Проектная технология
статья на тему

Малахова Екатерина Сергеевна

Проектная технология на уроках истории и обществознания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoriya.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современная российская образовательная политика предусматривает решение одной из главных задач – обеспечение современного качества образования, развития и становление личности, способной жить в изменяющемся мире.

Приоритетным условием решения этой задачи является использование преподавателями истории в своей педагогической практике современных образовательных технологий. В современных педагогических технологиях преобладают активные методы обучения, имеющие исключительную важность при обучении истории.

Один из активных методов – метод проектов, рассматриваемый как эффективная педагогическая технология 21 века и как позитивная методология решения задач, возникающих перед человеком в течение жизни, как средство решения жизненных проблем.

Преимущества проектной технологии. Они, прежде всего, в том, что ограниченный узкими рамками урок «выплёскивается» во внеурочную деятельность. А известная логика от простого к сложному предполагает следующие формы самостоятельной работы учащихся: творческую работу ( подбор примеров, оформление иллюстраций, написание мини-сочинений и т.д.), сообщение, доклад, рефера, исследование, проект.

Проект – это план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношение, книгу, модель, газету, буклет.

Дополним ещё некоторые достоинства проектов: учащиеся видят перед собой конечный результат – то, что они сделали своими руками, во что вложили свою душу. Проекты позволяют выявить творческие способности учащихся, их деловые качества.

Для подростков профессионально-технического училища проекты – средство самореализации,самоопределения. Именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен применить свои знания? При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности и требования: к сильным – сложные, к слабым – по их реальным возможностям.

Овладение проектным методом развивает социальный аспект личности и за счёт включения её в различные виды деятельности, прививает учащимся жизненно-необходимые знания и умения.

 Проектный метод – это та педагогическая технология, которая ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Под проектом подразумевается специально организованный учителем комплекс учебных действий, завершающийся созданием продукта труда, презентации .Эффективность поектной технологии в преподавании истории представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную учащимся.

Основные учебные задачи, стоящие перед проектной деятельностью:

  • Научить подростков самостоятельно достигать намеченной цели, конструировать полученные знания;
  • Учить предвидеть проблемы, которые предстоит решить по созданию проекта;
  • Сформировать умения ориентироваться в информационном пространстве: находить источники информации, получить навыки обработки информации;
  • Приобрести навыки проведения исследований;
  • Сформировать навыки презентации полученных знаний и опыта.

Тематика проектов определяется как практической значимостью, так и доступностью их выполнения.

Поставленная проблема должна быть привлекательна по формулировке и должна стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. Проектный метод в современном образовании – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определённых личностных качеств как учителя, так и учащихся.

В ходе проектного обучения образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл подростка. А это повышает его мотивацию в учении. Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию учащегося, его самореализацию.

Цель проектной деятельности состоит в том, чтобы создать условия , при которых обучающиеся:

1). Самостоятельно и охотно пробовали себя в различных сферах на основе самостоятельной цели проекта.

2). Приобретают коммуникативные умения, работая в группах или парах.

3). Развивают у себя исследовательские умения ( выделение проблем, сбор информации, наблюдение, эксперимент, обобщение).

4). Развивают логическое мышление, разрабатывают программу действий по реализации проекта,осуществляют рефлексию).

Деятельность преподавателя в процессе реализации проекта:

  • Он разрабатывает программно-методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса.
  • Формирует образовательную информационно-коммуникативную и рефлексивную компетентность подростков.
  • Проектирует самостоятельную работу обучающихся с дополнительными источниками, с ресурсами Интернета.
  • Осуществляет диагностику готовности обучающихся к дальнейшему обучению.
  • Создаёт условия для развития активности обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.

 Виды проектов.

Учебный проект – это проект, осуществляемый учащимися под руководством педагога и имеющий педагогическую цель.

Групповой проект – совместная учебно – познавательная , исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, имеющая общую проблему, цель, методы и способы решения проблем, направленная на достижение совместного результата.

Ролевой проект – это проект, в котором изначально определены роли участников и правила взаимоотношений между ними, а структура, форма продукта и результаты остаются открытыми до самого конца.

Краткосрочный проект – проект продолжительностью от 1 до 6 уроков.

Среднесрочный проект – проект продолжительностью от одной недели до одного месяца.

Долгосрочный проект – проект продолжительностью от двух месяцев и более ( до нескольких лет).

Персональный проект – проект, выполняемый одним учащимся под руководством преподавателя.

Информационный проект - проект, в структуре которого акцент проставлен на презентации.

Монопроект – проект, проводящийся в рамках одного учебного предмета ( например, истории ).

Практико-ориентированный проект – проект, основной целью которого является изготовление средства прикладного характера для разрешения проблемы.

Творческий проект – его центром является творческий продукт самореализации учащихся проектной группы или отдельного учащегося.

Телекоммуникационный проект – учебный групповой проект, организованный на основе компьютерной телекоммуникации.

Проект-самореализация – высшее проявление проектной деятельности. Во многом он имеет аналогичные характеристики, а цель этого проекта видится учащимся в нахождении своего «Я» в этоц деятельности, реализации своих сущностных сил, то есть самореализации, осознание своего вклада в проект. В нём основной акцент делается на личную или социальную значимость, полезность проектной деятельности.

В проекте-самореализации учащиеся действуют с максимальным уровнем самостоятельности,запуская механизмы «само»:

  • Самоактуализация;
  • Саморазвитие;
  • Самореализация.

Использование проектной технологии на уроках истории – это творческая, в значительной степени самостоятельная деятельность учащихся; а виды этой интересной технологии подразумевают:

  1. поиск информации, необходимой для реализации идей проекта или вспомогательных задач, анализ и обобщение собранного материала;
  2. выработку гипотез собственных исследований, экспериментальную проверку или сбор экспериментальных данных;
  3. социально-значимую практическую деятельность по результатам проведённых исследований, отражающих личностно-индивидуальную позицию.

Независимо от того, какой вид проекта избран преподавателем и учащимися, важно правильно разработать структурирование проекта. Можно предложить такой вариант структуры :

1-я стадия. Подготовка к работе над проектом.

2-я стадия. Выбор актуальной проблемы.

3-я стадия. Сбор информации. Разделившись на группы, учащиеся изучают комплекс материалов.

4-я стадия. Обработка материала, выяснение способов решения проблемы, разработка программы реализации проекта.

5-я стадия. Реализация плана действий команды.

6-я стадия. Подготовка к защите проекта. Идёт сбор папки дркументов ( портфолио ).

7-я стадия. Презентация проекта.

8-я стадия. Рефлексия. Определяются трудности в проекте, выявляются ошибки, оценивается вклад каждого участника.

Оформление проекта.

Несмотря на разнообразие проектов, все они в своём завершённом виде, в виде конечного продукта, должны отвечать определённым общим требованиям. Эти требования необходимы в обеспечении удобства для тех,кто в будущем будет работать с проектом.

Паспорт проектной работы. Его назначение в том, чтобы показать описание проекта, подготовленного для публикации или для хранения.

Паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:

  • Название проекта.
  • Руководитель проекта.
  • Консультанты проекта.
  • Учебный предмет, в рамках которого выполнен проект.
  • Возраст учащихся, на который рассчитан проект.
  • Состав проектной группы.
  • Тип проекта ( информационный, исследовательский и т. д. ).
  • Цель проекта.
  • Задачи проекта.
  • Вопросы проекта ( 3-4 важнейших проблемных вопроса ).
  • Необходимое оборудование.
  • Аннотация ( актуальность проекта, его значимость, воспитательный аспект, краткое содержание ).
  • Предполагаемые продукты проекта.
  • Этапы работы над проектом ( форма, продолжительность, место работы учащихся, содержание работы ).
  • Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

Оформление проектной папки. Проектгая папка ( портфолио проекта ) – один из обязательных выходов проекта,предъявляемых к защите ( презентации ) проекта.

Смысл предъявления папки на защите – показать ход работы проектной группы. В портфолио проекта входят:

  1. Паспорт проекта;
  2. Вся собранная информация по теме проекта;
  3. Результаты исследований;
  4. Записи всех идей, гипотез и решений;
  5. Краткое описание всех проблем;
  6. Эскизы, рисунки, графики,итаблицы, фотодокументы;
  7. Материалы к презентации.

Защита проекта. Для моих учащихся защита проекта – это момент самореализации, радости и гордости за выполненную работу.

Общими рекомендациями для защиты проекта служат следующие:

1. Эмоциональное и короткое по времени изложение материала с интересными примерами.

2. Употребление только понятных терминов.

3. Хорошо воспринимается рассказ,а не чтение текста.

4. Выступление выиграет, если будет максимально использоваться наглядный материал.

5. Постараться предупредить возможные вопросы.

Рекомендации по технике подготовки защиты проекта:

  • Провести предварительный хронометраж своего выступления и довести его до нужной продолжительности.
  • Выписать на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в выступлении, и разложить ихпо порядку.
  • Заранее продумать детали своего рабочего места.
  • Приготовить чёткий и красочный наглядный материал.
  • Провести тренировочное выступление перед друзьями, родственниками.

Выступающему учащемуся необходимо представить полезные рекомендации:

  • Начинать своё выступление с приветствия.
  • Огласить название своего проекта, сформулировать его основную часть и причину выбора темы.
  • Не забывать об уважении к слушателям в течение всего выступления ( говорить внятно ).
  • Поблагодарить слушателей за внимание, а руководителя – за помощь.
  • Стараться ответить на все вопросы.

Творчески работающие преподаватели истории всегда ищут пути и способы совершенствования преподавания истории. Обновление содержания образования требует новых педагогических технологий, несущих высокую степеть самостоятельности учащихся

Такой технологией и является проектная технология как самореализация обучающихся на уроке истории и во внеурочное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Актуальность метода проектов в наши дни обуславливается, прежде всего, необходимостью учащихся понимать смысл и предназначение своей работы, уметь самостоятельно оставить цели ...

Проектная технология – технология мотивации к изучению иностранного языка, технология развития креативности учащихся

Обмен опытом работы по данной технологии. Сообщение было сделано на методическом совете школы с представлением результатов проектной работы.  Таковыми стали составленные схемы маршрутов британски...

Внедрение проектно-целевого метода и проектных технологий в управление школой

В статье содержится информация об использовании проектно-целевого метода и проектных технологий при реализации Программы развития школы «Школа социального успеха»....

«Содержание современных педагогических технологий на уроке английского языка. Особенности проектных технологий»

 «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли,  а не памятью» Л.Н.ТОЛСТОЙ...

Проектные технологии при переходе на ФГОС второго поколения образовательной области «Технология».

Проектные технологии всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Используя пр...

Практическое применение проектной технологии и выявление методических условий для успешной организации и применения проектной деятельности в курсе истории России в VI классе.

Практическое применение проектной технологии и выявление методических условий для успешной организации и применения проектной деятельности в курсе истории России в VI классе. 1 Разработка проектн...