Статья "Метод проектов глазами географа"
статья на тему

МАРИНА ВИКТОРОВНА МАЛАХОВА

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.  Проектирование следует рассматривать как универсальное внешкольное умение, что указывает на необходимость формирования культуры проектной деятельности. Под культурой проектной деятельности следует понимать совокупность навыков целеполагания, методов и технологий проектирования, планирования, организации деятельности, диагностики результатов разработки проекта, его реализации, презентации итогов и, наконец, правил оформления проектной документации — вне зависимости от области и специфики ведения проекта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_metod_proektov.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             Малахова Марина Викторовна 

                                                                             Учитель географии СОШ №5

                                   Метод проектов глазами географа

В настоящее время общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

  • ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
  • самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  • грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);
  • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Метод проектов как технология прекрасно решает многие вышеозначенные задачи, именно поэтому его актуальность не снижается уже многие годы. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.  Проектирование следует рассматривать как универсальное внешкольное умение, что указывает на необходимость формирования культуры проектной деятельности. Под культурой проектной деятельности следует понимать совокупность навыков целеполагания, методов и технологий проектирования, планирования, организации деятельности, диагностики результатов разработки проекта, его реализации, презентации итогов и, наконец, правил оформления проектной документации — вне зависимости от области и специфики ведения проекта. Можно сформулировать основные умения, необходимые для формирования культуры проектной деятельности:

  • проблематизация — умение формулировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации или явления;
  • целеполагание — умение формулировать цель деятельности;
  • планирование — умение формулировать задачи, планировать этапы, предполагаемые результаты, сроки, исполнителей и т.д.;
  • анализ результатов и рефлексия — умение анализировать результат выполнения проекта по соответствию цели, умение оценивать результаты решения задачи и т.д.
  • презентация и защита — умение представлять результаты выполненного проекта.

Проектирование помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в образовании, дают возможность осваивать новые способы человеческой деятельности. Таким образом, в результате выполнения проекта повышается мотивация учащихся, развиваются способности к активной практической деятельности, создаются условия для отношений сотрудничества, совместной творческой деятельности учителя и учеников, способствующей демократизации учебно-воспитательного процесса. Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся. Благодаря возможностям исследовательского характера урока, ученик из объекта педагогической деятельности (“меня учат”) превращается в её субъект (“я учусь”).Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна и мне и моим ученикам. С каждым годом все разнообразнее и интереснее становятся их работы. Постепенно они включаются в поисковую деятельность. Учащиеся учатся работать с информацией, собирая материал из различных источников, проявляют свою творческую фантазию. Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требуют работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения. Таким образом, помимо знаний, у детей формируются навыки социального поведения и интереса к другому.

Пример проектной работы в курсе географии

“Создание опорных карт при изучении крупных физико-географических районов России”

“Карта – второй язык географии”. (Н.Н.Баранский)умение читать карту – это повышение интереса к предмету и качеству знаний. Наверное, у каждого учителя свой метод. Есть он и у меня. При этом:

  • углубляется умение работать с текстом учебника, вычленять главное, прослеживать причинно-следственные связи;
  • формируется представление о картографических способах отображения текстового материала;
  • делаются попытки сохранения читаемости карты (трудное для школьников, но обязательное картографическое правило)
  • Грамотность создания опорной карты (ОК) проверяется по ходу изучения темы географическими диктантами или тестами. На итоговом уроке темы – обратная работа: комплексное описание физико-географического района по ОК.
  • карты “фотографируются” в сознании учеников и надолго остаются в памяти.

Метод проектов как никакой другой требует для своей реализации в изучении географии использования компьютерных технологий и электронных образовательных ресурсов.

Для выполнения проектных задач учащиеся должны активно пользоваться компьютерными технологиями (мультимедиа, технология создания слайд - фильмов).

Работа над проектом носит коллективный характер. Учащиеся объединяются в творческие группы по шесть человек. В их распоряжении находятся компьютеры

Каждая группа должна создать какой-либо слайд-фильм. Подготовить наглядный материал: рекламные листовки, визитные карточки и таблицы с графиками. В результате должны быль подготовлены выступления, и созданы слайд-фильмы (презентации) по темам, предложенных проектов.

В создании проекта каждый должен внести свой вклад.

Необходимо, чтобы каждый участник группы чувствовал свою ответственность. Применение метода проектов по географии способствует повышению: во-первых, интереса к географии у учащихся, во-вторых,  положительной оценки проектной деятельности;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект по географии "Влияние погоды на самочувствие людей"

В ходе данного проекта учащиеся провели наблюдение за изменениями погоды и провели опрос окружающих, затем обобщили полученные данные и сделали вывод....

Проект по географии и физике "Водный голод планеты"

За годы существования человечества воды на Земле не стало меньше. Однако резко возрастает потребность людей в воде. Потребляя все больше чистой воды, человек возвращает природе загрязненные...

Проект урока географии в малокомплектной школе. География 8 и 9 класс. Природа регионов России. Особенности населения и хозяйства Архангельской области.

Тема урока географии  в 8 классе "Природа регионов России". 9 класс- "Особенности населения и хозяйства Архангельской области....

Проект по географии «География - основа многих профессий» выполнил ученик 7 класса Казанжи Иван

Вот уже третий год мы изучаем такой предмет как география. В 5 и 6 классах я работал над проектами по этому предмету. Но часто я слышал разговоры о том зачем же нужен нам этот предмет.  Из моего ...

Презентация "Байкал-глазами географа"

В презентации наглядно показываются красивейшие места озера Байкал....

Статья:" Метод проектов глазами географа"

В настоящее время общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Современно...

Школьный проект. Проект по географии.

Материал о проектной деятельности . Совместные проекты с учениками....