Выступление на методическом семинаре
статья по теме

Голубева Инна Валентиновна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_po_interaktivu.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Методы интерактивного обучения

(семинар для педагогов дополнительного образования, январь 2010 г.

Голубева Инна Валентиновна, методист по экологическому воспитанию

МОУ «Шебалинская сош им. Л.В.Кокышева»)

        Актуальность экологического знания имеет базисное значение в мировоззрении современного человека. Важность формирования экологического мировоззрения доказывается сегодня в дискуссиях по переходу от антропоцентризма к экоцентризму  или биоцентризму (отличие этих парадигм в том, что центральное место занимает не человек, как «царь природы», а сама природа, частью которой является человек).

        Задача «обучить» экологическому мировоззрению в системе школьного образования до конца 80-х годов XX века не ставилась перед учебными заведениями. Воспитательная задача имела место больше формальное, чем практически выполнимое. Учебные программы не включали вопросы личного отношения к живой природе, к другим людям, к жизни предков и грядущих поколений, десятилетиями искоренялась этнопедагогика. Отсюда на рубеже XX и XI веков с сожалением приходится констатировать факты разрушения  моральных  и этических принципов как у отдельных личностей и семей, так и в политической, экономической и социальной жизни целых государств.  Таким образом,  не создавалась внутренняя основа для присоединения к общечеловеческим ценностям. Кроме того,  ухудшение состояния природной среды и истощение запасов природных ископаемых ставит под угрозу существование цивилизации на планете.

        Формирование экологического мировоззрения  на данный момент является многоуровневой задачей. Эта задача предполагает освоение большой суммы знаний, обретение воспитательных навыков, которые не решаются на абстрактном уровне, а требуют личного опыта, испытания жизнью собственных убеждений. Поэтому возникла необходимость поиска адекватных методов преподавания.

        В нашей стране методы интерактивного обучения и прежде всего имитационные игры были разработаны в конце 30-х годов XX века М.М.Бирштейн и лишь в конце 50-х годов переоткрыты в США. В наше время исследования в области интерактивных методов образования проводят в лаборатории экологии и охраны природы кафедры высших растений МГУ заведующий кафедрой член-корресподент РАН В.Н.Тихомиров, доктор биологических наук Д.Н.Кавтарадзе, биопсихолог В.П.Панюшкин, а также во Всероссийском центре развития экологического образования г. Обнинска Калужской области кандидат химических наук Т.В.Шпотова.

        Интерактивное образование – это обучение в процессе общения людей. Особенности интерактивных методов заключаются в следующих тезисах.

  1. Общение – важнейшая жизненная потребность человека, которая распространяется и на процесс обучения.
  2. Возможность создания диалога или полилога всех участников в процессе обучения.
  3. Поэтапная социально-психологическая подготовка учебной группы к продуктивному общению: участие в диалоге требует не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым.
  4. Умение работать в группе  для нахождения общего, согласованного решения путем многократного принятия решения и получения отклика среды (природной, социальной) на эти решения.

        Имитационные игры являются апробированным методом коммуникации, обучения, индивидуального развития и выработки общих решений в процессе групповой работы. С их помощью по мнению  Д.Н.Кавтарадзе достигается уникальный эффект – постижение новых смыслов, понимание связи явлений, ранее казавшихся разрозненными, целостный охват проблем человеческого бытия.

        Первая стажировка 22 преподавателей из вузов страны проведена в 1981 году. В то же время были изданы имитационные игры для вузов и школ: «Остров» (домино или карточная игра, имитирующая динамику экологических систем) и «Координационная комиссия» (принятие решения  об устойчивом развитии региона). К 1990 году на биологическом факультете МГУ разработана и введена в  практику многоступенчатая система освоения студентами методов интерактивного обучения.

        

 На примере экологического образования эта система выглядит так.

        Жизненная практика        

                5        Имитационная игра                                

4        Ролевая игра                                                

3        Диалог-дискуссия                                                

2        Навыки общения                                                        

1        Сенсорное восприятие                                                        

                                        

        Задача первой ступени – испытать на собственном опыте, осознать и обсудить особенности сенсорных систем, условия, при которых происходит «обман чувств», начать контролировать собственное восприятие окружающей среды и узнавать границы биологических возможностей сенсорного восприятия окружающей среды.

        На второй ступени группа осваивает навыки общения, осознает значение кооперации.

        Третья ступень позволяет  постичь на своем опыте различие процессов «слушать и слышать», «говорить и быть понятым», контролировать свое участие в дискуссии, уважать ценности и правила работы, принятые группой, доказательно отстаивать свою позицию, обосновывать свое мнение, достигать общих результатов в работе группы.

        Четвертая ступень (ролевая игра) знакомит учащихся с правилами следования социальным ролям в достижении общих целей при исследовании проблемы. Возникающее в результате ролевой игры целостное представление о проблеме служит основанием для общей дискуссии и понимания ее многосторонности. Происходит формирование умения согласованных действий при решении проблемы.

        Завершают систему обучения имитационные игры, в которых, следуя ролям на основе жесткого сценария, участники должны «превзойти себя и обстоятельства, действуя в пределах правил» (определение М.М. Крюкова). Участникам предлагается решить поставленную проблему в несколько (3-10) периодов, принимая решения  и получая каждый раз отклик внешней среды, включая новые обстоятельства и оценивая последствия  принятых ранее решений.

        Участие в послеигровой дискуссии – важнейший элемент имитационной игры. Происходит восхождение от знания к пониманию и затем к постижению глубинного смысла явлений.

        Эти ступени представляют собой систему осознания учащимися своих личных особенностей, реальных ценностей, освоения навыков социального взаимодействия, профессиональных возможностей работы в группе и, главное, понимание проблемы.

  1. Сенсорное восприятие – «волшебный мешочек» с кусочками коры или кусочки льда, снега. С детьми игры «Угадай по вкусу», «Угадай по запаху», «Фотоаппарат».

  1. Игры «Мяч», «Квадраты», навыки общения в группе.

  1. Диалог-дискуссия. Игра «Алгоритм», навыки работы в парах, отработка обратной связи.

                Рисунок в паре, навык взаимодействия.

  1. Ролевая игра «Исследовательский метод» (пипетки, салфетки и монетки, стакан с водой).

  1. «Имитационная игра»  - «Круговорот», «Жизнь реки», «Придумай свою игру».

                 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом семинаре преподавателей общеобразовательных, гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Оценивание деятельности обучающихся является важной составляющей частью образовательного процесса. ФГОС задаёт новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оценивани...

Выступление на методическом семинаре "Системно-личностный поход в изучении английского языка в условиях реализации ФГОС"

"Формирование коммуникативой компетенции га уроках английского языка в 5 классе путём применения УУД. Работа в парах"...

Выступление на методическом семинаре в рамках конкурса Учитель года -2015(муниципальный уровень)

Выступление о своем педагогическом опыте в рамках конкурса "Учитель года -2015"(муниципальный уровень) представляет собой обобщение опыта,работу на методической темой и достижения, имеется презентация...

Выступления на методических семинарах

Портфолио как основная форма повышения квалификации Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС.Проектная деятельность на уроках математики по  ФГОС ООО.План по самообразо...

Выступление на методическом семинаре 8.12.15 по теме: "Модель обучения на образно-эмоциональной основе на уроках технологии"

Выступление на методическом семинаре 8.12.15 по теме: "Модель обучения на образно-эмоциональной основе на уроках технологии"...