Основные направления патриотического воспитания на уроках истории
методическая разработка на тему

Аршинова Жанна Вячеславовна

Доклад на заседании методического объединения учителей общественных наук

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_napravleniya_patrioticheskogo_vospitaniya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления патриотического воспитания

на уроках истории

Доклад на заседании методического объединения

учителей обществоведческих наук

                                                         И еще немало будет пройдено,

                                                         Коль зовут в грядущее пути.

                                                          Но светлей и чище  чувства Родины

                                                         Людям никогда не обрести!

        Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту.

        Разрушительные последствия социальных экспериментов XX века и последующих за ними либерально-демократических реформ в России особенно очевидны. Значительная часть граждан утратила  ориентиры в личной и общественной деятельности - идеалы, ценности.

Понижается нравственно-культурный уровень, возникает социальная пассивность, безразличие. Различные оценки событий истории в СМИ, сложные и, часто, написанные академическим языком учебные пособия затрудняют восприятие материала школьниками. Ребенку  тяжело соотнести факты и даты со своими внутренними потребностями, потребностями в личном подвиге, в осознании своей личности и своей роли в развитии государства.

        Прививая детям любовь к Отечеству, мы должны избегать высказываний искаженного характера, содержащих примеси шовинизма, национализма, превосходства своей нации над другими.

Только любовь к своему Отечеству, осмысление своей истории, проявление уважения к истории предков, искренние переживания по поводу достижений и недостатков всех реформ, проводимых государством на разных этапах его развития, может вызвать в человеке те душевные качества, которые определяют его как личность, как гражданина.

Главной целью системы нравственно-патриотического воспитания  является не только формирование знаний о своем Отечестве, но и складывание эмоционально окрашенного внутреннего образа, который станет регулятором собственного поведения ребенка и критерием оценки поведения других людей.

        Патриотическим  воспитанием детей призваны заниматься все, кто работает с детьми. Разработана государственная Программа патриотического воспитания на 2012-2020 гг.  Занятия в кружках и секциях, студиях, учреждениях дополнительного образования,  семья, СМИ, общение со взрослыми - это  та среда, где во внеурочное  время, по личному выбору ребенок  получает  информацию, приобщается к общественно полезной деятельности. Но особая роль в  патриотическом воспитании принадлежит гуманитарным дисциплинам и, в частности, истории России.

Я в своем выступлении попробую показать основные направления патриотического воспитания при изучении истории, те формы и приемы, которые использую в своей работе.

Системное изучение предмета начинается в 6-м классе.

 «Русь в IX-XI вв.» - первая тема предмета.

        Тема, в которой речь идет о зарождении государства русского. Очень ценны в этой теме  межпредметные связи, они дают возможность использовать методические приемы с опорой на уже имеющиеся знания:

        -опережающие задания;

        -приемы сравнения; н-р: сопоставить древнерусское вече с народным собранием в Афинах: найти общее и различно

Полученные знания позволяют воспитывать уважение к  традициям, культуре народов, дают представление  о любви граждан к своей родине, о чувстве ответственности за ее судьбу.

        Большое значение для формирования этнического самосознания имеют вопросы принятия христианства и культуры древней Русь.

        Они способствуют осознанию своей культурной общности с другими народами, а это имеет важное значение для современной многонациональной  и  многоконфессиональной России. Изучая эти темы, я стараюсь всех  шестиклассников обязательно сводить на экскурсию в храмы  нашего города.

        Представление о добре и зле древнерусского народа совпадают с представлениями других народов, многие этические нормы древнерусского народа являются ценностью и для современного человека – такие выводы делают школьники, знакомясь с произведениями древнерусской литературы, древнерусского права («Поучение детям» Владимира Мономаха, «Правда Ярослава»).

        Осознание трагизма раздробленности страны  появляется у школьников при изучении «Слова о полку Игореве», а в старших классах – «Слова Даниила Заточника».

        Две  следующие темы охватывают период с XII по XVII века.

 «Русские земли и княжества в XII- XVII вв.»

Мощным воспитательным воздействием обладает материал тем о нашествии монголо-татар, шведов и тевтонцев на Русь и  борьба русского народа с врагами, образы знаменитых полководцев Александра Невского, Дмитрия Донского.

        «Не могу видеть вас побежденными, не могу этого терпеть, хочу с вами ту же общую чашу испить и тою же смертию умереть, за святую веру христианскую! Если же умру, то с вами, если спасусь – то с вами!» - слова Дмитрия Донского перед Куликовской битвой не оставляют равнодушными детей, звучат они на фоне  знаменитой картины…

                

        Сообщения, презентации, фрагменты видеосюжетов и фильмов способствуют эмоциональному восприятию, а это усиливает такое чувство, как  гордость за  победы своих предков. Сочувствие, сопереживание, понимание цены победы  усиливается, когда дети не просто знакомятся с событиями по тексту учебника или по рассказу учителя, а  работают с документом (например,  сопоставляют  отрывки  описания битвы по  произведениям  Куликовского  цикла:

- «Сказание о Мамаевом побоище»;

- поэма «Задонщина»;

- Летопись Куликовского сражения;

Восприятие картины боя, описание сражения  усиливается, когда дети видят картину. Я использую анимационные картосхемы из виртуальной школы Кирилла и Мефодия, статические картины сопровождаю чтением стихов:

        Стоял такой великий стон,

        Шел бой с такою кровью,

        Что был в багрец окрашен Дон

        До самого низовья.                                                

Формирование понимания цели государственной власти, ее ответственности за судьбу страны дает тема о правлении Ивана III.

        Использую  работу над мини-проектом, участвуя в которой школьники учатся обобщать и оценивать, делать выводы, что же удалось сделать Ивану III. За что народ его назвал Великим? А вот за что:

-  объединил национальную территорию;

-  создать централизованную власть, единое  русское государство;

-  покончил с монгольским владычеством (работа  в группах по трем направлениям).

        Изучение тем о правлении Ивана Грозного способствует, особенно в старших классах, формированию понимания неприемлемости абсолютизма, понимания того, что репрессии (опричнина) – это не метод для  прогрессивного продвижения государства вперед.

Значимость роли народа в защите Отечества дает изучение  темы «Смутное время». Часто применяю в этой теме прием сопоставления материала, выученного в 6 классе - о борьбе французского народа против англичан в годы Столетней войны (подвиг Жанны д Арк) и подвиг народа российского в борьбе с польско-шведской интервенцией, который  под руководством  Минина и Пожарского сумел сделать то, что не удавалось царской армии и правителям  Смутного времени.

Мирное освоение и продвижение русских первопроходцев на Восток - присоединение Сибири, Дальнего Востока- это еще одна страница гордости за великую Родину.

«Россия в XVIII-XIX вв.»

Восемнадцатый век открывается временем правления Петра Великого. (Портрет Петра Первого) Яркая неординарная личность русского царя, его патриотизм, стремление сделать государство процветающим и могущественным, полководческий талант, самоотверженный труд  во благо Отечества - это те черты, которые необходимы руководителю страны. Петр- труженик, который сам участвует в строительстве флота, города, работает за токарным станком - пример того, что не место красит человека, а человек место.

Семиклассники составляют викторину «Впервые при Первом», соревнуются, кто больше найдет интересного материала, готовят проект, работая в группах по направлениям деятельности Петра I.

Северная война, Полтавская битва, участие России в войнах против Франции, русско-турецкие войны, наконец, Отечественная война 1812 года - все это страницы славного военного прошлого, которые развивают чувство гордости ратными подвигами, мужеством русских солдат и офицеров.

Но этот же материал я использую для  формирования понимания гуманистических традиций, которые заложили великие русские полководцы: Ушаков Ф.Ф., Суворов А.В.,  Кутузов М.И., Нахимов П.С. и др. Эти традиции нашли понимание и поддержку у народов Европы.

Речь идет о том, что в воинские уставы Петр 1 внес пункты, направленные на защиту гражданского населения, гражданских объектов, культовых сооружений во время военных действий, которые в XIX веке были внесены в первые Женевские конвенции, а также то,  что в Швейцарии установлен памятник Суворову. Это единственный в мире факт установки памятника командующему армией другого государства.

Тема гуманизма и милосердия  формируется  и во время изучения событий Крымской войны. Создание общин сестер милосердия, деятельность Н.П.Пирогова. Привлечение документов, художественной литературы («Севастопольские  рассказы») усиливают восприятие материала.

Формированию уважения прав личности, неприятия насилия служит изучение страниц, посвященных крепостничеству и народным восстаниям.

Воспитание уважения к благородству, осмысление понятий «честь», «достоинство», «любовь к Отчизне» формирует тема, посвященная восстанию декабристов.

Материал о реформах и контрреформах второй половины    XIX в.,  о деятельности народовольцев и убийстве Александра II – проблемы очень актуальные и сегодня, это материал для  воспитания отрицательного отношения к террористической деятельности.

        «Россия в XX веке».

        Сложность и противоречивость этой эпохи очевидна, даже тема Великой Отечественной войны в источниках и учебниках преподносится неоднозначно, много критического материала.

        Времени для изучения отводится по программе очень мало и поэтому эмоциональное восприятие, дискуссионные вопросы я выношу на семинарские занятия. В 11А классе в конце марта проведен интересный семинар на тему «Великая Отечественная война - это не только битвы на фронте», старшеклассники подготовили проекты - презентации на темы:

        «У войны не женское лицо», «Оккупационный режим», «Тыл фронту», «Работники культуры и искусства во время войны», «Бей сатирой по фашисту »- о творчестве Кукрениксов, «Дети-герои» и др.

        Ведется немалая внеклассная работа по патриотическому воспитанию: это мероприятия недели истории, работа в НОУ (проект «Брестская крепость-герой», «Памятники нашего города»), устные журналы «Героические страницы нашей Родины», литературно-исторические композиции, это экскурсии  в музеи Белгородской области, храмы нашего города, на смотровую площадку Лебединского ГОКа, где работают родители, это традиционный праздник «День матери»,  который дает очень хороший воспитательный эффект, подготовка и участие в конкурсе «Умники», работа над проектами «Дни воинской славы России», «Песни  огненных лет», «Наша Родина – Россия», мероприятия, посвященные 100-летию Первой мировой войны, 70-летию победы в Великой Отечественной войне.

         

                                        

                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Из опыта работы учителя истории "Патриотическое воспитание на уроках истории"

В последнее время снижается общий уровень культуры нашего общества. На первый план выходят меркантильные, материальные запросы человека, стремление жить в достатке, не задумываясь о том, какими средст...

Семинар на тему "Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной работе по истории

Выступление с кратким обзором направлений патриотического воспитания на уроках истории...

Гражданско-патриотическое воспитание через уроки истории и внеурочную деятельность как одно из направлений государственной молодежной политики.

Отношение к молодежи всегда являлось актуальным для государства и общества. Молодежь не является саморазвивающейся системой, ее жизнь обусловлена существующими социально-экономическими и политическими...

Направления и формы работы по патриотическому воспитанию на уроках истории

В работе описан опыт учителя по патриотическому воспитанию подрастающего поколения....

Основные направления патриотического воспитания в школе

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-г...

Основные направления патриотического воспитания в работе классного руководителя

laquo; Воспитание человека – гражданина,человека – патриота, должно бытьглавной целью всего педагогического процесса »М.В. Ломоносов Патриотизм – это любовь к Родине...

Военно-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания в основной школе

Жизнь нашего общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные...