Истинные и ложные недостатки тестового контроля
учебно-методический материал по теме

 

Преимущества тестового контроля  по сравнению с другими способа ми аттестации (устный экзамен, письменная контрольная работа и т. д.) хорошо известны.

      К главным из них относятся:

  • технологичность проверки работ, а значит, и возможность проводить пе­дагогические измерения в массовом порядке;

 •объективность оценивания;

 •высокая точность получаемых резуль­татов.

Но наряду с достоинствами этому виду контроля присущи и некоторые недо­статки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istinnye_i_lozhnye_nedostatki_testovogo_kontrolya.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Истинные и ложные недостатки тестового контроля

(Выступление на МО учителей географии

 5 ноября 2008 года г. Петров- Вал Камышинский район Волгоградской области

Мизинова Т. А. –учитель географии высшей категории)

Преимущества тестового контроля  по сравнению с другими способа ми аттестации (устный экзамен, письменная контрольная работа и т. д.) хорошо известны.

      К главным из них относятся:

  • технологичность проверки работ, а значит, и возможность проводить педагогические измерения в массовом порядке;

 •объективность оценивания;

 •высокая точность получаемых результатов.

Но наряду с достоинствами этому виду контроля присущи и некоторые недостатки.

Недостатки тестового контроля, выявленные по результатам анкетирования

№ пп


Недостатки тестового контроля

Частоста встречаемости, %

1

Возможность угадывания верного ответа

64

2

Легко (или во всяком случае легче, чем при обычной контрольной работе) списать ответ

55

  3    

Не развивается устная и письменная речь

51

  4

Не контролируется опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру

48

  5

Невозможность проследить логику рассуждения учащегося

44              

  6

Тестовые задания сложно составить

31                 1

    7

Не учитываются индивидуальные особенности учащихся

26              

  8

Ограниченность во времени выполнения работы

15                

9

Не проверяется усвоение причинно-следственных связей

12                 1

 10

Сложность в оформлении работы

11                 '

 11

Содержание заданий может выходить за рамки школьной программы (обязательного минимума)

9

 12  

Трудность выставления оценки в баллах

9

 13

Сложность в размещении заданий в порядке возрастания трудности

5

14

 Удаленность результатов (отметки в баллах) от момента выполнения работы

5

Анализ таблицы показывает, что большинство респондентов (64% опрошенных) настораживает «возможность угадывания верного ответа». Наиболее уязвимыми в этом смысле оказываются задания самой распространенной, закрытой формы, а среди них задания с альтернативными ответами типа: «да» — «нет». При таких условиях вероятность угадывания верного решения действительно оказывается недопустимо высокой. Предположим, имеется работа из двадцати заданий с альтернативными ответами. Даже при полном отсутствии владения материалом, по теории вероятности, учащийся угадает верные ответы у десяти заданий, т. е. успешно выполнит ровно половину работы.

Преодолеть этот недостаток можно, увеличивая число вариантов ответов: при трех ответах возможность угадывания составляет 33%; при четырех — 25%, пяти — лишь 20%, что в принципе допустимо.

Снижение вероятности угадывания достигается и при грамотном конструировании вариантов ответов. Каждый из них должен быть правдоподобным и по-своему привлекательным для учащихся. При этом правильный ответ привлекает знающих, а дистракторы (неверные варианты ответов) — незнающих

 Например:

К городам-миллионерам России относятся

  1. Москва и Ярославль
  2. Ярославль и Саратов
  3. Саратов и Уфа
  4. Уфа и Пермь

Комментируя задание, отметим, что подавляющее большинство учащихся имеют представление о том, что Москва — город-миллионер. Поэтому слабые выбирают ответ 1 (Москва и Ярославль). При этом верным ответом является ответ 4 (Уфа и Пермь).

Кроме указанных приемов, снижение возможности угадывания достигается несколькими верными ответами (два из пяти; три из шести и т.д.). Например:

Тектоническими структурами являются-

  1. Складчатые пояса
  2. Горы
  3. Равнины
  4. Сейсмические пояса
  5. Платформы

 Вероятность угадывания ответов (два из пяти) в приведенном примере составляет лишь 4%.

Вероятность угадывания верной комбинации в заданиях на установление соответствия и правильной последовательности настолько мала, что ей можно пренебречь. Наконец, угадать верный ответ в заданиях открытой формы в принципе невозможно.

Таким образом, рассмотренный недостаток не является непреодолимым. При этом вовсе избавиться от возможности угадывания ответа не удается, однако снизить эту вероятность до приемлемого уровня вполне возможно.

Второй из указанных недочетов связан с тем, что ответы легко списываются (55%). Казалось бы, действительно, проще списать у товарища цифру верного ответа, чем переписывать весь ответ на данный вопрос, при проведении традиционной контрольной работы. Избежать этот недостаток позволяет правильная организация работы. Тестовую работу нецелесообразно проводить фронтально, диктуя задания и варианты ответов. Каждый учащийся должен работать с индивидуальным листом с тестовыми заданиями. Кроме того, необходимо составить 4-6 вариантов контрольной работы. Это позволит уменьшить различного рода подсматривания и подсказки. При соблюдении данных условий осуществлять контроль за дисциплиной учителю ничуть не сложнее, чем при проведении любой письменной работы.

Казалось бы, непреодолимым недостатком тестовых заданий является невозможность развития устной и письменной речи, поскольку школьник ограничивается обычно расстановкой цифр, букв и т.д. Однако тестовые задания могут быть составлены таким образом, что учащийся, не зная заранее верного ответа, мог бы определить его, рассуждая. Например.

Наиболее высокий уровень урбанизации свойствен странам... Европы

  1. Северной
  2. Западной

   3.Восточной

   4.Южной 

Выполнение задания может сопровождаться следующими рассуждениями: «Поскольку это Европа, то уровень урбанизации в каждой из групп стран достаточно высокий. Однако наиболее высоким он должен быть в странах, где наименее благоприятные условия для занятия сельским хозяйством. Из перечисленных регионов этому условию соответствует Северная Европа».

Вероятно, это не единственный путь рассуждений в поисках верного ответа. Тем не менее, рассуждая, школьник в любом случае использует слова. Значит, речь, хотя и внутренняя, все-таки может развиваться. Таким образом, данный недостаток также не выглядит абсолютным

Приведем пример задания, которое основано на переносе знаний в новые условия.

Для того чтобы промышленное предприятие загрязняло воздушный бассейн Москвы в наименьшей степени, по отношению к городу оно должно располагаться на:

  1. Севере
  2. Юге
  3. Западе
  4. Востоке

Посредством этого задания контролируется понимание учащимися главных особенностей циркуляции атмосферы. И все же следует признать, что вопрос о возможности контроля сформированное опыта творческой деятельности посредством тестовых заданий еще окончательно не решен,

.

Четверть опрошенных полагают, что при тестовом контроле не учитываются индивидуальные особенности учащихся («один соображает быстрее, другой медленнее»; «задания ориентированы на средний уровень, без учета сильных и слабых»; «не учитывается тип высшей нервной деятельности (сангвиник, меланхолик)» и др.). Комментируя это положение, отметим, что любая из форм проверки и оценки не в состоянии учесть индивидуальных особенностей всех учащихся. При этом тестовый контроль, по сравнению с другими формами, характеризуется в этом отношении наиболее широкими возможностями..

во-первых, можно составлять большое число вариантов работы, при этом одни из них могут быть заведомо проще, другие - труднее;

во-вторых, возможно в одном тесте использовать задания разной трудности. При этом если ученик претендует на высокий балл, он должен выполнить задания повышенной трудности; если достаточно тройки, то задания соответствуют требованиям обязательного минимума;

в-третьих, имеется возможность в определенных пределах варьировать время на выполнение работы

Определенные трудности связаны с переводом тестового балла (число верных ответов) в традиционную пятибалльную систему отметок. Однако в большинстве изданий с тестовыми материалами содержатся соответствующие рекомендации. Окончательное решение о переводе тестового балла в отметку принимается учителем. При этом необходимо помнить, что, несмотря на кажущуюся простоту, тестовые задания требуют достаточно глубоких знаний и умений, а выполнение их — особой сосредоточенности, мобилизации внимания. В соответствии с этим норма отметки в баллах не должна быть завышена. Например, при оценивании работы из двадцати заданий может использоваться следующая шкала:

Число верных ответов

Отметка

20-17

«5»

16-13

«4»

12-9

«3»

  8 и менее

«2»

Далее отметим, что от учителя не требуется распределения заданий в тесте в порядке возрастания трудности. Компоновкой теста должны заниматься специальные службы. Распределять же задания по возрастанию трудности в относительно небольшой по объему тематической проверочной работе, по-видимому, не обязательно.

Последний из указанных недостатков, обусловленный «временным разрывом между написанием контрольной работы и объявлением ее результатов», присущ любой письменной проверке и не является специфическим для тестового контроля. Кроме того, принимая во внимание технологичность проверки тестовых работ, отметим, что относительное время, затрачиваемое на проверку тестовых заданий, меньше времени, которое требуется на проверку традиционной письменной работы.( из опыта работы)

Таким образом, большинство недостатков тестового контроля в той или иной степени преодолимо. При этом наиболее серьезными из них на сегодняшний день являются отсутствие возможности прослеживать логику рассуждений школьника и ограниченные возможности в диагностике сформированности опыта творческой деятельности. При этом мы не рассматриваем тестирование в качестве единственного способа контроля. В реальном учебном процессе оно должно сочетаться с другими формами проверки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Истинные и ложные высказывания"

Обеспечить в ходе урока повторение, закрепление и контроль усвоения следующих основных понятий: логика, понятие, суждение (высказывание), значение истинности суждений, частные и общие суждения....

Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала». ». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа.

Коспект урока . Материал,предусматривающий подробную аналитическую работу с текстом, подготавливающию к написанию сочинения....

Истинный и ложный героизм в изображении Л.Н. Толстого (по роману "Война и мир") Конспект урока литературы

В ходе урока-исследования решались вопросы:Где определяется исход сражения (в штабе или на поле битвы)?Почему русские войска победили при Шенграбене и потерпели поражение при Аустерлице?Какова роль ан...

Презентация к уроку в 10 классе "Истинный и ложный героизм в изображении Л.Н. Толстого (по роману "Война и мир")

Презентация содержит слайды с целями исследования, карту военных действий в 1805 - 1807 гг., таблицу с заданием сравнить Аустерлицкое и Шенграбенское сражения....

«ИСТИННЫЙ» И «ЛОЖНЫЙ» ГУМАНИЗМ ? ИЛИ ГУМАНИЗМ ЛИБО ОН ЕСТЬ, ЛИБО ЕГО НЕТ

На данном уроке с проблемным названием изучается (возможно как в полном варианте, так и отдельными главами) роман А. Фадеева "Разгром". В ходе урока анализируются поднятые автором проблемы гуманизма, ...

«Я спою вам о добре и зле…» - истинные и ложные ценности в сказке Г.Х. Андерсена «Соловей»

Данная работа - это конспект урока литературы по теме «Я спою вам о добре и зле…» - истинные и ложные ценности в сказке Г.Х. Андерсена «Соловей»....