Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе "В стране Снежной Королевы"
план-конспект занятия по теме

Материал в в форме игры-путешествия с использованием метода моделирования предназначен для логопедов и воспитателей дошкольных учреждений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе детей с ОНР.

            Тимошкина С. Н. – учитель-логопед ГБОУ № 1867

                           « В стране Снежной Королевы»

Цель : Активизация словаря детей по лексическим темам «Дикие животные» и «Зима» , усвоение детьми родственных слов с использованием метода наглядного моделирования.

Коррекционно-образовательные задачи:

- учить детей отвечать на вопросы;

- образовывать и употреблять родственные слова;

- учить  правильно строить полные предложения с союзом потому что;

- закреплять навыки согласования количественного числительного с существительным в роде и числе;

- правильно употреблять в речи притяжательные прилагательные, согласовывать их с существительными в роде и числе;

- способствовать умению находить в тексте родственные слова, выделяя главное слово.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развитие словесно-логического мышления;

- развитие тонкой моторики рук;

- развитие координации речи с движением;

- развитие слухового внимания и памяти.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать у детей интерес к живому слову;

- воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе и к животному миру;

- формирование навыков сотрудничества и доброжелательности.

Оборудование: модель-схема «Звериная семья», предметно-схематические модели «Чьи уши», дидактическая игра «Деревня Смешариков», карточки-схемы дорожек и звериных следов, контурно-пунктирное изображение предполагаемых угощений для зверей, «Волшебная снежинка» со схемами родственных слов, фланелеграф  с формами различной конфигурации, счетные палочки, текст стих-я «Снежная сказка», кукла - королева, дворец, загадки о животных, поощрительные подарки.

Предварительная работа: развитие и обогащение словаря по теме «Семья» и «Звериная семья» с использованием наглядных моделей, рассматривание картин по теме «Дикие животные», составление описательных рассказов о диких животных, работа по составлению сюжетов из геометрических форм на фланелеграфе, проведение игр: «Кто спрятался?», «Какой, какая, какие?», «Чей хвост?», «Чьи уши?», «Кто лишний?», «Кому что надо?»; чтение произведений по данным лексическим темам, работа по образованию родственных слов (лексическая тема «Зима»).

Ход занятия:

Организационный момент.

Логопед: Ребята, вы знаете, что наступила зима, а зима - это время Снежной Королевы. Она позвала нас в гости, потому что ей нужна наша помощь, но чтобы к ней попасть, нам надо выполнить много заданий, пройти много испытаний. Сейчас мы с вами отправимся в сказочный лес.

Дети подходят к столу, на котором фланелеграф с разными геометрическими формами.

Л.: Вот мы и пришли в наш сказочный зимний лес. Вы знаете, что в лесу растет много разных деревьев и сейчас мы их соберем . Владик нам соберет елочку, Маша соберет дерево , а Настя  солнце, облака и снег.

Дети собирают сюжет  леса из геометрических форм на фланелеграфе.

Л.: Молодцы , вы собрали сказочный  лес. Говорят зимою лес полон сказочных чудес, а мы с вами поспешим и на это чудо поглядим . Пришли мы с вами в лес и действительно чудо , потому что нам встретились на пути разные звериные семьи. Мы с вами живем в городе и у каждого есть семья,  где мама, папа и ребенок,  есть братья  и сестры. Давайте посмотрим, кто же нам встретился на пути, когда мы шли по лесу (детям предлагаются модели звериных семей в виде кругов разного размера и цвета ). Чью семью мы встретили первой? Кто в этой семье есть?(круги белого цвета)

Д.: Встретили заячью семью. В ней заяц, зайчиха и зайчонок.

Л.: Чью семью еще мы встретили?(круги оранжевого цвета)

Д.: Мы встретили лисью семью. В ней лис, лисица, лисенок. Аналогично задается вопрос о медвежьей семье по коричневым кругам и аналогичный ответ ребенка.

Л.: Увидели звери гостей в лесу и решили к нам выйти на полянку, но вышли не все . Посмотрите кто к нам вышел( логопед раскладывает на столике большие и средние круги разного цвета)

Д.: Вышли только мамы и папы.

Л.: Да, только папы и мамы, а детеныши попрятались под кустиками, под  елочками, под деревьями. Послушайте, где собрались взрослые звери. Папы собрались под елочкой, мамы собрались под деревом, положите круги правильно, как услышали.

Дети раскладывают круги и проговаривают ответ, где находятся животные.

Л.: Детеныши  попрятались и хотят  с нами поиграть, хотят, чтобы мы их нашли. Мы будем идти по лесу и их искать.  Давайте сначала пойдем к елочке, потом к дереву, потом к кустику, поищем наших зверушек.

Координация речи с движением.

Шагаем  на месте со словами : Мы шли, шли и к елочке пришли.

Л.: Кого увидели под елочкой? ( детям предъявляется предметно-схематическая модель медвежьих ушей)

Д.: Мы увидели медвежат.

Л.: А сколько медвежат всего мы увидели?

Д.: Двое медвежат.

Аналогичная работа ( идем к дереву и к кустику) с предъявлением моделей заячьих и лисьих ушей и определением их количества.

Проблемная ситуация.

Л.: Вот и нашли мы с вами всех детенышей, а теперь посмотрим все ли детеныши, которых мы нашли, вышли к нам на полянку.

Логопед показывает круглую цветную модель-схему, обозначающую детенышей. Дети зрительно определяют количество детенышей и поочередно называют, сколько и кого вышло на полянку.

Д.: Двое медвежат, трое лисят и трое зайчат вышли на полянку. Одного зайчонка нет.

Л.: Ребята, а как вы думаете, почему не вышел один зайчонок?

Д.: Он боится нас или стесняется.

Л.: Да правильно вы сказали, но может он просто не хочет с нами играть. А мы тогда будем играть со всеми остальными,  и с папами , и с мамами, и с детенышами. Игра наша называется «Кого не стало?»

Логопед раскладывает на столике отдельные геометрические формы разного цвета и размера, соответствующие каждому животному. Дети отворачиваются и после счета до 3, повернувшись,  называют кого не стало ( не стало лисенка, не стало медведицы и др.), в зависимости от того кого убрала логопед.

Л.: Как хорошо все поиграли . Насмотрелись мы чудес, жди нас снова в гости зимний лес. Скажем всем зверям до свидания, нам пора идти дальше.

Л.: Ребята, мы прошли с вами сказочный лес и пришли в деревню Смешариков. Давайте посмотрим какие красивые дома в этой деревне, они все разные, но мы не знаем как к ним пройти. Нужно выбрать к каждому домику дорожку.

Логопед предлагает выбрать каждому одну карточку, из предложенных карточек-схем дорожек с геометрическими формами.

Л.: У каждого из вас есть дорожка, подумайте к какому домику она ведет и почему.

Дети по очереди кладут свои дорожки к домикам, объясняя свой выбор.

Д.: Эта дорожка ведет к этому домику, потому что домик круглый и на дорожке тоже круги.

Д.: Эта дорожка ведет к этому домику, потому что домик треугольный и на дорожке треугольники.

Аналогичное объяснение выбора дорожки для  квадратного

домика.

Л.: Молодцы, вы правильно подобрали дорожки и нашли домики, но мы не знаем кто в домиках живет. На снегу остаются следы, они нам помогут. Возьмите каждый себе дорожку со следами и послушайте загадку о том, кто живет в первом домике (логопед раздает карточки-схемы со следами и загадывает загадку)

- Он мохнатый и большой, спит в берлоге он зимой.

Д.: Это медведь. Медвежьи следы ведут к домику.

Л.: Посмотрим, кто же здесь живет ( приподнимает домик, а ребенок берет фигурку животного и ставит ее около домика). Правильно, в этом домике  живет медведь. Следующая загадка.

- Он, как елка, весь в иголках.

Д.: Это ежик, и следы ежиные ( из-под домика берет фигурку и ставит около домика).

Л.: Правильно. Кто же в последнем домике живет?

- Ест лишайник, мох зеленый, любит снежные луга,

  Словно царскую корону, носит он свои рога.

Д.: Это лось, и лосиные следы ведут к домику (из-под домика берет фигурку лося и ставит к домику).

Л.: Замечательно, значит на дорожках  у нас медвежьи, ежиные и лосиные следы. Все звери вышли и будут с нами играть. Вы сейчас наденете на пальчики фигурки и будете соревноваться.

Развитие тонкой моторики рук.

 Игра «Кто быстрее добежит до домика».

Дети по команде пальчиками бегут по столу до домиков. Игра повторяется несколько раз.

Л.: Я вижу , что вы все молодцы , все физкультурой занимаетесь. А сейчас посмотрите, что нам оставила Снежная Королева. Это волшебная книга с заданием для нас. Мы пришли в гости, и нам надо дать угощение жителям деревни. Каждый из вас будет доставать из книги угощение, говорить что это и кому мы это дадим ( в книге лежат карточки с контурно-пунктирным изображением предполагаемых угощений).

Д.: Это ягоды. Мы дадим их медведю, потому что медведь любит ягоды.

Д.: Это трава. Мы дадим ее лосю, потому что лось ест траву.

Аналогичная работа проводится со всеми карточками(4 шт.) из книги.

Л.: Вот мы и угостили всех жителей деревни, а теперь пора идти дальше, у нас еще есть трудные задания. Попрощаемся  со зверями, скажем им до свидания.

Л.: Наконец- то мы добрались до царства  Снежной Королевы. Мы прошли сказочный лес, были в деревне Смешариков, встретили много разных животных. Давайте вспомним, кого мы видели.

Динамическая пауза.

«Покажи , кого назову» - логопед называет животное, а дети его изображают( лось-руки скрещены над головой с растопыренными пальцами; лиса-виляют рукой за спиной, как хвостом и т. д.), показ 8 зверей.

Л.: Ребята, садитесь пожалуйста за столы. Чтобы к нам вышла Снежная Королева, нам надо выполнить еще задания, которые она оставила. Послушайте внимательно текст стихотворения «Снежная сказка», его написал автор Погореловский:

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки,

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лед снегурки.

А вокруг в снега одет

Весь простор безбрежный.

Чем не сказка белый свет-

Снежный, снежный, снежный.

Л.: В этом стихотворении много снежных слов. Главное слово –это слово снег, остальные слова –родственники. Какие снежные слова вы услышали в стихотворении ( дети перечисляют слова, при затруднении помощь логопеда).

Детям предлагается послушать стихотворение еще раз и каждое «снежное» слово, услышанное ребенком, обозначить счетной палочкой. Далее палочки подсчитываются и определяется самый внимательный.

Логопед  делает вывод: Главное слово – снег, от него образованы все остальные слова (перечисляются слова из стих-я) – это слова родственники.

Л.: Ребята, мы хорошо справились со всеми заданиями, но осталось последнее . У Снежной Королевы распалась ее волшебная снежинка, нам надо ее собрать снежными словами. Королева оставила карточки-подсказки, они должны нам помочь(карточки-схемы родственных слов от слова  снег- снегурочка,  снегирь, снежки,  снегокат,  снегопад, подснежник, заснеженный, снеговик).

Дети подходят по очереди к столу, выбирают карточку-схему, называют слово и прикрепляют по кругу к снежинке на доске.

Л.: Посмотрите ребята, как много снежных слов мы назвали и собрали волшебную снежинку. А главное слово –это слово снег( на снежинке открывается серединка, где написано слово снег), остальные  все слова родственники ( перечисляются  прикрепленные карточки-схемы слов).

Логопед выносит из-за макета дворца куклу-королеву: « Снежная Королева говорит  вам спасибо за то, что вы помогли ей собрать ее волшебную снежинку и теперь зима будет снежная, вы будете кататься на …?»

Д.: Лыжах, коньках , санках и снегокатах.

Заключительная часть.

От имени Снежной Королевы детям дарятся поощрительные подарки.  Дети уходят, попрощавшись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме "Транспорт": "Как купить машину".

Конспект занятия  по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи  в подготовительной группе для детей с ОНР по...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на тему: "Овощи"

В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий все стороны речи и внимание детей при изуче...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей логопедической группе: "Предлог из"

Данное занятие направлено на формирование у детей умения правильно употреблять предлог из с существительными в родительном падеже....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей логопедической группы на тему «Дикие животные»

Занятие направлено на закрепление знаний детей о диких животных наших лесов, обогащение словарного запаса, развитие навыков словообразования, составления предложений и описательных рассказов....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Осень»

В данном конспекте представлено подгрупповое занятие по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Занятие проводится по лексическо...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи «Домашние животные и их детеныши. Пересказ по опорным картинкам»

Цель: Закрепление и расширение знаний детей о домашних животных и их детенышей. Пересказ текста "Найда и щенята" по опорным картинкам....