Математический поединок «Долой скуку!»
методическая разработка по теме

Антонова Татьяна Викторовна

Сценарий математического вечера для 9-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vecher_matematiki_2012.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Математический поединок «Долой скуку!»

А мы шутки и смех оставляем вам всем,

                                                                                       А мы скуку и грусть отменяем совсем.

Цели: развивать интуицию, догадку, эрудицию; пробудить математическую любознательность и инициативу; воспитывать культуру математического мышления; развивать устойчивый интерес к математике; прививать навыки самостоятельного решения задач.

Под музыку «Полонез» на сцену выходят царица – Математика и придворный Рыцарь

Рыцарь:

О, математика, земная, гордись прекрасная собой.

Ты всем наукам мать родная  и дорожат  они тобой.

Строга, логична, величава, стройна в полете как стрела.

Твоя немеркнущая слава в веках  бессмертье обрела.

Я славлю  разум  человека, дела  его волшебных рук,

Надежду  нынешнего века, царицу всех земных наук.

Царица:

Сегодня, друзья, мы будем с вами

Царицу наук восхвалять.

Так можем гордо и по праву

Мы математику назвать.

Рыцарь:

Среди наук из всех главнейших

Важнейшая всего одна.

Она сложна среди простейших,

Для упрощения дана.

Царица:

Добрый вечер, участники конкурса и дорогие гости!

Сегодня у нас с вами необычный праздник. Его нет в календаре, но для нашей школы он стал традиционным. Этот праздник посвящен математике - одной из важных наук. Сегодня вы пришли на этот поединок, чтобы отдохнуть, бросить вызов своим мечтам. Рискнуть, решить и  победить.

Рыцарь: Эта встреча позволит вам посмотреть на серьёзные науки: математику, физику и информатику немного другим взглядом, узнать их с другой стороны.

Царица: Мы пригласили вас на  дружескую «дуэль» команд 7-11 классов.

Рыцарь: Каждой команде придётся показать свои прочные знания, смекалку и острый ум, свою любовь к математике.

Царица: Надеемся, что и зрителям будет интересно не только  следить за  увлекательной борьбой, но и самим, активным  участием в конкурсах доказать искреннее отношение к царице наук.

Рыцарь: За ходом математического поединка будет следить, и оценивать его, самые уважаемые и просвещенные люди в нашей школе:

Представляем вам очень строгое, но справедливое жюри:

Царица: А теперь настала очередь познакомиться и с командами-участницами. В их арсенале гибкий ум, острота мышления, напористость, трудолюбие, прочные знания и конечно их многочисленные таланты.

Перед вами первая команда!

(Ребята идут друг за другом, маршируя и считая свои шаги, при этом команда не может называть нечетные числа, а вместо них и чисел кратных 3, они должны сделать прыжок и хлопок одновременно).

Настала очередь второй команды!

(Ребята идут друг за другом, маршируя и считая свои шаги, при этом команда не может называть четные числа, а вместо них и чисел кратных 4, они должны сделать прыжок и хлопок одновременно).

Команды благополучно добрались до сцены.

Рыцарь: И как  всегда перед поединком в присутствии царицы Математики, совета старейшин и всей собравшейся общественности

Мы представим вам команды.  

Их сегодня будет две.

Громкий гул аплодисментов

Пусть раздастся в тишине.

Для чтения клятвы капитанам выйти к микрофонам. Капитаны выходят, встают на одно колено, Царица – Математика кладем меч им на плечи, и зачитывает текст клятвы.

Клятва:

Мы, члены математических команд-2012,

Клянёмся честно и справедливо

Бороться за победу в поединке.

И если мы нарушим эту клятву,

Пусть нас извлечёт кубический корень

И подвесит интеграл.

 КЛЯНЁМСЯ!!! КЛЯНЁМСЯ!!! КЛЯНЁМСЯ!!!

Конкурс №1.

Домашнее задание: «Представление»

Рыцарь: Начинаем первый конкурс.

Каждая команда получила домашнее задание: придумать название команды и охарактеризовать ее с помощью математических терминов, не забыв при этом и о Царице - Математике и ее достоинствах. Представят свои  команды и их творчество капитаны.

Царица: Итак, с характеристикой своих друзей нас знакомит: капитан первой команды. Прошу помощника записать названия команды.

 Слово представляется капитану второй команды.

 Прошу команды предоставить в письменном виде членам жюри ваши представления.

Царица: Математики тропинки

Приглашают  всех нас в путь.

И смекалку и смешинки

Взять с  собою не забудь.

Конкурс №2.

Рыцарь: Чтобы встреча прошлавесело, красиво, празднично, без травм и перегрева головного мозга, участникам предлагается небольшая разминка: «Разминка для головы».

Вопросы для первой команды:

1.Какой математический знак напоминает движение губ верблюда, когда он жует? ( ∞)

2.Рыба веси 8кг плюс  половина ее собственного веса. Сколько весит рыба? (16кг)

3.Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? (лучи)

4.Если бы осьминоги могли считать, то какой системой счисления они, скорее всего, считали? (восьмеричной)

5.Что такое «подмышка» для компьютерщика? (коврик для мышки)

6.Что отличает один поезд от другого с точки зрения математики? (номер)

7.Три в квадрате равно девяти, четыре в квадрате равно четырнадцати, чему равен угол в квадрате? (90о)

8.Какими единицами массы можно расплачиваться за покупки? (фунтами)

Вопросы для второй  команды:

1.Какая геометрическая фигура нужна для наказания детей? (угол)

2. Лифт поднимается с первого этажа на третий за 6 секунд. За сколько секунд он поднимется с первого на пятый? (12с)

3.Какая система счисления используется в компьютере? (двоичная)

4.Что такое абак? (счеты)

5.Первая женщина математик? (Софья Ковалевская)

6.Расстрельное число-это…? (десятка)

7.Количество слез, какого животного служит мерой длины? (кота)

8.Какая домашняя птица хорошо знает  и часто называет единицу земельной площади? (гусь-га)

Царица: Какая гибкость ума! А какие стройные определения и высказывания.

Конкурс №3.

Танец - «Математические узоры»

Рыцарь: Это еще что, посмотрим, как Вы удивитесь, когда увидите танцевальную программу каждой труппы. Каждый математик должен быть в душе поэтом, чувствовать гармонию звуков, музыку движений.

Царица: Танцоры на сцену. Танец - «Математические узоры».

Командам предлагается исполнить танец по схеме (см. Презентацию)

Конкурс №4.

Рыцарь: Внимание!Внимание!

Сегодня мы приготовили для вас сюрприз! Сеанс компьютерной связи и взгляд сквозь тысячелетия. Вы станете свидетелями всего самого невероятного.

Конкурс называется «Черный ящик»

 В конкурсе принимает участие вся команда. В черном ящике находится какой-то предмет. Задача команды – угадать, что это за предмет, используя мои подсказки. Возможно, что на каком-то этапе вы будете менять  своё мнение. Учтите, что если вы измените, своё мнение на неправильное, то правильный ответ засчитан не будет. При увеличении порядкового номера подсказки количество баллов за правильный ответ будет соответственно уменьшаться.

Царица: Ой! Как это все сложно! Голова пошла кругом.

Рыцарь: А что будет с Вами, когда Вы увидите следующее состязание. Объявляю конкурс «Заморочки из бочки». Недаром говорят, что мышление начинается с удивления.

Конкурс №5.

«Заморочки из бочки»

Заморочка №1.     4 кошки и 3 котенка весят 15 кг, а  3 кошки и 4  котенка весят 13 кг. Сколько весит 1 кошка и 1 котенок? (3 кг и 1 кг)

Заморочка №2.     У Коли и Саши было поровну тетрадей. Коля дал Саше 26 тетрадей. На сколько больше тетрадей стало у Саши. (на 52)

Заморочка №3.      Два лесоруба работали в лесу. Решили на обед сварить кашу. Первый высыпал в кастрюлю 2 стакана крупы, а второй 1 стакан. Как только каша была готова, к ним пришел голодный охотник. Разделили кашу поровну и каждый съел свою долю. Охотник после обеда нашел в кармане 6 рублей и сказал: «Не обессудьте братцы, больше при себе ничего нет. Поделитесь по справедливости». Как должны поделить деньги лесорубы?

(1-й    6 руб, а 2-й    0 руб)

Заморочка №4.      Турист проехал расстояние между городами на лошади за 20 часов. За сколько часов проедет расстояние в 7 раз большее, если его скорость в 4 раза больше скорости лошади? (35 часов)

Заморочка №5.      Однажды в магазине мальчик купил 6 ручек, несколько тетрадей по 3 рубля и 3 карандаша. Продавец выписала чек на 52 рубля. «Вы ошиблись»,- сказал мальчик, как только взглянул на чек. Проверка показала, что мальчик был прав. Продавец удивился, как мальчик не подсчитав денег, заметил ошибку. Скажите как мальчик заметил ошибку. (сумма должна быть кратна трём)

Заморочка №6.      Есть две сковороды. На каждой помещается 1 блин. Надо пожарить 3 блина с двух сторон. Каждая сторона жарится 1 минуту. За какое наименьшее время можно это сделать? (3 мин)

После такого сложного испытания  командам  просто необходимо дать время отдохнуть, успокоится, и прийти в себя.

Рыцарь: Вся ответственность за следующий конкурс ляжет на плечи болельщиков. Итак, конкурс - «Устами младенца»

Конкурс №6.

«Устами младенца» (снят видео клип с участием 1-го класса)

Для болельщиков 1-й команды.

    а) Это такая штука, в которой что-то не знаешь, а потом вдруг узнаешь, если захочешь это сделать - и сделаешь.        

      б) Иногда с ними решают задачи. Я не люблю их решать, потому что плохо умею это.

     в) Не знаю, есть ли у него листья и стебли, но корни у него есть.  Может один, а может больше. И только у некоторых нет и корней.

    г) Во 2-м классе они - простые, в 7-м - линейные, в 8-м — квадратные, а  в 10-м - тригонометрические.

[Уравнения.]

Для болельщиков 2-й команды.

а) Она названа по фамилии ученого. Ученый этот известный, его знают даже те, кто ее еще не изучал.

б) В ней говорится про фигуру одну, которую тоже все знают с детства, а потом снова в школе ее изучают.  И мы узнаем из нее о сторонах этой фигуры.

 в) Ее нужно доказывать. А зачем? Ведь он ее доказал уже  давним - давно.

г) А над самим ученым часто смеются, говорят, что у него штаны — во все стороны равны.

[Теорема Пифагора.]

Для болельщиков 1-й команды.

а) Это такая геометрическая фигура, интересная, красивая, у которой нет. начала и нет конца.

б) Эта фигура используется и применяется везде: в быту, в технике, в архитектуре и других отраслях.

в) Сначала в школе изучают ее, а потом его, т. е. ту фигуру, о которой идет речь. Если пойдешь по нему, то говорят, сколько бы ни шел, все равно придешь туда же, откуда ушел.

г) А еще можно его увидеть на кораблях, катерах, пароходах. Он там называется. спасательным. [Круг.]

Для болельщиков 2-й команды.

 а) Это такая кривая, уходящая с бесконечность.

 б) Если взять нитку или веревку двумя руками так, чтобы они провисли, то тоже, в общем-то, ее получим.

  в) Люди давно ее знают и используют, когда подковывают лошадей. Ведь подкова - тоже ее часть.

  г) А вообще-то, эта красивая кривая — график одной из функций, а точнее сказать - квадратичной функции. [Парабола.]

Царица: Какие умные детки, и это только 1-ый класс.

Рыцарь: Сейчас они разговаривают и их с большим трудом можно понять. А вот что происходило с родителями юных математиков, когда они еще не умели разговаривать предстоит узнать в следующем конкурсе.

Конкурс №7.

«Крокодил»

Термины

1 команда

2 команда

ромб

трапеция

плоскость

угол

вписанный угол

градус

циркуль

рулетка

внешний угол треугольника

центральный угол

вектор

система координат

линейка

транспортир

диаметр

радиус

луч

высота

координаты точки

координатная прямая

биссектриса

дуга

центр

круг

чертеж

график

цилиндр

тела вращения

объем

площадь

Теоремы

1 команда

2 команда

   В равнобедренном треугольнике углы при основании равны.

   В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

   Если две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны.

   Если при пересечении двух прямых секущей накрест лежащие углы равны, то прямые параллельны.

   Сумма углов треугольника равна 180 градусам.

   В треугольнике против большей стороны лежит больший угол.

   В прямоугольном треугольнике против угла в 30 градусов лежит катет равный половине гипотенузы.

   Если три стороны одного треугольника соответственно равны трем сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны.

Конкурс №8 . Прочитать цифровые стихи

Царица:Нельзя быть настоящим математиком, не будучи немного поэтом.

Как в жизни нашей каждый день единствен,

Великолепен, положителен, таинствен.

Так слово и число едины в мирозданье,

Что их роднит, объединяет в вечность?

Пушкин                         Маяковский               Считалка

17 30 48                          1 46 38 1                        2 12 46

140 10 01                        116 14 20!                      48 3 06

126 138                           15 14 21                          33 1 102

140 3 501                        14 0    17                         8 30 32

Конкурс №9. «Запомни таинственное Число П»

Царица: Часто говорят, что цифры управляют миром; по крайней мере, нет сомнения в том, что цифры показывают, как он управляется.

Рыцарь: С этим трудно не согласиться, если хоть немного знаешь о числе П.

(Командам предлагается за 10 секунд запомнить как можно больше цифр из числа П.)

Конкурс №10. «Будь внимательным!»

Найти в таблице 7 математических слов (асимптота, касательная, уравнение, хорда, тангенс, октаэдр, парабола).

З

Н

Р

Т

О

Т

А

С

Т

Е

П

Л

Д

О

Л

П

Ф

Р

К

О

У

Р

А

Ь

А

С

И

М

Х

Е

А

М

Б

С

В

О

М

И

Т

О

О

Ь

С

А

Т

О

Н

Ж

С

Р

А

Д

Р

Г

Э

Л

Е

Р

Е

Р

А

Р

Л

Г

Я

Н

Д

Е

Л

Э

Н

И

П

А

Р

А

Б

Т

Ю

Г

Ь

Г

Н

Е

Т

Е

И

П

О

Л

А

В

Н

А

Я

Т

У

М

Э

Д

Р

Ь

Т

А

Н

Р

И

О

Д

Т

А

И

О

Л

К

Ы

Г

Е

У

Д

Н

К

О

Б

П

М

Ю

Н

Е

Н

Л

З

Б

О

М

Ю

Л

О

Э

Т

У

С

Ш

Э

Конкурс №11.

«Эстафета»

Рыцарь:Пусть сильней кипит борьба,

Острей соревнование.

Успех решает не судьба,

А только наши знания.

1. по 3 человека из каждой команды с завязанными глазами, друг - напортив друга, машут подушками;

2. между ними, дуя на бумагу, пробегают по очереди все члены команды;

3. добежав до стола, каждый пишет  математический термин на бумаге, и проговаривает название, надувая шарик;

4. возвратившись назад, необходимо забросить свой шар в корзину, стоящую на голове у капитана;

В зачет команде идут количество правильно записанных терминов и количество заброшенных шариков.

Конкурс №12. «Найди свою пару»

Царица:

Вы, ребята, все устали.

Много думали, считали.

Отдохнуть уже пора!

Так последний тур «Туфля»!

В середину зала приглашаются 3 девушки и 3 юноши.

 Они садятся на стулья.

По очереди с завязанными глазами ребята из команды должны снять, как можно большее туфель и как можно дальше разнести их  по указанному квадрату.

Другие члены команды должны с завязанными глазами найти  обувь надеть их партнеру и станцевать с ним.

Начинается праздничная дискотека.

Приложение 1.

Конкурс

Критерии

Оценка I к.

Оценка II к.

Конкурс №1.

Домашнее задание: «Представление»

1 балл за каждый термин, 2балла за форму, 2 балла за содержание

Конкурс №2.

«Разминка для головы»

1 балл за каждый ответ

Конкурс №3.

Танец - «Математические узоры»

3 балла: чёткость, дружность, смысл

Конкурс №4.

«Черный ящик»

2 балла: 1 – за вопрос, 1 – за ответ

Конкурс №5.

«Заморочки из бочки»

2 балла за правильный ответ

Конкурс №6.

«Устами младенца»

По условию конкурса

Конкурс №7.

«Крокодил»

1балла за угаданное слово, 2 балла за угаданную теорему

Конкурс №8 .

Прочитать цифровые стихи

1 балл за угаданного автора, 2 балла за выразительное чтение

Конкурс №9 «Запомни таинственное Число П»

1 балла за каждую цифру

Конкурс №10.

«Будь внимательным!»

1 балл за каждое слово

Конкурс №11.

«Эстафета»

1 балл за термин, 2балла за шар

Конкурс №12.

«Найди свою пару»

1 балл за снятие обуви, 1 балл за возвращение обуви, 1 балл за красоту исполнения танца

Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математический поединок - алгебра 7 класс

Урок посвящен закреплению знаний по формулам сокращенного умножения. Учащиеся класса разбиты на команды и каждой команде дается право выбора тактики ответов на полученные ими карточки. Перед началом р...

Дидактическая игра-урок Математический поединок

Дидактическую игру можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые автоматически...

Математический поединок

Вопросы для внеклассной работы...

Дидактическая игра «Математический поединок».

Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые  автомат...

Математический поединок "Долой скуку!"

Математический поединок "Долой скуку!"...

Внеклассное мероприятие "Математический поединок".

Мероприятие рассчитано на учашихся 5-6 классов. Проводится в форме соревнования двух команд. Предварительная подготовка: изготовление эмблем команды. разучивание девиза для представления команд. Предп...

математический поединок по теме "Одночлены и многочлены"

урок алгебры в 7 классе по теме : "одночлены и многочлены"...