек

нравственного поведения. И главная цель нравственного воспитания - это воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

Приоритетные задачи воспитания:

  • Оказание помощи ребенку в его мировоззренческом гражданском самоопределении
  • Необходимость вооружить растущего человека средствами самоорганизации, уважения человеческого достоинства, самоутверждения личности;
  • Постановка ребенка в ситуацию нравственного выбора, усвоения им нравственных категорий в реальных жизненных обстоятельствах.

Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице, транспорте мы приходим к размышлениям об их недостойных поступках. Задаем себе вопрос: Почему они такие? Чего им не хватает? Почему они безнравственны? Как воспитывать таких детей? Назрела необходимость пересмотра основ духовно-нравственного воспитания. Нужен новый взгляд на саму сущность этого воспитания.

Педагоги в тесном взаимодействии с семьей, с общественностью призваны формировать у подростков морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни. В этом и заключается сущность нравственного воспитания несовершеннолетних, которое осуществляется через процессы воспитания, обучения, саморазвития школьников с использованием комплекса воспитательных, образовательных, развивающих, психологических, физиологических, социальных мер и факторов. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали. Результатом этого процесса является формирование нравственно цельной личности, подразумевающей наличие свободной нравственной воли, умения владеть собой, обретения внутренней свободы и т.д. Нравственность формируется в мероприятиях, в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения, совершать поступки. Очень многое зависит и от нравственного пространства, в котором формируется ребенок.

Система нравственного воспитания включает в себя:

• Во-первых, понимание и учёт в работе всех источников нравственного опыта. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения учащихся с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.

• Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.

• В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей.

Основные источники нравственного опыта

Это, прежде всего, учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учащихся на осмысление отношений к человеку и обществу. Однако на всех учебных предметах в той или иной степени учитель уделяет внимание духовно-нравственному воспитанию.

Велико влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. ФГОС предъявляет высокие требования к личности учителя. Если школа новая, то нужен и новый учитель. Примером является, увлеченный, ответственный по отношению к своему делу, принципиальный, чуткий. Учитель должен руководствоваться тем, что: «Я, как классный руководитель, занимаю позицию сопровождающего, помощника в подготовке детей к конкретным делам, постоянно стимулируя их к проявлению личностных качеств. Моё главное предназначение заключается в направленности процесса воспитания на развитие ребенка».

Василий Александрович Сухомлинский писал:

«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».

Каждый урок учитель реализует определенные цели, и не только те, что сформулированы в плане. В сознании ребенка откладываются поведение учителя, его жесты, манера одеваться, разговаривать; характер общения с ним, с другими учащимися, при различных обстоятельствах; как он держится с коллегами, как реагирует на удачи и неудачи. Педагог, учитель требует от учащихся аккуратности, дисциплины, выполнения ими своих обязанностей. И от того, насколько требовательным, последовательным окажется учитель, будет зависеть и результат. При умелой организации и учебной, и внеурочной деятельности у учащихся формируются основы нравственного поведения, духовной культуры.

Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то, нравственному развитию подростков наносится существенный урон. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками.

Другим важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности. Ведущими формами творческой деятельности, направленными на развитие нравственных качеств личности являются кружки и спортивные секции, творческие объединения ребят при подготовке и проведении культурно-творческих дел, факультативы, научно-практические конференции старшеклассников, защита самостоятельных докладов на уроках, массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ, экскурсии, посещение музеев и выставочных залов города, различного рода школьные соревнования, конкурсы, олимпиады.

Обычно и в семье, и в школе на первое место ставится изучение основ наук. А на последующее - наука о том, как стать человеком, т.е. как быть благородным и добросердечным. Можно сколько угодно придумывать и организовывать для детей грандиозные мероприятия, полагая, что они несут воспитательный эффект,

но так и не добиться этого эффекта, потому что ребёнок не научился «видеть» и «слышать» то доброе, что ему предлагают другие.

Включение учащихся в определенный вид деятельности всегда имеет конкретную цель. Озеленяя и благоустраивая школьный участок, работая в лагерях труда и отдыха, подростки приобретают трудовой опыт. Участвуя в различных акциях, школьники учатся оценивать явления общественной жизни, у них развивается способность видеть смысл в общественно значимых делах, поступать в соответствии с целями и интересами нашего общества.

Участвуя в школьных делах, они приучаются оценивать поведение товарищей и свое собственное в соответствии с нравственными критериями. Привлечение школьников к общественной жизни школы, района, расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняет их отношение к школе, к Родине, к окружающим, способствует пониманию того, что окружающие нуждаются в помощи, поддержке, в сопереживании. Общие дела и интересы сплачивают детей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование гражданско – патриотического и духовно – нравственного становления личности ребенка.

В заключении хотелось бы вновь обратиться к словам Великого Педагога В.А.Сухомлинского:

«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что  каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце».

Нравственный мир ребенка сложен, изменчив, находится в постоянном развитии. Задача воспитателя состоит в том, чтобы постоянно следить за нравственным ростом ребёнка, улавливать возможные отклонения от нормального нравственного развития.

Влияние семьи и школы на социализацию индивида  в современном обществе.

Актуальность исследования проблемы взаимодействия семьи и школы как институтов социализации детей и подростков определяется требованиями важнейших современных нормативно-правовых документов. Так, в Федеральном Законе «Об образовании в РФ» отмечается, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Следует сказать, что проблема и взаимодействия семьи и школы, и социализации очень широко исследуются в психолого-педагогической науке. В частности, можно отметить таких ученых, как А.С. Макаренко [5], В.А. Сухомлинского [11], Л.В. Мардахаев [6], Т.А. Савченко [10], О.А. Щёкина [13] и многие другие.

Как известно, семья – это самая первая ступень бытия человека. То, что ребёнок приобретает в семье, во многом определяет то, как складывается последующая жизнь человека, поскольку именно в ней закладываются основы личности, характера, социализации детей и подростков. Несомненно, в любой семье «воспитание ребенка происходит через систему отношений ребенка с родными, особенности общения, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности». Поэтому для успешной социализации детей и подростков родителям важно обеспечивать ряд психолого-педагогических условий.

Следует отметить, что в процессе общения с близкими у ребёнка с первых дней жизни формируется структура личности. И, бесспорно, ключевую роль играет авторитет родителей, ведь все воспитательные воздействия нацелены на выработку у детей и подростков привычки вести себя социально приемлемым образом и оценивать свои поступки и ситуации с позиций нравственного поведения. «Стиль воспитания и семейные традиции определяют характер взаимоотношений детей с родителями в семье».

Но бывает и такое, что у ребёнка в семье не складываются отношения с родителями. Это может происходить по самым разным причинам, в том числе, и вследствие педагогической некомпетентности. Может так случиться, что родители, находясь «в отчаянии из-за каких-либо проблем (безработицы, нищеты и других), бросают детей на произвол судьбы. В таких случаях ребенок испытывает трудности социализации, впитывая нормы и понятия той среды, в которой он вынужден был оказаться». В этом случае профессиональная помощь педагогов и психологов может оказаться очень своевременной. Несомненно, право определять стиль взаимоотношений, методы воспитания остаются за родителями, однако педагог, «зная характерные особенности конкретных детско‐родительских отношений, сможет оказать содействие в установлении более приемлемых взаимоотношений между детьми и родителями».

Острейшими проблемами современной семьи являются разводы, нестабильные, конфликтные семьи. Если семья распадается, то любой ребенок это болезненно переживает. У него может быть нервный срыв или психологическое расстройство. Многое здесь зависит от родителей, от их чуткости, такта, понимания. Ни в коем случае нельзя ограничивать для ребёнка общение с отцом или матерью. Это очень сильно влияет на личность ребёнка. Если ребёнок не видит того или иного родителя, то он теряет уверенность в том, что его любят, также может снизиться его самооценка. Все это крайне негативно влияет на его личность.

Социализация детей и подростков идёт во взаимодействии с различными группами, организациями, где особое место занимает школа. Школьный период охватывает три возрастных этапа: младший школьник возраст (6-10 лет), младший подростковый (11-14 лет), старший подростковый (15-17 лет). Это налагает на школу большую ответственность, поскольку в процессе социализации детей и подростков в течение целого десятилетия она выступает как важнейший образовательно-воспитательный институт, разделяя эту ответственность с семьёй. Поэтому в процессе взаимодействия семьи и школы необходимо определить цель и педагогические условия этого взаимодействия, соблюдение которых поможет повысить его эффективность. Цель взаимодействия состоит в привлечении семьи к совместной со школой социально-значимой деятельности, в обеспечении взаимопонимания стремлений школы и семьи в развитии детей и подростков, их ценностных ориентаций, творческого потенциала и других важных составляющих структуры личности.

Помогая социализации детей и подростков, школа ни в коем случае не должна подменять влияние семьи, а, напротив, содействовать её укреплению. Так, навыки и привычки правильного поведения, которые дети и подростки получают в школе, необходимо закреплять в семье, и наоборот. Можно с уверенностью сказать, что роли семьи и школы в социализации детей и подростков во все времена были тесно связаны и неразрывны, являясь необходимой частью социализации детей и подростков.

К.Д. Ушинский писал: «Общественное воспитание только тогда оказывается действительным, когда его вопросы становятся общественными вопросами для всех и семейными вопросами для каждого». Поэтому семья и школа – это два основных и равноправных субъектов социализации личности в период детства и отрочества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы школы по духовно - нравственному воспитанию.

Данный доклад был представлен на августовской педагогической конференциив 2011 г...

Из опыта работы школы по духовно - нравственному воспитанию

Данный доклад был представлен на августовской педагогической конференциив 2011 г...

Из опыта работы школы по духовно-нравственному воспитанию

В документе представлен отчет о работе коллектива школы по духовно-нравственному воспитанию учащихся....

Методические материалы "Воспитательные мероприятия по проблеме духовно-нравственного воспитания школьников"

Материалы по духовно- нравственному воспитанию содержат сценарии общешкольных праздников "Рождество Христово", "Светлый праздник Пасхи", "Масленица", "Покров"....

Опыт работы школы по духовно-нравственному воспитанию учащихся

laquo;Всё начинается с семьи -Призывный крик ребёнка в колыбелиИ мудрой старости докучливые стрелы…Всё начинается с семьи…Умение прощать, любить и ненавидеть,Уменье сострада...

Программа по воспитательной работе «Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании учащихся»

Программа по воспитательной работе«Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании учащихся»Составила: Салчак Снежана Степановна, классный руководитель 6 класса Сроки реализации пр...

Выступление на педсовете. Состояние воспитательной работы в школе по духовно-нравственному воспитанию в МБОУ «Открытая (сменная) школа»  

Состояние воспитательной работы в школе по духовно-нравственному воспитанию в МБОУ «Открытая (сменная) школа»   ...