Обучение письму в средней школе в свете коммуникативной технологии
статья на тему

Цветкова Ольга Александровна

Данная статья легла в основу доклада о целях и методике обучения продуктивному письму на разных этапах обучения в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели обучения письму в свете коммуникативной технологии в школе

Доклад на секции Цветковой О.А.

Письмо – продуктивная аналитико-синтетическая деятельность, связанная с порождением и фиксацией письменного текста. Письмо как цель обучения предусмотрено в программах школ на всех этапах обучения. В качестве конечных требований выдвигается развитие умений письменно выражать свои мысли, т.е. использовать письмо как средство общения.

По окончании обучения на начальном этапе (II-IV классы) учащиеся должны научиться:

 - поздравлять с праздниками, днем рождения; - правильно писать свое имя, имя адресата, дату и адрес;

- начинать и заканчивать письмо; - использовать печатный текст как основу для составления плана, вопросов и т.д.;

- описывать несложные рисунки в учебнике.

По окончании обучения на среднем этапе (V-VII классы) у учащихся должны быть сформированы умения:

- сообщать зарубежному другу информацию о себе, своей семье, школе, город, о своих интересах и увлечениях;

 - запрашивать информацию о том же у своего адресата;

- написать заметку/письмо в газету или журнал, соблюдая принятые в стране изучаемого языка нормы;

 - сообщать в анкете/формуляре основные сведения личного характера;

- делать рабочие записи после чтения печатного текста (составлять план, выписывать ключевые слова, речевые формулы и др.) с целью их последующего использования в письменном высказывании.

Обучение на старшем этапе (VIII-IX классы) предполагает формирование следующих умений:

- сообщать адресату основную информацию, выражая свое мнение/оценку событий и т.д.;

 - фиксировать письменно основные сведения/фактические данные из прочитанного или прослушанного текста;

 - составлять письменные планы или тезисы устных высказываний;

- логично излагать суть обсуждаемой темы/вопроса в письменном виде.

Основными письменными произведениями учащихся будут: личное подробное письмо другу; письмо в газету или подростковый журнал, логически организованное и правильно оформленное; анкеты/формуляры с целью запроса информации и сообщения сведений личного характера.

 По окончании обучения на профильно-ориентированном уровне (X-XI  классы) учащиеся должны уметь:

 - описывать события, факты, явления;

 - сообщать, запрашивать информацию развернутого плана;

- выражать собственное суждение, мнение;

 - комментировать события и факты, используя в письменном тексте аргументацию и эмоционально-оценочные языковые средства;

- составлять развернутый план или тезисы для устного сообщения;

- создавать вторичные тексты (рефераты, аннотации);

 - фиксировать фактическую информацию при восприятии устного или печатного текста;

 - делать учебные записи, т.е. составлять письмо «самому себе» с целью организации собственной речевой деятельности.

Основными письменными произведениями учащихся будут: личное и официальное письмо, сообщение, сочинение, описание, рецензия, изложение, аннотация, рефераты, проектная и курсовая работы.

На всех этапах обучения развиваются стратегические умения, к основным из которых относятся следующие:

 - использовать текст-образец в качестве информационной и языковой опоры;

 - сверять написанное с образцом;

 - обращаться к справочной литературе и словарям;

- пользоваться перифразой;

- упрощать письменный текст;

- использовать слова-описания общих понятий;

- прибегать к синонимическим заменам;

- связывать свой опыт с опытом партнера по общению.

Какова же методика обучения письму как одной из форм общения?

Во-первых,  это использование разнообразных подготовительных упражнений, которые обучают умениям и навыкам, лежащим в основе письменного высказывания. Подстановочные упражнения формируют механизм построения предложения, умение наполнять его новым языковым материалом. Трансформационные упражнения обучают умению выбирать нужные по значению и форме слова и располагать их в зависимости от синтаксической функции, сжимать и расширять предложения.

При сокращении учащиеся обучаются исключать несущественные, избыточные элементы, а при расширении, наоборот, развивать мысль, содержащуюся в предложении, правильно оформлять расширенную структуру с точки зрения морфологии и синтаксиса, не нарушая логику изложения;

Важно обучить учащихся группировке слов по различным признакам; заполнению пропусков недостающими словами. Такие упражнения имеют два варианта выполнения: полумеханический, когда вставить нужно слова, данные в скобках, и  более творческий, когда подсказка отсутствует. Необходимо научить эквивалентным заменам (лексическим и грамматическим).

С целью обучения конструированию предложений используются следующие виды упражнений:  составление сложносочиненного и сложноподчиненного предложения из двух простых;  описание несложной ситуации с помощью заданных слов и словосочетаний;  образование краткого диалога при опоре на указанные этикетные формулы и речевые намерения (например, представление, приветствие, прощание и т.д.).

Мы обязаны научить вопросно-ответным умениям, которые формируются при помощи упражнений, связанных с переконструированием предложений из повествовательной формы в вопросительную.

Нельзя забывать про выборочный перевод. Переводные подготовительные упражнения предполагают поиск эквивалентных замен в родном и иностранном языке на уровне словосочетаний, предложений и микротекстов. Речь идет здесь в первую очередь о переводе с родного языка на иностранный.

Во-вторых, это использование речевых упражнений (к ним относятся репродуктивные упражнения с использованием формальных опор, репродукция содержания с опорой на текст, продукция с опорой на изобразительную наглядность, продукция с опорой на прежний опыт).

Отличительной чертой речевых упражнений является направленность внимания на содержание письменного высказывания, включающего в себя комплекс различных трудностей, характерных для данной формы общения.

Речевые письменные упражнения можно условно разделить на ряд групп с учетом сложности содержания, объема текста, характера опор и роли творчества при их выполнении:

 - репродукция с использованием формальных опор (ключевых слов, речевых формул, заголовков/подзаголовков, образцов из учебника, таблиц);

 - репродукция содержания с опорой на текст: - продукция с опорой на изобразительную наглядность;

 - продукция с опорой на прежний речевой и жизненный опыт (на однажды увиденное или прочитанное).

 В-третьих, практика написания изложений. Изложения делятся на три вида: развернутые, сжатые, свободные.

Развернутое, или близкое к тексту, изложение является одним из эффективных средств развития письменной речи, хотя и носит менее творческий характер по сравнению с другими видами изложений. Используя в изложении слова и обороты, данные в тексте, учащиеся закрепляют уже знакомые слова и усваивают новые лексические и фразеологические  единицы. Для развернутого, или близкого к тексту, изложения предпочтительны образцы повествовательного или описательного характера, задача которых сводится к объективной и точной передаче фактов.

Сжатое изложение связано с умением выделять в тексте главное и исключать второстепенное, что требует одновременной концентрации внимания на содержании текста и его формы. Для сжатого изложения предпочтительны тексты, отличающиеся определенной субъективностью и эмоциональностью, обладающие возможностями сокращения (т.е. имеют второстепенные эпизоды и детали, сходные явления, синонимические языковые средства и т.д.). Сокращая текст, учащийся работает творчески. Он стремится найти синонимические замены, иногда видоизменяет структуру и композицию текста, не отступая от темы и основной мысли первичного текста.

Свободное изложение связано не только с передачей языковой стороны текста, но и с определенной модификацией его содержания. Для свободного изложения предпочтительны тексты, отличающиеся определенной субъективностью и эмоциональностью, если эти тексты легко продолжить, расширить или видоизменить.

В-четвёртых, на профильном уровне обучаем  реферированию и аннотированию. Обязательное требование для реферата – ясное и точное воспроизведение содержания первичного текста. Основные функции реферата: - поисковая; - коммуникативная; - частично оценочная. В структуре реферата принято выделять три основные части:

 - заголовочная, которая включает в себя заглавие реферата (название статьи, журнала), фамилию автора, место, время и условия проведения работы/исследования;

- собственно реферативная, которая является основной и отражает основное содержание первичного текста;

- справочная, содержащая дополнительные сведения: описание иллюстраций, схем и таблиц, притекстовую библиографию, ссылки на дополнительную литературу и т.д.

К отличительным чертам аннотации относятся обобщенность, лаконичность изложения, небольшой объем, оценочная направленность и монотемность содержания. Аннотация выполняет 3 основные функции: - информативно-познавательную; - оценочную; - побудительно-рекомендательную.

Реферированию и аннотированию предшествуют следующие упражнения: - выписывание из текста указанных фактов (терминов, клише, ключевых слов, синонимических оборотов и т.д.);

 - нахождение в тексте фактографической или оценочной информации; - составление списка проблем, затронутых в тексте;

- комментирование цифровых данных, реалий или имен собственных, содержащихся в тексте; - письменный пересказ текста;

- группировка материала, например, выделение ключевой и второстепенной информации (дополнительной и дублирующей);

 - сокращение текста;

- формирование оценки текста (выводов, summary) и др.

В-пятых, обучение письму и сочинению. Сочинение предполагает самостоятельный отбор фактов и событий, связанных с выражением чужих или собственных мыслей в письменной форме. По способу изложения материала сочинения могут быть описательные, повествовательные, сочинения рассуждения. На ЕГЭ учащиеся пока пишут только эссе-мнение.

Написание писем неофициального и официального характера проводится с целью передачи адресату определенной информации. На ОГЭ и ЕГЭ учащиеся пишут только личное письмо.

Для письма нужно владеть:

а) этикетными формулами неофициального и делового письма (приветствие, прощание, запрос сведений, благодарность и т.д.);

 б) правилами организации иноязычного письменного текста, включая умение оформлять адрес на конверте;

 в) соблюдение правил орфографии и пунктуации. В письмах принято придерживаться определенной последовательности: после приветствия следует обращаться к информации, касающейся адресата, затем сообщать то, что касается других и, наконец, самого автора письма. Заключительная часть письма составляется в зависимости от того, кому оно адресовано и с какой целью.

Также, письмо является средством обучения иноязычной речи, начальным этапом в развитии продуктивной письменной речи. В отечественной методике выделяется два уровня продуктивной письменной речи в зависимости от назначения – «учебная письменная речь» и «коммуникативная письменная речь».   Под учебной письменной речью (writing for training/writing for reinforcement) понимается выполнение в письменной форме разнообразных языковых и условно-речевых  упражнений, направленных на овладение продуктивными лексико-грамматическими навыками, а также речевыми умениями. Учебная письменная речь также является действенным средством контроля. К упражнениям самого высокого уровня в иерархии учебных письменных работ является сочинение (composition) и подробное изложение (dicto-comp).

Коммуникативная письменная речь (writing for communication) – это экспрессивный вид речевой деятельности, нацеленный на порождение речевого сообщения в письменной форме.

Целью обучения коммуникативной письменной речи является развитие умений создавать различные типы или жанры письменных сообщений – текстов, которые могут понадобиться обучаемым в их учебной или профессиональной деятельности, а также в личных целях.

Стоит отметить тот факт, что в настоящее время существует два основных подхода к обучению иноязычной письменной речи: модель, ориентированная на продукт – письменное речевое сообщение, и модель, ориентированная на процесс порождения речевого произведения в письменной форме.

 Выделяются следующие типы письменных работ:

1. Study writing/academic writing – письменная речь, используемая в учебных (академических) целях. Примеры – конспекты и заметки (notes), рецензии (reviews), краткие изложения (summaries) и эссе (essays).

 2. Professional writing/business writing – письменная речь, используемая в профессиональных целях. Примеры – деловые письма (business letters), контракты (contracts), объявления (public notices), отчеты (progress reports), статьи (articles), протоколы (minutes), деловые записки (memoranda) и так далее.

3. Social writing – письменная речь, используемая для поддержания общения в форме записок (notes), частных писем (letters), открыток (postcards), электронных посланий (e-mail messages), телефонных сообщений (telephone messages).

4. Personal writing – письменная речь, используемая в личных целях в виде дневниковых записей (diaries, journals), заметок на память (reminders), рецептов (recipies), записи адресов (addresses).

5. Creative writing – творческая письменная речь: стихи, рассказы, сценарии и т.д.

Поговорим о сочинении (Composing). Сочинение – это процесс выражения письменно собственных мыслей (впечатлений, суждений, точек зрения). Сочинение является одним из самых распространенных видом учебных письменных работ. Развитие экспрессивной письменной речи тесно увязывается с рецептивной формой письменной коммуникации – чтением. В данном подходе к обучению -product-oriented writing/genre-based writing - текст выступает в роли образца, подлежащего анализу, имитации. Путь от анализа текста-образца (по линии уменьшения опоры на образец) к созданию самостоятельного письменного сообщения – типичная схема работы, сложившаяся в рамках данного подхода.

Можно выделить следующие этапы работы в рамках этого подхода:

1 этап – чтение, осмысление и анализ отрывков, заимствованных из произведений разных жанров. В зависимости от дидактической задачи проводится смысловой, композиционный, языковой, стилистический анализ текста.

2 этап – построение высказываний по аналогии со структурными единицами разных уровней, содержащимися в тексте-образце.

Типичные упражнения, выполняемые на данном этапе:

 заполнение пропусков (gap-filling), дополнение предложений (completion), укрупнение единиц текста, объединение простых предложений в сложные, объединение предложений в абзацы (sentence combining) и др.

3 этап – написание учащимися самостоятельных письменных сообщений.

Другой подход к обучению экспрессивной письменной речи - рrocess-oriented writing , в основе которого лежит изучение психолингвистического процесса порождения письменных сообщений. На первый план выдвигаются не речевой продукт – текст, а сложный творческий процесс речепорождения в письменной форме. В центре внимания оказывается личность пишущего, его коммуникативные и познавательные потребности, целевые установки, а также аудитория, к которой обращена письменная речь.

 Модель обучения письменной речи данного подхода включает в себя три этапа:

1. Pre-writing/rehearsing – планирование, программирование содержания письменного сообщения, в ходе которого определяются цель и адресат, выявляются обобщенное смысловое содержание и структурно-семантические схемы его реализации.

2. Writing/drafting – реализация замысла письменного высказывания, его оформление в речевых структурах сначала во внутренней, затем во внешней речи. На этом этапе происходит структурирование письменного сообщения на основе известных схем риторической организации и композиции текста: написание вступления (introduction), основной части (body), заключения (conclusion).

3. Post-writing/revising/editing/proof-reading – этап контроля, на котором происходит редактирование написанного, с возможным возвращением к предыдущим этапам работы. Это так называемы этап сопоставления реализации замысла с самим замыслом.

Источник: http://reftrend.ru/404552.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение письму в начальной школе

Начальный этап в средней школе - период изучения иностранного языка, позволяющий заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершен...

Реализация личностно - ориентированного обучения на уроках математики через использование информационно-коммуникативных технологий

В статье рассказывается об олыте работы по теме самообразования: "Реализация личностно - ориентированного обучения на уроках математики через использование информационно-коммуникативных технологий"...

Методическая разработка "Создание условий для формирования коммуникативных УУД на уроках английского языка в средней и старшей школе с применением коммуникативной технологии "Дебаты""

В данном материале раскрывается роль и значение коммуникативных универсальных учебных дейсвиях в свете внедрения новых государственных образовательных стандартов.Дается характериста коммуникативных УУ...

Методические рекомендации «Роль организационных процессов обучения письму» ( для учителей школ VIII - вида)

Предлогаемые методические рекомендации по предмету "Графика и письмо" для детей с ОВЗ помогут учителям в разработке планов-конспектов....

Разработка урока по обучению письму в средней школе

Разработка урока по обучению письму в средней школе...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ НОВЫХ ФГОС

Данная статья рассматривает специфику организации проектной работы в средней школе согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Системно-деятельностный подход, развив...

Каллиграфические навыки письма в средней школе

Важность   каллиграфического письма  при формировании грамотности обучающихся в средней школе очевидна. В чем она заключается, и каковы приемы работы над каллиграфическим письмом? Об эт...