Программа наставничества «Учитель-ученик» на 2023-2024 учебный год
рабочая программа

Саакян Мари Самвеловна

Содержание программы

I. Пояснительная записка

1.1 Актуальность разработки программы наставничества

1.2 Нормативные основы реализации программы

1.3 Цель и задачи программы наставничества

1.4 Срок реализации программы

1.5 Применяемые формы наставничества «учитель-ученик» и технологии

II. Содержание программы

2.1 Основные участники программы и их функции  

III. Оценка результатов программы и ее эффективности

3.1 Ожидаемые результаты

3.2 Мониторинг программы

IV. План работы на 2023-2024 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» г.Когалыма ХМАО-Югры

 

                       

ПРИНЯТО

решением педагогического совета

МАОУ СОШ № 1

Протокол от 31.08.2023г. №1

 

         УТВЕРЖДЕНО

         приказом по МАОУ СОШ № 1

         от 31.08.2023г. №240

         ____________Е.А. Гулиева       

 

 

 

Программа наставничества

 «Учитель-ученик» 

на 2023-2024 учебный год

 

 

                                                                           Автор программы:

                                                                 Саакян М.С.,

                                                                                       учитель английского языка

 

 

 

 

 

 

г. Когалым, 2023

 

Содержание программы

I. Пояснительная записка

1.1 Актуальность разработки программы наставничества

1.2 Нормативные основы реализации программы

1.3 Цель и задачи программы наставничества

1.4 Срок реализации программы

1.5 Применяемые формы наставничества «учитель-ученик» и технологии

II. Содержание программы

2.1 Основные участники программы и их функции  

III. Оценка результатов программы и ее эффективности

3.1 Ожидаемые результаты

3.2 Мониторинг программы

IV. План работы на 2023-2024 учебный год

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри образовательной организации как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирование навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей. Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации. Создание программы наставничества продиктовано велением времени. На сегодняшний день не только национальный проект «Образование» ставит такую задачу, как внедрение целевой модели наставничества во всех образовательных организациях, но и сама жизнь подсказывает нам необходимость взаимодействия между людьми для достижения общих целей. Настоящая программа наставничества разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка».

 

1.2. Нормативные основы реализации программы

Нормативные правовые акты Российской Федерации

 • Конституция Российской Федерации.

 • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании вРоссийской Федерации".

• Стратегия развития волонтерского движения в России, утвержденная на заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам молодежи (протокол N 45 от 14 мая 2010 г.).

• Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р.

• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р) .

 • Гражданский кодекс Российской Федерации.

• Трудовой кодекс Российской Федерации.

• Распоряжение министерства образования Российской Федерации № Р - 145 от 25 декабря 2019 г. «Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучшихпрактик обмена опытом между обучающимися».

 

Нормативные правовые акты МАОУ СОШ №1

1. Устав МАОУ СОШ №1;

2. Программа развития МАОУ СОШ №1;

3. Программа целевой модели наставничества в МАОУ СОШ №1

 

1.3. Цель и задачи программы наставничества

 Цель: разносторонняя поддержка обучающихся, включая обучающихся с ОВЗ, либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.

Задачи:

1. Оказать помощь в реализации лидерского потенциала.

2. Способствовать улучшению образовательных, творческих или спортивных результатов.

3. Развивать гибкие навыки и метакомпетенции.

4. Оказать помощь в адаптации к новым условиям среды.

1.4. Срок реализации программы

    Данная программа наставничества   МАОУ СОШ №1 рассчитана на 1 год.

1.5. Применяемые формы наставничества и технологии

    Организация работы по данной форме в каждой наставнической паре или группе предполагает решение индивидуальных, конкретных задач и потребностей наставляемого, исходя из ресурсов наставника, определенных в ходе предварительного анализа. А также, исходя из запросов наставляемых.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

 

2.1 Основные участники программы и их функции

 

   Форма наставничества «учитель – ученик» предполагает взаимодействие учителя (педагога) образовательной организации и обучающегося с индивидуальными образовательными потребностями (одаренные, высокомотивированные, способные обучающиеся; обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; подростки группы риска).

 

Форма наставничества «учитель — высокомотивированный ученик»

 

Цель реализации формы наставничества «учитель – высокомотивированный ученик» — раскрытие потенциала личности наставляемого.

Задачи взаимодействия наставника с наставляемым при реализации формы «учитель – высокомотивированный ученик»:

-     повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося, в том числе через сопровождение его участия в олимпиадах, конкурсах и иных творческих мероприятиях;

-         раскрытие       личностного,       творческого,       профессионального         потенциала каждого обучающегося;

-       подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире;

-   улучшение показателей эффективности образовательной организации.

 

Участники пары «наставник — наставляемый» 

Наставник:

-   учитель;

Наставляемый:

-      одаренный обучающийся — обучающийся, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности;

-    высокомотивированный обучающийся — обучающийся, имеющий высокий уровень развития внутренней потребности и мотивации быть успешным в том или ином виде деятельности;

Направления работы наставника:

-       побуждает обучающихся к нахождению и принятию самостоятельных решений, создает необходимые условия для самореализации, осуществления личностного выбора;

-совместно с обучающимися распределяет и оценивает имеющиеся у них ресурсы всех видов для реализации поставленных целей, обеспечивает избыточное ресурсное пространство;

-    организует взаимодействие с родителями (законными представителями) по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов, обучающихся;

-    организуется педагогическое сопровождение и педагогическую поддержку при нивелировании трудностей в обучении, развитии, адаптации;

-      организует взаимодействие с другими педагогами и специалистами для коррекции индивидуальной образовательной траектории и реализации проектной и исследовательской деятельности обучающихся;

-                   помогает визуализировать и осознавать индивидуальные программы/маршруты/траектории;

-   осуществляет совместно с обучающимся мониторинг достижений;

-        организует события, в том числе на основе интеграции и сетевого взаимодействия.

Форма наставничества «учитель — ученик с ОВЗ»

Цель реализации формы наставничества «учитель — ученик с ОВЗ» успешное включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (инвалидностью) в образовательную среду образовательной организации и социокультурную среду социума.

Задачи взаимодействия наставника с наставляемым при реализации формы «учитель — ученик с ОВЗ»:

-    создание условий для успешного обучения обучающегося;

-    создание условий для успешной социализации обучающегося;

-    максимальное раскрытие потенциала личности обучающегося.

Успешность включенности обучающегося в жизнь образовательной организации и жизнь социума определяется с точки зрения развития:

-    когнитивной (познавательной) сферы;

-    коммуникативной сферы;

-      эмоциональной сферы: психологическая адаптация к процессу обучения в образовательной организации, к внеурочной деятельности, возникновение и сохранение положительного эмоционального настроя по отношению к процессу          жизнедеятельности             в       образовательной            организации          и взаимодействию с социумом;

-   самостоятельности.

Участники пары «наставник — наставляемый»

Наставник - специальный педагог (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог), педагоги без специального образования, прошедшие курсы повышения квалификации по вопросам образования обучающихся с ОВЗ, классные руководители.

Наставляемые — обучающиеся с ОВЗ (инвалидностью).

Направления работы наставника:

-        обеспечивает сопровождение обучающихся с ОВЗ (инвалидностью) в образовательном пространстве;

-                 организует           конструктивное            взаимодействие            обучающегося            с социокультурной средой;

-           организует       взаимодействие        обучающихся         с     учителями       и     другими педагогическими работниками;

-    организует взаимодействие с родителями (законными представителями);

-     участвует в работе педагогических и методических советов, других формах методической работы;

-         контролирует       и    оценивает      эффективность        построения       и    реализации образовательной программы.

Форма наставничества «учитель — обучающийся группы риска»

Цель реализации формы наставничества «учитель – обучающийся группы риска» - оказание социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся группы риска.

Задачи взаимодействия наставника с наставляемым при реализации формы «учитель — обучающийся группы риска»:

-          установление        контакта       с     педагогами       образовательной         организации, работающими с обучающимся группы риска;

-      обучение общеучебным и практическим навыкам обучающегося группы риска, необходимым для адаптации в школе и обществе;

-       отслеживание социальных контактов обучающегося в образовательной организации;

-     оказание помощи в выборе программ и курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования;

-           оказание       помощи       в     гражданском,         личностном,        профессиональном самоопределении обучающегося.

Участники пары «наставник — наставляемый»

Наставник — неравнодушный педагог с опытом работы, активной жизненной позицией, обладающий развитыми коммуникативными навыками, гибкостью в общении, умением отнестись к наставляемому как к равному в диалоге.

Наставляемый — обучающийся группы риска, слабо мотивированный, дезориентированный обучающийся, не имеющий желания самостоятельно выбирать образовательную траекторию, малоинформированный о карьерных и образовательных перспективах, равнодушный к процессам внутри образовательной организации.

Направления работы наставника:

-   повышение учебной мотивации обучающегося;

-   профориентационная работа;

-   работа с семьей обучающегося;

-   работа с педагогическим коллективом образовательной организации;

-   работа со сверстниками, одноклассниками;

-            работа       с      организациями        (служба        занятости,        КДН,       организации дополнительного образования и др.).

Права и обязанности наставника

Наставник обязан:

·         разрабатывать индивидуальный план– комплекс мероприятий в рамках организации работы наставнической пары/группы;

·         участвовать в реализации Дорожной карты в рамках компетенции;

·         регулярно посещать образовательные события, организованные в рамках обучения наставников;

·         оказывать всестороннюю помощь и поддержку наставляемому;

·         предоставлять результаты наставнической работы по запросу куратора;

·         способствовать развитию информационного освещения реализации системы наставничества в образовательной организации;

·         внимательно и уважительно относиться к наставляемому.

Наставник имеет право:

·         способствовать своевременному и качественному выполнению поставленных задач наставляемым;

·         совместно с куратором определять формы работы с наставляемым;

·         принимать участие в обсуждениях и мероприятиях, направленных на развитие системы наставничества в образовательной организации

Права и обязанности наставляемого

Наставляемый обязан:

·         регулярно посещать встречи, образовательные события в соответствии с индивидуальным планом;

·         выполнять своевременно и качественно задачи, поставленные наставником;

·         внимательно и уважительно относиться к наставнику и другим участникам наставнической группы.

Наставляемый имеет право:

·         вносить предложения в индивидуальный план обучения в рамках организации работы наставнической пары/группы;

·         принимать участие в обсуждениях и мероприятиях, направленных на развитие системы наставничества в образовательной организации;

·         в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по волнующим вопросам;

·         при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с ходатайством к руководителю образовательной организации о замене наставника.

 

Оценка результатов программы и ее эффективности

3.1 Ожидаемые результаты

Форма наставничества «учитель — высокомотивированный ученик»

Ожидаемые результаты работы наставнической пары: определение познавательных интересов обучающегося, формирование индивидуальной образовательной траектории, вовлечение наставляемого в проектную и исследовательскую деятельность; повышение образовательных результатов наставляемого, в том числе в конкурсном, олимпиадном движениях.

Форма наставничества «учитель — ученик с ОВЗ»

        Ожидаемые результаты работы наставнической пары: развитие у наставляемых компетенций, необходимых для социализации в их ближайшем окружении, образовательном пространстве; сокращение сроков адаптации и повышение уровня комфорта процесса адаптации наставляемого в образовательной организации.

Форма наставничества «учитель — обучающийся группы риска»

Ожидаемые результаты работы наставнической пары: повышение образовательных результатов наставляемого, его мотивации к участию в программах и курсах внеурочной деятельности и дополнительного образования; сокращение сроков адаптации и повышение уровня комфорта процесса адаптации наставляемого в образовательной организации и обществе; развитие у наставляемого коммуникативных компетенций, повышение уровня гражданского, личностного и профессионального самоопределения.

3.2 Мониторинг программы

Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации программы наставничества требованиям и принципам модели, так и отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах.

Цели мониторинга:

1) оценка качества реализуемой программы наставничества;

 2) оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри образовательной организации и сотрудничающих с ней организаций или индивидов.

Задачи мониторинга:

· сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);

· обоснование требований к процессу реализации программы наставничества, к личности наставника;

· контроль хода программы наставничества;

· описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы наставляемых);

· определение условий эффективной программы наставничества;

· контроль показателей социального и профессионального благополучия.

 

План работы на 2023-2024 учебный год

Форма наставничества: «Учитель-ученик»

Ролевая модель«Учитель – высокомотивированный ученик»

Проект, задание

Планируемый результат

1.  Анализ трудностей и способы их преодоления

1.1

Провести самодиагностику на предмет определения приоритетных направлений развития

Определен перечень дефицитных компетенций, требующих развития; сформулирован перечень тем консультаций с наставником

1.2

Провести диагностическую/развивающую беседу с наставником, для уточнения зон развития

1.3

Разработать меры по преодолению трудностей (в учебе, развитии личностных компетенция, достижении спортивных результатов, подготовки и реализации проекта и др.)

Разработаны меры преодоления трудностей и ожидаемые результаты по итогам его реализации

2. Направления развития ученика

2.1

Повышение мотивации к учебе и освоению наук и творчества через участие в предметных олимпиадах, творческих конкурсах

Обеспечена   динамика       участия и результативности в олимпиадах, конкурсах

2.2

Подготовка   обучающегося к самостоятельной,      осознанной и социально продуктивной деятельностичерез включение в социальное проектирование и  волонтерскую деятельность

Динамика       результатов включения      в социально продуктивную деятельность

2.3

Развить/сформировать   коммуникативные 

 компетенции

Сформированы     способности   публичной презентации  проектов,  исследовательских   работ

2.4

Повысить успеваемость по предметам «…», «…»

Улучшены образовательные результаты по

предметам… по итогам четвертей, учебного  года

2.6

Побуждение обучающегося к нахождению и принятию    самостоятельных решений, осуществления личностного выбора

 Развиты навыки в части принятия самостоятельныхрешений, самореализации, осуществления

личностного выбора

 

Ролевая модель: «Учитель – ученик с ОВЗ 

Проект, задание

Планируемый результат

1.  Анализ трудностей и способы их преодоления

1.1

Провести самодиагностику на предмет определения приоритетных направлений развития

Определен перечень дефицитных компетенций, требующих развития; сформулирован перечень тем консультаций с наставником

1.2

Провести диагностическую/ развивающую беседу с наставником, для уточнения зон развития

1.3

Разработать меры по преодолению трудностей (в учебе, развитии личностных компетенция, достижении спортивных результатов, подготовки и реализации проекта и др.)

Разработаны меры преодоления трудностей и ожидаемые результаты по итогам его реализации

2. Направления развития ученика

2.1

Повышение мотивации к учебе и освоению наук и творчества через участие олимпиадах       , творческих 

конкурсах

Обеспечена   динамика       участия    и        результативности в олимпиадах, конкурсах

2.2

Подготовка   обучающегося к        самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности

через включение в социальное проектирование и волонтерскую деятельность

Динамика  результатов включения в 

социально продуктивную деятельность

2.3

Развить/сформировать коммуникативные компетенции

Сформированы   способности  публичных творческих       выступлений, публичной

презентации проектов, исследовательских и творческих работ

2.4

Формировать здоровьесбере-гающую культуру обучающегося

Улучшены   (сохранены)   показатели

здоровья обучающегося

2.5

Побуждение обучающегося к нахождению и принятию самостоятельных   решений, осуществления личностного выбора

Развит навык принятия самостоятельных решений, самореализации, осуществления личностного выбора

 

Ролевая модель: «Учитель – обучающийся группы риска 

Проект, задание

Планируемый результат

1.  Анализ трудностей и способы их преодоления

1.1

Провести самодиагностику на предмет определения приоритетных направлений развития

Определен перечень дефицитных компетенций, требующих развития; сформулирован перечень тем консультаций с наставником

1.2

Провести диагностическую/развивающую беседу с наставником, для уточнения зон развития

1.3

Разработать меры по преодолению трудностей (в учебе, развитии личностных компетенция, достижении спортивных результатов, подготовки и реализации проекта и др.)

Разработаны меры преодоления трудностей и ожидаемые результаты по итогам его реализации

2. Направления развития ученика

2.1

Повысить успеваемость по предметам «…», «…»

Улучшены образовательные результаты по

предметам… по итогам четвертей, учебного года

2.2

Подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности через включение в социальное проектирование и волонтер-скую деятельность

Динамика       результатов         включения      в социально продуктивную деятельность

2.3

Развить/сформировать        коммуникативные      

компетенции

Сформированы способности публичных творческих выступлений, публичной презентации проектов, исследовательских и творческих работ

2.4

Пройти профориентационную программу 

Пройдены      профориентационные   тесты, профессиональные пробы 

2.5

Формировать     гражданственность,          ответственное отношение к своим поступ-кам, законопослушность

Отсутствие асоциальных поступков

 

 

Мониторинг программы

    Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации программы наставничества требованиям и принципам модели, так и отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах.

Цели мониторинга:

1) оценка качества реализуемой программы наставничества;

 2) оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри образовательной организации и сотрудничающих с ней организаций или индивидов.

Задачи мониторинга:

· сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);

· обоснование требований к процессу реализации программы наставничества, к личности наставника;

· контроль хода программы наставничества;

· описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы наставляемых);

· определение условий эффективной программы наставничества;

· контроль показателей социального и профессионального благополучия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы (наставничество: учитель-ученик) 2021-2022 учебный год

Цель: способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способного обучающегося.Задачи:Совершенствование системы выявления и сопровождения способного ученика, его социальной по...

Программа "Наставничества Учитель_ ученик"

Особое значение для современного образования приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одаренных детей. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требования...

Программа наставничества "Учитель-ученик"

Программа наставничества "Учитель-ученик"....

Программа наставничества учитель-ученик «Путь к успеху»

Цель: раскрыть и реализовать творческий потенциал   каждого наставляемого.Задачи:1.Диагностика обучающихся, определение наставляемых. Помощь учащимся в раскрытии и оценке своего личного поте...

Программа наставничества (учитель - ученик) на 2023-2024 уч год

Программа наставничества (учитель - ученик) на 2023-2024 уч год является частью работы с одаренными детьми в курсе изучения английского языка в общеобразовательной школе Станкевич Татья...

Рабочая программа ФГОС по физической культуре 2023-2024 учебный год 8 класс и календарно-тематическое планирование 2023-2024

Рабочая программа ФГОС по физической культуре 2023-2024 учебный год 8 класс и календарно-тематическое планирование 2023-2024...

Рабочая программа ФГОС по физической культуре 2023-2024 учебный год 9 класс и календарно-тематическое планирование 2023-2024

Рабочая программа ФГОС по физической культуре 2023-2024 учебный год 8 класс и календарно-тематическое планирование 2023-2024...