Семинар «Сочинение – рассуждение: проблемы, поиски, находки.»
презентация к уроку на тему

Формирование опыта организации подготовки учащихся к написанию сочинения-рассуждения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар « Сочинение – рассуждение: проблемы, поиски, находки.» Учитель русского языка и литературы Заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Покровская улусная многопрофильная гимназия» МР «Хангаласский улус» Отличник образования РС(Я) Методист РС(Я)

Слайд 2

Цель: формирование опыта организации подготовки учащихся к написанию сочинения-рассуждения

Слайд 3

Часть С 3 б 1 б 2 б 0 б

Слайд 4

Поэлементный анализ части С ЕГЭ по русскому языку в Хангаласском улусе показал: Недостаточно отработан алгоритм написания сочинения-рассуждения. Не обращается должного внимания на комментарий к сформулированной проблеме (С2) 23% выпускников не имеют в своем читательском арсенале произведения для аргументации собственного мнения (С4) 17% выпускников допустили нарушения в абзацном членении текста У 82% выпускников речь не отличается выразительностью Только 17 % выпускников показали высший балл по орфографической, пунктуационной, грамматической, речевой грамотности. 11 % выпускников допустили этические ошибки 17 % выпускников нарушили соблюдение фактологической точности

Слайд 5

Результаты части С выпускников гимназии Максимальный балл - 21 1 18 – 20 баллов 7 15-17 баллов 4 Максимальный балл - 23 2 18 – 22 баллов 10 15 – 17 баллов 6 2008-2009 уч.год 2011-2012 уч.год

Слайд 6

1 шаг Подготовка к выполнению части С начинается с изучения требований, предъявляемых к этой части. Каждый ученик должен знать содержание «Критериев проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом» (К1-К12). позволяет им логически выстроить свое рассуждение, увидеть достоинства и недостатки работы. КРИТЕРИИ Содержание сочинения К 1 Формулировка проблем исходного текста К 2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текст К 3 Отражение позиции автора исходного текста К 4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме Речевое оформление сочинения К 5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения К 6 Точность и выразительность речи Грамотность : К 7 Соблюдение орфографических норм К 8 Соблюдение пунктуационных норм К 9 Соблюдение языковых норм К 10 Соблюдение речевых норм К 11 Соблюдение этических норм К 12 Соблюдение фактологической точности

Слайд 7

Конструирование модели сочинения-рассуждения 2 шаг Сочинение в формате ЕГЭ должно соответствовать следующему плану: Вступление. В нём может определяться круг вопросов, которые затрагиваются в тексте, возможно, сообщаться некоторые сведения об авторе, то есть все то, что так или иначе подводит к выбору проблемы текста Объём вступления - 2-3 предложения. Совет: не увлекайтесь вступлением, это важная, но далеко не самая содержательная сторона работы, помните об объёме сочинения, который не должен превышать 300 лексических единиц ( включая служебные слова).

Слайд 8

Проблемой текста называют предмет обсуждения, тот вопрос, над которым размышляет автор. Важно помнить, что определение проблемы – самая главная часть работы над сочинением, поскольку все остальные композиционные части направлены на то, чтобы её раскрыть. Как говорится, нет проблемы – нет текста. В самом общем виде все проблемы можно распределить на следующие типы: Социальные философские Политические эстетические экологические нравственные этические Как правило, тексты содержат несколько проблем. Здесь важно выделить ту проблему, которая кажется наиболее значимой или ту, по которой наверняка найдутся аргументы. Очевидно, проще сформулировать проблему публицистического текста, чаще всего она лежит на поверхности; При определении проблемы нельзя опираться на первое впечатление, на ассоциативное восприятие, выхваченные из контекста слова или словосочетания. ВАЖНО: проблема должна быть сформулирована чётко, так, чтобы у проверяющих не могло возникнуть сомнений в том, что ученик правильно понимает суть текста. Определение проблемы предложенного текста.

Слайд 9

Комментарий к проблеме. Как показывает практика, комментарий – очень сложная для выпускника часть работы, так как большинство учащихся полагают, что прокомментировать текст – значит, его пересказать. Это в корне неверно. Комментарий – это анализ авторского видения проблемы, демонстрация того, что вы видите и понимаете, как автор проблему «распутывает». Комментарий может содержать характеристику проблемы с точки зрения её актуальности, значимости для определённого круга людей или для всех. Комментарий свидетельствует об умении видеть аспекты проблемы, которые наметил автор, следить за ходом авторской мысли. Не забудьте, что все комментарии должны соотноситься с поднимаемой автором проблемой. Помните: уход в сторону – потеря баллов. В комментарии важно увидеть авторскую эмоцию по отношению к проблеме, возможно, указать на композиционные средства, используемые автором, чтобы раскрыть проблему, (например: …автор задаётся вопросом..; с негодованием автор говорит о..; в своих размышлениях автор опирается на мнении..; опираясь на факты истории…)

Слайд 10

Позиция автора. Позиция автора представляет собой его отношение к проблеме. Это может быть призыв, возмущение, сожаление, восхищение ит.д. Главное – понять, что позиция автора – это вывод, итог авторских размышлений, это его точка зрения, в конечном итоге, это то, ради чего написан текст( высказать своё мнение о чём-либо). Другими словами, если проблема текста – это некий вопрос, то позиция автора –это то, в чём автор видит решение проблемы. Формулируя позицию автора, полезно использовать глаголы со значением качества. Не забудьте, что есть тексты, где позиция автора может не быть выражена явно, тогда догадаться о ней можно по логике авторского повествования (можно постараться найти в тексте цитату, отражающую мнение автора).

Слайд 11

Аргументы – это подтверждение собственной точки зрения ( это важно, автор не просит подтверждать его точку зрения, ваша задача – показать, что вы имеете право соглашаться или не соглашаться с ним, потому что для этого есть основания) Один из аргументов обязательно должен быть из художественной литературы, второй – на выбор: исторический пример, пример из общечеловеческого опыта (известный факт, пословица, народная мудрость, чей-либо афоризм, научный факт, публицистическая информация, если она может быть проверена, информация СМИ, ссылка на политические, религиозные события и постулаты, на результаты экспериментов и экспертиз, положения юридических законов и т.д.) Важно, чтобы вы не просто привели факт как аргумент, а объяснили его применение в качестве аргумента к данной (рассматриваемой в вашем тексте) проблеме, т.е. важен анализ опыта, извлечённого из данного факта. Помните: вариант аргумента: «Моя подружка рассказывала, что …» не принимается экспертами в качестве аргумента. Собственная точка зрения. Здесь всё очень просто. Достаточно 2-х предложений, главное - не забыть, что соглашаться или не соглашаться нужно с точкой зрения автора, а не с проблемой (она не просит об этом). Важно помнить, что фразы «Я согласен с мнением автора текста…» недостаточно, нужно найти аргумент к своему согласию, то есть объяснить, почему вы согласны или не согласны. Аргументы.

Слайд 12

Очень важно, чтобы выпускник имел в своём читательском арсенале такие произведения, своеобразные палочки-выручалочки из любой ситуации Е.И. Носов рассказ «Кукла» А.А. Платонов рассказ «Юшка» В.П. Распутин рассказ «Уроки французского» А.С. Пушкин повесть «Капитанская дочка» Л.Н. Толстой «Война и мир» Афоризмы Аристотеля, Платона, Конфуция; пословицы, высказывания

Слайд 13

Хорошая композиция требует согласованности всех частей сочинения, поэтому очень важно «закольцевать» вашу работу, а значит, в заключительной части подводится итог всему вышесказанному, делается вывод. Хороший вариант (безотказный): во вступлении задать некоторый вопрос, определяющий проблематику текста, а в заключении – повторить этот вопрос, поставив перед ним слово «так» и ответить на вопрос . Например: (Вступление – Что такое культура? Окончание: Так что же такое культура? Культура – это система ценностей… и т.д.) Без хорошей концовки не может быть хорошего балла за сочинение – это психологически обоснованно (эксперт тоже человек, и, как любой человек, работающий с информацией, эмоционально реагирует на финальную часть текста: чем убедительнее, ярче заключение, тем больше шансов получить «лишний» балл) Вариантами концовки сочинения также могут быть: некое обобщение, сделанное по проблеме текста; цитата из текста; призыв; нравственный вывод; афоризм; возврат к началу – «кольцо»; пословица; обращение к читателю, а также сочетание этих приёмов. Заключение – вывод Не бойтесь такого знака, как многоточие (особенно в конце вашей работы), но помните, что он должен быть логически обоснован.

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профильное обучение и образование: проблемы, поиски, находки

Профильное обучение и образование: проблемы, поиски, находки...

Профильное обучение и образование: проблемы, поиски, находки

Профильное обучение и образование: проблемы, поиски, находки...

Работа над сочинением-рассуждением. Проблемы текста. Типы проблем.

Предлагается материал, который можно использовать для обучении написанию сочинения-рассуждения при подготовке к ЕГЭ в 10 - 11 классах....

Урок-семинар по теме "Работа с текстом. Составление сочинения-рассуждения" (подготовка к итоговой аттестации в 9 классе)

Материал урока - семинара  может понадобиться учителю, ведущему  подготовку  к  итоговой аттестации в 9 классе...

Школьная оценка: проблемы, поиски, находки.

Презентация к докладу  о    системе оценивания...

Работа с одаренными детьми: проблемы, поиски, находки.

Личностно-ориентированный подход, индивидуальные планы работ- некторые из методов работ по выявлению и работы с одаренными детьми....