«Эффективное применение технологий работы с одаренными детьми на отделении «Хореографическое искусство» в ДШИ»
методическая разработка на тему

Овчинникова Елена Николаевна

 

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, выявления, обучения, развития и психолого-педагогического сопровождения одарённых детей. Проблема построения эффективной системы обучения, развития и психолого-педагогического сопровождения одарённых детей актуальна для любого общества. Именно эта, сравнительно небольшая часть детей, обладает психофизиологическими возможностями наиболее быстрого и успешного продвижения в интеллектуальном и творческом развитии. Эти дети способны в будущем обеспечить прогрессивное развитие общества в области науки, искусства, техники, в социальной сфере. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odaryonnye.doc593.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская школа искусств п.Октябрьский Радищевского района Ульяновской области

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Эффективное применение технологий работы с одаренными детьми на отделении «Хореографическое искусство» в ДШИ»

   

                                                         Работу выполнила

                                                    Овчинникова Елена Николаевна,

 преподаватель

хореографического      отделения

 МОУ ДОД ДШИ п. Октябрьский

                                               п.Октябрьский

2012


СОДЕРЖАНИЕ

Вступление ………………………………………………………………………..3

Подходы к решению проблемы одарённости …………………………..4

Педагогические технологии в работе с одарёнными детьми

на отделении «Хореографическое искусство» ………………………….5

Результативность работы с одаренными детьми ……………………….7

Заключение ……………………………………………………………………….8

Список литературы ………………………………………………………………9

Приложение ……………………………………………………………………10


ВСТУПЛЕНИЕ

Одарённость или общая одарённость — уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Понятие  одаренности впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном. При анализе разделяются «художественная» и «практическая» одарённости. Раннее проявление способностей говорит об одарённости. Б.М.Теплов определяет одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха.

Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Кроме того, необходимо отметить, что одарённость может быть специальной – то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей – то есть одарённостью к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной. Многие композиторы, например, обладали и другими способностями: рисовали, писали стихи и т. д.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, выявления, обучения, развития и психолого-педагогического сопровождения одарённых детей. Проблема построения эффективной системы обучения, развития и психолого-педагогического сопровождения одарённых детей актуальна для любого общества. Именно эта, сравнительно небольшая часть детей, обладает психофизиологическими возможностями наиболее быстрого и успешного продвижения в интеллектуальном и творческом развитии. Эти дети способны в будущем обеспечить прогрессивное развитие общества в области науки, искусства, техники, в социальной сфере.

Поддержка, развитие и социализация одарённых детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одарённых детей составляет задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.

Цель методической разработки - эффективное применение технологий работы с одаренными детьми на отделении «Хореографическое искусство» в ДШИ.

Задачи:

рассмотреть подходы к решению проблемы одарённости;

выделить педагогические технологии в работе с одарёнными детьми на отделении «Хореографическое искусство»;

подвести итоги работы с одаренными детьми.


Подходы к решению проблемы одарённости

В современной педагогической науке нет четкого и однозначного ответа на вопрос: «что такое «одаренность», а так же достаточно туманны оценки возможности  формирования в педагогическом процессе у учащихся  выдающихся способностей.

Перед педагогом, работающим в современной школе и акцентирующим свое внимание  на работе  с одаренными детьми,  возникает целый комплекс проблем: 1) определение направления и степени одаренности ребенка; 2) поиск эффективных педагогических технологий, способствующих  повышению одаренности; 3) формирование условий для гармонично развитой личности  ребенка.

В течение XX века таких детей обычно классифицировали с помощью тестов коэффициента интеллекта, но недавние разработки в области теории интеллекта подняли проблему ограниченности подобного тестирования. Одарённые дети обладают многими потребностями, которые стандартная образовательная система не в состоянии удовлетворить. Поэтому в большинстве школ США и Европы были созданы программы для работы с одаренными детьми. Стандартным уровнем определения «одаренности» является пребывание выше 2-ой сигмы (верхние 2 %) по стандартному тесту интеллекта.

Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным?  В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные подходы к решению проблемы.

Первый подход понимает, что все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Этот подход отражает гуманистические тенденции в науке и является идеологической базой всеобщего образования и права каждого ребенка на развитие своих способностей. Однако такой подход размывает специфику понятия «одаренность». Акцент смещается в сторону поиска «ключика» к способностям ребенка и методам их развития. С этой точки зрения вопрос о выявлении одаренных детей выглядит нелепым. Но при этом неясно, почему дети, блиставшие в детстве, далеко не всегда сохраняют свой талант.

Второй подход понимает одаренность как дар «свыше» (Богом, родителями и т. п.), которым наделены единицы, избранные. Если следовать второму подходу, становится актуальной проблема выявления одаренных детей, но ставится под сомнение возможность развития одаренности. На рубеже веков в нашем обществе возник интерес к одаренным детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите, от которой будет зависеть «коридор возможностей» дальнейшего развития страны. Это делает необходимым широкое обсуждение проблем, связанных с выявлением и развитием одаренных детей; с возможностью построения грамотных прогнозов и эффективных способов коррекции проблем, которые возможны у одаренных детей.

Одаренный ребенок – ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями и их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к деятельности, что приводит в процессе сложного взаимодействия личностного потенциала, социокультурной среды и профессионального педагогического сопровождения к высоким достижениям в одной или нескольких сферах

Уровни одаренности:

гениальность;

талант;

одарённость;

способность;

склонность (задатки)

Одарен каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие этой одаренности и создать условия для ее развития и реализации, что обеспечивается специальными образовательными услугами, обогащенностью развивающей среды, включающей увлекающую ребенка деятельность, мотивацией его собственных усилий по совершенствованию своих способностей.

Педагогические технологии в работе с одарёнными детьми на отделении «Хореографическое искусство»

В условиях осуществления педагогического процесса в МОУ ДОД ДШИ  на отделении «Хореографическое искусство» накоплен определенный опыт работы с одаренными детьми. Прежде всего, необходимо помнить, что танец представляет собой вид искусства, в котором художественный образ воплощается через музыкально организованное движение. Одаренность в сфере хореографии может быть определена как совокупность выдающихся качеств ученика по восприятию, наличию ярко выраженных способностей к пластическому воплощению в сценических условиях определенных художественных образов.

В процессе педагогической и профессиональной деятельности нами глубоко исследуется проблема «Развитие пластической выразительности учащихся на уроках хореографии». Она непосредственно сопряжена с проблематикой организации педагогического процесса для одаренных детей.

В рамках настоящей учебно-методической и творческой работы применяются следующие инновационные педагогические технологии:

Диагностические технологии. Технологии позволяющие выявить потенциал творческих способностей участника. Это могут быть: просмотр учащихся на предмет выявления их двигательной активности, пластической выразительности, музыкального и ритмического слуха, исполнение творческого задания;

Воркшоп. Развитие коммуникативных способностей участников коллектива. Методики, основанные на принципе студийности. Прежде всего, это проведение мероприятий, а также самостоятельная (индивидуальная и коллективная) работа, активизирующая творческий потенциал участников;

Технологии сотворчества. Основным условием выполнения данной технологии является воспитание в студийцах чувства толерантности;

Технологии формирования психофизического состояния. В данной технологии доминирует мягкий подход, в основном это техники медитации и релаксации;

Технология художественного восприятия и отношения/поэтизации действия. Они включают в себя совокупность приемов, которые через приобщение к формам художественного опыта человеческой культуры, осуществляют поэтапный переход исполнителя от бытового восприятия к художественному осмыслению танцевальных движений;

Технологии раскрепощения и снятия зажимов включают в себя комплексы упражнений и этюдов по преодолению психологических и физических препятствий для свободного осуществления разнообразной сценической деятельности;

Технологии развития психического аппарата. Специфическое направление тренинговых занятий, ставящих целью повышение психической лабильности участников. Это достигается путем психологического настроя, где создается эмоционально насыщенное поле художественных коммуникаций;

Технологии на развитие пластических характеристик. Стретчинг, представляющий собой импровизационные пластические упражнения и задания, ставящие целью психофизическое раскрепощение человеческого тела. Стретчинг - суть синтез хореографии и упражнений на развитие пластических характеристик.

Технологии создания художественного образа. Фантазирование виртуальной реальности сценического действия имеет, как правило, не внешние, а внутренние ограничения. Образ - это чувственно воспринимаемая целостность произведения, определяющая пространство, время, структуру, взаимоотношения элементов единого художественного произведения, его атмосферу;

Технологии художественной мультипликации. Сложный процесс взаимовлияния и «наложения» различных видов художественной творческой деятельности в единый художественный концептуальный мир.


Результативность работы с одаренными детьми

Тренинги и репетиции на отделении «Хореографическое искусство» проходят в рамках индивидуальных, групповых занятий с учащимися и занятий хореографического коллектива «Лотос», который в марте 20011 года отметил свое 11-летие. За время своего существования добился значительных творческих результатов.

В 2006 году ансамбль танца «Лотос» защитил звание «Народный коллектив». В  2009 и в 2012 годах ансамбль подтвердил это почётное звание.

Коллектив является гордостью нашего посёлка и украшением всех мероприятий, проходящих на базе района.

Уровень и название конкурса

Результаты

Год и место проведения

Межрегиональный фестиваль «Тебе – певцу! Тебе – герою!»

Диплом Министерства искусства и культурной политики Ульяновской обл.

2010, 2011, 2012г. р.п.Радищево

III Межрегиональный фестиваль-конкурс молодых исполнителей «Поволжские наигрыши»

Лауреат II степени

2012г.

р.п.Павловка

XIV Всероссийский конкурс детского и юношеского творчества «Москва – Сызрань транзит» «Роза Ветров»

Лауреат III степени

2012г.

г.Сызрань

Межрайонный фестиваль «Финно-угорская радуга»

Диплом центра народной культуры

2010г.  

 р.п. Радищево

X Межрегиональный фестиваль славянской культуры «Дикий пион»

Диплом министерства искусства и культурной политики Ульяновской обл.

2011г.

р.п. Радищево

XI Межрегиональный фестиваль славянской культуры «Дикий пион»

Диплом министерства искусства и культурной политики Ульяновской обл.

2012г.

р.п. Радищево

Выпускница ансамбля Архипова Юлия Петровна, сохраняя традиции тенцевальной культуры, воплощает в жизнь пластику, красоту и стилистику различных танцевальных жанров. Она является вдохновителем и организатором танцевального коллектива «Ритмика» при ГБОУ СПО Ульяновском фарматевтическом колледже. (Приложение № 1)  


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Состояние системы работы с одарёнными детьми в настоящее время волнует многих. Это связано с тенденциями в развитии образования в сторону его унификации и профильности (профессионализации), ужесточением требований молодёжного рынка труда, отсутствием механизмов социальной поддержки и лифтинга для талантливой молодёжи. Сфера воспитания и развития одарённых детей находится в периферии возможных, коммерчески эффективных способов предоставления образовательных услуг. Большинство одарённых детей, с соответствии с современным имущественным расселением семей, воспитывается в малообеспеченных семьях, не способных оплачивать индивидуализированное образование повышенного уровня. Вместе с тем, интеллектуальный потенциал общества страны во многом определяется адекватностью выявления одарённых детей и работы с ними. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.

Таким образом:

рассмотрены подходы к решению проблемы одарённости;

выделены педагогические технологии в работе с одарёнными детьми на отделении «Хореографическое искусство» ДШИ:

диагностические технологии;

воркшоп;

технологии сотворчества;

технология художественного восприятия и отношения/поэтизации действия;

технологии раскрепощения и снятия зажимов;

технологии развития психического аппарата;

технологии на развитие пластических характеристик;

технологии создания художественного образа;

технологии художественной мультипликации.

 

подведены итоги работы с одаренными детьми.

Изложенное выше позволяет утверждать, что в  хореографическом направлении  МОУ ДОД ДШИ п.Октябрьский накоплен определенный опыт работы с одаренными детьми, который обобщен и классифицирован.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: / В.П. Голованов. – М.: Владос.

Кутнякова Н.П. Учимся понимать детей. – Ростов н/Д: Феникс.

Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия».

Матюшкин А.М. Загадки одаренности. – М., 1993.

Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб.: Речь, 2002.

Теплов Б.М. "Психология музыкальных способностей". Избранные труды. М.,1985г. - Т.1.

Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.

Электронные ресурсы:

http://www.odardeti.ru


Приложение № 1

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности"

В статье "Работа с одаренными детьми на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности" рассказывается об опыте работы в школе с одаренными детьми. Некоторые работы детей представлены в презентации "Творчест...

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Выявление одаренных детей в области художественного творчества и исполнительского мастерства в изобразительном искусстве, через эффективность использование не традиционных художественных материалов и ...

Индивидуальная образовательная программа дополнительного образования для работы с одаренными детьми в области театрального искусства "Художественное чтение"

Индивидуальный образовательный маршрут по актерской речи «Художественное чтение» разрабатывается дополнительно для индивидуальной работы с детьми со 2-го года обучения по основной образовательной прог...

Проектная деятельность как эффективная форма организации работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

В настоящее время одной из основных целей филологического образования, прописанных в Концепции, является «развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоя...

Статья «Работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства».

К большому сожалению, далеко не каждый человек способен самореализоваться . Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки, техники, искусством. Помочь...