Статья "Адаптивная система в обучении географии"
статья на тему

МАРИНА ВИКТОРОВНА МАЛАХОВА

Адаптивный подход - это коллективно-деятельностный способ обучения в условиях взаимной адаптации учителя и учащихся, обеспечивающий:

-адаптацию учащихся к условиям обучения;

-адаптацию к индивидуальным особенностям обучающихся;

-формирование умений самостоятельно учиться (планировать, организовывать, контролировать, оценивать учебную деятельность);

-формирование умения учиться коллективно;

непрерывное управление всеми видами учебной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptivnaya_sistema_v_obuchenii_geografii.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптивная система в обучении географии.

Современное образование предполагает наличие у обучающихся базового образования, которое дает не только знания, но и вырабатывает способность адаптироваться к постоянно меняющейся социальной среде.

АСО рассматривается как способ обучения, который обеспечивает адаптацию к индивидуальным особенностям обучающихся.

Адаптивный подход - это коллективно-деятельностный способ обучения в условиях взаимной адаптации учителя и учащихся, обеспечивающий:

-адаптацию учащихся к условиям обучения;

-адаптацию к индивидуальным особенностям обучающихся;

-формирование умений самостоятельно учиться (планировать, организовывать, контролировать, оценивать учебную деятельность);

-формирование умения учиться коллективно;

непрерывное управление всеми видами учебной деятельности.

Использование элементов АСО при блочно-модульном изучении материала по географии предлагает, прежде всего, переход на структуру урока, включающую:

1.Различные виды активной самостоятельной работы обучающихся.

2.Совмещение самостоятельной работы обучающихся с их индивидуальной работой с учителем.

3.Коллективно-групповую работу обучающихся.

4.Использование самоконтроля и взаимоконтроля.

Каждый этап урока используется учителем для проведения различных видов работы с обучающимися.

На первом этапе учитель работает в групповом режиме: учитель-все учащиеся. Обучающиеся овладевают приемами самостоятельной работы, учатся работать в паре, знакомятся с содержанием и технологией выполнения заданий.

Основное время на уроке отводится самостоятельной работе.

Ученики работают в режиме индивидуальной и групповой работы (ученик-ученик) (ученик-ученик-ученик). Учитель в это время может работать индивидуально с отдельными учащимися по очереди (отключенный контроль).

В процессе проведения самостоятельной работы учащиеся отрабатывают различные умения, творческие виды деятельности:

1.Умение читать в зависимости от цели:

-для углубления и уточнения материала, краткого изложения его в устной или письменной форме;

-чтение дополнительных материалов в журналах, книгах с полной или краткой записью для пересказа, с целью анализа, обобщения, аннотирования;

-самостоятельный выбор и чтение нескольких источников по теме, подготовка выступления, реферирование.

2.Практические умения:

-работать с картами различного содержания, контурными картами;

-умение пользоваться таблицами, словарями, справочниками и т.д.;

-выполнять практические работы.

3.Творческие умения:

-составлять задания для товарищей по группе;

-составлять ключи к заданиям;

-готовить краткие и полные записи для выступления;

-излагать вслух подготовленный материал.

В течение урока учитель управляет самостоятельной работой учащихся, помогает им овладеть отдельными ее приемами, оказывает помощь в случае возникновения трудностей, включается в самостоятельную работу учащихся и, осуществив включенный контроль, может работать с отдельными учащимися индивидуально по очереди, вызывая их к своему столу или подсаживаясь к ним. Индивидуальная работа ведется в полголоса, учитель предлагает каждому ученику посильное для него задание, оказывает индивидуальную помощь и оценивает его продвижение от исходного уровня.

Очень важно для учителя географии овладеть приемами организации устной самостоятельной работы. Такой вид работы успешно может быть проведен в парах.

Статичная пара формируется по желанию учащихся, которые постоянно меняются ролями «ученик-учитель». В паре происходит значительное повышение речевой активности каждого обучающегося. При работе в паре каждый ученик получает возможность говорить, отвечать на вопросы, объяснять, доказывать. При этом, не мешая друг другу, половина класса говорит одновременно! Оценки выставляются учащимися. После взаимооценки учитель может вызвать с места нескольких человек для подтверждения правильности оценки.

Динамичная пара. В динамичной паре могут участвовать 4 человека (2 парты). Учитель дает 4 варианта заданий, вопросов или пунктов плана. Каждый должен опросить каждого и ответить каждому. Каждый, выполняя задание, может фиксировать его письменно. При устном изложении друг другу учащиеся могут пользоваться этими записями. При работе в такой паре важен и обучающий контроль, т.е. в случае затруднений сейчас же оказывается помощь, делаются разъяснения, корректируются ошибки товарищами по группе или учителем (при включенном контроле). В этой работе половина учащихся говорят, остальные целенаправленно слушают. Такой опрос можно проводить на уроках повторения и обобщения.

В вариационной паре обрабатывается разнообразный материал, подготовленный каждым самостоятельно. Например, учащиеся готовят сообщения, доклады на различные темы по дополнительным источникам. При работе своего доклада, пользуясь схемоконспектом, планом для высказывания. Затем идет обмен материалами. Тот, кто выслушал краткое сообщение, имеет возможность познакомиться с полным текстом доклада и подготовиться к краткому изложению его содержания, пользуясь планом. И вот снова обмен  докладами, и так до тех пор, пока не вернется свой доклад. В этих условиях (возможно на семинаре) каждый прослушивает краткое изложение и просматривает все доклады. Такая работа способствует повышению общей информативности учащихся, развивает их умение выступать по схемоконспекту, плану. Ученик на таких занятиях занят разнообразными видами деятельности: говорит, читает, пишет, выполняет упражнения и практические задания и т.д. Вместо устного опроса на уроках географии ученики, пользуясь своими картами, могут отвечать друг другу домашнее задание, учитель в это время может работать у доски индивидуально.

Проработанный самостоятельно новый материал на уроке ученики пересказывают друг другу. И оценки ставят друг другу не за домашние задания, а за результат самостоятельной работы в классе. Домашнее задание в таком случае может носить творческий характер с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

При такой работе задания в классе могут быть дифференцированы, отличаться по объему и трудности. Лекция, семинар, урок-практикум и другие формы уроков могут быть смоделированы с учетом общей структуры обучения при АСО.

Организация и управление самостоятельной работы, ее контроль представляют интересную область поиска для любого творчески работающего учителя.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение - ведущий элемент современной системы развивающего обучения

Проблемное обучение направлено на формирование  мировоззрения учащихся, познавательной мотивации, мыслительных способностей. Проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которо...

Уроки физики в системе развивающего обучения (система Эльконина Давыдова)

Что такое урок физики в системе развивающего обучения? какова его структура? каковы его этапы? каково их содержание? - ответы на эти вопросы уважаемый читатель найдёт в данной статье. ...

Курс дистанционного обучения «Подготовка к олимпиаде по МХК. Музыка» средствами автоматизированной системы управления обучением Moodle для 9-11 классов

Курс разработан по дисциплине «Музыка».1.     Количество часов - 34 часа.2.     Курс называется «Подготовка к олимпиаде по МХК. Музыка» и предназначен для...

статья Развитие творческого мышления и оптимизация учебно-познавательной деятельности студента в системе интегрированного обучения, а также в системе индивидуальной проектной деятельности.

Интеграция является одним из интересных и важных направлений современного образования. Результаты интегрированного обучения проявляется в развитии творческого мышления студентов, что  способствуе...

презентация Развитие творческого мышления и оптимизация учебно-познавательной деятельности студента в системе интегрированного обучения, а также в системе индивидуальной проектной деятельности.

Проблема междисциплинарной интеграции имеет принципиально важное значение как для развития научных основ педагогики, так и для практической деятельности преподавателей. Переход на новые федеральные об...

Авторская методическая разработка.Система географических заданий и упражнений как необходимое условие реализации деятельностного подхода при обучении географии.

В разработке приведены примеры заданий и упражнений для реализации деятельностного подхода в географическом образовании....