2010 г. Открытый урок "Работа над художественным образом в произведении Э.Грига "Утро" из симфонической сюиты "Пер Гюнт"
план-конспект урока на тему

Цель урока:  

На примере работы над произведением Э. Грига «Утро» научить способам воссоздания изобразительных эффектов музыкальной ткани. Воспитывать творческую и исполнительскую инициативу. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.

Задачи урока:

  1. Развитие музыкального мышления в процессе активного  музицирования, а также через сравнение, обобщение музыкальных и художественных образов.

        2.   Развитие навыка ансамблевой игры.

  1. Воспитание двигательных (технических) навыков для воплощения живого музыкального образа.

  2. Активизация внутреннего слуха и самоконтроля.

  3. Расширение музыкального кругозора.

  4. Воспитание навыков самостоятельной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2010_stsenariy_uroka_utro_polnyy.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

2010 г.                                                                                                             МОУДОД «НДШИ»

Открытый урок в классе фортепианного ансамбля преподавателя Закутиной О.В.

Тема урока:         

«Работа над художественным образом в произведении Э. Грига «Утро» из симфонической сюиты «Пер Гюнт».

Цель урока:         

На примере работы над произведением Э. Грига «Утро» научить способам воссоздания изобразительных эффектов музыкальной ткани. Воспитывать творческую и исполнительскую инициативу. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.

Задачи урока:

  1. Развитие музыкального мышления в процессе активного  музицирования, а также через сравнение, обобщение музыкальных и художественных образов.
  2. Развитие навыка ансамблевой игры.
  3. Воспитание двигательных (технических) навыков для воплощения живого музыкального образа.
  4. Активизация внутреннего слуха и самоконтроля.
  5. Расширение музыкального кругозора.
  6. Воспитание навыков самостоятельной работы.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.
  • беседа о красоте природы, о том какими звуками можно выразить это на инструменте.
  • прослушивание звукозаписи, просмотр репродукций, чтение стихотворений
  1. Работа над произведением.
  • исполнение учащимися музыкального произведения.
  • работа над звукоизвлечением, динамическим планом,
  • преодоление  техническими трудностями для достижения наиболее яркого музыкального образа.
  1. Обобщение пройденного. Итог урока.

СЦЕНАРИЙ УРОКА

Тема урока: « Работа над художественным образом в произведении Э.Грига «Утро» из симфонической сюиты «Пер Гюнт».

Цель урока: На примере работы над произведением Э.Грига «Утро» научить способам воссоздания изобразительных эффектов музыкальной ткани. Воспитывать творческую и исполнительскую инициативу. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.

                   

Задачи: развитие музыкального мышления в процессе активного  музицирования, а также через сравнение, обобщение музыкальных и художественных образов; развитие навыка ансамблевой игры; воспитание двигательных (технических) навыков для воплощения живого музыкального образа; активизация внутреннего слуха и самоконтроля; расширение музыкального кругозора; воспитание навыков самостоятельной работы.

Музыкальный материал: Э.Григ «Утро» из симфонической сюиты «Пер Гюнт» (видеофрагмент записи симфонического оркестра)

Изобразительный ряд: портрет Э.Грига, репродукции: П.Верещагин «Река Чусовая», И. Иванов «Крым. Алупка», В. Вроблевский «Горный пейзаж».

Литература: Гаврюшкин А.Е. «Было утро. Заря занималась», Б. Бьёрнсон «С добрым утром», Детская энциклопедия «Я познаю мир» - « Музыка» - М. 2000 г.

ХОД УРОКА

I. Организационные моменты.

II. Изучение нового материала.

а) Как музыкальными звуками нарисовать картину природы?

Учитель (свободная беседа): С чего начинается день? День каждого человека? В чем особенность этого времени суток?

Дети:         С утра. Все просыпаются, идут на работу.

Учитель: Начинается новый день и люди отправляются на работу, мы с вами идем в школу. Это утро человека.

А в природе, как ведут себя деревья, солнце, трава? Предлагаю, мысленно каждому вернуться назад в утро. Расскажите о том, что удалось вам увидеть сегодня, пока вы шли в школу. Нарисуем словами картину под названием «Утро».

Дети:         Природа просыпается, поднимается солнышко, согревает землю, цветы и трава тянутся к солнышку…

Учитель: Картину «Утро» вы нарисовали и в этом нам помогли слова. А теперь я предлагаю обратиться к звукам музыкальным и создать с их помощью ту же самую картину. Изобразим звуками музыки наше утро.

Найдем голос неба, земли, солнца, пения птиц, деревьев, осенних травинок, которые хотят погреться под теплыми лучами солнышка.

( играют полностью произведение)

Учитель: Ваше исполнение помогло оживить нашу словесную картину. Мы не только смогли ее представить, но и почувствовать, увидеть изнутри.

б) Что помогает музыке создать зримую картину природы?

Учитель: Послушаем в записи, как исполняет «Утро» Э.Грига симфонический оркестр.

(слушаем, смотрим видеозапись)

Дети:         Мелодия постепенно поднимающегося солнца, т.е. музыка нам сразу открыла огромное пространство, как в высоту, так и в ширину…

Дети высказывают свои суждения в свободной форме. Важно чтобы они строили свои рассуждения доказательно, опираясь на звучание музыки.

Учитель: Так вот увидел утро Э.Григ, сразу объемно, в этом его особенность как композитора, видеть мир объемно.

         

III. Работа над произведением:

Учитель: Сегодня, мы с вами поработаем над образностью в произведении норвежского композитора Эдварда Грига.

(показываю портрет композитора)

Итак, «Утро» из музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт».

(читаю стихотворение)

«Утро»   Гаврюшкин Александр Евгеньевич  1953 г.

Было утро. Заря занималась.

Над рекой голубел небосвод.

И навстречу заре устремлялось

Синей лентой течение вод.

На обрыве над самой рекою

Седоглавый свидетель веков,

Монастырь, освещённый зарёю,

Поднял стаю своих куполов.

Вот и солнце поднялось, сверкая,

Светом ярким облив облака;

И от бликов совсем золотая,

Засверкала вдруг ярко река.

Солнце быстро своими лучами

Разогнало холодный туман,

И с земли, разорвавшись кусками,

Он упал в голубой океан.

Утро! Утро! Земля ликовала:

Лёгкий ветер листвою играл;

Всё кругом уже жить начинало.

Новый день над землёю вставал.

Учитель:         А как вы представляете себе, как встает солнце?

Дети:         В тишине природы зарождается лучик солнышка – светлый, тонкий. Сквозь утреннюю дымку постепенно светает, встает солнце.

Дети:         Природа просыпается, солнце согревает землю.

Учитель:         Когда вы играете произведение, то какое время года представляете?

Дети:         Весну, лето.

Учитель:        Произведение написано в позапрошлом веке, когда не было техники: поездов, самолетов. Кругом было тихо. И вот, сейчас вы, должны нам показать, как это происходит в музыке.

С помощью каких  музыкальных средств мы добиваемся нежного, ласкового исполнения?

Дети:         Пиано, нежного легато, с помощью педали, ласкового прикосновения.

Учитель:        Представьте, какое должно быть туше: прикосновение к клавишам, сначала должно быть мягким и бережным (как в тумане), и постепенно звучность должна светлеть. Пальцевая артикуляция постепенно становится все более отчетливой, произношение – светлым и ярким. Все украшения старайтесь играть так, чтобы нам наглядно представилось пение (щебет) птиц. Кульминацию покажите так, чтобы мы поняли, что все вокруг проснулось. Играйте ее как гимн солнцу. Играйте ярко и вдохновенно. С полным погружением в клавиатуру. Но форте не должно быть резким, оно должно быть глубоким, сочным. И ещё хочу обратить ваше внимание на конец произведения. Торжество окончено, тихо и нежно играем заключение, но уже без тумана – светло и нежно. Природа проснулась.

Пожалуйста, девочки, попытайтесь изобразить восход солнца.

(играют произведение полностью)

Учитель: Девочки, мне очень понравилось ваше начало, все было хорошо прослушано и сыграно в характере. Но кульминация меня не очень убедила, где тот подъем, восторг от восхода солнца, гимн солнцу?

Учитель: Я хочу, чтобы вы сыграли не хуже, постарайтесь сыграть фрагмент кульминации с ощущением радости, убедительно.

Пожалуйста, с цифры № 5 («Восход солнца»)

(играют фрагмент)

Учитель:        Замечания по игре: погружаемся мягко, басы на два форте,                   представляйте рассвет.

Спасибо, постарались. Но дома: Тоня – поработай над качеством                   проведения темы на форте, чтобы это было сыграно сочно и не грубо и                   поучи отдельно пассажи. Вика – твоя задача дома поиграть аккорды                   хорошим погружением в клавиатуру с ощущением веса рук.

Представляй звучание оркестра, добивайся бархатного звучания.

Учитель:        И ещё, девочки, я бы хотела обратить ваше внимание на заключение.

        Пожалуйста, с цифры № 9 («Заключение»)

                  Что вы представляете в этом фрагменте?

Дети:        Утренний туман рассеялся, солнце встало, природа проснулась, щебечут   птицы.

Учитель:        Исполняйте этот фрагмент светлее, нежнее. Поубедительнее, изобразите пение птиц, «трели соловья». Тише аккомпанемент.

(играют фрагмент)

Учитель:        Спасибо, я думаю, получилось.

IV. Обобщение пройденного.

             

 Учитель:        Вот у нас и получился музыкальный портрет утра, созданный Эдвардом Григом.

        - Что нового вы узнали на уроке?

        - Какое настроение передает музыка?

        - Что выражает музыка?

        - Какие произведения композитора Эдварда Грига вы знаете?

        - Неправда -  ли, о музыке говорить очень трудно?

        - Что помогает музыке создать зримую картину природы?

        Я думаю, теперь вы имеете представление о том, что хотел сказать своей музыкой Григ. И как нужно добиваться выразительного исполнения

             

     

Преподаватель – Закутина Оксана Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над раскрытием художественного образа в произведении малой формы - пьесе С.Прокофьева "Прогулка"

Активация процессов аналитико - синтетической деятельности учащегося на создание художественного образа....

Открытый урок - концерт класса фортепиано "Художественные образы в произведениях "Детского альбома" Владимира Коровицына."

Знакомство с творчеством В.Коровицына на примере произведений "Детского альбома"...

ВЛИЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НА СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ВЛИЯНИЕ ТехническиХ способностЕЙ студентов колледжа НА созданиЕ художественного образа музыкального произведенияг.о. Самара, ГБОУ СПО Самарский социально-педагогический колледж, Емельянов Владимир Вас...

"Работа над художественным образом музыкального произведения"

Презентация урока фортепиано с учащейся 3 кл фортепианного отделенияТема урока:«Работа над художественным образом  музыкального  произведения»...

Художественные образы в произведениях советских и современных композиторов

Цель урока:     формировать системный подход в работе над инструктивным...

Художественный образ в произведении

Урок -методическая разработка  в5кл...

Открытый урок "Особенности в развитии технических навыков в работе над музыкально - художественным образом в произведении"

В каждом музыкальном произведении есть свои скрытые художественные образы, которые исполнитель должен прочитать в нотном тексте. На примере произведения Гаврилова "Колобок", мы попытались развить и со...