Логопедическое занятие по развитию навыков письменной речи в 5 классе
план-конспект урока (5 класс) на тему

Осипова Татьяна Анатольевна

 

Научить детей использовать возможности эпистолярного жанра для воспитания у них желания общаться друг с другом, делиться своими мыслями и чувствами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Осипова Татьяна Анатольевна

Учитель – логопед

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное

 учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

 специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) №3

Петроградского  района Санкт-Петербурга

Логопедическое занятие по развитию навыков письменной речи

в 5 классе.

Визитная карточка занятия

Тема: « Я напишу тебе письмо».

Грамматическая тема: Образование родственных слов.

Тип занятия: комбинированное

Цель: научить детей использовать возможности эпистолярного жанра для воспитания у них желания общаться друг с другом, делиться своими мыслями и чувствами.

Задачи:

  1. Учить детей отбирать языковые средства для построения письма другу.
  2. Формировать умение редактировать деформированный (наложенный) текст.
  3. Создать условия для развития познавательной  мотивации через обучение рациональным приемам обработки информации.
  4. Развивать умение образовывать родственные слова; составлять словосочетания.
  5. Совершенствовать лексическую сторону речи через использование материалов по истории города; обогащать словарный запас детей.
  6.  Создать условия для тренировки логического мышления, воспитания основ вежливости.

Технологии: здоровьесберегающая, ИКТ, приемы рациотехники.

Оборудование: карточки со словами из словаря Ожегова, материал по истории города, деформированный текст, карточки – помощники, книги с письмами А.С.Пушкина, А.П.Чехова, рассказ А.П.Чехова «Ванька», конверты, марки.

Предварительная работа: учебные экскурсии по Александровскому парку и на Почту с целью сбора информационного материала, а также коррекции коммуникативного и речевого развития детей.

                                                            Ход занятия

Этапы

Деятельность учителя - логопеда

Деятельность детей

1 этап.

Организационный.

Упражнение на внимание

Приветствие гостей.

 Прослушать слова, назвать лишнее:

- посылка, бандероль, телеграмма, весна, открытка, письмо, журнал,  газета

-Что объединяет все эти слова?

Приветствуют гостей

-весна

- все слова имеют отношение к почте(смотрят словарик)

 Образуют родственные слова почта - почтальон

( в карточке делают морфемный разбор слов)

2 этап.

Разминка                « Доскажи словечко»

Возят почту корабли,

Самолеты, поезда,

Мчат во все концы земли:

В степи, в горы, в города.

Почту в дальние районы

Доставляют…

(М.Белкина)

СЛАЙД 1 из истории почты

-почтальоны

3 этап.

 Расширение словарного запаса.

Слова-существительные.

письмо, газета, журнал, телеграмма, открытка, бандероль, почта

Составить словосочетания: существительное и прилагательное (срочная, ценная, заказное, поздравительная, детский, электронная)

 Работа в парах у  доски и на партах.

- срочная телеграмма

- ценная бандероль

-заказное письмо

- поздравительная открытка

- детский журнал

- вчерашняя газета

- электронная почта

4 этап.

Вступительная беседа.

Объявление темы занятия.

- В настоящее время прочно вошли в нашу жизнь мобильная связь, электронная почта, общение в сети Интернета.

- А знаете ли вы, каким наиболее распространенным способом общались люди в недавнем прошлом?

Загадка:

    Без ног приходят

    Без языка рассказывают. 

- Сегодня мы ближе познакомимся с таким жанром письменной речи как письмо. Будем учиться писать письма.

- Короткие телефонные разговоры, СМС сообщения не позволяют передать наши чувства и мысли. И только в письмах можно подробно рассказать о себе, передать теплоту своих чувств.

- Письма

5 этап.

Редактирование текста.

Физминутка для активизации умственной активности и расслабления мышц  шеи.

СЛАЙД 2- письмо (наложение 2-х текстов)

- К нам в школу пришло письмо, но перемешались в компьютере два текста.

(См.приложение №1)

СЛАЙД 3 – письмо (отредактированное)

  ( См.приложение №2)

- Составим план письма.

- Выполним упражнения               « Любопытная Варвара»

 

Редактируют текст на интерактивной доске.   ( стирают наложенный текст)

Составляют план письма   ( запись на доске)

1.Обращение.

2. Представление.

3. Основное содержание.

4. Прощание. Подпись.

   PS (пост скриптум – после написанного)

Выполняют упражнения .

6 этап.

Актуализация знаний.

Написание писем.

- Будем писать ответ Юре.

-Вспомним поговорку:

 Что написано пером

Не вырубишь топором.

- Объясните смысл поговорки.

Типы обращений:  дружеское, официальное.

Чтение писем А.С.Пушкина и А.П.Чехова  (частные)

Типы обращений в старые времена .

Современный тип обращений ( дорогой , милый ,друг, товарищ, привет, здравствуй, уважаемый, господин)

СЛАЙД 4 Александровский парк

- Давайте вспомним наши экскурсии по парку.

- Выберите собранную ранее  информацию, которую хотите вставить в основное содержание своего письма.

- Выберите  форму прощания из карточки-помощника (до свидания, до скорой встречи, пока).

--Подпись под письмом так же обязательна, как чистые руки для каждого опрятного человека. Анонимные письма пишут, как правило, люди грязные, трусливые. Анонимки        ( смотрите словарик) вызывают прежде всего чувство недоверия и брезгливости к их авторам. Если уж вы пишите обличительное письмо, имейте мужество делать это в открытую, с поднятым забралом

Объясняют смысл поговорки.

Читают обращения в

письмах и определяют их  тип.

Выбирают обращение к Юре (из карточек на парте).

Записывают начало письма.

Выходят к доске и выбирают подготовленные отрывки из материалов по истории Александровского парка.

Пишут письма.

Работают со словариком. Образуют родственные слова: анонимка – анонимщик ( делают морфологический разбор слов)

7 этап.

Коллективная работа.

- Составьте устно одно письмо из 2-х написанных.

Работают в парах.

Зачитывают полученные варианты, дополняя друг друга.

8 этап.

Оформление конвертов.

Решение проблемного вопроса.

- Запечатаем письма в конверты. Важно грамотно подписать конверты.

СЛАЙД 5– «Ванька Жуков»

- Прослушайте отрывок  из рассказа А.П.Чехова про Ваньку Жукова.

- Дойдет ли письмо?

-Напишем адрес  с индексом.

-Образуйте родственное слово от слова адрес

Загадка:

   Что путешествует по свету,

   Оставаясь в одном углу?

-Как называется коллекционирование марок?( из словарика)

- Как называется человек, собирающий марки?

Запечатывают письма в конверты.

Слушают отрывок.

- Письмо не дойдет, нет точного адреса.

Работают в карточке- словарике;

адрес-адресат                    ( делают морфемный разбор слов)

Оформляют конверты.

- марка

Приклеивают марки.

Работают в карточке- словарике: 

-филателия

 

филателист                     ( морфемный разбор слов)

9 этап.

Рефлексия.

- Письма известных, великих  людей – это отдельные произведения. Произведения Пушкина, его письма  частного характера.  От чтения этих писем получаешь огромную радость. Конечно,  Пушкин – это  талантливый, гениальный человек, и так, как он, не напишешь. Но, может быть, нам стоит тоже попробовать, а  вдруг и ваши письма когда-нибудь напечатают.

А пока мы написали письмо другу.

- Что нового вы узнали из урока?

- В чем испытали трудность?

Итоги социологического опроса( чаще всего взрослые и дети общаются по телефону, меньшее количество пишут письма и открытки).

Ответы детей. Самооценка.

Приложение №1

Здравствуй, незнакомый друг!

  Пишет тебе Юра из города Москвы.  Хочу познакомиться с ровесником из города

Наступила весна. Засияло солнце. Прилетели с юга скворцы и цапли.

Санкт-Петербурга и поделиться с ним своими мыслями. Я тоже учусь в 5 классе.

Учиться мне нравиться. Особенно я люблю математику, литературу и физкультуру.

 Скворцы поселились в скворечниках, а цапли стали вить гнезда.

В свободное время занимаюсь в клубе футболом.

 Скворцы и цапли стали выводить птенцов.

У меня и форма настоящая есть. Наш тренер Иван Петрович - очень опытный

Весной оживает вся природа. Тает снег. Греет солнышко. На реке ломается лед.

 футболист. Он нас  тренирует по-настоящему, готовит в мастера спорта. Сам я болею за команду «Динамо». А какая у тебя любимая команда?

Напиши мне про себя, про твою школу. Буду очень ждать от тебя письма.                                                                                                                                                                                                                         До встречи! Юра.

Приложение №2

Здравствуй, незнакомый друг!

                        Пишет тебе Юра из города Москвы.  Хочу познакомиться с ровесником из города Санкт-Петербурга и поделиться с ним своими мыслями.

                        Я тоже учусь в 5 классе. Учиться мне нравиться. Особенно я люблю математику, литературу и физкультуру.

                        В свободное время занимаюсь в клубе футболом. У меня и форма настоящая есть. Наш тренер Иван Петрович - очень опытный футболист. Он нас  тренирует по-настоящему, готовит в мастера спорта. Сам я болею за команду «Динамо». А какая у тебя любимая команда?

                         Напиши мне про себя, про твою школу. Буду очень ждать от тебя письма.

                                                                                                                  До встречи!          Юра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках английского языка для развития навыков письменной речи у учащихся

Данная статья содержит материал из опыта работы по применению в преподавании английского языка ИКТ для развития у учащихся навыков письменной речи...

Использование ИКТ для развития навыков письменной речи у учащихся

Статья содержит материалы об использовании средст ИКТ для совершенствования и развития навыков письменной речи на английском языке у учащихся...

Конспект логопедического занятия по предупреждению нарушений письменной речи 1 класс

Конспект по предупреждению нарушений письменной речи у младших школьников 1 класс на тему:фрукты...

Развитие навыков письменной речи учащихся старших классов на уроках английского языка.

Как правильно написать письмо, сочинение, эссе, различные описания, а так5же официальное письмо или заявление в старших классах. На что обратить внимание при обучении письменной речи в старших классах...

Мастер-класс по развитию навыков письменной речи учащихся основной школы «Написание эссе по нравственной тематике»

   Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых в современном обществе. ВОС-ПИТАНИЕ - это нечто иное, как питание физическое и питание духовное (питание ду...

Конспект урока по английскому языку в 8 классе «Развитие навыков письменной речи на примере написания поздравительной открытки»

Конспект урока английского языка разработан с учетом требований ФГОС, предъявляемым к уроку английского языка.Урок разработан для 8 класса. УМК "Sportlight"...

Методическая разработка урока английского языка в 6 классе. Road safety.Развитие навыка письменной речи с применением метода диктоглосс.

В  разработке урока английского языка по теме "Road safety"в 6 классе раскрывается методика проведения написания изложения на английском языке с использованием диктоглосса. Этот метод и...