Методический конструктор: «Пишем сочинение на лингвистическую тему»
материал для подготовки к егэ (гиа, 11 класс) на тему

•Государственная итоговая аттестация по русскому языку проводится с целью проверки и оценки уровня общеобразовательной подготовки по русскому языку учащихся 9 класса. В тестовые задания включены материалы, позволяющие проверить следующие виды компетенций:

•Лингвистическую компетенцию, т.е. умение проводить анализ единиц языка;

•Языковую компетенцию, т.е. практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

•Коммуникативную компетенцию, т.е. владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь в устной и письменной формах, обрабатывать воспринятую информацию и создавать собственные высказывания на её основе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методический конструктор: «Пишем сочинение на лингвистическую тему» Шилова Ж.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Покровская улусная многопрофильная гимназия»

Слайд 2

Общие положения Государственная итоговая аттестация по русскому языку проводится с целью проверки и оценки уровня общеобразовательной подготовки по русскому языку учащихся 9 класса. В тестовые задания включены материалы, позволяющие проверить следующие виды компетенций: Лингвистическую компетенцию, т.е. умение проводить анализ единиц языка; Языковую компетенцию, т.е. практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм; Коммуникативную компетенцию, т.е. владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь в устной и письменной формах, обрабатывать воспринятую информацию и создавать собственные высказывания на её основе.

Слайд 3

В комплекте: Отдельная тетрадь для сочинений Критерии оценивания Речевые клише для оформления сочинения Схема написания сочинения

Слайд 4

Шаг 1. Разобраться с понятием «сочинение на лингвистическую тему» Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингвистика (языкознание, языковедение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки. Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал. Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях , например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, орфографии и т.д. А также нужно раскрыть важность этих языковых явлений в речевой деятельности.

Слайд 5

Темы заданий на повторение пройденного материала: Роль антонимов в речи Роль синонимов в художественном тексте Почему в текстах художественного стиля используются простые нераспространённые предложения? Зачем нужны тире и двоеточия в письменной речи? Почему не всегда ставятся запятые перед союзными словами? Когда мы ставим запятые в предложениях с определениями? Роль однородных членов в речи Разряды и функции частиц в русском языке Зачем нужны повторы в письменной речи? Зачем придумываются новые слова? Диалог и прямая речь. Их роль в языке Роль цитат в речи Роль архаичных слов в речи и т.д.

Слайд 6

Шаг 2. Изучить критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему С1к1 – рассуждения на поставленный вопрос на теоретическом уровне без фактических ошибок С1к2 – наличие примеров-аргументов из текста, иллюстрирующих проблематику текста. Важно, чтобы аргументов было 2 С1к3 – смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Важно, чтобы текст состоял как минимум из 3 абзацев С1к4 – композиционная стройность и завершённость сочинения

Слайд 7

Шаг 3. Рассказать, как должно быть построено сочинение-рассуждение? Поскольку задача – написать сочинение- рассуждение , то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи Сочинение-рассуждение состоит из следующих частей: 1. Вступление – тезис 2. Основная часть – доказательства(примеры) 3. Заключение – вывод Каждая из указанных частей сочинения-рассуждения представляет собой новый абзац. Не менее 70 слов, допускается до 110 слов

Слайд 8

Тезис Функции языкового явления Факты, доказательства, примеры. Вывод Что это? Это мысль, требующая доказательства. Каждое языковое явление имеет, по крайней мере, две функции. То есть, функция для чего — то служит , что — то выражает в тексте. Должно быть использовано несколько аргументов — примеров из теста для доказательства каждой из функций языкового явления. Заключительная часть рассуждения. Может состоять из нескольких предложений. Пример: Для чего нужны суффиксы с эмоционально — экспрессивной окраской? По — моему мнению, у суффиксов с таким значением существуют две функции. Во — первых, они служат для образования новых слов... Во — вторых, выражают отношение автора к происходящему... Приведём пример, который иллюстрирует первую функцию суффиксов … Вот один из ярких примеров, который раскрывает вторую функцию эмоционально — экспрессивных суффиксов ... Таким образом, мы можем сделать вывод, что суффиксы с эмоционально — экспрессивной окраской выполняют следующие функции: во — первых, …, во — вторых, ... С вводных слов и наречий. - 1. По — моему, … 2. На мой взгляд, … 3. По моему убеждению, … 1. Во — первых, …; 2. Во - вторых, … ; 3. Следовательно, …; 4. Итак, …; 5. Поэтому....; 6. Например, ... 1. Таким образом... Использовать такие речевые обороты. 1. Я думаю, что...; 2. Чтобы доказать эту мысль, надо выявить функции данных суффиксов... 1. Я полагаю, что...; 2. Попытаемся разобраться...; 3. Всё зависит от того, что... 4. Предположим, что... 1. Из этого следует, что..; 2. Приведём пример, который раскрывает...; 3. Отсюда заключаем, что...; 5. Это позволяет предположить....; 6. Доказательством служит.... 1. Я согласна с тем, что...; 2. См. пример.. Соединять предложение с помощью таких союзов. - - 1.Поскольку. 2. Так как. 3. В результате чего. 4. Так что. -

Слайд 9

Тезис – это мысль, которую нужно доказать. Поможет в этом использование таких вводных слов как безусловно, разумеется, конечно, я считаю, я думаю, по моему мнению, мне кажется, на мой взгляд, я согласна с мнением автора, я разделяю точку зрения автора… Во вступлении даёте обоснованный ответ на поставленный вопрос, т.е. формулируете собственную позицию по данному вопросу, либо общие сведения о лингвистическом понятии и его роли в речи. Тезис может состоять из 2-х предложений минимум и более . Но помните , что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части. Основная часть сочинения-рассуждения состоит из 2х примеров-аргументов из текста, которые иллюстрируют тезис. Важно не просто привести примеры, но и указать их роль. Для грамотного оформления основной части работы используйте такие речевые клише: в качестве примера можно привести… Рассмотрим предложение… в нём использовано такое лексическое явление, как… В справедливости этой мысли можно убедиться на примере… предложения, в котором автор использует такое грамматическое явление, как… Заключение содержит в себе вывод – подтверждение предложенного тезиса. Без него сочинение не будет законченным.

Слайд 10

Это важно! Обязательным требованием к сочинению на лингвистическую тему является опора на исходный текст. Это можно сделать двумя способами: цитированием или указанием номеров предложений, в которых содержится пример (аргумент). Следуйте формуле: от тезиса через аргументы к выводу или небольшое вступление, аргументация и тезис (вывод).

Слайд 11

Шаг 4. Запомнить, сколько абзацев должно быть в сочинении Абзацное членение текста – это одно из важных условий написания сочинения. Оно является показателем смысловой цельности, речевой связности и последовательности сочинения. Помните: первое, что бросается в глаза, это ошибки в абзацном членении. Сочинение должно иметь не менее 3-х абзацев: 1 абзац – тезис, комментарий к высказыванию 2 абзац – аргументы с примерами 3 абзац – вывод Основная часть может состоять более чем из одного абзаца. Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент.

Слайд 12

Шаг 5. Каким должен быть объём сочинения Строго следуйте минимальному пределу указанного объёма! В сочинении должно быть не менее 70 слов. При подсчёте слов не забывайте о том, что союзы, предлоги и частицы – это отдельные слова, которые тоже нужно считать. Слова, которые пишутся через дефис, считаются одним словом. Шаг 6. Поработать над грамотностью Перед тем как переписать полученный текст в чистовик, проверьте его на наличие всех видов ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых) и при необходимости откорректируйте его.

Слайд 13

Темы сочинений по лексике Заговори , чтоб я тебя увидел. (Сократ) Нет ничего сильнее слова. ( Менандр ) Словарь — это вселенная (Анатоль Франс) Неправильность употребления слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни. (Д. И. Писарев) В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно… (Н. В. Гоголь ) Слово – великое оружие жизни. (В. О. Ключевский ) Словарь – это вся внутренняя история народа. (Н. А. Котляревский ) Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Шефнер

Слайд 14

Темы сочинений по лексике Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей. (Л.Н. Толстой ) Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К. Паустовский

Слайд 15

Темы сочинений по грамматике Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она дурно выражена. (Вольтер) Русская грамматика есть искусство говорить, как никто не говорит, и писать, как никто не пишет. ( Осип Сенковский ) Все науки в грамматике нужду имеют. Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики. ( М. В. Ломоносов)

Слайд 16

(1)На уроках немецкого я чувствовал себя принцем. (2)Все наши школьные учителя немецкого языка души во мне не чаяли. (3)И Елена Францевна не являла собой исключения. (4)Но настал и мой черед. (5)Как раз перед этим я пропустил несколько дней и понятия не имел о домашнем задании. (6)Поначалу всё шло хорошо. (7)Я проспрягал какой-то глагол, отбарабанил предлоги, требующие дательного падежа, прочел по учебнику статью и пересказал с берлинским акцентом её содержание. (8)- Прекрасно. (9)Теперь, пожалуйста, стихотворение, - сказала Елена Францевна . (10)- Какое стихотворение? (11)- То, которое задано! (12)- Да я же не был в школе! (13)Я болел. (14)- Совершенно верно, ты отсутствовал. (15)А спросить у товарищей, что задано, ты не мог? (16)И тут я нашёл выход. (17)О домашних заданиях я спрашивал у Павлика, а он ни словом не обмолвился о стихотворении. (18)- Это правда? - спросила она Павлика. (19)Он молча наклонил голову. (20)И я тут же понял, что это неправда. (21)Как раз о немецком я его не спрашивал. (22)О других предметах спрашивал, а готовить немецкие уроки я считал ниже своего достоинства. (23)Елена Францевна перенесла свой гнев на Павлика. (24)Затем она предложила мне прочитать любое стихотворение на выбор. (25)Я прочел шиллеровскую «Перчатку» и заработал жирное «отлично». (26)Вот так все и обошлось. (27)Ан, не обошлось! (28)Когда, довольный и счастливый, я вернулся на своё место, Павлика не оказалось рядом. (29)Исчезли его учебники, тетрадки… (30)Он сидел за пустой партой, через проход, позади меня. (31)У него были какие-то странные глаза: красные и налитые влагой. (32)Он молчал и глядел мимо меня. (33)Я стал уговаривать себя, что поступил правильно. (34)Стоит ли вообще придавать значение пустой болтовне? (35)И всё же, окажись Павлик на моём месте, назвал бы он меня? (36)Нет! (37)Он скорее бы умер, он проглотил бы собственный язык! (38)И вдруг каким-то холодком по хребту я понял, что это не пустые слова. (По Ю. Нагибину*) * Юрий Маркович НАГИБИН (1920-1994). Русский советский писатель и сценарист.

Слайд 17

Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Д. Э. Розенталя: «Видное место в нашей речи занимают фразеологические обороты. …Они легко воспроизводятся в виде готовых речевых формул, позволяют экономить время и усилия, облегчают процесс общения, придают речи образность и выразительность». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему фразеологические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 18

Образец сочинения ученика Я соглашусь с мнением известного учёного Д. Розенталя. Как мы все знаем, фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, имеющие переносные значения. Они действительно занимают важное место в нашей речи, придавая ей выразительность, образность. Я бы даже сказал, сочность. По моему мнению, фразеологизмы надо умело использовать в речи, как это делает писатель Ю.Нагибин в предложенном тексте. Например, в предложении 37 мы видим фразеологический оборот «проглотил бы собственный язык», который, являясь речевой формулой, заменяет размышления о благородном поступке Павлика. Или в предложении 2 фразеологизм «души во мне не чаяли» образно раскрывает мысль об особом внимании учителей к главному герою текста. Таким образом, видно, что фразеологизмы, имея глубокий смысл, но обладающие краткостью его выражения, обогащают нашу речь. Правильно ли понят тезис? Прокомментирован ли тезис? Выражено ли согласие/несогласие с автором? Приведены ли аргументы из текста? Сколько? Есть ли заключение? Из скольких слов состоит сочинение?

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как писать сочинение на лингвистическую тему

Новая форма ГИА в 9 классе по русскому языку ("три в одном" : тесты, сжатое изложение, сочинение) требуют новых форм подготовки учащихся к этому испытанию. Предлагаю вниманию коллег, перед которыми во...

Презентация по теме "Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему" для 9 класса

Этот материал можно использовать при обучении учащихся написанию сочинения на лингвистическую тему. Он составлен на основе демонстрационного материала ГИА 2013 года....

Мастер-класс «Готовимся к ЕГЭ. Пишем сочинение, используя лингвистический анализ текста».

материал для выступления на методическом семинаре учителей русского языка и литературы, содержит элементы лингвистического анализа текста на примере новогоднего обращения президента РФ...

Презентация урока на тему "Готовимся к сочинению на лингвистическую тему"

В данном уроке системно, в виде презентации показано, как готовить выпускников 9 класса к написанию сочинения на лингвистическую тему....

Методический материал. Пишем сочинение на ЕГЭ

В данном материале шпаргалка для написания сочинения на ЕГЭ...

Методическая разработка:"Теоретический материал для написания сочинения на лингвистическую тему: «Для чего нужно тире?»"

Разработка для учащихся 9 класса,которая содержит схему работы над сочинением на лингвистическую тему....

Методическая разработка "Использование языковых средств выражения признака в качестве примеров-аргументов в сочинении на лингвистическую тему ОГЭ"

Методическая разработка "Использование языковых средств выражения признака в качестве примеров-аргументов в сочинении на лингвистическую тему" не только качественно готовит девятиклассников ...