Игровые технологии как средство мотивации учащихся на уроках географии
статья на тему
Использование игр в обучении географии решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tekhnologii_kak_sredstvo_motivatsii_uchashchikhsya_na_urokakh_geografii.docx | 29.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии как средство мотивации учащихся на уроках географии
(учитель географии Я.О. Горяйнова)
Активные формы обучения, в том числе и игровые, получили в последнее время широкое применение на уроках географии. Использование игр в обучении географии решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Более развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Возможность совещаться, обсуждать проблемы позволяет также удовлетворять потребность подростков в общении.
Назначение игр на уроках географии – развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.) и закрепление знаний, приобретаемых на уроках.
Актуальность применения игровых технологий на уроках географии я вижу в том, что:
- Игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения и присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.
- В игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности.
- Игры очень хорошо «уживаются» с серьезным учением.
- Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у учащихся бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
- Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.
- Игры оказывают большое влияния на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.
Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатам, которые могут быть обоснованы, и характеризуются учебно-познавательной деятельностью. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Хорошо продуманные игры могут быть использованы для улучшения взаимоотношений внутри коллектива, развития дружбы и взаимопомощи в классе.
Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем. Использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Игры по географии в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность географического образования. Но даже самая лучшая игра не может обеспечить достижения всех образовательно-воспитательных целей, поэтому игры необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы, применяемых в обучении.
Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.
Перед традиционными формами и приемами обучения деловая игра имеет преимущества – она развивает творческие способности учащихся, организует групповую деятельность, коллективный поиск решений. В такой игре ребята учатся делать выводы, отстаивать свое мнение.
Игры, основанные на соревновании, показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.
Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворение потребности в самоутверждении, самореализации.
Учащиеся разного возраста имеют сходные основные мотивы. Первые позиции занимают следующие мотивы:
- -интерес к такой форме урока;
- усвоение новых знаний;
- более лёгкое усвоение и запоминание материала.
Мотивация учащихся 8-9 классов
- Наиболее зримо в этом возрасте совершенствуется социальные мотивы учения (нравственные ценности общества).
- Позиционные мотивы – усиливается мотив поисками контактов и сотрудничества с другим человеком, овладение рациональными способами этого сотрудничества в учебном труде.
Мотивы общения:
Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей. Совместные эмоциональные переживания во время игры способствует укреплению межличностных отношений.
Моральные мотивы:
В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.
Познавательные мотивы:
Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других). В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.
Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Достоинства игровых форм обучения:
- повышение интереса;
- активизация учащихся;
- лучшее усвоение;
- объединение коллектива;
- развитие мышления;
- разрядка напряжения, смена деятельности;
- соревновательность, доступность;
- развитие творческих способностей;
- формирование ответственности;
- хороший способ закрепления.
Урок обобщающего повторения и коррекции по теме: «Европейская часть России» в 9 «В» классе, итоговый урок раздела.
Цели и задачи урока:
Образовательные – Обобщение знаний о географических природно-хозяйственных комплексах Западной экономической зоны России; способствовать расширению кругозора учащихся
Развивающие – Развитие внимания, памяти, логического мышления; создание условий для развития познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах, формирование положительного мотива учения, создание ситуации успеха
Воспитательные – Развитие умений работать в коллективе; создание ситуации сотрудничества.
Тип урока: урок обобщающего повторения и коррекции знаний
Метод: частично-поисковый (эвристический);
Форма обучения: учебно-познавательная игра
Форма деятельности учащихся: групповая
Этап обучения, на котором использовалась игра: обобщение - повторение и коррекция знаний.
Игровая технология на данном уроке выступает как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Данная педагогическая технология дает результаты на уроках обобщения благодаря тому, что процесс обучения проходит интересно и занимательно, у учащихся создается бодрое рабочее настроение, облегчается преодоление трудностей в усвоении и закреплении учебного материала в коррекционных классах.
Активность учащихся во время урока обеспечивалась интересом к данному виду деятельности. Хорошая психологическая атмосфера и общение поддерживались за счет совместной работы учащихся в группах (обсуждение, выбор правильного ответа).
В учебно-познавательной игре использовались разноплановые, разноуровневые задания, посильные для всех учащихся. Команды получили оценку, соответствующую предложенной балльной системе. Для улучшения результата учащимся были предложены дополнительные задания.
В ходе урока был решен на необходимом уровне комплекс поставленных учебно-воспитательных задач. Результаты учебно-познавательной игры показали удовлетворительное усвоение материала учащимися по теме «Европейская часть России».
Таким образом, игровые технологии в 9-ых классах целесообразно применять на уроках обобщающего повторения и в дальнейшем, продумывая интересные варианты заданий. Также можно использовать и деловые игры при изучении межотраслевых комплексов и экономических районов России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии как средство мотивации к обучению
игровые технологии -средство мотивации к обучению и воспитанию....
Здоровьесберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации учащихся на уроках географии
По статистике состояния здоровья большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью». Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников является общая стрессогенная сист...
Использование ИКТ как средство повышения мотивации учащихся на уроках географии и во внеклассной деятельности
Выступление на городском методическом объединении с темой самообразования...
Формирование мотивации учащихся на уроках географии
Процесс обучения должен быть так организован, чтобы у учащихся пробуждался мотивационный интерес к знаниям. География – это один из тех предметов, где процесс развития творческих способностей и п...
Проект на тему "Повышение мотивации учащихся на уроках географии через использование возможностей интерактивной доски"
Проект рассказывает о различных видах интерактивной работы при помощи интерактивной доски и тестинг системы....
Повышение мотивации учащихся на уроках географии
Статья для выступления на МО...
Игровая технология как средство мотивации обучающихся на учебную деятельность на уроках физической культуры.
Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным.Игра необходима детям для развития личности, т. к. в игре ребенок учится позна...