Мастер-класс по развитию навыков письменной речи учащихся основной школы «Написание эссе по нравственной тематике»
методическая разработка на тему

Минина Ирина Васильевна

     Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых в современном обществе. ВОС-ПИТАНИЕ - это нечто иное, как питание физическое и питание духовное (питание души). Воспитание души (т.е. духовно-нравственное воспитание) - это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. В статье рассматривается один из способов ПИТАНИЯ детской ДУШИ - использование притч во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.esse_po_nravstvennoy_tematike.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по развитию навыков письменной речи учащихся основной школы

«Написание эссе по нравственной тематике»

 «Влияние нравственное составляет

 главную задачу воспитания»

К.Д.Ушинский

     Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых в современном обществе. ВОС-ПИТАНИЕ - это нечто иное, как питание физическое и питание духовное (питание души). Воспитание души (т.е. духовно-нравственное воспитание) - это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Сегодня вашему вниманию хочу предоставить один из способов ПИТАНИЯ детской ДУШИ - использование притч во внеурочной деятельности.

     На материале евангельских притч (для того, чтоб дети лучше поняли, зачем следует делать добро и удерживаться от грехов) и книги Д. С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» (Почему письма? Потому что адресованы молодым, кому ещё предстоит учиться жизни, идти её сложными путями. Я считаю, что это сборник мудрости) рассматриваются разные темы:

    - «Учитесь учиться», на основе притчи о сеятеле и о талантах  и двадцать шестого письма Д. С. Лихачёва.

     - «Когда следует обижаться?», на основе притчи о жестоком заимодавце и девятого письма Д. С. Лихачёва.

     - «Путями доброты», на основе притчи о милосердном самарянине и сорок шестого письма Д. С. Лихачёва.

     - «Искусство ошибаться», на основе притчи о блудном сыне и о мытаре и фарисеи и восемнадцатого письма Д. С. Лихачёва.

     - «О милосердии», на основе притчи о богатом и Лазаре и шестнадцатого письма Д. С. Лихачёва.

     1) Работа над притчами подвела ребят к размышлениям. Все учащиеся класса приняли участие в муниципальном конкурсе «К поискам вечной истины» в номинации «Евангельские притчи. Чему учат они?» и были отмечены грамотами. (6 кл.)

    2)  Следующий этап в моей работе - это повышение роли книги в духовно-нравственном, патриотическом воспитании детей; воспитание любви к чтению. Участие в конкурсе «Моя любимая книга». Многие отметили притчи и книгу Д.С.Лихачёва. Четыре работы были отмечены Грамотами. (7 кл.)

     3) Следующий этап - участие в краевой конференции «Христианские ценности в русской литературе». 6 работ было отправлено. В номинации эссе все места были наши. Работы отмечены Дипломами. (8 кл.)

     4) «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…»

     5) «С книгой по жизни» («Социальная реклама чтения и книги», «Малоизвестные авторы Пермского края»)

     6) Книга своим руками.

     Всем вам известны строки из стихотворения В.С.Шефнера «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Действительно, слово, а в моём случае это притчи и художественное произведение, обладают невероятным могуществом.

       Задачу, которую ставит перед нами, учителями, государство, а именно

«воспитание ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей» я решаю словом. Результат есть.

     С такой аудиторией, как наша сегодняшняя, я ещё не писала эссе по нравственной тематике. Я хочу предложить Вам, дорогие коллеги, сегодня заняться написанием эссе. Итак, что же такое эссе?          

       Эссе – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.

Алгоритм написания эссе.

1. Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами);

 2. Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты.);

 3. Набросайте аргументы «за» или «против» данного высказывания (если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический  характер;

 4. Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта...

 5. Еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету;

 6. Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты);

 7. Сделайте вывод.

-  Народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима. Смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды».

     Воспитывая ребенка, все члены семьи надеются вырастить из него достойного человека. Каждый хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни.

   Но прежде чем начать наш разговор, давайте выясним, знаем ли мы, что такое нравственность, мораль, доброта и другие нравственные понятия.

Нравственность -

Мораль -

Задание 1. Разминка.

Мудрые мысли.

     На каждом столе лежат карточки с пословицами, поговорками, афоризмами, высказываниями великих людей, разделенные пополам. Надо собрать каждое высказывание.

«Воспитание - лучший припас к старости» (Аристотель).

«Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости» (Эмиль Золя).

«Любовь к родителям - основа всех добродетелей» (Цицерон).

 «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители - пример тому» (Себастьян  Брант).

«Кто людям добра желает, тот сам его добывает»

«Не привыкай к безделью, учись рукоделью»

 «Уважай отца и мать будет в жизни благодать»

    - Как сказал Сухомлинский В.А. «очень важно с малых лет учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином» (В. А. Сухомлинский).

   - В старину детей с трехлетнего возраста вводили в ремесло. Мальчика отец сажал на коня, начиналось для будущего мужчины обучение воинскому делу, охоте, ремеслу. Девочку с этого же возраста начинали учить рукоделию, ведению хозяйства. Труд для детей был посильный, но настоящий. Отец несет мешок, сын - мешочек; у мамы веретено, у дочки - веретенце.

Что ж, и нам нечего без дела сидеть!

Задание 2. Инсценировка.

   -  Большое значение в нравственном воспитании детей имеет художественная литература. И одним из ведущих методов является инсценировка литературных произведений. Я предлагаю Вам принять участие в инсценировке рассказа А. Глебова «Бабушкина сказочка».

(методом жеребьевки выбираются участники).

Бабушкина сказочка

Ведущий. Тихим летним вечером сидели на крылечке бабушка Настя и внучка Катя. И вот какую сказку рассказала Бабушка…

Бабушка. Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику.

Любовь. Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней во всю отпущенную мне Богом жизнь.

Бабушка. Подумал волшебник и сказал…

Волшебник. Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет…

Бабушка. Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в установленное место к трем соснам, что стояли на краю леса… Пришла и видит: стоят у сосен пять прекрасных девушек, одна другой краше.

Волшебник: Вот, выбирай. Одну зовут Радость, другую – удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.

Любовь. Они все прекрасны. Не знаю, кого выбрать…

Волшебник. Твоя правда. Они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Бабушка. Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой: у одной, как небо – синие, у другой -, как изумруд, - зеленые, у третей, как яхонт, - серые, у четвертой, как темный бархат, - черные, у пятой, как незабудки, - голубые.  

     Задумалась Любовь. Потом подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку…

Бабушка. Вот и вся сказка. Ну, а ты, внучка, кого бы выбрала себе в подружки?

Ведущий. И Катя задумалась… Давайте и мы с вами поразмышляем над этим вопросом и напишем эссе на тему «Кого бы я выбрал для своего ребёнка в подружки?».

Катя. Да, пожалуй, доброты нам часто не хватает.

Бабушка. Людям нужно стать добрее!

Заключение.

   - В каждой семье есть проблемы, и это неизбежно, но важно не закрывать на них глаза, а вместе решать их. Не откладывайте ее решение на более поздний период, успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает. Откладывая решение, вы просто усугубляете ситуацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по развитию навыков письменной речи в 5 классе

Научить детей использовать возможности эпистолярного жанра для воспитания у них желания общаться друг с другом, делиться своими мыслями и чувствами....

Использование ИКТ на уроках английского языка для развития навыков письменной речи у учащихся

Данная статья содержит материал из опыта работы по применению в преподавании английского языка ИКТ для развития у учащихся навыков письменной речи...

Использование ИКТ для развития навыков письменной речи у учащихся

Статья содержит материалы об использовании средст ИКТ для совершенствования и развития навыков письменной речи на английском языке у учащихся...

Выступление на РМО иностранные языки По проблеме: «Работа по развитию навыков письменной речи на уроках английского языка».

Работу по развитию навыков письма на уроках английского языка я веду в соответствиями с требованиями к уровню подготовки выпускников...

Развитие навыков письменной речи на уроках английского языка с помощью дистанционного обучения

Использование электронной почты как один из методов обучения письменой речи на уроках английского языка....

Мастер класс «Формирование и развитие навыков диалогической речи». 2014-2015 учебный год.

На современном этапе делаются успешные попытки по формированию и развитию навыков диалогической речи через внедрение ФГОС.  Подтверждением этого служит учебник «Английский в фокусе». На средней с...

Развитие навыков письменной речи учащихся старших классов на уроках английского языка.

Как правильно написать письмо, сочинение, эссе, различные описания, а так5же официальное письмо или заявление в старших классах. На что обратить внимание при обучении письменной речи в старших классах...