Художественные образы в произведениях советских и современных композиторов
методическая разработка по музыке на тему

Цель урока:     формировать системный подход в работе над инструктивным

                             материалом.

Форма урока:   урок-практикум

Задачи:    

·        Образовательные:   

- закреплять теоретические знания (музыкальная терминология, аппликатурный принцип, средства муз. выразительности);

-    закреплять пианистические навыки.

·        Развивающие:

-    развивать активный слуховой контроль;

-    развивать внимание и память.

·        Воспитательные:

-    воспитывать   внимательное и бережное отношение к звукоизвлече-

     нию;

-    поддерживать интерес к занятиям;

-    укреплять связь ученика с педагогом.

 

План урока.

Вступительная часть.

   Формирование развития технических навыков у учащихся необходимо рассматривать неразрывно с художественным образом, с учетом возрастных особенностей детей, их желание заниматься музыкой, а не оттачиванием однообразных технических упражнений, процесс работы над техническими навыками должен быть творческим.

     Активно-двигательная природа моторики детей, гибкость мускулатуры, присущая младшему школьному возрасту, способствует естественному формированию технических навыков, их быстрому закреплению в процессе учебы.

        Урок проводится с учащейся 1 класса Карпуниной Екатериной.

1 раздел:    работа над упражнениями на подкладывание 1 пальца,

                      работа над гаммами и аккордами.

Исполняется ряд упражнений на подкладывание 1 пальца:

Шаг за шагом:   гамма правой рукой 1-2,  1-3,  1-4  пальцами, затем игра левой рукой.  Работа над плавным подкладыванием  1 пальца под ладонь с ощущением веса всей руки в кончике пальца.

Обеззвучивание 1 пальца:  вычленение из звукоряда гаммы звуков, на которые приходится подкладывание. Работа правой и левой руками.

Игра гаммы Ре мажор  различной  артикуляцией  (стаккато, нон легато, легато). Выбор артикуляции предлагается по карточкам.

Игра гаммы нон легато с ощущением свободного погружения «веса руки» в клавишу, слушая ясное звучание (вверх крещендо, вниз диминуэндо). Далее левой рукой..

Далее играется расходящаяся гамма, при этом способ артикуляции исполнения гаммы вновь выбирается по карточкам.

Затем предлагается сыграть гамму певучим легато, мягко погружая руку всем весом в клавишу, не забывая, что рука работает от плеча, представляя пальчики грузными слонами, на ногах у которых мягкие тапочки. Надо добиться  сильного звука, но не грубого, глубокого, но не резкого, а мягкого и благородного.

Упражнение на аккорды:   Аккорд - согласие. Поэтому звуки в аккорде должны звучать слитно, созвучно друг с другом.  Аккорды играются разными динамическими оттенками. Повторяются динамические оттенки, опять выбирая карточки (на карточке с  форте дети в хоре поют активно, хорошо открывают рот, поют громко, берут хорошее активное дыхание – также наша рука будет хорошо дышать, пальчики активные. На карточке хор поет немного тише - мэццо форте – и дирижер своими спокойными движениями рук передает, что петь нужно тише, дыхание брать более спокойное. На карточке с пиано хор поет тихо, движение рук дирижера спокойное). Первое упр. предлагается сыграть на пиано, при этом слушая, чтобы звуки звучали слитно, созвучно, как поющие в хоре, а рука будет дышать спокойно. (Какое ты сыграла трезвучие? Тоническое)

Какая функция у следующего аккорда, который ты будешь играть?   (S). И сыграем мы его на  mf.

Какая функция у следующего аккорда?  (D). Играть его мы будем на  f.   

Далее играются аккорды еще раз свободным движением рук от плеча с ощущением веса всей руки.

2 раздел:   работа над этюдами.

К.Черни. Этюд  G-dur.  Работа отдельно каждой рукой. Предлагается сыграть этюд правой рукой, при этом левую руку играю я, далее мы меняемся руками. Далее играем двумя руками, темп берем более сдержанный и все время думаем быстрее наших пальцев.

Э.Юдина. Этюд D-dur.  Этюд на двойные ноты. Работа в медленном темпе , разными оттенками, разными штрихами (на нон легато и на легато), слушая синхронность интервалов, продолжается работа отд.к.рукой с преподавателем.

Домашнее задание: в работе над этюдами применить формы работы, которые проводились в классе. Закрепление.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx15.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цели урока:

  • развивать творческие способности учащегося;
  • активизировать, стимулировать, направлять процесс мышления учащегося;
  • развивать умение слушать музыку в своем исполнении и исполнении педагога;
  • способствовать формированию у учащегося положительной мотивации, стойкого интереса к процессу обучения;
  • раскрытие   художественного   образа  в фортепианных произведениях.

Задачи урока:

      Образовательные:

  • выработать потребность в постоянном общении с музыкой;
  • формировать стремление к творческому поиску в процессе работы над музыкальными произведениями.
  • привить учащемуся навыки передачи содержания музыки в соответствии с авторским замыслом.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной и общей культуре;
  • научить видеть мир целостными художественными образами;
  • воспитывать исполнительскую волю, преодоление сценического волнения.

Развивающие:

  • при помощи образного восприятия музыки, посредством штрихов, терминов, осознания лада, гармонии, темпа, фразировки и динамики – раскрыть художественные образы исполняемых на фортепиано пьес советских композиторов;
  • подвести учащегося к осознанию, что для воплощения замысла композитора необходимо обладать технической свободой пианистического аппарата;
  • расширять кругозор учащегося;
  • развивать память, внимание, мышление, моторику рук.

План урока:

  • вступительная часть
  • прослушивание и работа над произведениями С.Слонимского и И.Парфенова.

        «Художник – этот тот, для кого мир прозрачен, кто обладает взглядом ребёнка,

         но    в   этом   взгляде   светится    сознание    взрослого    человека».      (А.Блок)

        На сегодняшнем открытом уроке мы представим работу над созданием художественных образов в произведениях С.Слонимского «Мультфильм с приключениями»   и   И.Парфенова    «В весеннем лесу». Эти композиторы и их произведения стали героями тематических вечеров, на которых учащиеся готовят информацию и с удовольствием играют пьесы, сочинённые авторами. Можно с уверенностью сказать: успех каждого такого мероприятия – потрясающий. Дети не только с большим удовольствием ищут информацию о композиторах, разучивают современную музыку, но подбирают к произведениям стихи, рисуют музыку, так они её чувствуют.          Почему эта музыка так нравится детям?

        В музыке советских и современных композиторов раскрывается перед нами мир детства – особый мир, близкий нашим детям, в котором нет места серости, унынию и будничности, где живут эмоциональная открытость, бесхитростность, внутренняя приподнятость, мечтательность и детская непосредственность.  Эта музыка  уникальна разнообразием форм и жанров, тем и образов, творческих находок. Язык её чрезвычайно демократичен, доступен и самым маленьким малышам и подросткам.

        С.Слонимский. «Мультфильм с приключениями».

       Заранее предлагается учащемуся придумать сюжет к пьесе, нарисовав к уроку рисунок. После прослушивания аудио записи пьесы мы вместе с учащимся сравниваем сюжет рисунка с характером музыки.

       Далее эта пьеса звучит в исполнении  Артёма. По окончании проигрывания мы анализируем прослушанное произведение, выясняя наши недостатки и удачно сыгранные места.

  • прорабатываются технически трудные места разными способами;
  • проводится работа над динамикой, способствующей созданию данных образов и сюжета, выясняется фразировка разных эпизодов, характеризующая героев сюжета пьесы;
  • отработка свободы, пластичности рук, независимостью работы пальцев в пассажах;
  • работа отдельно каждой рукой над аккомпанементом и мелодией по фразам, предложениям, частям.

По окончании проведённой работы в классе предлагается ещё раз сыграть данное произведение, стараясь воплотить образы героев в звучании инструмента, добиваясь целостности произведения, свободы рук, корпуса при исполнении этой музыки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над раскрытием художественного образа в произведении малой формы - пьесе С.Прокофьева "Прогулка"

Активация процессов аналитико - синтетической деятельности учащегося на создание художественного образа....

Открытый урок - концерт класса фортепиано "Художественные образы в произведениях "Детского альбома" Владимира Коровицына."

Знакомство с творчеством В.Коровицына на примере произведений "Детского альбома"...

ВЛИЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НА СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ВЛИЯНИЕ ТехническиХ способностЕЙ студентов колледжа НА созданиЕ художественного образа музыкального произведенияг.о. Самара, ГБОУ СПО Самарский социально-педагогический колледж, Емельянов Владимир Вас...

2010 г. Открытый урок "Работа над художественным образом в произведении Э.Грига "Утро" из симфонической сюиты "Пер Гюнт"

Цель урока:   На примере работы над произведением Э. Грига «Утро» научить способам воссоздания изобразительных эффектов музыкальной ткани. Воспитывать творческую и исполнительскую инициативу. Вос...

"Работа над художественным образом музыкального произведения"

Презентация урока фортепиано с учащейся 3 кл фортепианного отделенияТема урока:«Работа над художественным образом  музыкального  произведения»...

Художественный образ в произведении

Урок -методическая разработка  в5кл...

Проект "Галерея художественных образов в произведениях Н.В.Гоголя"

Изучая произведения Н.В.Гоголя ,учащиеся провели исследовательскую работу.В итоге детьми была выпущена книга ....