Программа профессионального модуля Подготовка к хранению и реализации, первичная переработка продукции растениеводства.
методическая разработка по теме

Удалова Елена Николаевна

Программа профессионального модуля  - является основой профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 110401.01  «Мастер растениеводства», в части освоения основного вода профессиональной деятельности (ВПД):

Подготовка к хранению и реализации, первичная переработка продукции растениеводства и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 4.1. Готовить продукцию растениеводства к хранению, реализации, переработке.

ПК 4.2. Осуществлять хранение продукции растениеводства.

ПК 4.3. Проводить первичную переработку урожая.

Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки), и профессиональной подготовке по профессии 112201.01 Хозяйка (ин) усадьбы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pm04_podgotovka_k_khraneniyu_5.doc203.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Подготовка к хранению и реализации, первичная переработка

продукции растениеводства

2013 год

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ                      4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ                   5

   

3. СТРУКТУРА И  ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

МОДУЛЯ                                                                                                                        6

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ                   11

5. КОНТРОЛЬ И  ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ  (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)                                                                                                       14

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного стандарта по профессии начального профессионального образования 110401.01 «Мастер растениеводства», утвержденного приказа Министерства образовании и науки Российской Федерации от 30 сентября 2009 года № 363.

Организации разработчик: рабочая группа по разработке Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования 110401.01 «Мастер растениеводства».

Разработчики: ГБОУ СО НПО «ПУ№13» Заместитель директора по учебно-производственной работе: Ибрагимова Аминат Курбоновна.

Преподаватель: Удалова Елена Николаевна.

Мастер производственного обучения: Кассик Захра Хусеновна

  1.   ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Подготовка к хранению и реализации, первичная переработка продукции растениеводства.

1.1. Область применения программы.

Программа профессионального модуля  - является основой профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 110401.01  «Мастер растениеводства», в части освоения основного вода профессиональной деятельности (ВПД):

Подготовка к хранению и реализации, первичная переработка продукции растениеводства и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 4.1. Готовить продукцию растениеводства к хранению, реализации, переработке.

ПК 4.2. Осуществлять хранение продукции растениеводства.

ПК 4.3. Проводить первичную переработку урожая.

Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки), и профессиональной подготовке по профессии 112201.01 Хозяйка (ин) усадьбы.

Лица поступающие на обучение, должны иметь документ о получении основного общего образования. Опыт работы не требуется.

  1. Цели и задачи профессионального модуля.

Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

первичной обработки, подготовки к хранению и первичной переработки различных видов продукции растениеводства;

уметь:

осуществлять приемы первичной обработки и первичной переработки продукции (сушка, сортировка, калибровка и др.) с соблюдением правил безопасности;

знать:

требования действующих стандартов к продукции растениеводства;

приемы первичной обработки различных видов продукции растениеводства;

способы транспортировки и хранения различных видов продукции растениеводства;

приемы первичной переработки различных видов продукции растениеводства.

1.3. Количество часов на освоение примерной программы профессионального модуля:

всего 310 часов в том числе:

- обязательной аудиторной нагрузки 120 часов

- учебной практики (производственного обучения) 54 часов.

- производственной практики 76 часов.

- самостоятельная работа -60 часов.

2.    РЕЗУЛЬТАТЫ ОСОВЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ.

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видами профессиональной деятельности «Мастер растениеводства», в том числе профессиональными компетенциями (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

КОД

Наименование результатов обучения.

ПК 4.1.

Готовить продукцию растениеводства к хранению, реализации, переработке.

ПК 4.2.

Осуществлять хранение продукции растениеводства

ПК 4.3.

Проводить первичную переработку урожая.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимый для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководителем, клиентами.

ОК 7.

Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.

ОК 8.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных

компетенций

Наименование разделов профессионального модуля

Всего часов (макс.учебная нагрузка и практика)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятель

ная работа обучающегосячасов

Учебная, часов

Производ

ственная,

часов (если предусмот

рена рассредо

точенная

практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов

1

2

3

4

5

6

7

8

ПК 4.1.

ПК 4.2.

Раздел 1. Подготовка  продукции растениеводства к хранению, реализации, переработке.

 Хранение продукции растениеводства

170

60

54

30

30

50

ПК 4.3.

Раздел 2. Проведение  первичной переработки урожая.

140

60

54

30

24

26

Всего

310

120

108

60

54

76

                                          3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

«Подготовка к хранению и реализации, первичная переработка продукции растениеводства» 

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа.

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел 1. Подготовка  продукции растениеводства к хранению, реализации, переработке.

 Хранение продукции растениеводства

170

МДК 04.01. Технологии подготовки продукции растениеводства к хранению, реализации и переработки.

60

Тема 1.1.Требования  действующих стандартов к продукции растениеводства

Содержание.

8

1

Государственные стандарты для овощных культур и цветочно-декоративных культур  

1

2

Контрольная работа

1

1

Государственные стандарты для овощных и цветочно-декоративных культур

1

Практическое занятие

6

1

Оценка  качества овощных культур и цветочно- декоративных культур

6

Тема 1.2. Приемы первичной переработки различных видов продукции растениеводства.

Содержание.

25

1

Подготовка к хранению и реализации овощных культур и цветочно-декоративных культур  

1

2

Практическое занятие

24

1

Охрана труда и ТБ при первичной переработки продукции растениеводства.

6

2

Подготовка к хранению и реализации овощных культур.

12

3

Подготовка к хранению и реализации цветочно-декоративных культур

6

Тема 1.3. Способы транспортировка овощных и цветочно-декоративных культур.

Содержание.

2

1

Способы транспортировки овощных культур и цветочно-декоративных культур  

1

2

Контрольная работа

1

3

1

Способы транспортировки овощных и цветочно-декоративных культур

1

Тема 1.4. Способы  хранения овощных и цветочно-декоративных культур

Содержание.

25

2

1

Способы хранения овощных и цветочно-декоративных культур .

1

2

Практическое занятие

24

2

1

Приемы хранения овощных культур

12

2

Приемы хранения цветочно-декоративных культур

        12

Самостоятельная работа

30

3

Подготовка продукции овощеводства и цветоводства к хранению, реализации  и переработки.

Хранение продукции овощеводства.

Хранение продукции цветоводства.

Реферат на тему: Государственные стандарты для корнеплодных культур.

Доклад на тему: Хранение цветочно-декоративных культур Осуществить сортировку и закладку на хранение поздней капусты.

Осуществление сортировки и закладки на хранение картофеля.

4

4

4

4

6

Тематика домашних заданий.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной с/х литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

3

Учебная практика

30

2

Виды работ:

Первичная обработка, подготовка к хранению продукции растениеводства.

Первичная обработка и подготовка к хранению  и реализации овощных культур.

Первичная обработка и подготовка к хранению и реализации цветочно-декоративных культур

24

6

Производственная практика 

50

2

Виды работ:

Первичная обработка, подготовка к хранению продукции растениеводства.

Первичная обработка и подготовка к хранению  и реализации овощных культур.

Первичная обработка и подготовка к хранению и реализации цветочно-декоративных культур

42

8

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа.

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел 2. Проведение  первичной переработки урожая.

140

МДК 04.02. Технологии первичной переработки продукции растениеводства.

60

Тема 1.1. Приемы первичной переработки продукции растениеводства

Содержание.

6

1

Физическая переработка овощных культур. Сушка. Стерилизация и пастеризация.

1

2

2

Физическая переработка цветочно-декоративных культур.

1

2

3

Замораживание  овощных культур.

1

2

4

Микробиологическая переработка. Соление, квашение, мочение, производство соков

1

2

5

Производственная санитария

1

2

Практические занятия

54

1

Охрана труда и ТБ при первичной переработке продукции растениеводства

6

2

Приемы первичной переработки продукции растениеводства(сушка, сортировка, калибровка, ферментация)

48

Контрольная работа

1

1

Первичная переработка овощных и цветочно-декоративных культур

1

Самостоятельная работа

30

Прием переработки: сушка пряных культур: укропа и петрушки.          

Переработка декоративных культур: приготовление варенья из лепестков «Роз».

Переработка овощей : соление и огурцов и томатов.      

Реферат: Ферментация при переработки овощных культур.                                                          

4

4

18

4

3

Тематика домашних заданий

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной с/х литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

Первичная переработка пряных культур.

Химический способ переработки цветочно-декоративных культур.

3

Учебная практика

24

2

Виды работ

Первичная переработка различных видов продукции растениеводства ( картофель, лук, тыквы, свекла, огурцы, томаты, капуста и т.д.)

Физическая переработка овощных культур. Сушка. Стерилизация и пастеризация.

Физическая переработка цветочно-декоративных культур, замораживание  овощных культур.

Микробиологическая переработка. Соление, квашение, мочение, производство соков.

12

6

6

Производственная практика.

26

2

Виды работ

Первичная переработка различных видов продукции растениеводства ( имеющиеся на производстве)

26


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ  

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений.

Кабинеты:

агрономии;

экологических основ природопользования;

безопасности жизнедеятельности и охраны труда.

Лаборатории:

технология производства продукции растениеводства;

механизации сельскохозяйственных работ.

Полигоны:

опытные участки;

учебно-производственное хозяйство.

Спортивный комплекс:

спортивный зал;

спортивный стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.

Оснащение рабочего места преподавателя:

- классная доска;

- рабочий стол преподавателя;

- стулья:

- аптечка.

Дидактические средства обучения:

- компьютер;

- мультимедиа проектор;

- инструкционные карты;

- технологическая документация;

- учебная и справочная литература.

Средства информации:

- правила безопасности труда в лаборатории;

- правила противопожарной безопасности;

- правила поведения учащихся в лаборатории;

- правила оказания доврачебной помощи.

  1. 4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

1. А.Е. Попов «справочник плодовода» М. Издательство центр «академия» 2006 год.

2. Р.П. Кудрявец «Основы агротехники плодовых культур» М. просвещение 2001 год.

3. Н.А. Комшилов «Практические советы по садоводству» М. Колос 2008 год.

4. А.М. Симонов «Овощеводство и плодоводство» Агропромиздат «Смоленск» 2010 год

5. В.П. Матвеев «О вощеводство» М. Агропромиздат 2009 год

6. О. Ганечкина, А. Ганечкин «Цветы в вашем доме» М. Эксмо 2008 год

7. И.В. Миловидова «Цветы вокруг нас» Саратов Привожское книжное изд-во.

8. А.С. Лихонин «Комнатное цветоводство» Нижний Новгород изд-во «Времена» 2009 год.

          9. Интернет-ресурсы: http://www.greenzvet.ru/pages/; http://www.Greenzvet.Ru/; http://www.ortech.ru/; agrosoyuz.ua;

Дополнительные источники:

  1. Обучающие программы на дисках.
  2. Журнал «Моя усадьба» 2010-2011 год М. №1-12.
  3. Журнал «Советы огородникам» 2010 -2011, год М. №1-12.2012г.

  1. 4.3. Общие требования к организации образовательного процесса.

Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с  перечнем профессии начального профессионального образования, государственным образовательным стандартом начального профессионального образования.

Программа профессионального модуля обеспечивается учебно-методической документацией.

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки составляет 36 академических часов в неделю.

Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной нагрузкой по освоению основной профессиональной образовательной программы. Внеаудиторная работа (самостоятельная подготовка) учащихся обеспечена доступом к сети Интернет.

Консультация для обучающихся проводятся в объеме100 часов на учебную группу на каждый учебный год. Форма проведений консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.

Практика является обязательным разделом программы. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации программы предусматривается 2 вида практик: учебная и производственная. Учебная практика проводится  училищем при освоении обучающимися профессиональными компетенциями  в рамках профессионального модуля.

Производственная практика проводится в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Изучению модуля предшествует освоение следующих учебных дисциплин: Технология производства продукции растениеводства.

4.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса.

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):

Преподаватели отвечающие за освоение обучающимися профессионального цикла и междисциплинарного курса, должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года. Иметь среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой.

Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2- разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников.

Мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже  1 раза в 3 года. Иметь среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее

 профилю.

  1. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (виды профессиональной деятельности)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

П.К. 4.1. Готовить продукцию растениеводства к хранению, реализации, переработке.

П.К. 4.2. Осуществлять хранение продукции растениеводства

Выполнение подготовки продукции овощеводства и цветоводства к хранению и реализации.

Создание и оценка условий для хранения продукции овощеводства и цветоводства.

Текущий контроль в форме:

-лабораторных и практических занятий;

- контрольная работа;

-экспертная оценка – по выполнению подготовки продукции овощеводства и цветоводства к хранению и реализации.

Текущий контроль в форме:

-лабораторных и практических занятий;

- контрольная работа;

-экспертная оценка – по созданию условий для хранения продукции овощеводства и цветоводства.

П.К. 4.3. Проводить первичную переработку урожая.

Проведение первичной переработки овощей и цветочно-декоративных культур.

Текущий контроль в форме:

-лабораторных и практических занятий;

- контрольная работа;

-экспертная оценка – по качеству переработки овощей и цветочно-декоративных культур.

Итоговый экзамен

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать  сущность и социальную значимость своей будущей профессии, выявлять к ней устойчивый интерес.

- проявление интереса и заинтересованности к будущей профессии

Наблюдение

мониторинг ,

оценка содержания портфолио

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

- обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области организации  собственной деятельности;

- организация  самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля

Интерпретация

результатов наблюдения за деятельностью в процессе освоения образовательной программы

ОК 3. Анализировать  рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

- демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного  выполнения профессиональных задач.

- нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

Подготовка рефератов, докладов, использование электронных источников, материалы портфолио

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Наблюдение за навыками работы в информационных сетях

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

- взаимодействие  с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения.

Наблюдение за ролью обучающегося в группе, материалы портфолио. Контроль графика выполнения самостоятельной работы

ОК 7. Организовывать собственную деятельность с соблюдением  требований охраны труда и экологической безопасности

- демонстрация соблюдений правил техники безопасности

Наблюдение за организацией собственной  деятельности обучающегося в соответствии с инструкциями по охране труда и экологической безопасности

ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в т.ч. с применением полученных профессиональных знаний.

- готовность к исполнению воинской обязанности

Своевременность постановки на воинский учет, выполнение гражданских обязанностей, материалы портфолио


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Производство семян и посадочного материала с\х культур, по профессии "Мастер растениеводства"

Программа профессионального модуля  - является основой профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 110401.01  «Мастер растениеводства», в части освоения...

Программа учебной практики Подготовка к хранению и реализации, первичная переработка продукции растениеводства

Программа учебной практики   - является основой профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 110401.01  «Мастер растениеводства», в части освоения о...

Рабочая учебная программа производственной практики профессионального модуля Подготовка к хранению и реализации, первичная переработка продукции растениеводства

Рабочая учебная программа производственной практики профессионального модуля «Подготовка к хранению и реализации, первичная переработка продукции растениеводства» составлена  для   ком...

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы по ПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции растениеводства МДК. 04.03Организация малого бизнеса для студентов заочной формы обучения Специальность

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы  поПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции растениеводства МДК. 04.03Организация малого...

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы по ПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции растениеводства МДК.04.02. Учет и анализ хозяйственной деятельности для студентов заочной формы обучения

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы  по  ПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции растениеводстваМДК.04.02. Учет и анализ хо...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПМ 04 Управление работами по производству и переработке продукции растениеводства Междисциплинарный курс МДК. 04.03 Организация малого бизнеса Специальность 110401 «

Календарно-тематический план ПМ 04 Управление работами по производству и переработке продукции растениеводстваМеждисциплинарный  курсМДК. 04.03 Организация малого бизнеса...

Данная методическая разработка предназначена для проведения занятия учебной практики в соответствии с программой профессионального модуля ПМ.02 Приготовление и оформление и подготовка к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного а

Учебная практика направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей ППКРС СПО по основным видам профессио...