Выступления на методических семинарах
материал на тему

Портфолио как основная форма повышения квалификации 

Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС.

Проектная деятельность на уроках математики по  ФГОС ООО.

План по самообразованию по теме "Повышение знаний по математике через применение современных технологий"

Как я работаю с разными группами учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС
(выступление на методическом семинаре)

     В федеральных государственных образовательных стандартах в качестве одного из приоритетных направлений общего образования определено формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД), уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения.

Основной результат образования рассматривается на основе системно-деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. И в этом еще одна отличительная особенность новых стандартов. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся.

Системно-деятельностный подход к обучению предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Традиционный подход к определению целей образования ориентирует на объём знаний. С позиций этого подхода, чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности. Но уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.

Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, потому что наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются компетентность в решении проблем (задач), коммуникативная компетентность и информационная компетентность. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Информационная компетентность – это готовность учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Коммуникативная компетентность – это навыки работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии; излагать письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста; публичные выступления. Компетентность разрешения проблемы– целеполагание и планирование деятельности, действия по решению проблемы; оценка результата/продукта деятельности. Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. В настоящее время существует три различные версии теории деятельности: психологическая (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), социологическая (Г.П. Щедровицкий) и методологическая (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов). Системно-деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В системно-деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления — эмпирический или теоретический. По мнению авторов, именно содержание обучения позволяет «вести за собой» умственное развитие. Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Системный подход разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали М.Н. Скаткин, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Теоретико-методологическая основой проектирования программы формирования УУД в целом являются системно-деятельностный и культурно-исторический подходы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), интегрирующие достижения педагогической науки и практики (компетентностной и зуновской парадигм образования). Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. 

Что важно знать и уметь учителю?

—  знать принципы деятельностного подхода;

—  уметь реализовать его на практике;

—  освоить новую систему оценивания – критериальную;

—  освоить принципы организации диалога на уроке.

Последовательная реализация системно – деятельностного подхода повышает эффективность образования по показателям:

—  придание результатам образования социально - и личностно - значимого характера;

—  более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

—  возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

—  существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;

—  обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

—  от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению этой цели как формирования умения учиться;

—  от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;

—  от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;

—  от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения

Системно-деятельностный

подход

как технологическая основа ФГОС



Предварительный просмотр:

Как я работаю с разными группами учащихся

(выступление на методическом семинаре)

В результате своей практической деятельности пришла к выводу о необходимости обязательной дифференциации как внутри отдельного классного коллектива, так и среди классов одной параллели. Без этого в современных условиях просто нельзя работать.

     Применяю дифференциацию внутри класса, для чего условно делю класс на 3 группы: группа А - сильные учащиеся, обладающие глубокими, прочными знаниями, умеющие аргументировать, доказывать, обобщать, знающие основные методы решения задач; группа В - средние учащиеся, обладающие хорошими знаниями основных фактов, однако не всегда умеющие обосновать ответ, обобщить, знающие основные методы решения задач, но затрудняющиеся при решении творческих задач, они не всегда рационально решают задачи; группа С - слабые учащиеся, обладающие минимумом знаний, умений и навыков, достаточных для их применения по образцу, умеют отвечать на вопросы, не требующие особых рассуждений и доказательств, умеют решать стандартные задачи. В группе С встречаются и более слабые ученики, которые с трудом усваивают факты, понятия, правила, способы решения, затрудняются при приведении примеров - им нужна особая помощь. Такое деление условно, т. к. при достижении определенного уровня знаний возможны перемещения из группы в группу.  
 На уроках
по изучению нового материала использую дифференцированный подход к обучению. На первом этапе урока объясняется новый материал, даётся подробный образец ответа при решении упражнений и задач новой темы, затем, по желанию, к доске вызываются сильные ученики для того, чтобы ещё несколько раз продемонстрировать образцы ответов всему классу. На следующем этапе урока начинаю применять дифференцированный подход, который выражается в следующем: в тот момент, когда одним учащимся объяснения по ходу решения задач становятся уже необязательными, а другим - они еще нужны, начинается одновременно самостоятельная и коллективная работы.

Класс делится на две группы. В первую объединяются те учащиеся, которые считают, что уже поняли новый материал и могут работать самостоятельно. Учащимся этой группы упражнения даю в одном варианте, эти ребята списывать не будут.

Такая самостоятельная работа предлагается по желанию, причём некоторым учащимся рекомендую, но не настаиваю, воздержаться от самостоятельной работы и продолжить работу с классом. При этом ставится условие: все, кто работает самостоятельно, с вопросами пока не должны обращаться, но им разрешается советоваться друг с другом, сверять своё решение с ответами. С вопросами эти ученики могут обратиться после самостоятельной работы, которая длится 10-15 минут. В эти 10-15 минут всё внимание уделяю второй группе, т. е. тем ученикам, которые ещё не усвоили новую тему достаточно хорошо. Эти ученики продолжают коллективную работу: поочерёдно выходят к доске, решают задачи и объясняют их. Причём к доске выходят одновременно 2-3 ученика: один решает вместе с классом и комментирует вслух, другие работают молча, Когда первый заканчивает решение, ему ставится оценка за решение и за объяснение. После этого все вместе проверяют, верно ли выполнили упражнения два других вызванных ученика. Им также ставятся оценки за записанные решения, но, как правило, без устных объяснений. Далее к доске выходят следующие 2-3 ученика и т. д. Всё это делается для того, чтобы к доске вызвать как можно больше учеников и оценить их работу на уроке. После 10-15 минут этой коллективной работы учащиеся этой группы получают кратковременную (на 4-5 минут) самостоятельную работу, а самостоятельная работа    первой группы проверяется. Причём, целесообразно на обратной стороне доски заготовить фрагменты решения, содержащие 1-2 ошибки - контрпримеры для того, чтобы усилить внимание, активизировать мыслительную деятельность учащихся. Ребята особенно тщательно и с интересом стараются сверить своё решение и обнаружить ошибки на доске. Начинается обсуждение результатом работы, разрешаются возникшие вопросы.

    На уроках закрепления изученного материала учащиеся работают по уровням. Учащиеся группы А получают нестандартные или более сложные и объемные задания, группы В - задания необязательного уровня, группы С - обязательного уровня. Работу организую так, чтобы не обделить вниманием ребят из разных групп: в определенные моменты урока консультирую, проверяю работу конкретной группы, остальные в это время работают самостоятельно. Естественно больше внимания получают самые слабые и средние ученики, сильным достаточно тонко намекнуть по поводу возникающих вопросов. Соответственно домашние задания на таких уроках дифференцируются.

Приведу пример карточки для 9 класса, которая предлагается слабым учащимся. Карточка имеет краткую теоретическую часть, образец решения и задания для самостоятельной работы. Такие карточки выполняют корректирующую функцию. Их целесообразно применять как на этапе непосредственного изучения темы, так и при организации повторения материала.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\media\image1.jpeg

Однако при такой форме организации урока имеются свои недостатки: ведь дифференцированные задания ученик получает по субъективной оценке учителя, которая не всегда соответствует действительности; не всегда ученик готов к выполнению данного ему задания и наоборот, возможно, что задание может оказаться кому-то слишком лёгким. Таким образом, происходит некоторое усреднение учащихся выравнивание сильных, что очень неблагоприятно.

Как я работаю с разными

 группами учащихся



Предварительный просмотр:

Индивидуальная тема самообразования:

«Повышение качества знаний по математике через применение современных педагогических технологий»

Работа над темой начата в 2012 году.

Предполагается закончить работу над темой в 2015 году.

Цель:

  • обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного    образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников
  • достижение более высокого уровня моей профессиональной компетентности

Задачи:

  • Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий.
  •  Повысить качество проведения учебных занятий по внедрению новых технологий.
  • Совершенствование видов и форм диагностики и контроля.
  • Разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов.
  • Повысить мотивацию и качество знаний учащихся.

Перечень вопросов по самообразованию

1.        Наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми педагогическими технологиями, введение новых образовательных стандартов.

2.        Работать над созданием в коллективе учащихся класса творческой обстановки, здорового нравственно-психологического климата.

3 .Распространение педагогического опыта на школьном и муниципальном уровне.

4.        Самоанализ и оценка своей творческой деятельности.

5.        Продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей.

6.        Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно- воспитательного процесса - во всех классах.

7.        Умение оказать практическую помощь коллегам в овладении инновацией.

8.        В каждом классе, где преподаю математику, ставить перед собой задачу - проанализировать потребности и способности ребенка, учесть его возрастные особенности и заинтересовать предметом.

Ожидаемые результаты:

1 Повышение мотивации и качества знаний на уроках химии и биологии

2.        апробация новых видов и форм диагностики

3.        Повышение качества учебных занятий по внедрению новых технологий

Направления самообразования:

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки реализации

Профессиональное

1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования.

2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

2012-2015

3.Повышать квалификацию на курсах для учителей математики.

регулярно

Психолого-

педагогические

1 .Совершенствовать свои знания в области классической и

современной психологии и

регулярно

педагогики.

Методические

1 .Совершенствовать знания современного содержания образования

учащихся по математике.

регулярно

2. Знакомиться с новыми формами,

методами и приёмами обучения математике

3. Принимать активное участие в работе

регулярно

районного МО учителей естественно-

математического цикла

4. Организовать работу с одарёнными

регулярно

детьми и принимать участие в научно-

практических конференциях, конкурсах

творческих работ, олимпиадах.

ежегодно

5. Изучать опыт работы лучших учителей

своей школы, района, области через

Интернет.

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

регулярно

7. Периодически проводить самоанализ

профессиональной деятельности.

регулярно

8. Создать собственную базу лучших

сценариев уроков, интересных приемов и

регулярно

находок на уроке.

9. Проводить открытые уроки для коллег по

работе.

2013-2014

10. Разработать программы элективного

курса по предмету.

12. Выступать с докладами по теме

2013 -2014

самообразования.

Информационно-

1 .Продолжить изучение ИКТ и внедрять их в

регулярно

технологические

учебный процесс.

регулярно

технологии

2. Обзор в Интернете информации по

математике, педагогике, психологии.

2012-2015

3. Общение с педагогами на различных

сайтах

2012-2015

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс

регулярно

здоровьесберегаюгцие технологии.

2. Вести здоровый образ жизни.

регулярно

Основные этапы работы по самообразованию

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2012- 2014

1 .Курсы повышения квалификации учителей.

2.Выступление        на заседании МО учителей.

3.Подписка        на методическую литературу по информатике и математике.

4.Изучение        литературы по данной теме.

5.        Изучение интернет ресурсов по данной теме.

Прогностический

1 .Определение целей и задач темы.

2.        Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

2012- 2013

1 .Выступление на заседании МО учителей математики..

Практический

1 .Внедрение опыта работы.

2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка        работы.

2012- 2015

1.Выступление на заседании педагогического совета по теме самообразования. 2.Открытые уроки . 3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Обобщающий

1 .Подведение итогов.

2.Оформление результатов

работы.

2014- 2015

1.Выступление        на заседании районного МО учителей

2.Участие        и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях.

3. Мастер –класс

4. Консультативная помощь учителям и учащимся

Внедренческий

Распространение работы   опыта.

2014-2015

1 .Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок»

2. Результаты работы над темой самообразования

разместить на школьном сайте.

3 .Публикация методических разработок, статей на личном сайте.

4. Участие в конкурсах.

Реализовать целенаправленную встречу ученика и учебных форм работы в пространстве учебного успеха учащихся, мне позволяет технология индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД) - являющаяся дидактическим ресурсом личностно-ориентированного обучения.

Чтобы эффективно использовать технологию «ИСУД» необходимо и достаточно

-        диагностировать уровень параметров учебного успеха ученика;

-        создать картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по уровню параметров учебного успеха ученика;

-        выбирать для каждого ученика индивидуальные формы работы на разных этапах учебно- познавательной деятельности.

В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:

1.Изучение        педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.

2.Внедрение        в свою практику новых технологий обучения таких как:

Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя "по кирпичикам" новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.

Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.

Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №17 с.Борисовка

План по самообразованию

учителя математики

Мулюковой Г.В.



Предварительный просмотр:

Портфолио как основная форма повышения квалификации

              (выступление на методическом семинаре)

Портфолио учителя - индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России за определенный период времени. Портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок.

В современном образовательном пространстве становится востребованным и личностно значимым такие качества как самостоятельность, ответственность, инициативность.

Инновационные технологии, адекватные задаче формирования ключевых компетентностей, отличаются тем, что первостепенным условием их реализации выступает следующий принцип - ученик в рамках работы по данной технологии является субъектом своей деятельности. И это положение рассматривается не как окончательная цель, а как обязательное условие. Одной из образовательных технологий, поддерживающей компетентностно- ориентированный подход в образовании, развитие самостоятельности является технология работы с портфолио.

Термин "портфолио"(такой термин используется в технологии критического мышления или портфель - адаптация термина в русском языке) пришел в педагогику, так же как и запрос на новую образовательную парадигму, из политики и бизнеса. Всем знакомы такие понятия, как "министерский портфель" или "портфель инвестиций".

Портфолио могут быть служебными, профессиональными, деловыми и представляться как в текстовом, так и в электронном виде.

Существуют различные подходы к определению понятия портфолио.

Портфолио - это:

•        Способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений школьника в определенный период обучения.

•        Коллекция работ и результатов учащегося, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях.

•        Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений школьников. В данном случае ученик выступает как активный участник процесса оценивания, а само оценивание направлено на отслеживание прогресса в обучении, приложенных усилий и результатов учебно-познавательной деятельности. Причем портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты

образовательной активности ученика: собственно учебные, творческие, социальные, коммуникативные, что делает его важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами познавательной деятельности учащихся, предназначенных для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности, для осознания собственной субъектной позиции. Эти факторы определяют актуальность проблемы, ее значимость для современной системы образования.

  Портфолио учителя - индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России за определенный период времени. Портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок.

Термин "портфолио"(такой термин используется в технологии критического мышления или портфель - адаптация термина в русском языке) пришел в педагогику, так же как и запрос на новую образовательную парадигму, из политики и бизнеса. Всем знакомы такие понятия, как "министерский портфель" или "портфель инвестиций".

Портфолио могут быть служебными, профессиональными, деловыми и представляться как в текстовом, так и в электронном виде. Существуют различные подходы к определению понятия портфолио. Портфолио - это:

•        Способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений школьника в определенный период обучения.

•        Коллекция работ и результатов учащегося, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях.

•        Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений школьников. В данном случае ученик выступает как активный участник процесса оценивания, а само оценивание направлено на отслеживание прогресса в обучении, приложенных усилий и результатов учебно-познавательной деятельности. Причем портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности ученика: собственно учебные, творческие, социальные, коммуникативные, что делает его важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

•        Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами познавательной деятельности учащихся, предназначенных для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности, для осознания собственной субъектной позиции. Эти факторы определяют актуальность проблемы, ее значимость для современной системы образования.

Понятие, структура портфолио учителя

Портфолио является действенным механизмом фиксирования профессиональных компетенций учителя. Портфолио даёт объективную информацию об учительских профессиональных достижениях, о реальном качестве работы педагога, фиксирует динамику изменения качества профессиональной деятельное Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: обучающей, воспитательной, творческой, самообразовательной.

Портфолио - это коллекция работ и результатов деятельности человека, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Портфолио учителя служит не только инструментом, облегчающим внешнюю экспертизу деятельности учителя и её результатов, но и обеспечивает для учителя возможность рефлексии и самооценки, а глав* служит средством, поддерживающим профессиональный рост. Цель Портфолио - проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессиональн роста учителя. Задачи Портфолио

•        основание для аттестации педагогического работника

•        основание для назначения стимулирующих выплат

•        основание для назначения денежного вознаграждения. 1. Структура Портфолио:

Раздел 1. «Общие сведения об учителе» (этот раздел позволяет судить о личностном и профессиональном развитии педагога). В этом разделе фиксируются: фамилия, имя, отчество, год рождения;

образование (наименование образовательного учреждения, год окончат полученная специальность и квалификация по диплому); трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ; повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, месяц, проблематика курсов);

индивидуальный план профессионального развития, в котором определя цели и задачи своего профессионального роста, умения, которые ему необходимо приобрести, тренинги и курсы, которые он собирается прой ближайшие 2-3 года (цели и задачи профессионального развития учител: должны соотноситься с профессиональными стандартами преподавания предмета, успеваемостью учеников, стратегическим планом школы); копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званш степеней;

правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;

дипломы различных конкурсов;

другие документы по усмотрению аттестуемого.

Раздел 2. «Результаты педагогической деятельности» (динамика учебных достижений за 3 года, в т.ч. ЕГЭ, в виде схем, графиков и таблиц) В этот раздел помещаются материалы, характеризующие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированность у них ключевых компетенций по преподаваемым учителем предметам, сравнительный анализ деятельности педагога за 3 года на основании:

•        контрольных срезов знаний;

•        результатов промежуточной и итоговой аттестации учащихся;

•        наличия медалистов;

•        поступления выпускников в вузы на бюджетной основе;

•        данные о поступлении учеников в вузы по предметной направленности;

•        участия воспитанников в школьных, районных, городских, региональных и всероссийских олимпиадах, конкурсах;

Раздел 3. "Научно-методическая деятельность" (использование современных образовательных технологий в учебной и воспитательной работе) В этот раздел входят:

•        материалы, в которых обосновывается выбор учителем образовательной программы и комплекса учебно-методической литературы;

•        материалы, в которых обосновывается выбор учителем используемых образовательных технологий;

•        материалы, содержащие обоснование применения учителем в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;

•        материалы по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе,

•        методические технологии обучения детей с проблемами развития;

•        материалы о работе в методическом объединении, сотрудничество с муниципальным методическим центром, ВУЗами и другими учреждениями;

•        отчетные материалы по:

участию в профессиональных и творческих педагогических конкурсах; участию в методических и предметных неделях;

организации и проведению семинаров, "круглых столов", мастер-классов и т.п.;

проведению научных исследований; разработке авторских программ;

написанию рукописи кандидатской или докторской диссертации; подготовке творческого отчета, реферата, доклада, статьи. Раздел 4. «Внеурочная деятельность по предмету» В этот раздел входят:

•        список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;

•        список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;

•        сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн- ринги и т.п.);

•        программы кружков и факультативов;

•        другие документы.

Раздел 5. "Учебно-материальная база" (вклад учителя в методическое оснащение своего кабинета)

В этот раздел помещается паспорт учебного кабинета:

•        наличие словарей и другой справочной литературы по предмету;

•        наличие наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);

•        наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.;

•        измерители качества обученности учащихся;

•        наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор, компьютер и компьютерные средств обучения, аудио и видеопособия);

•        информация о регулярно используемых технических средствах обучения;

•        использование дидактических материалов, сборников задач, упражнений, примерных рефератов и сочинений и т.п., материалов по подготовке к ЕГЭ;

•        другие документы по желанию учителя.

Раздел 6. «Работа учителя как классного руководителя» В этот раздел входят:

•        анализ успеваемости и качества знаний учащихся класса;

•        сведения о сохранении контингента обучающихся в классе;

•        информация о правонарушениях;

•        сведения о работе с родителями;

•        разработки классных часов и родительских собраний.

Раздел 7. «Самооценка результатов педагогической деятельности» Раздел 8. «Отзывы» - отзывы учеников, коллег, администрации, родителей

2.        Оформление Портфолио

Портфолио учителя оформляется самим учителем в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях, а также в электронном виде. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться и визироваться (кроме грамот, благодарностей).

3.        Оценка портфолио

Портфолио оценивается администрацией образовательного учреждения или общественным органом в зависимости от цели представления. При оценке рассматриваются все материалы портфолио с точки зрения того, как они повлияли на результаты учеников, на повышение квалификации учителя и пр.

2.1 Роль портфолио учителя на внутришкольном уровне повышения квалификации

Воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким

профессионализмом. При этом в понятие "профессионализм" включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки. В ходе этой деятельности педагог становится активным субъектом процесса совершенствования. Это требует комплексного подхода к многогранной научно-методической работе. Повышение квалификации помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Научно-методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.

Проектная деятельность на уроках математики в ФГОС ООО

Портфолио как основная форма повышения квалификации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом семинаре преподавателей общеобразовательных, гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Оценивание деятельности обучающихся является важной составляющей частью образовательного процесса. ФГОС задаёт новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оценивани...

Выступление на методическом семинаре "Системно-личностный поход в изучении английского языка в условиях реализации ФГОС"

"Формирование коммуникативой компетенции га уроках английского языка в 5 классе путём применения УУД. Работа в парах"...

Выступление на методическом семинаре в рамках конкурса Учитель года -2015(муниципальный уровень)

Выступление о своем педагогическом опыте в рамках конкурса "Учитель года -2015"(муниципальный уровень) представляет собой обобщение опыта,работу на методической темой и достижения, имеется презентация...

Выступление на методическом семинаре 8.12.15 по теме: "Модель обучения на образно-эмоциональной основе на уроках технологии"

Выступление на методическом семинаре 8.12.15 по теме: "Модель обучения на образно-эмоциональной основе на уроках технологии"...