Имидж учителя иностранного языка
статья по теме

Хахина Римма Валерьевна

материал для обсуждения на МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imidzh_uchitelya_inostrannogo_yazyka.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

ИМИДЖ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

Значительная часть жизни ребенка проходит в школе, которая не только дает ему образование, но и воспитывает его, способствует формированию его личности. Психологи знают - опыт, впечатления, и социальные установки детства оказывают влияние на взрослую жизнь. Учитель- это человек, который непосредственно способен помочь ребенку сформировать ценностные ориентиры. Это человек, помогающий социализации ребенка. Подобное влияние проходит часто на уровне бессознательного, и поэтому значима роль самой личности педагога.

Каждый человек имеет свой статусный образ. Иначе его можно назвать имиджем. Имидж – это совокупность представления общества о том, каким должен быть индивид в соответствии со своим статусом. Несоответствие статусу – это вызов обществу, это противопоставление себя социуму, что деструктивно

для психики человека, который социален по своей природе. Формирование имиджа, забота о нем дает возможность саморазвития и психологическую гармонию.

        Работа педагога альтруистична, а значит, имидж учителя – это не только индивидуальная цель. Личность педагога способствует формированию личности ученика. Повседневное непосредственное влияние эффективней шаблонного воспитания. Забота учителя о своем имидже – это немаловажная задача педагогической деятельности. Альфред Адлер: «Обучение влияет на ребенка, благодаря своей сознательной или бессознательной цели – компенсировать его неуверенность в себе, обучить его искусству жить, сформировать его рассудок и поощрить в нем развитие социального чувства по отношению к себе подобным».

        Обучение детей – это сущность труда учителя. Следовательно, забота учителя о своем имидже – это также профессиональное требование.

        Перечислим слагаемые имиджа. К ним относятся:

  • визуальная привлекательность;
  • вербальное поведение;
  • невербальное поведение;
  • манеры, этикет;
  • соответствие необходимому образу;
  • обаяние.

Рассмотрим модель имиджа учителя.

        Значительную часть информации мы получаем благодаря зрению. Именно поэтому визуальная привлекательность нашего образа так важна. Во все времена люди ценили гармонию и красоту. Эффект первого впечатления базируется на визуальном восприятии. По экспериментальным данным психологов внешне привлекательные люди легче добиваются симпатий окружающих. Влияние учителя на ученика зависит от расположения последнего. Визуальная привлекательность- это  не только наши физические данные, но и значительное количество внешних слагаемых, зависящих непосредственно от нас. Наша привлекательность зачастую зависит от общего впечатления ухоженности. Ухоженность- это показатель культуры человека. Французы говорят, что чистые волосы – это уже стиль. А стиль – это сам человек. Это визитная карточка наших данных, которые подчеркнуты с помощью одежды, прически, макияжа.

        Основной стиль учителя – это классика. Этот стиль символизирует следующие качества: уверенность в себе и самообладание, решительность и психологическая гибкость, а также авторитет. Эти качества являются для учителя профессионально необходимыми. Классический стиль – это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов. Например, одежда классического стиля имеет четкие, а порой и строгие формы, но не остаются без внимания модные пропорции и нюансы покроя, используются ткани новых фактур и актуальных цветовых оттенков. Кстати о цвете. Стоит учесть, что цвет нашей одежды воздействует как на нас, так и на наше окружение. Он является нашей психологической характеристикой, которая воспринимается окружающими на уровне подсознания. Ознакомьтесь с основами цветопсихологии, чтобы

управлять впечатлением. Например, теплые тона способствуют доверительности, холодные – дистанционируют и дисциплинируют. Прежде чем выбрать костюм, задумайтесь – какое воздействие вам надо оказать на детей? Желтый символизирует открытость и оптимизм; красный – активность, эмоциональность, требовательность к себе и другим; фиолетовый – замкнутость, но уравновешенность; синий – рассудительность и педантизм; зеленый – созидательное начало, спокойствие и реализм; серый – стремление скрыть чувства и эмоции; коричневый – практичность и солидность.

        Говоря об одежде, следует вначале сказать два слова о современной ситуации в школе. «Демократизация» школьной жизни привела не только к отмене школьной формы, но и принесла лавину неуместной, неудобной, часто просто вульгарной одежды в школьный быт.

        Для школы и процесса обучения вопрос, в чем одеты учителя и ученики является совсем не безобидным.

        Отсутствие школьной формы при сегодняшнем расслоении общества и разных уровнях материального состояния семей, формирует у бедно одетого ученика не только чувство зависти, но и снижает его самооценку. Дети не приучаются носить уместную одежду. Теория о том, что надо носить такую одежду, которая тебе удобна, не принимая во внимание все остальное, может использоваться только в быту. Но то, что касается сферы бытовых отношений, а школа и является частью этой сферы, достаточно строго регламентируется во всем мире.

        Одежда учителя несет еще большую психологическую нагрузку. Во-первых, аккуратно, чисто и со вкусом одетый учитель воспитывает эти же качества в учениках.

        Во-вторых, одежда учителя может отвлекать внимание во время урока, подрывая процесс обучения.

        В-третьих, сильно облегающая, чрезмерно открытая и короткая, а также прозрачная одежда может порождать в головах учеников сексуальные фантазии и переживания вместо осмысления и запоминания учебного материала. То есть, неправильно одетый учитель может породить очень много педагогических проблем, которые придется решать не один день.

        Итак, что же надеть на урок?  

        В теплое время года женщинам – учителям лучше использовать блузки и юбки, а не платья. Кроме того, что первым отдается предпочтение в деловом стиле одежды, платья имеют одну неприятную особенность. При письме на доске, платье обычно начинает подниматься вслед за поднятой рукой и из под него может быть видно нижнее белье. Такая ситуация обычно травмирует учителей, заставляет их помнить, что одежда может подвести, и делает их движения скованными и неестественными.

        В школу не рекомендуются платья без рукавов и слишком короткие юбки. Цветовая гамма одежды может варьировать в зависимости от возраста, цвета волос и кожи. Американские психологи статистически определили, что для деловой одежды предпочтительными являются черные и белые, темно – серые, синие цвета, цвет ржавчины (оранжево- коричневый). Это равно относится и к мужской, и к женской одежде.

           Плохо воспринимается в деловом стиле одежды орнамент из цветов и крупная клетка. Совершенно недопустимы прозрачные ткани, через которые просвечивает нижнее белье.

   Неуместно выглядят ажурные, белые или черные чулки или колготки.

Они должны быть бежевые, цвета загара или слега дымчатые и соответствовать цвету одежды и обуви. Мужские носки должны быть однотонными и соответствовать цвету обуви. Обувь должна быть безупречно чистой, удобной и элегантной.

     Готовясь идти на урок, старайтесь не надевать новой, ни разу

неношенной одежды. Если вы обзавелись новым костюмом, сходите в нем сначала в гости или просто в магазин. Вы должны заранее привыкнуть к новым ощущениям, идущим от новой одежды. Иначе это может существенно повлиять на ваше самочувствие и поведение на уроке.

                Новая одежда учителя имеет еще одну особенность. Она может настолько завладеть вниманием учеников, что испортит весь урок. Опытные учителя пользуются одной хитростью. Придя в новом костюме или платье в школу, они заходят «по делу» в класс до звонка, делают там мелкие дела, давая возможность учащимся рассмотреть себя со всех сторон. А затем со звонком заходят в класс и спокойно ведут урок.

        Говоря об одежде, особо надо остановиться на аксессуарах. Деловой стиль предполагает отсутствие бижутерии, а если используются украшения, то только из благородных металлов (золото, серебро, платина) и натуральных камней. Идеальным вариантом считается наличие часов (на руке или висящих на цепочке) и гладкого обручального кольца.

        Если вы носите серьги, то надо остановиться на небольших, не висячих серьгах. Свисающие серьги будут двигаться в такт движениям вашей головы. А если они еще и блестят, то внимание учеников может весь урок быть приковано к этим движущимся блестящим объектам.

        То же самое можно сказать и о свисающих браслетах, и многочисленных цепочках. Их нужно исключить, т. к. они не согласуются с деловым стилем.

        В выборе своих аксессуаров руководствуйтесь принципом: хороший вкус – это когда в костюме ничего нельзя отнять, а не прибавить.

        К аксессуарам относятся также сумки. Лучше если вы будете пользоваться аккуратным портфелем или кейсом, в которых разложены вещи в разные отделения, и не надо тратить время на поиски ручки или тетради. Совершенно недопустимы большие, неизвестного назначения сумки, в которых вперемежку хранятся разные предметы, включая продукты, купленные по дороге. Исключаются также полиэтиленовые пакеты и маленькие сумки – ридикюли.

        К аксессуарам можно также отнести и очки. Очки должны быть точно подобраны к чертам лица и не должны отвлекать от мимики и выражения ваших глаз. Оправа должна быть тонкой. Очки должны быть подогнаны так, чтобы они не сдвигались при движениях головы, не сползали вниз и нигде не жали. В противном случае вам придется постоянно их поправлять, что отвлекает учащихся, да и самого учителя.

        Большое значение имеют носовые платки. А.С. Макаренко писал: «Воспитатель, который вытаскивает из кармана черный скомканный платок, - это уже не воспитатель». Платок должен быть безупречно чистым и отглаженным. Он может быть надушен вашими обычными духами.

        Классический стиль подразумевает, что ваш макияж будет модным, но не броским, в мягкой цветовой гамме. Аромат духов – легкий. Прическа – современная, но без остромодных деталей.

        Инструментом мощного воздействия на учеников является лицо учителя. Этим «инструментом» надо научиться в совершенстве владеть, уметь очень точно им управлять. Люди специально не подготовленные обычно не осознают выражение своего лица. Связано это с тем, что мимические мышцы имеют мало нервных окончаний, и их слабые импульсы надо научиться воспринимать. Когда наше лицо находится в спокойном состоянии, мимические мышцы расслаблены и  лицо принимает иногда выражение неуместное в конкретной ситуации общения (например, опускаются уголки губ и лицо принимает недовольное или обиженное выражение).

        В стандартных ситуациях общения предполагаются стандартные выражения лиц у его участников. Психологи называют такие стандартные выражения лиц масками. Психологическое значение маски очень высоко. С одной стороны, ее наличие позволяет личностно не вовлекаться в конкретную ситуацию общения, сохраняя психическую энергию.

        А.С. Макаренко по этому поводу сказал: «Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть. Нельзя же допустить, чтобы наши нервы были педагогическим инструментом, нельзя допустить, что мы можем воспитывать детей при помощи наших сердечных мучений, мучений нашей души. Ведь мы же люди. И, если во всякой другой специальности можно обойтись без душевных страданий, то надо и у нас это сделать».

        Какой же должна быть маска учителя?

Лицо учителя должно быть доброжелательно-заинтересованным. У ученика выражение лица учителя должно создавать впечатление, что он ждет и хочет общения именно с ним. Такое выражение лица создает установку, что то, что происходит на уроке самому учителю интересно и важно, а значит должно быть интересно и важно ученикам.

        Следует сказать пару слов и о руках. Ни у кого не вызывает сомнения, что руки должны быть чистыми с ухоженными ногтями. Деловой этикет предписывает женщинам носить ногти средней длины, овальной формы и покрывать их светлым, (но в тон губной помаде), цветом. Бледно– розовым, тельным, светло- бежевым. Недопустимы в деловой обстановке накладные ногти.

        Внешняя атрибутика классического стиля внушает уважение. Воспользуйтесь этим.

        Но не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение является основой персонификации. Речь – одно из средств лингвистического самовыражения. Она организует работу интеллекта. Слово оказывает активное воздействие на головной мозг в целом. Вербальное поведение – это основное орудие учителя, которым он должен мастерски владеть. Мы можем донести информацию не только словом, но и интонацией, темпом речи, паузой и т.д. Также вербальное поведение невозможно представить без использования риторических приемов.

        Объяснения должны быть понятны как по стилю речи, так и по актуальности. Стоит отметить, что восприятие информации на слух менее объемно нежели

визуально. Предложения должны быть не очень длинными и с паузами.

        Вербальное поведение – это социальный символ. Отработка данных навыков совершенствует ваш имидж.  

        Но помните, что вас не только слышат, но и видят. Поэтому не забывайте о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Невербальное поведение – это язык подсознания. Оно исторически предшествовало появлению речи, а значит менее контролируемо интеллектом. Но это не повод пускать дело на самотек. Невербальное поведение – это проявление культуры (как личной, так и национальной). Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция с детьми способствует лучшему усвоению информации.

        Говоря о вербальном и невербальном поведении стоит уделять внимание и этикету. Существует речевой и неречевой этикет. Речевой этикет – это вербальные формы выражения вежливых выражений между людьми. Данный этикет определяет стилистику текста собеседников. При этом имеют значения интонация, выбор слов и построение фраз. Грамотное использование правил речевого этикета дает возможность избегать отрицательных эмоций при общении.

        Неречевой этикет – это система знаков. Сюда относятся жесты приветствия, прощания, знаки внимания и т.п.

        Манеры – это показатель культурного уровня человека. Это отражение его нравственности и интеллекта. Личный наглядный пример – уже воспитание ребенка. Хорошие манеры требуют и культуры эмоций. Профессиональная этика учителя накладывает определенные этикетные рамки на личностную манеру поведения.

        Удачный профессиональный имидж определяется тем, насколько хорошо вы можете войти в необходимый образ, погрузиться в свою профессиональную роль. И чтобы ваш имидж был органичен и притягателен для окружающих, не забывайте быть обаятельными. Обаяние – это умение светиться людям. Обаятельный человек быстрее и легче добивается своих целей, при этом зарабатывая людские симпатии. Но обаяние – наша внутренняя установка. Чтобы любить людей, надо, прежде всего, полюбить себя. И в этом еще раз вам поможет работа над имиджем. Ухаживать за собой, заботиться о себе – это проявление любви к себе самому. Это хороший способ саморегуляции и повышения личной самооценки, прекрасный способ творческой самореализации. Это хороший психотерапевтический прием, а работа учителя связана с психическим напряжением и стрессами.

        Влияние учителя тем сильнее, чем ярче и самобытнее его личность. Прежде всего, это касается кругозора учителя, его общей культуры. Ведь невозможно дать другому того, чего не имеешь сам. Поэтому, чтобы учить и воспитывать других, надо прежде всего быть образованным и воспитанным самому. Нужно, чтобы кругозор учителя не ограничивался школьной программой.

Индивидуальность учителя – главный источник мотивации к учению. Своим отношением к работе, своей заботой и заинтересованностью, выдумкой и творчеством он мотивирует учеников, пробуждает у них то же отношение к делу.        Личность учителя – важнейший фактор воспитания. Он проявляется не только в том, что ученики слышат от учителя, но и в том, что они видят в его поведении, в его поступках. Отношение учащихся к труду, например, во многом зависит от стиля деятельности учителя, его культуры труда, его ответственности, чувства долга. Жизненной активности также может учить только тот учитель, который сам имеет интересы и увлечения. Вот почему многие педагоги утверждают, что становление учителя – это в первую очередь формирование его как личности и лишь затем уже как «предметника», ибо качество труда в конечном счете есть качество души.

        Говорят, что учитель должен обладать всеми хорошими качествами, но в большей степени, чем любой другой человек. Но все же профессионально наиболее значимыми считаются три группы качеств: 1) качества, которые позволяют понимать внутренний мир учащихся, сопереживать ему; 2) качества, которые обеспечивают владение собой, и 3) качества, способствующие активному воздействию на ученика.

        Неотъемлемым компонентом личности учителя является его разносторонность, эрудиция, любовь к своему предмету, смелость признаться в незнании чего – либо, в своей неправоте. Именно все это лежит в основе профессионального мастерства, в основе педагогической интуиции, помогает преодолевать консерватизм, проявлять творчество, придает учителю уверенность в себе. Уверенность эта помогает приохотить к учению даже тех учеников, которые кажутся безнадежными. А наилучшим (и обязательным!) помощником в этом служит вера учителя в успех учеников.

        И наконец – общительность. Хороший учитель не станет пренебрегать эмоциональной стороной общения с учениками: теплая улыбка, мягкие замечания, ласковый голос, дружеский жест. Вместо окрика – юмор, это спасительное, всесильное и интеллигентное средство любой богатой личности. «Если вам

 интересны люди, то из вас выйдет прекрасный учитель. Если вы интересны людям, и они тянутся к вам, то смело идите в учителя. Ребятам так надо, чтобы учитель был привлекателен как человек».

        А вот какие правила составил для себя великий педагог К.Д. Ушинский.

  • совершенное спокойствие, по крайней мере, внешнее;
  • прямота в словах и поступках;
  • обдуманность действий;
  • решительность;
  • не говорить о себе без нужды ни единого слова;
  • не проводить времени бессмысленно, делать то, что хочешь и надо, а не то, что случиться;
  • ни разу не хвастаться ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

За этими строками сразу угадывается личность человека. Не правда ли?

        Не следует думать, что учитель – это некий ангел, «набитый добродетелями» (В.Н. Сорока – Росиньский).  Главное – определить свою  «породу», найти то хорошее, на что следует опереться и что следует развивать. Специалисты различают три варианта соотношения личности и профессии:

  1. есть стойкие, практически невоспитуемые личные качества, которые противопоказаны для данной профессии; например, для учителя абсолютно противопоказаны злорадство, склонность к тирании, эмоциональная глухота и др. В этом случае лучше подыскать себе другую профессию;
  2. есть качества или способности, которые выражены слабо, их можно развить или компенсировать за счет других способностей или способов работы;
  3. возможны также различные по способам, но равноценные по конечному результату варианты приспособления к условиям профессиональной деятельности.

В общем, на способности надейся, а сам не плошай!

В каждой профессии есть свои «нельзя». Есть они и в учительской профессии: учитель не должен быть серым. Как точно заметил С.Л. Соловейчик: «Рядовой учитель – не очень законное сочетание слов: учитель не может быть рядовым, в противном случае он не учитель…Подавший заявление в педагогический институт по сути берет на себя обязанности стать идеалом человека хотя бы для будущих учеников».

        Учитель – это не только профессия, это – жизненное кредо. Станете ли вы таким Учителем, зависит только от вас.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация и индивидуализация в обучении иностранному языку (из опыта работы учителя иностранного языка)

Технология дифференцированного и индивидуального обучения на примере УМК, форм работы на уроке иностранного языка и внеклассной работе в школе с углубленным изучением английского языка...

"Реализация независимой оценки качества образовательной деятельности по иностранному языку" Выступление на заседании РМО учителей иностранного языка

В докладе говорится о важности независимой оценки качества ( ЕГЭ, ОГЭ ) и о подготовке выпускников к успешному выполнению раздела "Личное письмо" на экзамене. Прилагается презентация....

Доклад на МО учителей иностранного языка на тему:Здоровьесберегающие технологии при обучении иностранному языку

Данный доклад рассказывает о том,что такое здоровьесберегающие технологии,о формах и способах применениях на уроках иностранного языка....

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Развитие творческих способностей на уроках иностранного языка»

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Развитие творческих способностей на уроках иностранного языка»...

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»...

Выступление на МО учителей иностранных языков Методические аспекты преподавания иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку

Выступление на МО учителей иностранных языков Методические аспекты преподавания иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку...