социальная коррекция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
занимательные факты по теме

Семенова Марина Степановна

предлагаю вашему мниманию наиболее эффективные виды и формы работы с детьми от 11 до 18 лет, которые могут лежать в основе составления  психокоррекционных программ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialnaya_korrektsiya_detey_sirot_i_detey.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социальная коррекция детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Психолог, работающий непосредственно с детьми сиротами  должен прежде всего опираться на возрастные особенности детей (в данном случае – подростковый возраст) и новообразования, характерные для каждого возрастною периода развития ребенка. Психическое развитие ребенка наиболее благоприятно происходит именно в каждом возрастном периоде, при совпадении вида деятельности и социальной ситуации развития. Если этого не происходит, то можно прогнозировать, что развитие приняли проблемный характер и может пойти по необратимому пути, привести к патологическим формам поведения. В то же время психика ребенка отличается гибкостью, пластичностью и возможностью компенсации. При определенных видах психокоррекционной работы можно частично компенсировать определенные стороны психического развития и помочь подростку овладеть навыками социальной компетенции, позволяющими приспосабливаться к культурным типам поведения.

Психологу профессионального училища, в котором обучаются  подростки, оказавшиеся без родителей,  бывает очень трудно найти подходящие методы для работы с такой категорией. Имеющиеся практические материалы часто не могут быть использованы и работе с такими детьми, так как они не могут справиться с предлагаемыми заданиями, с которыми хорошо справляются подростки из благополучных семей. Нередко дети сироты не понимают смысла предлагаемых заданий, они им не интересны, у них отсутствуют интеллектуальные навыки решения заданий, они не получают удовольствия от сделанной работы, и, как правило, такая работа оказывается малоэффективной.

Но можно выделить наиболее эффективные виды и формы работы с детьми от 11 до 18 лет, которые могут лежать в основе составления  психокоррекционных программ.

Первая форма – игротерапия, т.е. использование разного рода игр. Это могут быть игры в образах игры, основанные на литературных произведениях, на импровизированном диалоге  и т.д.

Использование образов в игре имеет ряд психологических преимуществ. Во-первых, создаются наиболее благополучные условия для личностного роста, изменяется отношение к своему "Я", повышается уровень самопринятия. Этому способствуют ограничения переноса эмоциональных переживании ребенка, связанных с низкой самооценкой, неуверенностью в себе, беспокойством о себе, уменьшается напряженность, купируется острота переживаний.

Психолог должен знать, что использование игры как терапевтического средства идет по двум основаниям: а) игра может быть использована как инструмент для изучения подростка (классическая психоаналитическая техника, при которой происходит вытеснение желания, замена одного действия другим, отсутствие внимания, оговорки, запинки и т.д.); б) свободное повторное воспроизведение травмирующей ситуации -"навязчивое поведение".

Игра служит для раскрытия и коррекции искажений в развитии подростка. Игротерапия ценна тем, что отбрасывает тень на подсознание и позволяет увидеть, с чем в игре ассоциируется у подростка стресс, проблема, опыт прошлого, что мешает ему нормально жить.

Можно выделить пять признаков, по которым игру относят к терапевтическому средству.

1. Игра - это естественная обстановка для самовыражения подростка.

2. То, что подросток делает во время игры, символизирует его эмоции и страхи.

3. Бессознательно подросток выражает эмоциями в игре то, что потом может осознать, он лучше понимает свои эмоции и справляется с ними.

4. Игра помогает строить хорошие отношения между подростком и психологом и его поведение будет спонтанное.

5. Игра позволяет психологу больше узнать об истории жизни подростка. Для работы с подростком психолог может использовать свободную игру и директивную (управляемую). В свободной игре психолог предлагает разный игровой материал, тем самым провоцируя регрессивную, реалистическую и агрессивную виды игр. Регрессивная игра предполагает возврат к менее зрелым формам поведения (например, подросток превращается в совсем маленького,  имитируя поведение маленького ребенка и т.д.). Реалистическая игра зависит от объективной ситуации, в которой оказывается ребенок, а не от потребностей и желаний ребенка. Например, ребенок хочет играть в то, что он видел и пережил дома: обыск, пьянку, драку, насилие. А ему предлагают играть что-то конкретное.. Агрессивная игра - это игра в войну, наводнение, насилие, убийство.

В своих играх дети сироты постоянно возвращаются к пережитым стрессовым ситуациям и будут переживать их до тех пор, пока не привыкнут к тому, что они пережили. Постепенно переживания станут менее острыми и сильными, и дети сироты  смогут переносить свои переживания на другие объекты. Но для этого психолог должен научить подростка способам нового поведения и другим переживаниям.

Психологу важно проводить коррекционную работу с применением элементов игротерапии или с использованием разного вида игр. Для проведения коррекционной работы в разработанную им программу хорошо включать структурированный игровой материал, который провоцирует подростков на выражение собственных желаний, овладение социальными навыками, усвоение способов поведения. Для этого эффективным является использование человеческих фигурок, символизирующих семью, машин, и т.д. Например, фигурки семьи, машины, постельные принадлежности провоцируют желание заботиться о ком-то; оружие - способствует выражению агрессии; телефон, поезд, машинки - использованию коммуникативных действий.

Организовывая игры с подростками, психолог наблюдает за тем, что он игнорирует: какие фигурки он выбирает, а какие игнорирует. При этом психолог фиксирует невозможность подростка в выборе определенной фигурки.

Применение в работе психолога разных видов игр и специально разработанных программ психокоррекции с использованием игры является весьма ценным, так как в игре проявляется неизвестная нам форма преодоления травмирующих переживаний. Эта форма проявляется тогда, когда удалась интеграция осознания и переживания, через нее происходит снятие психического напряжения, формируется способность восприятия новых впечатлений и перенос фантазии детей сирот на темы, не связанные с насилием, пережитой травмой, что может способствовать развитию уверенности в себе, утверждению собственного "Я", повышению самооценки, доверия взрослым, окружающим подростка. Применение игр в работе с данным контингентом детей - лишь этап в процессе коррекции личности ребенка.

Второй метод – арттерапия.

Данный метод построен на использовании искусства как символической деятельности. Применение этого метода имеет два механизма психологического коррекционного воздействия. Первый направлен на влияние искусства через символическую функцию реконструрирования конфликтной травмирующей ситуации и нахождение выхода через переконструирование этой ситуации. Второй связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить реакцию проживания негативного аффекта по отношению к формированию позитивного аффекта, приносящего наслаждение. В работе с детьми сиротами  психолог, используя игротерапию, дополняет ее арттерапевтическими методами. Различают несколько видов арттерапии:

рисуночная, основанная на изобразительном искусстве,

          библиотерапия,

драмтерапия

музыкальная терапия.

В качестве терапии средствами искусства. Психологи могут применять прикладные виды искусства. Можно порекомендовать задания на определенную тему с заданным материалом, например рисунок. Психолог предлагает подростку задания на произвольную тему с самостоятельным выбором материала. Как один из вариантов рекомендуется использование уже существующих произведений искусства (картины, скульптуры, иллюстрации, календари) для их анализа и интерпретации.

Показаниями для использования рисуночной терапии, являются: трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, импульсивность эмоциональных реакции; эмоциональная депривация детей сирот, переживания подростком эмоционального отвержения и чувства одиночества; наличие конфликтных межличностных ситуаций, повышенная тревожность, страхи, фобические реакции; негативная "Я-концепция", низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень само принятия.

Психологи могут использовать в своей работе с детьми "группы риска" следующие виды заданий и упражнений:

1) предметно-тематический тип - рисование на свободную и заданные темы. Примером таких заданий являются рисунки "Моя семья", "Я в училищешколе", "Мой новый дом", "Мое любимое занятие", "Я сейчас", "Я в будущем" и т.д.;

2) образно - символический тип - изображение подростка в виде образов. Темы могут быть такие: "Добро", "Зло", "Счастье", "Радость", "Гнев", "Страх" и т.д.;

3) упражнения на развитие образного восприятия - "Дорисуй рисунок" в их основе лежит принцип проекции;

4) задания на совместную деятельность - сочинение сказок, историй с помощью рисования. Используются приемы последовательного поочередного рисования типа "Волшебные картинки" - один начинает, другой подросток продолжает и т.д.

Музыкотерапия позволяет работать с подростками, испытывающими страхи, тревожность, беспокойство, Например: при предъявлении спокойной музыки, которая вызывает приятные ощущения, подростку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него страх, тревожность и т.д.

Библиотерапия. Метод воздействия на подростка, вызывающий его переживания, чувства при помощи чтения книг. С этой целью психолог подбирает литературные произведения, в которых описаны страхи людей, формы переживания стрессовых ситуаций, выход из страшной для подростка ситуации

Логотерапия - это метод разговорной терапии, который отличается от разговора по душам, направленного на установление доверия между взрослым и подростком. Логотерапия предполагает разговор с ребенком, направленный на вербализацию его эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Вербализация переживаний может вызвать положительное отношение к тому, кто разговаривает с подростком, готовность к сопереживанию, признанию ценности личности другого человека. Подросток не всегда проявляет самоэксплорацию, т.е. меру включенности в беседу. Ее можно определить как минимальную, когда на ряд вопросов подростку предлагают ответить какому-либо животному или предмету. Использование данного метода предполагает появление самоконгруэнции - совпадения внешней словесной аргументации и внутреннего состояния подростка, приводящего к самореализации, когда подросток делает акцент на личные переживания, мысли, чувства, желания.

Моритатерапия. Метод, с помощью которого психолог ставит подростка в ситуацию необходимости производить хорошее впечатление на окружающих. Психолог предлагает подростку высказать свое мнение о чем-то, а затем корректирует его умение высказываться, давать оценку, соответственно принимать позу, использовать мимику, жесты, интонацию и.д. Другими словами, этот метод помогает воспитывать правила хорошего тона, соответствовать нормам и правилам культуры общества, в котором находится ребенок в настоящее время. Психолог может порекомендовать классным руководителям и мастерам производственного обучения, как научить ребенка сироту вести себя в конкретной ситуации, в которую он попадет. Например, как вести себя в гостях, как рассказать о себе, как рассказать о том, что ты делаешь в свободное время, и т.д.

Поведенческая психотерапия – это систематическое устранение страхов, вредных привычек, не одобряемого поведения отдельных детей. Данный метод используется в индивидуальной работе с детьми сиротами или в работе с небольшими подгруппами. Такой метод можно рекомендовать психологу использовать для работы по преодолению страхов. С этой целью используется просмотр диапозитивов, кинофильмов, видеофильмов, которые вызывают у подростка переживание чувства страха, до тех пор, пока страх не уменьшится. Психолог может усиливать переживания страха у подростка, пока они не приобретут комические формы. Результатом данной работы будет смех психолога и ребенка, юмор, радость совместных переживаний, которые и являются своею рода катарсисом.

Таким образом, психологу в работе с детьми сиротами необходимо продумывать разнообразные формы занятий и методику их проведения. Весьма важным моментом такой работы является разработка психологом психокоррекционных и программ.

Необходимо помнить, что детям, пережившим травмы, стрессы, можно помочь двумя способами:

  • ежедневным обучением необходимым навыкам социальной компетенции
  • снятием барьеров, мешающих нормальному психическому развитию (с приглашением специалистов разных профилей - психотерапевтов, неврологов, сексопатологов и т.д.).

Психолог должен работать не только с детьми, но и со всеми инженерно-педагогическими работниками (преподавателями и мастерами), только при совместной работе всех членов педагогического коллектива можно будет говорить об успешной социальной адаптации детей-сирот в условиях профессионального обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Публикация статьи в сборнике материалов практико-ориентированного семинара в г. Ангарске по проблеме «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»....

Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на территории Иркутской области

Брошюра подготовлена как информационное издание, предназначенное для выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, а также специалистов, работающих с у...

«Социальная адаптация детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Развитие успешной личности как основа национальной стратегии России»

Профессиональная ориентация детей-сирот, развитие личности каждого ребенка, развитие финансовой грамотности, ответственности, социальная адаптация (ориентирование)  детей – сирот и детей, оставши...

Статья:"Социальная реабилитация детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома"

Статья:"Социальная реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"...

Программа «По социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Студенческая молодежь – самостоятельная социальная группа, имеющая ряд свойственных только ей характеристик, например, приобретенный статус, ограниченный временными рамками, общностью интересов,...

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Социальная  адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Человек по-разному реагирует на перемены в социальных условиях, чтозависит от характера и особенностей той среды, в к...