Выступление на районном МО. Работа с детьми с ОВЗ, которые подлежат обучению в специальных (коррекционных) школах 7 вида.
консультация на тему

Салий Елена Викторовна

В Федеральном законе «Об образовании в РФ впервые закреплены положения об инклюзивном, то есть совместном, обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. В законе  закреплено и  понятие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Это «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» . Кто конкретно имеется в виду?  К обучающимся с ОВЗ относятся такие граждане РФ, как  глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с особенностями психофизического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе дети-инвалиды. Сейчас такие дети обучаются в специальных коррекционных  школах. Коррекция в специальной педагогике означает  исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью социальной системы педагогических приемов и мероприятий. Значит в коррекционных школах проводят комплекс учебно воспитательных мер, которые направлены на преодоление у детей отклонений, связанных спсихическими процессами: познавательными, эмоциональными и волевыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx31.18 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на районном МО.

Работа с детьми с ОВЗ, которые подлежат обучению в специальных (коррекционных) школах 7 вида.

Слайд 1. В Федеральном законе «Об образовании в РФ впервые закреплены положения об инклюзивном, то есть совместном, обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. В законе  закреплено и  понятие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Слайд 2.. Это «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» . Кто конкретно имеется в виду? Слайд 3. К обучающимся с ОВЗ относятся такие граждане РФ, как  глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с особенностями психофизического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе дети-инвалиды. Сейчас такие дети обучаются в специальных коррекционных  школах. Коррекция в специальной педагогике означает  исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью социальной системы педагогических приемов и мероприятий. Значит в коррекционных школах проводят комплекс учебно воспитательных мер, которые направлены на преодоление у детей отклонений, связанных спсихическими процессами: познавательными, эмоциональными и волевыми.

  Слайд 4. В настоящее время существует восемь основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития. Чтобы исключить вынесение диагнозных характеристик в реквизиты этих школ (как это было раньше: школа для умственно отсталых, школа для глухих и т. п.), в нормативно-правовых и официальных документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру:

  • специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида (школа-интернат для глухих детей);
  • специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида (школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей);
  • специальное (коррекционное) образовательное учреждение III вида (школа-интернат для незрячих детей);
  • специальное (коррекционное) образовательное учреждение IV вида (школа-интернат для слабовидящих детей);
  • специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида (школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи);
  • специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
  • специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида (школа или школа-интернат для детей с трудностями в обучении - задержкой психического развития);
  • специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида (школа или школа-интернат для детей с умственной отсталостью).

Слайд 5. Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста.  Понятие ЗПР психолого-педагогическое. Оно утверждает наличие отставания в развитии психической деятельности ребенка.  Сам термин «задержка» подчеркивает временный характер отставания, которые с возрастом тем успешнее преодолевается, чем раньше дети с данной патологией попадают в благоприятные для них условия воспитания и обучения

Мышление у детей с ЗПР более сохранно, чем у умственно отсталых детей, более сохранна способность обобщать, абстрагировать, принимать помощь, переносить умения в другие ситуации.

Слайд 6. Дети с трудом концентрируются на задании

 страдает связная речь,

нарушена способность планировать свою деятельность

  стремятся избежать любых интеллектуальных усилий.

для них непривлекателен момент преодоления трудностей , такой ребенок выполняет задачу не полностью, а ее более простую часть.

 Дети не заинтересованы в результате выполнения задания. Эта особенность мышления проявляется в школе, когда дети очень быстро теряют интерес к новым предметам

. Дети с ЗПР начинают действовать сразу, с ходу они заинтересованы в том, чтобы побыстрее закончить работу, а не качеством выполнения задания.

  затрудняются действовать по наглядному образцу

 У всех детей с ЗПР уровень логического мышления значительно отстает от уровня нормального школьника , они испытывают очень большие трудности при выстраивании самых простых умозаключений

Трудности, которые встречают дети при выполнении заданий, часто вызывают у них резкие эмоциональные реакции, аффективные вспышки

Все дети с ЗПР любят занятия физической культурой, спортивные игры, хотя у них обнаруживается двигательная неловкость, недостаточно координированные движения, неумение подчиняться заданному ритму. Со временем в процессе обучения они достигают значительных успехов. Как правило дети с данной патологией проявляют исполнительность и аккуратность во время уборки класса, территории, ухаживая за растениями и животными. Но это отмечается только в том случае, если работа не требует от них длительного напряжения и не монотонна

 Они трудно входят в рабочий режим урока, могут вскочить, пройтись по классу, задать вопросы не относящиеся к данному уроку. Быстро утомляясь, одни становятся вялыми, пассивными, другие – повышенно возбудимы, расторможены, двигательно беспокойны. Эти дети очень обидчивы и вспыльчивы. Для вывода з таких состояний требуется время, особые методы и большой такт со стороны педагога и других взрослых, окружающих ребенка с данным дефектом развития

Дети с ЗПР могут обучаться в школах общего назначения, но учитель должен хорошо знать их особенности, чтобы осуществлять индивидуальный подход к этим детям.

Для обеспечения коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с задержкой психического развития и оказания помощи детям этой категории в освоении образовательной программы разрабатывается Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития.

Слайд 7. Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

  • соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
  • системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с задержкой психического развития, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
  • непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
  • вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

—рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с задержкой психического развития выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с задержкой психического развития в классы, занимающиеся по адаптированной образовательной программе.

Адаптированная образовательная программа позволяет реализовать личностно-ориентированный подход через медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка, способствующее достижению учащимся с задержкой психического развития стандарта образования. Она имеет подчиненную, вспомогательную функцию по отношению к Образовательной программе, может уточняться и корректироваться.

Практическая работа по реализации адаптированной образовательной программы предполагает: повышение уровня медико-психолого-педагогической компетентности психологов, педагогов, родителей; разработку новых педагогических технологий, учитывающих особенности детей с задержкой психического развития; координацию деятельности медицинских и образовательных учреждений по осуществлению комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения. Программа позволяет педагогам обеспечить возможность оптимального применения методов и приемов коррекционно-развивающей работы с учетом индивидуально-типологических особенностей детей.

Слайд 8. Структура Адаптированной индивидуальной образовательной программы представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов:

  • титульный лист
  • пояснительная записка
  • индивидуальный учебный план;
  • содержание программы, включающее в себя три основных блока:

-  образовательный компонент

коррекционный компонент

воспитательный компонент

  • заключение и рекомендации

Слайд 9. Важным условием успешной коррекции и компенсации недостатков в психическом развитии детей с ЗПР является адекватность педагогического воздействия, которое возможно при правильно организованных условиях, методах обучения, соответствующих индивидуальным особенностям ребенка

Основной задачей в обучении рассматриваемой категории детей является создание условий для успешной учебной и внеклассной работы.

К условиям, способствующим ломке отрицательных стереотипов поведения в обучении и воспитании отнесены следующие:

· создание благоприятной обстановки, щадящего режима;

· обучающая, коррекционно-воспитательная направленность всей педагогической работы;

· использование приемов и методов обучения, адекватных возможностям учащихся, обеспечивающих успешность учебной деятельности;

· дифференциация требований и индивидуализация обучения, модификация учебной программы -- сокращение ее объема за счет второстепенного материала и высвобождение времени на ликвидацию пробелов в знаниях и умениях учащихся;

· организация системы внеклассной, факультативной, кружковой работы, повышающей уровень развития учащихся, пробуждающей их интерес к знаниям;

· учет особенностей психического развития, причин трудностей поведения и обучения при организации обучения и коррекционной воспитательной работы с данной категорией детей

Для успешного усвоения учебного материала детьми с ЗПР необходима коррекционная работа по нормализации их познавательной деятельности, которая осуществляется на уроках по любому предмету.

Ведение уроков в интегрированных классах, где обучаются дети с ЗПР, требует от учителя большого внимания. В поле его зрения должны находиться все ученики класса. Учитель не может удовлетвориться правильным ответом одного-двух учеников; он обязан убедиться в том, что все ученики поняли материал, и только после этого переходить к новому. В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в силах работать на данном уроке, материал объясняют ему на индивидуальных занятиях

Обязательным условием урока является четкое обобщение каждого его этапа Новый учебный материал также следует объяснять по частям. Вопросы учителя должны быть сформулированы четко и ясно; необходимо уделять большое внимание работе по предупреждению ошибок: возникшие ошибки не просто исправлять, а обязательно разбирать совместно с учеником.

С целью адаптации объема и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся систему изучения того или иного раздела программы нужно значительно детализировать: учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий, такие как:

· дополнительные наводящие вопросы;

· наглядность - картинные планы, опорные, обобщающие схемы, «программированные карточки», графические модели, карточки-помощницы, которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении учебного материала;

· приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач;

· помощь в выполнении определенных операций;

· образцы решения задач;

· поэтапная проверка задач, примеров, упражнений

На каждом уроке обязательна словарная работа. Каждого ученика следует стараться выслушать до конца.

Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия ее целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживают использованием красочного дидактического материала, введением в занятия игровых моментов.

Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребенку, поощрение его малейших успехов. Темп урока должен соответствовать возможностям ученика

Также особое внимание следует уделять обучению анализу образца, при этом необходимо соблюдать принцип постепенного усложнения подбираемых упражнений.

Действия по образцу сначала следует отрабатывать на упражнениях с одним заданием, а затем постепенно вводить образец в упражнения с несколькими заданиями.

Слайд 10. Одна из главных задач коррекционной педагогики - усиление регулирующей и направляющей роли речи, нормализация взаимосвязи речи и деятельности учащихся. Целесообразно в этом отношении использование уроков ручного труда, где ребенок, изготовляя определенную поделку, действует в системе наиболее развернутых и внешне выраженных требований. С помощью речи он может обдумать и спланировать ход предстоящей работы, вычленить отдельные ее типы, установить их последовательность, соотнести результат своей деятельности с образцом. Дети учатся адекватно оценивать свою работу, объяснять, почему ту или иную поделку они считают лучшей. Учитель добивается четких и правильных ответов, постепенно приучая учащихся к самостоятельности

Умение дать отчет о выполненной работе и рассказать о предстоящей способствует преодолению нерешительности, растерянности, укрепляет веру в собственные возможности. На основе широкого привлечения речи учитель добивается понимания учащимися смысла выполняемой деятельности, осознания правильности (или ошибочности) произведенных действий, адекватной оценки результата работы в соответствии с требованиями

Коррекционная работа по формированию деятельности, связанной со словесными упражнениями (словесной инструкцией), прежде всего должна предусматривать обеспечение полного и адекватного понимания детьми формулировок заданий, которые часто содержат слова и сочетания, понимание которых (особенно при самостоятельном выполнении) затруднено для детей с ЗПР. Поэтому учитель, предвидя возможные затруднения, сначала сам объясняет детям трудные для их понимания слова, словосочетания, формулировки, а затем ставит вопрос, требующий самостоятельного ответа. Если инструкция сформулирована сложно, следует добиваться того, чтобы ученик смог своими словами рассказать о том, что требуется выполнить

Значительное время необходимо отводить на обучение учащихся выполнять инструкцию с несколькими заданиями. У детей с ЗПР может иметь место утеря одного из звеньев инструкции, поэтому надо приучать их внимательно слушать инструкцию, пытаться представить ее себе и запомнить, что следует делать.

Рекомендации учителям: (на слайде)

  • Учет индивидуальных особенностей ребенка.
  • Многократное повторение пройденного материала.
  • Высоких результатов можно достичь с помощью непроизвольного запоминания материала.
  • Большое внимание необходимо уделять восприятию предметов (направлять взгляд, выделять признаки, следовать определенному плану).
  • Необходимо специально активизировать познавательную деятельность школьника путем: усиления мотивации, сосредоточения внимания на задании.
  • Использовать различные виды помощи: стимулирующие, направляющие,  обучающие и др.
  • Адаптация объёма и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся, для чего необходимо систему изучения того или иного раздела программы значительно детализировать: учебный материал преподносить набольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий.
  • Необходимо учить детей проверять качество своей работы как по ходу её выполнения, так и по конечному результату.
  • Одновременно нужно развивать потребность в самоконтроле, осознанное отношение к выполняемой работе.
  • Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её, целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий.
  • Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживают использованием красочного дидактического материала, введением в занятия игровых моментов.
  • Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребёнку, поощрение его малейших успехов.
  • Соблюдение охранительного режима.
  • Уверенность в безусловном принятии себя как личности и позитивные взаимоотношения со сверстниками.
  • Учет индивидуальных особенностей ребенка.
  • Многократное повторение пройденного материала.
  • Высоких результатов можно достичь с помощью непроизвольного запоминания материала.
  • Большое внимание необходимо уделять восприятию предметов (направлять взгляд, выделять признаки, следовать определенному плану).
  • Необходимо специально активизировать познавательную деятельность школьника путем: усиления мотивации, сосредоточения внимания на задании.
  • Использовать различные виды помощи: стимулирующие, направляющие,  обучающие и др.
  • Адаптация объёма и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся, для чего необходимо систему изучения того или иного раздела программы значительно детализировать: учебный материал преподносить набольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий.
  • Необходимо учить детей проверять качество своей работы как по ходу её выполнения, так и по конечному результату.
  • Одновременно нужно развивать потребность в самоконтроле, осознанное отношение к выполняемой работе.
  • Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её, целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий.
  • Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживают использованием красочного дидактического материала, введением в занятия игровых моментов.
  • Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребёнку, поощрение его малейших успехов.
  • Соблюдение охранительного режима.
  • Уверенность в безусловном принятии себя как личности и позитивные взаимоотношения со сверстниками.
  • Учет индивидуальных особенностей ребенка.
  • Многократное повторение пройденного материала.
  • Высоких результатов можно достичь с помощью непроизвольного запоминания материала.
  • Большое внимание необходимо уделять восприятию предметов (направлять взгляд, выделять признаки, следовать определенному плану).
  • Необходимо специально активизировать познавательную деятельность школьника путем: усиления мотивации, сосредоточения внимания на задании.
  • Использовать различные виды помощи: стимулирующие, направляющие,  обучающие и др.
  • Адаптация объёма и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся, для чего необходимо систему изучения того или иного раздела программы значительно детализировать: учебный материал преподносить набольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий.
  • Необходимо учить детей проверять качество своей работы как по ходу её выполнения, так и по конечному результату.
  • Одновременно нужно развивать потребность в самоконтроле, осознанное отношение к выполняемой работе.
  • Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её, целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий.
  • Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживают использованием красочного дидактического материала, введением в занятия игровых моментов.
  • Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребёнку, поощрение его малейших успехов.
  • Соблюдение охранительного режима.
  • Уверенность в безусловном принятии себя как личности и позитивные взаимоотношения со сверстниками.

Учет индивидуальных особенностей ребенка.  Многократное повторение пройденного материала

.Высоких результатов можно достичь с помощью непроизвольного запоминания материала

.Большое внимание необходимо уделять восприятию предметов (направлять взгляд, выделять  признаки, следовать определенному плану).  

Необходимо специально активизировать познавательную деятельность школьника путем усиления мотивации, сосредоточения внимания на задании.  

 использовать различные виды помощи: стимулирующие, направляющие, обучающие и др

Адаптация объёма и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся,  для чего необходимо систему изучения того или иного раздела программы значительно детализировать: учебный материал преподносить набольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий.

  Необходимо учить детей проверять качество своей работы как по ходу её выполнения, так и по конечному результату.

 Одновременно нужно развивать потребность в самоконтроле, осознанное отношение к выполняемой работе.

 Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её, целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий.  

Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживают использованием  красочного дидактического материала, введением в занятия игровых моментов.

  Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребёнку, поощрение его малейших успехов.  

Соблюдение охранительного режима

уверенность в безусловном принятии себя как личности и позитивные взаимоотношения со сверстниками

ПРИТЧА. Однажды сороконожка пришла к мудрой старой сове и пожаловалась на подагру. Болели все ее сорок ног. Что делать?

 Серьезно подумав над проблемой, сова посоветовала сороконожке стать белкой. Имея всего четыре ноги, можно избавиться от девяноста процентов боли.

-Прекрасная идея. Скажи только, как мне стать белкой? спросила сороконожка.

- А это уже твоя проблема. Я только даю советы, ответила сова. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности учебного процесса через использование элементов программированного обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида на уроках географии и биологии

Для успешного обучения умственно отсталых детей необходимо обеспечить правильное соединение методов и средств обучения....

Доклад-ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

      Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам тру­дового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и огра...

Внеклассное мероприятие по профессиональному трудовому обучению в специальной (коррекционной) школе 8 вида: «КВМ – Конкурс Весёлых Мастеров».

Внеклассное мероприятие по профессиональному трудовому обучению в специальной (коррекционной) школе  8 вида.Данное мероприятие проводится ежегодно в ходе недели профессионально трудового обучения...

«Развитие связной речи на уроках трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида».

учитель-логопед Зубарева И.А. выступление на МО учителей трудового обучения. Методические рекомендации по развитию связной речи у обучающихся специальной (корекционной) школы VIII вида на уроках...

Методы и приемы обучения в специальной коррекционной школе * вида.

В специальной (коррекционной) школе так же, как и в массовой, учебный процесс предполагает диалектическое единство содержания, методов и организационных форм обучения.Понятие «метод обучени...

Модифицированная программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком, обучающимися в специальной коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта

Программа основывается на принципе коммуникативной направленности и комплексно-тематическом принципе обучения неродному языку. В ней представлены и раскрыты 4 темы: «Вежливые выражения речевого ...