Кластер как прием технологии критического мышления
методическая разработка по теме

Шапарова Олеся Александровна

Обобщение опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_rmo.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Применение современных образовательных технологий.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. (Толковый словарь). Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. (В.М.Монахов).

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее приемлемыми для учителя-словесника являются следующие:

технология перспективно-опережающего обучения;

индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;

технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП);

проблемное обучение;

модульные технологии;

игровые технологии;

интерактивные методы в обучении и воспитании.

  Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на одном из приемов, используемом в технологии развития критического мышления. Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

  Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

- получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями;

- искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

 Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания, новой информации учеником; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

  С точки зрения традиционного урока, совершенно очевидно, что данные стадии не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения.

  Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы..

      Существуют различные приемы, раскрывающие технологию развития критического мышления, такие как:

  • составление   списка «корзина идей, понятий, имён…»
  • рассказ- предположение   по ключевым словам;
  • составление синквейнов;
  • прием «инсерт» (чтение с метками на полях)

В последнее время в своей практике я использую прием составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Слово «кластер» в переводе означает «пучок», «созвездие». 

Кластер – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие). Цель: подготовить учащихся к восприятию новой информации

  Последовательность действий проста и логична: посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы; вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планеты и ее спутники»); по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации.

  Кластер используется нами на разных этапах урока:

- в начале – для стимулирования мыслительной деятельности;

- на этапе ознакомления с новым материалом или для  закрепления его – для структурирования этого материала;

- на этапе обобщения, повторения большой темы – для подведения итогов того, что учащиеся изучили.

Покажем, как я использую прием кластера на примере подготовки учащихся к изложению с творческим заданием (текст № 1. И. И. Пушкин. Записки о Пушкине). Цель данной работы- осмысление текста и написание элемента сочинения.

Этап 1. Работа над первичным кластером (Что общего у И. И. Пущина и А. С. Пушкина?) Этот этап можно назвать «Хаос знаний»: каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты). Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. Учитель акцентирует внимание учащихся на одном из значимых событий в жизни А. С. Пушкина и И. И. Пущина – встречу в Михайловском в 1825 году. Это тема текста, над которым предстоит работать.

Этап 2. Осмысление - знакомство с текстом изложения (чтение учителя или подготовленных учеников). Для создания зрительного образа можно использовать слайды с репродукциями, изображающими встречу.

Этап 3.  Сстадия анализа текста и осмысление вопроса творческого задания. Составление вторичного кластера. Предлагаются задания в группах

  Задания  (подбор рабочих материалов  через ключевые слова)

1 группа: «Составьте цепочку из ключевых слов (4-5) каждой определенной вами микротемы»

2 группа: «Какая встреча?» (найдите слова и словосочетания, характеризующие чувства, жесты друзей)

3 группа «О чем разговор?» (выпишите слова и словосочетания, подтверждающие важность для Пушкина этого разговора)

После выполнения задания каждая группа составляет свою часть общего кластера и записывает необходимую информацию на доске. Учителю необходимо следить на точность воспроизведения текста, грамотность записей.

 После выступления каждой группы учащиеся под руководством учителя подбирают ключевые слова к слову «встреча», раскрывая значимость ее для Пушкина, т. е. постигают идею предстоящего творческого задания – ответа на вопрос «Какое значение имела эта встреча для А. С. Пушкина?» (встреча- важная, радостная, последняя, памятная и т.д.)

Этап 4. Написание  творческой работы (стадия рефлексии). Работа  ведется индивидуально (создание собственного текста), затем все тексты читаются в группе, выбирается лучшее сочинение и оно презентуется перед классом.

Итак, использование такой формы работы, как составление кластера, помогает учащимся:

  • актуализировать, обобщить, структурировать знания по теме;
  • стать основой для составления связного высказывания в научном стиле;
  • запомнить теоретический материал по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта памяти- прием технологии критического мышления

карта памяти или кластер -рдин из приемов развития критического мышления через писмо на уроках физики...

«Верно – неверно» - прием технологии критического мышления на уроке русского языка.

Презентация к семинару : "Современные методы и приемы на уроках"....

Кластер, как прием развития критического мышления у школьников с ОВЗ

В статье вы найдете ответы, на многие вопросы: как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Эти вопросы ежедневно за...

"Кубик Блума" — прием технологии критического мышления. Что это такое и как его использовать?

Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии и...